Тюркский каганат (552-603 гг.)

Тюркский каганат (552-603 гг.). В середине VI в. в Центральной Азии происходят крупные изменения. Многочисленные группировки тюркоязычных племен «телэ» расселяются в степи от Восточной Европы до Северной Монголии, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи. Объединившись с другими тюркоязычными племенами, в 546 г. они выступили против господства аваров (жуань-жуань), обитавших в южной и центральной частях современной Монголии. Во время похода племен «телэ» против аваров на них внезапно напали тюрки из племени «ашина» во главе с их предводителем Бумыном,  который подчинив их своей воле, становится во главе всех тюркоязычных племен, включая самих «телэ».

В 552 г. тюрки во главе с Бумын каганом начали войну против аваров и нанесли им сильное поражение. С этого времени тюркские владетели принимают титул каганов и освобождаются из вассальной зависимости от жужаньского каганата. Перед вооруженным походом против аваров, Бумын направляет их кагану Анагую своих послов с требованием подчиниться его воле и выдать за него свою дочь. Каган аваров требование бывшего своего вассала считает оскорблением его чести и прогоняет этих послов. Впоследствии после поражения в войне с тюрками каган Анагуй вынужден был пойти на самоубийство. С того периода он становится каганом тюркоязычных племен данного обширного региона, основателем Тюркского каганата.

Впервые этноним «тюрк»   встречается в китайских летописях в 542 г. Китайцы считали тюрков потомками сюнну (хунну). Тюркский каганат в середине VI в. выступает как государство, объединявшее ряд этнически разных племён Алтая и Центральной Азии, находившихся на различных ступенях социального и культурного развития. Ядро каганата составляли тюркские племена Алтая. Под власть могущественной державы – Тюркского каганата – подпали и земли Казахстана.

После смерти Бумына в 553 г. его государство наследовали Кара каган (Кара Еске) и Мукан каган (553-572 гг.), которые завершили разгром аваров.

При Мукан кагане Тюркский каганат окончательно утвердил своё господство в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив киданей в юго-западной Манчьжурии и кыргызов на Енисее.

Экспансия западной части каганата способствовала его проникновению в соседние владения Эфталитского государства. К этому времени Эфталитская держава простиралась на западе до Каспийского моря, а на востоке включала Восточный Туркестан и Северную Индию.

Военные кампании тюрок на западе возглавил младший брат               Бумына – Истеми.  Уже в 552-553 гг. тюрки покорили часть эфталитов, находившихся на территории Алтая. Существенную роль в разгроме западной ветви эфталитов сыграл союз тюрок с Сасанидским Ираном. К концу 60-х годов VI в. Тюркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени – Византии, Сасанидского Ирана, Китая и ведёт борьбу за контроль на Великом Шелковом пути.

Совместными действиями персов и тюрков Эфталитское государство в период между 563-567 гг. было разгромлено. Согласно договорённости с тюркским каганом шах Ирана Хосров I Ануширван двинул армию на Тохаристан и в 564 г. отнял его у эфталитов, лишив их на время своего тыла. Это дало возможность тюркскому кагану Силзибулу (Истеми) окончательно разгромить эфталитов.

После окончания тюркско-эфталитской войны между союзниками началась вражда из-за разногласий, возникших при дележе завоеванных территорий и караванных путей между Востоком и Западом. Кроме того, правители Ирана старались всячески помешать купцам Согдианы (историческая область в Средней Азии в бассейне рек Зеравшан и Кашкадарья, в середине 1-го тысячелетия до н.э. – территория одноименного государства) вести с Византией торговлю шелком. Для урегулирования этих вопросов тюрки направили в Иран послов во главе со знатным согдийским купцом Маниахом. Шах Хосров долго не давал согдийцам ответа, и, побуждаемый одним   из    своих    приближенных,    эфталитом   Катульфом,    демонстративно    сжёг привезенные образцы шелка. А следующие послы, направленные каганом Истеми ко двору Хосрова, были отравлены.

