Роль и ответственность врача в обществе

Роль и ответственность врача в обществе.

Врач – лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врач – также лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства, как то: исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного общения с пациентом, его нуждами и страданиями. Успешное лечение, даже при использовании последних достижений медицинской науки, в большой степени является искусством.

Профессия врача была всегда востребована и уважаема. Очень много людей стремятся получить медицинское образование, именно поэтому конкурс в медицинские ВУЗы очень высок. При этом обучаться медицине не так уж легко, а количество лет, затрачиваемых на полную подготовку врача, больше, нежели у других профессий. Но это не останавливает современных студентов, и толпы абитуриентов снова и снова покоряют двери приемных комиссий.

  1. Роль врача в обществе

Профессия медика наряду с некоторыми другими – например учителя или ученого – в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя – дать знания и привить социальные навыки ученикам, ученые – развивать науку. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгоды.

Медицина зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии, врач инициируется в своем статусе, подтверждая, что клянется:

  • “честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины”.

В этой клятве можно обнаружить три критерия профессионализма, которые выделил Талкотт Парсонс в своей работе “Профессии”.

Профессия медика в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгодных индивидов. Во-вторых, наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. И в-третьих, самое главное – наличие у свободных профессионалов уверенности, что они работают в интересах всей социальной системы (что проявляется в зафиксированных в клятве готовности действовать в интересах любого больного и утверждении ценности человеческой жизни).

Врач встречает человека при рождении, всегда рядом в часы болезни и провожает его в конце жизненного пути. Это определяет и особую ответственность этой профессии, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Обратите внимание, с какой нетерпимостью, и с какой злобой осуждают промахи и ошибки врачей наши папарацци. Эти представители демократической прессы легко прощают подлость и предательство своих покровителей и свои собственные, но призывают посадить, лишить, наказать огромным штрафом врачей, «виновных» по их мнению, в гибели или инвалидизации своих пациентов.

Позицию обывателя хорошо иллюстрирует следующий пример. Автокатастрофа. Несчастные искалеченные люди и зеваки, которые стыдливо прячутся неподалеку. Никто не торопится помочь пострадавшим. Приезжает «скорая», толпа плотным кольцо окружают место происшествия, их активность резко возрастает, они советуют, возмущаются, пытаются помочь. Некоторые не выдерживаю вида крови, падают в обморок. Теперь помощь нужна уже им… В итоге формируется «общественное мнение» в случае смертельного исхода – виноваты врачи. Заметьте, не роковые стечения обстоятельств автокатастрофы, не отсутствие своевременной помощи очевидцами, не плохие дороги, а именно врачи конкретной бригады медицинской помощи.

Часто встречается такая реакция: «Бедный Б. Вот ему досталось… Эти коновалы не хотят признавать ничего нового, вот и у нас был случай…».

Конечно, среди врачей есть безответственные, черствые, избыточно корыстные люди, но страдают от народного гнева почему-то как раз те, кто честно выполняет свой долг.

Еще в 1898 году В.В.Вересаев в записках врача писал: «В обществе к медицине и врачам распространено сильное недоверие. Врачи издавна служат излюбленным предметом карикатур, эпиграмм и анекдотов. Здоровые люди говорят о медицине и врачах с усмешкою, больные, которым медицина не помогла, говорят о ней с ярою ненавистью».

С чем это связано? Да с тем, что человек смертен, продолжительность жизни его ограничена, организм его далеко не совершенен и подвержен болезням. Это многих огорчает и побуждает к иллюзиям с завышением возможностей медицинской науки.

Мало кто говорит: «У меня болит нога, потому что я был неосторожен и травмировал ее». Чаще скажут так: «Врач назначил неправильное лечение, которое мне не помогает». Или в случае смерти близкого человека, скорее всего, скажут «Его не смогли спасти, «скорая» приехала слишком поздно», а не «Мы не были к нему внимательны и часто создавали ему проблемы, доводя его до сердечных приступов».

Искусство врача это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с пациентом, который является имманентно (по определению) человеком капризным, зависимым, с набором всяких предрассудков, которые он получил из жизненного опыта, по слухам, из медицинской рекламы…

Профессия врача – особая специальность, в ее основе – любовь. Любовь к человеку, любовь к больному человеку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить – самое трудное занятие в жизни. Правильно говорят – медицина это профессия от бога.

  1. Ответственность и обязанности врача

Обязанности

  • удовлетворение необходимым требованиям для осуществления медицинской деятельности (с диплом, звание, лицензия);
  • добросовестное исполнение своих служебных обязанностей (оказание пациентам медицинской помощи соответствующего объёма и качества);
  • соблюдение врачебной тайны (конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных врачом при обследовании и лечении пациента).

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей влечёт для врача в зависимости от тяжести последствий и степени вины:

  • дисциплинарную,
  • административную,
  • уголовную ответственность.

Дополнительно для лица может устанавливаться гражданско-правовая ответственность (например, возмещение расходов пациента при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества: расходов, понесённых на восстановление нарушенного здоровья; расходов по утрате заработка в связи с временной потерей трудоспособности; возмещение морального вреда).

