№ 12 Государство Караханидов (942-1210 гг.) – первое мусульманское тюркское государство в Казахстане. Военно-племенная и административная система управления.
Государство караханидов (942-1210 гг., на территории Восточного Туркестана, Семиречья)
Родоначальником династии караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915-955 гг.). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история государства Караханидов.
В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которую наряду с карлуками входили племена чигили и ягма. В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе – Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами (Газневиды -династия, правившая в Газневидском государстве в X-XI вв.).
В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Испиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного хана.
Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта» (налог, взимавшийся в пользу государства в государстве Караханидов), а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана.
Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI-XIII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.
Караханидские правители имели большие земельные участки, служившие источником налоговых поступлений в казну и фондом для условных, временных пожалований. Это были конфискованные у врагов караханидской династии земли, а также участки, иногда приобретавшиеся государством.
Земельными участками владело и мусульманское духовенство, которое наряду с крупным землевладением имело вакфные земли, составлявшие основу их материальной базы. С этих земель, как правило, не взимались налоги в пользу государства. Экономическое и политическое влияние духовенства на светскую жизнь возрастало по мере расширения их земельных угодий.
Политический строй Караханидского государства сложился не сразу, а постепенно, по мере утверждения власти караханидской знати в завоеванных землях. Караханиды унаследовали многие государственные традиции покоренных ими местных народов. Они испытывали на себе глубокое воздействие древнетюркского государства, Тюргешского и особенно Карлукского каганатов.
Верховная власть в Караханидской державе лишь внешне была облачена в патриархальную (родоплеменную) оболочку, но в действительности она базировалась на принципе феодальной иерархии. Власть над завоеванными областями принадлежала именно предводителям самых крупных и сильных этнополитических объединений. Все земли считались собственностью правящей династии и всем государством правил «хан ханов», зачастую именовавшийся тамгач-ханом.
В основе структуры Караханидского государства лежала феодальная по своей сути удельная система: государство было разделено на ряд крупных и мелких областей -уделов во главе со своими правителями.
Удельная система порождала междоусобицы, сопровождавшиеся частой сменой правителей. Местные правители стремились к достижению самостоятельности своих уделов, а верховная власть пыталась путем перераспределения уделов ослабить непокорных вассалов, что зачастую приводило к феодальным усобицам.
Глава государства — хакан – считался одновременно и главой Караханидской фамилии, но его власть фактически была ограничена удельными правителями.
Порядок управления скотоводческим населением степных областей был иным, оно осуществлялось через родоплеменную верхушку, преимущественно через старейшин, подчинявшихся ильгибаши, бекам и ханам, в роли которых выступали богатые и знатные беки.
Государственно-административная система Караханидского каганата в целом базировалась на феодальной основе, она служила целям эксплуатации и удержания в повиновении как оседлого, так и кочевого населения.
Развитие феодальных отношений в государстве Караханидов – важный этап в истории укрепления феодального строя на территории Казахстана. Этнополитические процессы, происходившие на юге и юго-востоке в XI-XII вв., сыграли значительную роль в образовании казахской народности.
В конце XI-начале XII вв. в Юго-Восточном и Южном Казахстане, а также в сопредельных областях Средней Азии политическая обстановка характеризовалась нестабильностью, войнами и дальнейшим дроблением феодальных владений. Государство Караханидов все больше приходит в упадок, а Хорезм, ранее входивший в состав государства Сельджуков, укрепляется.
№ 37) Народно-освободительное движение казахов под предводительством И.Тайманова и М.Утемисова (1836-1838 гг.).
В начале XVIII в. царизм проводил реформы, изменявшие политическую структуру казахского общества. Местная царская администрация, опираясь на ханов, султанов, биев, продолжала колониальный захват казахских земель, ущемление прав казахов, вводя новые налоги. Земельный кризис, налоговый гнет, произвол царских чиновников, притеснения хана Жангира и его родственников, особенно Караулхожи Бабажанова, явились причинами восстания казахов, поднятого Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым. Поводом к восстанию послужило назначение управителем всех казахских родов Букеевской Орды зятя хана Жангира, известного в степи своей жестокостью по отношению к народу. Просьба об его отставке окончилась отказом.
Восстание началось в феврале 1836 г.. Во главе его встал батыр, старшина рода берш Исатай Тайманов (1791–1838). Его соратником был другой батыр, поэт из того же рода Махамбет Утемисов (1804–1846). Исатай Тайманов объезжал аулы, призывая занимать казачьи и байские земли. В районах восстания система ханской власти и колониальной администрации не действовала. Крупные события развернулись в 1837 году, когда летом и осенью повстанцы предприняли осаду ханской ставки Жангира. Число повстанцев достигало более 2000 человек. Они окружили и взяли несколько крепостей.
Видя такой размах восстания и Жангир хан, и местная администрация испугались и попросили помощь для разгрома восстания. Для подавления восстания были направлены крупные силы, насчитывавшие более тысячи. В карательные отряды из крепостей и форпостов вошли астраханские и уральские казаки, ханский отряд с двумя орудиями. Возглавил карательную экспедицию подполковник Геке.