После этих неудачных дипломатических  шагов тюрки начинают борьбу с Ираном в союзе с Византией. В 568 г. согдийский купец Маниах возглавил послов тюркского кагана в Константинополь, где были заключены торговое соглашение и договор против Ирана. В свою очередь, персы препятствовали установлению союза империи и каганата. Иран обязывался выплачивать тюркам дань в размере 40 тыс. золотых ежегодно и не препятствовать торговле. Попытка шаха остановить тюркское наступление дипломатическим путем не удалась и тюрки захватили в Гургане несколько богатых городов.

К 571 г. Истеми перенес военные действия за р. Едиль (Волга), завоевал Северный Кавказ и вышел на Боспор Киммерийский, т.е. к Керченскому проливу, подчинив аланов. Таким образом, каган расчищал трудный обходный путь в Византию, через Хорезм, Поволжье и Кавказ. В результате тюрки стали непосредственными соседями Византии и грозили дальнейшим своим продвижением.

В 575-576 гг. тюрко-византийские отношения внезапно обострились. После смерти Истеми кагана один из его сыновей, Турксанф (Дату), получивший свой удел на крайнем западе каганата, будучи недовольным мирными переговорами, которые император Юстиниан вел с аварами, обвинил Византию в нарушении союзнических отношений, захватил Боспор (Керчь) и вторгся в Крым. Однако он не смог окончательно осуществить свои замыслы в силу внутренних неурядиц и столкновений с восточными тюрками. Византия, воспользовавшись ситуацией, вернула Боспор и способствовала созданию независимого от тюрок Болгарского государства.

В 588-589 гг.  тюрки совершают военный поход против  Ирана. Тюркское войско, возглавляемое Кара Чором, вторглось в Хорасан. Возле Герата его встретили иранские войска, которыми командовал прославленный полководец Бахрам Чубин. Он разгромил тюркское войско и застрелил из лука кагана тюрков. После безуспешной попытки реванша между тюрками и персами был заключен мир.

К концу VI века Тюркский каганат владел огромными пространствами Евразии, разделенными на уделы, возглавляемые знатью из каганского рода. Однако сепаратистские движения и борьба за уделы внутри правящего рода в течение более 20 лет привела в 603 г. к окончательному распаду империи на два государства – Западно-тюркский каганат в Центральной Азии и Восточно-тюркский каганат в Монголии и Восточном Туркестане.

  1. Западно-тюркский каганат (603-704 гг.)

Территория Западно-тюркского каганата охватывала территорию от восточных склонов Каратау до Джунгарии. Этнополитической основой каганата стали «десять племён» – союз десяти стрел (он-ок будун).

Согласно Энциклопедического справочника «История Казахстана» основателем Западно-тюркского каганата считается  Торэмен қаган.

Но своего могущества и максимальной территориальной экспансии Западно-тюркского государство достигло в период властвования каганов Шегуя (610-618 гг.) и Тон-ябгу (618-630 гг.).

Шегуй каган расширил восточную границу до Алтая. Походы Тон-ябгу раздвинули границы каганата до верховьев Амударьи и Гиндукуша. Он же перенёс свою зимнюю резиденцию в Суяб –  крупный торгово-ремесленный центр в долине р. Шу, а летнюю ставку в Минг-булак близ Испиджаба (ныне Сайрам).

В отличие от Восточного каганата, Западно-тюркский каганат в хозяйственно-экономическом отношении представлял смешанную систему кочевого, полукочевого и оседло-земледельческого типа хозяйствования.

При Тон-ябгу в каганате укрепилась система феодальных отношений. Во все подвластные ему владения – от Испиджаба и Шаша (Ташкент) на севере до территории Южного Афганистана и Северо-Западного Пакистана были посланы уполномоченные кагана –  тудуны, в обязанности которых вменялся контроль над сбором податей и посылкой дани в Каганскую ставку. Местным владетелям были пожалованы тюркские титулы, как бы включавшие их в административную иерархию каганата. С другой стороны, Тон-ябгу стремился укреплять личные связи с крупнейшими представителями местной знати, для чего выдал свою дочь за наиболее сильного в Средней Азии владетеля.

Государственность и политическое устройство каганата отображали особенности военной и родственной организации племен. В целях усовершенствования государственности Ышбар Елтерис Шир каганом, пришедшим к власти в 634 г. и опиравшимся на союз племени нушиби, была проведена административная реформа. Он законодательным путём закрепил существовавшее племенное деление каганата на 10 частей, называемых стрелами. Пять из них были объединены под общим именем дулу, обитавших в междуречье Шу и Или. Во главе дулу были поставлены правители с титулом чор. Пять других племён, жившие к юго-западу от Шу, имели название нушиби, во главе этих племён стояли еркины.