  1. Ответственность врача в ятрогении

С проблемой врачебной ошибки и несчастного случая, недобросовестности и ответственности медика, следует связать и моральный аспект такого явления как ятрогении, под которыми большинство современных авторов понимает ущерб здоровью пациента или прямо по вине медиков, или под воздействием медицинских факторов, ставших “враждебными” данному человеку. Причем зачастую ятрогении открывают перед нами не просто ошибки отдельных врачей, но и теневые стороны врачевания в современных условиях в целом.

В последнее время появились принципиально новые моменты в постановке этой древней проблемы, принявшей сегодня, образно говоря, характер “ятрогенной эпидемии”.

До недавнего времени в публицистике и специальной литературе имели место сообщения лишь о ятрогениях в западных странах. Широко известна была так называемая “талидомидная трагедия”, когда в результате приема талидомида беременными женщинами в Европе и США родилось более 10 тыс. детей с врожденными пороками. Едва ли не более масштабной ятрогенией явилось применение эстрогена для предотвращения самопроизвольных абортов, в результате чего были отмечены десятки тысяч случаев рака влагалища, аномалий развития половых органов и способности к зачатию у девочек, родившихся от матерей, принимавших эстроген. В последние годы стало доступным знание и об “отечественных” ятрогениях, до того закрытое. Первым известным нам трагическим фактом стало инфицирование вирусом СПИД 150 новорожденных в одной из больниц г. Шымкента. Стали широко известны и другие случаи ятрогений.

Многие ятрогении слабо изучены или малоизвестны. Так, в 1986 г. было доказано, что многократная флюорография ведет к увеличению частоты заболевания раком молочной железы на 60%, но до сих пор ежегодное флюорографическое обследование остается принудительным в наших лечебных учреждениях. Безусловно, медики должны осознавать всю меру ответственности за опасность распространения заболеваний, причинами которых являются медицинские вмешательства.

Иными словами, в процессе углубления наших знаний о живой материи ценностный статус свободы в биомедицинских исследованиях, имеющих дело с уникальными единичными объектами (человеческий геном, здоровье конкретного индивида), предполагает необходимость самоограничений со стороны исследователей и формирование концепции коллективной ответственности за результаты научного поиска. Из плоскости индивидуальной понятие ответственности трансформируется в ранг коллективной ответственности за ущерб, наносимый человеку.

Правомерно поставить также вопрос о соотношении ятрогений и врачебных ошибок. Большинство авторов считают, что врачебные ошибки – это часть ятрогений, где имеет место профессиональная ответственность, моральная виновность врача. Некоторые жестко разграничивают их, полагая, что ятрогении – это болезни, непосредственной причиной которых являются действия врача, а врачебные ошибки – это случаи осложнений лечения, когда непосредственную вину врача трудно установить. С точки зрения А.Я. Иванюшкина, термины “врачебные ошибки” и “ятрогении” иногда обозначают отдельные разновидности неправильного лечения.

В иных случаях бездействие врача, приводящее к неблагоприятному исходу болезни у пациента, является врачебной ошибкой, но вряд ли целесообразно называть такие случаи ятрогениями. Прогнозируемое врачом побочное действие лекарства является ятрогенией, но не врачебной ошибкой. Подавляющее же большинство случаев неправильного лечения является ятрогениями, которые одновременно следует считать врачебными ошибками.

Понятие “ятрогении” отражает преимущественно объективные стороны (клиническую, патогенетическую) неправильного лечения, поэтому ятрогении часто так и называют: “болезни от лечения”, “болезни прогресса медицины”, “болезни медицинской агрессии” и т.д. В обобщенном виде ятрогении – как психогенная, так и соматогенная – есть следствие профессиональной деятельности (нередко гиперактивности) врачей, медиков, когда их действия в какой-то момент утрачивают клинически-рациональное оправдание, когда некоторые терапевтические (диагностические, профилактические) медицинские акции становятся вредными и даже опасными для здоровья и жизни пациентов.

В понятии “врачебные ошибки” подчеркивается больше субъективная сторона – умение (точнее, неумение) врача применить общие положения медицинской науки к отдельным случаям заболеваний, оценка неправильного лечения под углом зрения ответственности врача. Большинство случаев ятрогений, когда они рассматриваются как судьбы конкретных больных, должны восприниматься и переживаться лечащими врачами как “врачебные ошибки”, что соответствует традиции медицинской этики, ее пониманию свободы и ответственности врача.

 Врачебная ошибка

Врачебная ошибка – незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность.

Правовая сторона

Законодательству термин «врачебная ошибка» неизвестен, поэтому юристы его как правило не употребляют. Он имеет распространение преимущественно в медицинской литературе, но и здесь не существует общепринятого понятия этого термина.

Врачебной ошибке можно дать несколько определений:

  • «Врачебная ошибка – ошибка врача в профессиональной деятельности, вследствие добросовестного заблуждения при отсутствии небрежности, халатности или невежества»
  • «Врачебная ошибка – ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков проступков»
  • «Врачебная ошибка – неправильное определение болезни врачом (диагностическая ошибка) или неправильное врачебное мероприятие (операция, назначение лекарства и др.), обусловленные добросовестным заблуждением врача»
  • «Врачебная ошибка – неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике»

Разрабатываемые медиками концепции (в частности, представление об уголовной ненаказуемости «врачебной ошибки» по причине добросовестности заблуждения врача) противоречили положениям уголовно-правовой науки и потому фактически оказались вне сферы практического применения.