Крупное сражение между повстанцами и карателями произошло на рассвете 15 ноября 1837 г. в урочище Тас-Тюбе. Эта была короткая и кровопролитная битва. Повстанцы понесли большие потери. Руководителям восстания удалось спастись. За поимку Исатая Тайманова было объявлено вознаграждение 500 рублей серебром.
В ночь на 13 декабря 1837 г. отряд Исатая переправился через Урал вблизи Яманхалинского форпоста и ушел в Зауральскую степь. Здесь Исатай и Махамбет стали объединять разрозненные повстанческие отряды, и к весне 1838 г. собрали значительные силы. На их подавление опять были брошены каратели под командованием Геке, отряд которого насчитывал две сотни оренбургских и полторы сотни уральских казаков, пятьсот солдат из линейных батальонов при двух орудиях. 12 июля 1838 г. в местности Акбулак у реки Кыил произошла битва. Повстанцы проявили героизм, но потерпели поражение — основная группа, около 500 человек, была разбита. Исатай Тайманов погиб. Борьба восставших пошла на убыль. Последствия восстания были страшными для казахов. Каратели устроили расправу над участниками восстания. Их наказывали палками, конфисковали имущество, ссылали на вечное поселение, отправляли на каторжные работы, сотнями выносились смертные приговоры. Так закончилось это крупное восстание. В 1847 году погиб Махамбет Утемисов.
Ханская власть в Орде отменена в 1845 г. Ослабление традиционного права в жизни казахов произошло из-за изменения системы управления, усиления ханской политики угнетения, увеличения объема налогов, беспредела родственников хана. Главные предпосылки восстания в Букеевской Орде формируются в период 1833-1836 гг. Поводом для восстания шаруа 1836-1838 гг. послужило решение Жангирхана о назначении правителем родов, кочевавших в районе Каспийского моря Карауыл-кожу. Возглавил восстание в Букеевской орде 1836-1837 гг. – Исатай Тайманов. Идейным вдохновителем, прославленным акыном, руководителем восстания 1836-1838 гг. во Внутренней Орде был Махамбет Утемисов (Отемис-улы) (1804-1846). Имя Махамбета в первой половине XIX века по силе таланта и гражданской позиции стоит на первом месте среди казахских поэтов. Поэт Махамбет адресовал слова «Ты коварный волк, а не хан! Ядовитая ты змея!»,- Жангир-хану. А между тем в течение 5 лет поэт Махамбет Отемисулы был воспитателем и наставником сына хана Жангира. Главные цели восстания:
- Ограничение всевластия хана,
- Улучшение положения шаруа,
- Изменение земельной колониальной политики царизма,
- Прекращение строительства военных укреплений (все перечисленное).
Движущие силы восстания – шаруа.
Территория восстания – Букеевская орда.
Вопрос №62.
Казахстан в период «перестройки» (1985-1991 гг.)
В 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. Горбачев.
Курс на ускорение социально-экономического развития провозглашен на пленуме ЦК КПСС в марте 1985 года.
Курс на перестройку был взят в 1985 году.
В 1987 году в Казахстане была принята программа, целью которой было решение социально-экономических проблем населения республики. Она называлась «Жилье – 91».
На декабрьском пленуме Компартии Казахстана 1986 года рассматривался вопрос замены руководителя Республики.
События 17-18 декабря 1986 года в Алматы имели политический характер.
Декабрьские события 1986 года в г. Алматы были оценены Пленумом ЦК КПСС в июле 1987 года как проявление казахского национализма. В постановлении Президиума Верховного Совета Каз. ССР от 24 сентября 1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в Алматы в декабре 1986 года в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением выйти из острой ситуации.
Заговор молчания о декабрьских событиях 1986 года в Алматы был прерван выступлением народного депутата СССР М. Шахановым. В 1990 году люди, осужденные за декабрьские события 1986 года, образовали свою партию «Желтоксан».12 декабря 1991 года Н.А.Назарбаев подписал Указ «О реабилитации граждан привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане».
Комитет по проблемам Балхаша и Арала в конце 1980-х гг. возглавил М. Шаханов.
Одним из первых наиболее массовых в Казахстане в конце 80-х гг. было движение в защиту экологии «Невада-Семей» весной 1989 года.
22 сентября 1989 года в Казахстане был принят «Закон о языках». В статье 1 Закона «О языках» казахский язык имеет статус государственного языка.
Реформы СССР с 1962 по 1989 год не дали эффективных результатов, т.к. не предусматривали коренных изменений экономических отношений. В ходе перестройки не был преодолен спад начавшийся в народном хозяйстве республики в 1987 году.
Комплекс накопившихся социально-экономических (нерешенность социальных вопросов) проблем и поведения вахтовиков-нефтянников в июне 1989 года вызвали массовые беспорядки в городе Новый Узень.
1922-1991 – это годы существования СССР.