Новые реформы превращали племенных вождей (еркинов и чоров) в назначенных или утверждённых каганом «управляющих», зависимых лично от него. Для того, чтобы сделать эту зависимость более реальной в каждую стрелу был направлен член Каганского рода – шад, никак не связанный с племенной знатью и руководствовавшийся интересами центральной власти. Тем самым политическая инициатива местных вождей резко ограничивалась. Но эти реформы не разрешали всех спорных вопросов. Военно-политических ресурсов Каганской власти для удержания племён в повиновении оказалось недостаточно, так племена дулу в 638 г. провозгласили каганом одного из посланных к ним шадов. После кровопролитной и тяжелой войны между дулу и нушиби каганат распался «на два царства», граница между которыми прошла по реке Или. Ышбар каган был низложен и бежал в Фергану.

Ожесточенная борьба разгорелась между Дулу каганом и преемником Ышбара кагана – Ибн Шаболо. Один из последующих каганов Ышбар ябгу в 649 г. подчинил дулу и нушиби и на короткое время объединил обе части Западно-тюркского каганата. Вскоре в пределы Жетысу вторглись китайские войска. В решительном сражении основные силы Ышбара ябгу кагана потерпели поражение. Племена нушиби и дулу в 651 г. покорились Китаю. Ышбар ябгу каган бежал в Согдиану, но был выдан китайцам. Земли Западно-тюркского каганата были разделены на два округа, во главе которых китайский император поставил своих чиновников из представителей тюркской знати. Однако зависимость от Китая была кратковременной и номинальной.

В 651 г. арабы захватили Мерв (древний город в Средней Азии, нынешний Мары). Распад Западно-тюркского каганата в 704 году создал благоприятную обстановку для продвижения арабов в Среднюю Азию.

  1. Тюргешский каганат (704-756 гг.). В конце VII в. в Западно-тюркском каганате усилились племена тюргешей. Основателем Тюргешского каганата был Учлик (Учжилэ) Багатаркан (669-706 гг.), который, опираясь на помощь Китая, в 699 г. добился господства в Жетысу. В 704 г. тюргешами в г. Кулане (близ Тараза) был убит последний представитель рода западно-тюркских каганов Ашина Сянь, и власть окончательно перешла к тюргешскому кагану. Собственную ставку, прежде находившуюся на северо-западе от Чу, Учлик перенёс в Суяб, назвав её Большой ставкой. Учлик разделил страну на 20 тутуков (уделов), разместив по 7 тыс. воинов в каждом.

В начале VIII в. арабы от тактики набегов перешли к захвату областей Средней Азии. Когда в 706 г. наместник Хорасана Кутейба ибн Муслим, захватив Балх, двинулся на Пайкенд (близ Бухары), тюргеши пришли на помощь согдийцам. В этом сражении арабы потерпели серьёзное поражение от объединённых сил тюрок и согдийцев.

В ходе военной кампании 709 г. тюрко-согдийская коалиция нанесла арабам ощутимые удары.   Однако   арабский   полководец    Кутейба,   используя   тактику обмана,   вынудил согдийского царя Тархуна отказаться от помощи тюрок, в результате чего арабские войска сумели овладеть Бухарой.

При наследнике Учлика Сакал кагане (706-711 гг.) начались первые мятежи племенной аристократии, поддержанной китайцами. Сакал каган нанёс поражение восставшим и разбил армию Китая в Куче. Угроза с юга на некоторое время исчезла. Однако внутри государства тюргешей единства не было. Младший брат Сакала поднял восстание и обратился за помощью к Восточно-тюркскому каганату. В 711 г. восточно-тюркский каган Капаган в битве на р. Болучу (в Джунгарии) разбил тюргешей.

В 711-715 гг. в Тюргешском каганате наблюдался период политической нестабильности. В 716 г. полководец Сулук провозгласил себя каганом и подчинил ряд племён. Военно-административная власть перешла к племенам «чёрных» тюргешей, чья орда (ставка) была перенесена в Тараз.