Судебно-медицинский эксперт и учёный Израиль Гамшеевич Вермель называл три условия, при наличии которых (всех одновременно), с его точки зрения, должна наступать уголовная ответственность медицинских работников за ненадлежащее лечение:

Действия медицинского работника в конкретном случае были объективно неправильными, находящимися в противоречии с общепризнанными и общепринятыми правилами медицины.

Медицинский работник в силу полученного образования и занимаемой должности должен был сознавать, что действия его являются неправильными и потому могут причинить вред больному.

Эти объективно неправильные действия способствовали наступлению неблагоприятных последствий – смерти больного или причинение существенного вреда его здоровью.

Но с точки зрения закона единственное основание для уголовной ответственности – состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. В каждом случае, который называют «врачебной ошибкой» (с юридической точки зрения это очень широкое понятие), необходимо определить наличие или отсутствие состава преступления.

Медицинский работник не подлежит уголовной ответственности, если он в своей работе руководствовался обычаями медицинской практики (проверенными практикой непреложными истинами медицинской профессии, общепризнанными и общепринятыми правилами медицины, изложенными в источниках информации либо передаваемыми устно или наглядно между коллег по профессии).

При отступлении от обычаев медицинской практики, в случае пренебрежения канонами медицины всегда следует ответственность по закону.

Медицинская сторона

В медицинской среде считается, что врачебная ошибка вне зависимости от тяжести последствий не наказуема юридически; она является не уголовно-правовой проблемой, а медицинской (организационно-методической). Подмена понятия «врачебная ошибка» на «врачебное преступление» недопустима, так как приводит к деструктивному конфликту интересов пациентов и медработников.

Говорить об ошибках вообще трудно, особенно медицинских. Это связано с тем, что последствия в работе врача особенно серьёзны: это и недееспособность, и инвалидность, и даже смерть. Рассматривая проблему врачебных ошибок, хотелось бы выделить некоторые основные положения:

В мире не существует единого общепринятого определения врачебной ошибки. А оно, по нашему мнению, должно быть, потому что медицина – не математика, ошибки в ней случаются.

В уголовных кодексах государств отсутствует данное определение. Врачебная ошибка, как таковая, вне зависимости от последствий не наказуема.

Юридически наиболее ответственным моментом является дифференциация ошибки от элементарного невежества (отсутствие знаний, безграмотность), халатности, преступления.

В медицине, хотя и редко, имеет место фактор случайности, который бывает трудно прогнозировать и который может обусловить непредсказуемые последствия.

Проблему врачебных ошибок нельзя сводить только к вопросам диагностики и лечения. Почему-то чаще всего обсуждаются эти вопросы, что суживает проблему и само по себе является ошибкой.

В мире нет государства, где бы врачи не допускали ошибок.

Опыт работы врачей с участием в многочисленных клинических и патологоанатомических конференциях свидетельствует, что бездействие является наиболее частой причиной претензий к врачам, чем те или иные не совсем правильные действия.

Причины возникновения

Историки продолжают спорить до сих пор, кому принадлежит выражение, ставшее впоследствии крылатым: «Errare humanum еst» – «Человеку свойственно ошибаться».

Причины ошибок могут быть объективными и субъективными. Первые чаще всего связаны с изменением взглядов на лечение определенного заболевания. Комплекс лечебных мероприятий, который ещё совсем недавно считался наиболее рациональным, с позиций новейших достижений науки может быть квалифицирован как ошибочный. Сюда же относятся ошибки, допущенные врачами в процессе их общения с пациентами вследствие несоблюдения основных деонтологических принципов, невежества. Субъективные причины: переоценка лабораторных и инструментальных данных, нелогичное их осмысление, предвзятое отношение к больному, особенности психики врача. Согласно данным литературы на долю субъективных причин врачебных ошибок приходится 60 % от общего их количества. Любой врач не свободен от профессиональных ошибок, также как и представитель любой специальности. Однако из-за особенности профессии они приобретают общественное значение.

С целью предотвращения врачебной ошибки, медперсонал всё чаще использует методы оборонительной медицины.

Заключение

вРепутация уважаемого врача складывается из профессионализма, отношения к больному, полной самоотдачи, компетентности, владения теоретическими знаниями и практическими навыками, повышения профессионального уровня и мастерства. Врачами она описывается как «знание своей профессии, специальности, своего дела», «профессиональная мудрость», «хорошая интуиция, чутье».

Профессия врача предполагает широкий кругозор, интеллектуальный потенциал, признание и поддержку коллег, постоянное повышение квалификации, внедрение передового опыта. Уважаемого врача характеризуют доверительное отношение с больным, владение психологическими навыками и приемами, наличие личностных качеств: доброта, гуманность, чуткость, сострадание, выдержка, терпение, эмоциональная адекватность.