Февральская революция 1917 г. приостановила политику геноцида, заявила о приверженности общечеловеческим ценностям – свободе, равенству народов, но воздержалась от предоставления народам окраин национально-территориального самоопределения, не ликвидировала институты колониального управления.
Носителем идеи национального освобождения, пробуждения национального самосознания казахского народа, вдохновителем борьбы против колониализма выступала национальная демократическая интеллигенция во главе с Алиханом Букейхановым, а так же с его сподвижниками, которые составляли основу алашского движения (А. Байтурсынов, М. Дулатов, А.Ермеков, Ж. и Х. Досмухамедовы, Ж.Аркаев и другие). Они отражали как интересы степной элиты (биев, батыров, баев-полуфеодалов), так и интересы широких демократических масс (шаруа, рабочих, городской демократии).
После февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 года, вновь активизировалось. В апреле-мае 1917 г. состоялись областные, частично уездные съезды партии «Алаш».
1.Партии и движения в Казахстане в 1917 году
1.1 Февральская буржуазно – демократическая революция в России и Казахстан.
Восстание 1916 года в Казахстане было составной частью все нарастающего революционного движения в России. Поражения России на фронте, гибель миллионов людей, ухудшение положения народа – все это породило массовое недовольство. В итоге в стране сложилась революционная ситуация. В 1917 году, в результате февральской буржуазно – демократической революции 23 – 27 февраля, было свергнуто самодержавие, и закончилось 300 – летнее правление дома Романовых. Царская власть окончательно пала. Это был главный итог революции. В Казахстане прошли митинги и собрания в поддержку революции.
Главным отличием Февральской революции было то, что в стране образовалось двоевластие: Временное правительство – орган диктатуры буржуазии и Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов – орган диктатуры рабочих и крестьян. В Казахстане, как и во всей стране, в марте и апреле 1917 года, наряду с органами Временного правительства возникли Советы рабочих и солдатских депутатов в Семипалатинске, Алма-Ате, Петропавловске, Кокчетаве, Павлодаре и др. Так, в Оренбурге, Ташкенте и Омске 1 – 3 марта прошли выборы в Советы и состоялись первые их заседания.
В первое время после февральской революции трудовое население края еще верело во временное правительство и надеялось, что оно сможет дать народу мир, крестьянам – землю, а рабочим – восьмичасовой день. Но буржуазное Временное правительство продолжило аграрную и национальную политику самодержавия. В Казахстане продолжалось изьятие земель и преследование участников восстания 1916 года.
Основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и на местах явилась Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное правительство от власти устранило бывших военных губернаторов, генерал – губернаторов и чиновников колониальной администрации. Начался процесс отстранения от власти чиновников колониальной администрации. В марте 1917 года были арестованы вице-губегнатор Уральской области, генерал-губернатор Западной Сибири, губернатор Тургайской области, ряд уездных начальников и чинов жандармерии в Уральске, Омске, Петропавловске, Оренбурге. 30 марта был отстранен от должности и арестован генерал-губернатор Туркестана. Аналогичные действия были применены и по отношению к чинам колониальной администрации в ряде уездов Семиреченской и Семипалатинской области. Вместо них появились областные комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционный комитет и др. В волостях, аулах и селах оставались те же волостные и аульные управители, сельские старосты и станичные атаманы.
Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников – колонизаторов, а так же представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Букейханов был назначен комиссаром Временного правительства Туркестанской области, а М. Тынышпаев – Семиреченской области, М.Шокай в Туркестане. Кроме того, в Семипалатинской области комитет Временного правительства возглавил комиссар К.Ляшкевич – председатель Семипалатинского союза кооператоров. Комиссаром Уральской области 8 марта
В Казахстане были образованы национальные областные и уездные комитеты во главе с казахской интеллигенцией. В областях и уездах были созданы казачьи комитеты, органы власти казачьих станиц Оренбургского, Сибирского, Уральского и Семиреченского казачьих войск, которые поддерживали Временное правительство. Татарские и уйгурские купцы объединились в мусульманские, татарские и др. комитеты. Так, 7 марта 1917 г. в Верном был образован общемусульманский комитет – Курултай во главе с З. Тазетденовым. Эти комитеты создавались для поддержки временного правительства.
В марте 1917 года активную деятельность в крае развернули социал-демократы, большевики, чьи организации действовали практически во всех областях и уездах. Второй реальной властью в Казахстане стали Советы как органы народной власти. В марте-апреле 1917 года в крае было создано более 25 советов рабочих, крестянских и солдатских депутатов. Руководящую роль в большинстве Советов играли социал-демократы, меньшевики и эсеры.
1.2 Политические партии и течения в Казахстане.
Еще в годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз-Казахская социалистическая партия».
Партия “Алаш”.
Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.
Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был М.Шокай.
Молодежные течения в Казахстане.
В этот период казахская молодежь учебных заведений Омска, Оренбурга, Ташкента, Семипалатинска и других образовала молодежные организации, которые первое время занимались культурно-просветительской деятельностью. В 1917 году были созданы молодежные организации «Еркін дала» («Свободная спеть») в Оренбурге, «Бірлік» («Единство») в Омске, «Жас қазақ» («Молодой казах») в Уральске, «Ұміт» («Надежда») в Троицке и других городах – около 20 кружков и организаций, которые распространяли листовки, стихи на злободневные темы, устраивали вечера, дискуссии и т.д.
Среди этих группировок и кружков с революционной программой действий выступил организованным в Аулие – Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи». В его состав входила передовая казахская интеллигенция, вышедшая из средних и малоимущих слоев казахского населения. Основная задача революционного союза была борьба с временным правительсвом, засилием кулачества на местах, борьба против волостных, старшин и баев, стороннников Временного правительства и в усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения.
Март 1917 года был месяцем выхода местных социал-демократов из подполья и развертывания работы среди железнодорожников. Городских рабочих и других слоев трудящихся. Работой местных социал-демократов руководили большевики Ташкента, Оренбурга и Омска. Организации РСДРП в Перовске, Казалинске, Актюбинске, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Чимкенте и других городах и железнодорожных станциях казахстана были объедененными: в них состояли как большевики, так и меньшевики.
Партия Үш жұз.
Фактически после февральской революции в Казахстане возникли следующие политические партии. Отражающие интересы коренного населения: «Алаш» -партия национальной демократической интеллигенции, «Үш-жүз» – партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и «Шуро-и-Исламия»- организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «читсого ислам2 «Шуро – и – Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».
Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелен как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Үш жұз» прекратила свое существование.