Однако внешнее положение каганата оставалось крайне тяжёлым. Кагану Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта. Китай поддерживал претендентов из династии западно-тюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане. На западе большую угрозу представляли арабы. Дипломатическими (брачными связями) и военным мерами Сулук предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе.

        В 723 г. тюргеши в союзе с карлуками и войсками Шаша нанесли арабам крупное поражение. После этого сражения каган тюргешей Сулук получил у арабов прозвище Абу Музахим (Бодливый). В конце 732 г. арабский наместник Джунейд Абдаллах разбил тюргешей и захватил Бухару. Прошло около пяти лет, и тюргешская армия вновь появилась в Мавераннахре, откликнувшись на призыв о помощи осаждённого арабами ябгу Тохаристана. В короткий срок тюргеши вытеснили из Тохаристана армию арабского наместника Асада Абдаллаха. Однако по возвращению в Невакет (737 г.) каган Сулук был убит своим полководцем.

Гибель Сулука и недолгое правление его сына Тухварсен Кут-чор кагана (738-739 гг.) положили начало двадцатилетней борьбе за власть между «жёлтыми» и «чёрными» родами, на которые делился тюгешский племенной союз. Воспользовавшись междоусобицами, китайские войска в 748 г. захватили один из крупнейших центров               каганата – Суяб. Ими был убит правитель города Шаша. Сын покойного правителя обратился за помощью к арабам. В 751 году состоялось грандиозное сражение возле города Атлах близ Тараза между между арабскими войсками во главе с Зияд-ибн-Салыхом и китайскими войсками во главе с Гао-Сяньчжи, которое длилось 5 дней. Против китайцев сражались также карлуки, находившиеся в их тылу. В результате китайцы потерпели сокрушительное поражение. Они вынуждены были оставить не толькл территорию Жетысу, но и Восточный Туркестан (откуда их вытеснили уйгуры и тибетцы). В свою очередь, арабы оствили Таласскую долину и отступили до города Шаш. Несмотря на это, Тугешский каганат из-за постоянных внутренних междуусобиц и распрей в 759 году распался. Вместо него в Жетысу в 759 году образовался Карлукский каганат – государство других тюркоязычных племен – карлуков.

  1. Карлукский каганат (759-940 гг.). Возрождение государствен-ности западно-тюркских племён на новом этапе истории тюркской Центральной Азии связано с гегемонией карлуков. Крупное племенное объединение, неоднократно упоминаемое в рунических надписях под именем уч карлук (три племени карлуков), появляется в китайских источниках уже в связи с событиями первой половины VII в. Письменные источники сообщают о нескольких локальных группировках карлуков. На востоке зафиксировано их размещение в горной местности Отюкен (Монголия), в Восточном Туркестане они отмечены в области Бешбалыка, а на юге обосновались в Тохаристане (на севере Афганистана). Основная их часть, как объединение уч карлук, занимала территорию между Монгольским Алтаем и оз. Балхаш, к югу и северу от Тарбагатая.

Общий глава карлуков впервые упоминается в орхонских надписях под титулом эльтебер, который носили вожди крупных племенных объединений. Китайские источники отмечают, что обычаи карлуков, такие же, как у других западных тюрок, а язык мало чем отличается от языков большинства из них. Характерной чертой языка карлуков было «джекание»: они произносили, например, джабгу, вместо обычного для соседних тюркских племен ябгу. В середине VII в. в состав карлукского объединния входили три крупных племени – булак, чигиль (себек) и ташлык.

Основная часть карлуков, находясь между Восточным и Западным каганатами, всегда боролась за свою независимость. После образования в 682 г. второго Восточно-тюркского каганата карлуки находились в зависимости от него. Первое выступление карлуков относится к 711-712 гг., о чём свидетельствует древнетюркская надпись, составленная в честь Кюль-Тегина и его брата Могилян хана. В ней говорится: «Когда Кюль-Тегину было 27 лет, народ карлуков вследствие свободы и независимости стал (нам) врагом». В 715, 716, 720 гг. полководцами Восточно-тюркского каганата предпринимались походы против карлуков.

В 742 г. объединенные силы карлуков, уйгуров и басмылов сокрушили власть восточных тюрков в степях Монголии. Участвуя в коалиции, а затем, враждуя со своими бывшими союзниками, глава карлуков принял титул ябгу, который носили правители западного «крыла» тюркских каганатов.

Стремление карлуков к самостоятельности привело их к переселению в 746 г. в Жетысу. В то время политическая обстановка в Жетысу крайне обострилась. В 748 г. китайские войска захватили и разрушили Суяб. А на следующий год китайский полководец Гао Сян-чжи захватил и вероломно казнил царя Шаша. Его сын бежал и через некоторое время, когда Абу Муслим стал подвластным хозяином Средней Азии, обратился за помощью к арабам.

Битва у Атлаха в июле 751 г, известная в истории как Таласское сражение (751 г.), где на стороне арабов выступили и карлуки, имела в судьбах народов Центральной Азии большое историческое сражение. Она положила конец попыткам Китая вмешиваться в среднеазиатские дела вплоть до середины XVIII века. Арабы тоже не смогли не удержаться в Таласской долине и отступили в Шаш. В выигрышном положении остались карлуки, которые сыграли важную роль в поражении Танского Китая в Таллаской битве. Отныне карлуки остались единственными хранителями степной культуры в Средней Азии.

В 759 г. в Жетысу образовалось раннефеодальное государство карлуков с двумя ставками тюргешских каганов – Таразом и Суябом. В VIII-X вв. карлукские племена расселились на обширной территории Казахстана – от Джунгарского Алатау до среднего течения р. Сырдарьи, обитали между озёрами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах рек Или, Шу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Испиджабской области вплоть до средневекового города Фараба (Отрар). По данным арабских географов, требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток.

В IX-X вв. карлукское государство состояло из многочисленных родоплеменных групп, в которые входили кочевые и полукочевые тюркоязычные племена: тукси, чигили, тюркеши, халаджи, чаруки, барсханы и др. Население, подвластное карлукам, не было этнически однородным, оно включало ираноязычных согдийцев, мигрантов из стран Центральной Азии и Ближнего Востока.

В начале IX в. непосредственными организаторами антиарабского выступления тюрок были карлуки. В 810 г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до г. Кулана, а между 812-817 гг. организовали поход в район Фараба. Там был убит, начальник карлукской пограничной охраны, а сам ябгу бежал к кимакам.

Активная политика проводилась карлуками на Востоке. В 840 г. карлуки при ведущей роли енисейских кыргызов учувствовали в разгроме Уйгурского каганата. Это было очень важное событие в центральноазиатских степях. Карлукский джагбу Бильге Кюль Кадыр хан, правитель Испиджаба, открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана. В мусульманской историографии об этом сообщалось так: «Из среды карлуков происходит «каган каганов», он имеет власть над всеми тюркскими племенами, а его предками были Афрасиаб и ашна (т. е. Ашина).

Однако в это время на западной границе карлуков династия Саманидов также стремилась упрочить свою власть и продвинуть границы государства и ислама. В 840 г. саманидский наместник Самарканда Нух ибн Асад объявил «священную войну» и захватил Испиджаб. В 893 г. саманид Исмаил ибн Ахмед предпринял поход на Тараз. Карлукский каган Огулчак Кадыр хан выдержал длительную осаду, однако город пал, а население приняло ислам. Каган перенес свою ставку из Тараза в Кашгар и продолжил войну против Саманидов. В 904 г. Мавераннахр подвергся вторжению большого тюркского войска.

Государственное устройство и городская культура карлуков были более развиты, чем в других раннефеодальных государствах. Государственное устройство карлуков характеризовалось наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, носившими наследственный характер. Военно-административная система управления в карлукском государстве отражала специфику их кочевого и полукочевого быта.

Основную массу населения карлукского общества составляли общинники, которые нередко попадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Ярко выраженной была строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки. Рода и племена карлукской конфедерации также разделялись по своей социальной значимости. Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство.

В стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерке, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тон, Пенчуль, Койлык, Алмалык, Фараб, Испиджаб и др. Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищными угодьями, но и городскими центрами. Столица карлуков и многие их города находились на Великом Шёлковом пути, имевшем большое значение для жителей юга Казахстана и Жетысу, не только как дипломатический и торговый тракт, но и как путь культурных и духовных связей. Нередко карлукские воины сопровождали на Великом Шелковом пути торговые караваны, обеспечивая их безопасность.

Карлукское государство не обладало прочными экономическими связями. Его раздирали усобицы, борьба за власть между сепаратистски настроенными удельными князьями. С другой стороны, к середине X в. в обществе карлукского государства вызрели силы, ориентированные на мусульманский мир. Так был положено начало новой тюркской державе на территории Казахстана и Средней Азии –  Караханидскому государству.

     Огузское государство (конец ІХ – начало ХІ вв.) .

Политическая консолидация племен и оформление огузского государства происходили в результате бурных событий второй половины VIII – конца IX вв. Первые известия о государстве огузов появляются в арабоязычных историко-географических сочинениях. Столицей огузского государства стал Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей.

Большинство огузских племен расселилось в степях у Аральского и Каспийского морей, а также было сосредоточено по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу. На востоке отдельные группы огузов достигали берега оз. Балхаш, где им принадлежала крепость Горгуз. Огузские племена также обитали в долине Сырдарьи, предгорьях Каратау, Шуйской долине. Историко-географические материалы дают возможность сделать вывод, что наиболее компактно огузы жили в Приаралье, Северном Прикаспии, нижнем течении Сырдарьи.

Верховным правителем огузов был джабгу, его власть передавалась по наследству. Трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии являлись выборы огузских правителей на советах. Важную роль в государстве огузов играл предводитель войска, носивший титул сюбаши. В образовании государственных институтов огузов нашла отражение родоплеменная структура общества. Огузы делились на ряд племен с множеством родовых подразделений. Первоначально они состояли из 24 племен и делились на две фратрии: бузуков и учуков. В каждую из этих групп входило по 12 племён, делившихся, в свою очередь, на две равные части. Судя по историческим преданиям, бузуки относились к правому крылу, к числу – «старших», а учуки – к «младшим» племенам левого крыла. Бузуки пользовались большими привилегиями при «избрании» верховного хана.

Крупные племенные объединения у огузов назывались «ель», что означало «народ» и «государство». Несмотря на сложные родоплеменные структуры, в основе огузского общества лежали не кровнородственные, а хозяйственно-территориальные связи.

Среди огузов, преимущественно в степной зоне их расселения, доминировал монголоидный расовый облик, но имелись также и смешанные европеоидно-монголоидные и другие типы.

Огузское государство играло важную роль в политической и военной истории Евразии. Во второй половине X в. во внешнеполитическом курсе государства огузов доминировало сближение с Киевской Русью, направленное против Хазарского государства. Этот процесс был обусловлен общностью политических и торгово-экономических интересов огузов и Древнерусского государства. Находясь на территории важных торговых путей, Хазария играла весьма видную роль в международном обмене между Севером и Югом, Азией и Европой. Древнерусское государство, соперничавшее с Хазарией, было заинтересовано в контроле над этими торговыми магистралями. Наряду с этим, кочевая знать огузов испытывала острую нужду в пастбищах для своих стад, в донских и черноморских степях, куда преграждала путь Хазария. Всё это предопределило внешнеполитической курс коалиции огузских джагбу с русскими князьями.

На рубеже X-XI вв. огузское государство испытывало кризис вследствие восстания племён, недовольных сбором налогов. Недовольство в огузском обществе было использовано сельджуками, поселившимися близ Дженда ещё в середине X в. Они восстали против огузских правителей. Однако повстанческое движение сельджуков потерпело неудачу и они были вынуждены оставить Дженд.

Государство огузов при власти Шахмелика, наследника и преемника Алихана, настолько усилилось, что в 1041 г. огузы захватили Хорезм. Однако спустя два года Шахмелик джагбу попал в руки сельджуков и был казнён. Борьба с сельджуками подточила объединение огузского государства изнутри.

В середине XI в. под напором кыпчаков значительные группы огузов ушли в пределы Восточной Европы и Малой Азии. Остатаки разбитых кыпчаками огузов растворились среди тюркоязычных племён Дешт-и-Кыпчака.

  1. Кимакский каганат (конец ІХ – начало ХІ вв.). Начальный этап истории кимаков связан с племенем яньмо (одно из телесских племен), отмеченном в китайских летописях в связи политическими событиями VII в. в западно-тюркской среде. В начале IX в. яньмо обитало в северо­западной Монголии. После распада Западно-тюркского каганата, к середине IX в. кимаки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье.

Согласно легенде о происхождении кимаков, они ведут свое начало от татар. Родственниками татар названы также кипчаки, баяндуры. Очевидно, эта легенда проистекает из реалий этнополитических и этнокультурных связей кимаков и кыпчаков с татарскими племенами.

Во второй половине VIII – начале IX вв. происходит миграция племён в трёх направлениях: первое – к Южному Уралу, второе –  к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану, третье –  в пределы Северо-Восточного Жетысу. В период между второй половиной VIII – первой половиной IX вв. кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины.

После распада Уйгурского каганата (840 г.) в Центральной Монголии часть входивших в него племён (эймур, баяндур, татар) присоединились к ядру кимакских объединений. С этого времени складывается кимакская федерация в составе семи племен: кимак, эймур, кыпшак, татар, баяндур, ланиказ, ажлар.

Глава кимакских племен стал носить титул жабгу (ябгу).

Конфедерация кимакских племён базировалась на принципах территориально-экономических отношений и представляла собой полиэтническое образование.

В IX в. произошли события, в результате которых кимакские племена укрепились на территории Среднего Иртыша до Джунгарских ворот и продвинулись на запад вплоть до Южного Урала. В начале IX в. кимаки продвинулись к Сырдарье, затем в союзе с карлуками помогли огузам вытеснить кангаро-печенежские племена из района Сырдарьи и Приаралья. Всё это способствовало развитию и укреплению государственности кимаков.

В середине IX в. глава кимакского племенного союза принял титул кагана (хакан), что по свидетельствам мусульманских источников обозначало не только создание нового государства, но также, наравне с карлуками и енисейскими кыргызами, продекларировало свою претензию на верховенство в степи.

Источники пишут об 11 управителях областями страны кимаков. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри Каганской семьи и ханского  рода,   но  наблюдался и у племенной знати.  Так,  уделы   11  управителей кимакского кагана передавались по наследству их детям.

Большую роль в формировании кимакской государственности играли военные институты. Управители были одновременно и военными вождями, которые получали от хакана за службу уделы. Они в свою очередь, выставляли кагану определенное количество воинов. Некоторые управители – вожди, стоявших во главе крупных племенных объединений, стремились к сепаратизму и превращались в полузависимых ханов. Резиденция каганов кимаков находилась в                          г. Имакия (или Кимакия), который был хорошо защищен стеной с железными воротами.

Средневековые источники свидетельствуют о социальной дифференциации и налоговых сборах в кимакском обществе.

Незначительны данные источников по политической истории кимаков. Анализ некоторых сведений приводит к предположению, что кимакские правители совершали походы на юг, т. е. на земли токузгузов,   а также   в страну енисейских кыргызов. В свою очередь, соседи совершали нападения на становища кимаков. В частности, вглубь территорий кимаков предпринимали походы Караханиды.

В конце Х – начале XI вв. в Кимакском каганате усиливаются центробежные тенденции и со стороны кыпчакских ханов, которые стремились к самоопределению и созданию собственной государственности.   Падению   кимакского   каганата  способствовал  и внешний   фактор: миграция многочисленных кочевых племён Центральной Азии, которая относится к началу XI в.

 

Литература:

І. История Казахстана с древнейших времен до наших днсй:  в 5-ти томах. – Т.1. -Алматы, 1996.

  1. Кузембайулы А., Абиль Е. История Казахстана. -Санкт-Петербург, «Соларт», 2004.
  2. Кан Г.В. История Казахстана. -Алматы, 1995.
  3. Кадырбаев А.Ш. История Казахстана: первобытный мир и древность. Алматы, 1998.

Тема 3-а  Государства развитого средневековья

 

  Цель лекции: Раскрыть  истоки становления и развития государств развитого средневековья, их роль и значение в истории Казахстана.

     

  План лекции:

  1. Государство караханидов.
  2. Кидани (каракитаи)
  3. Улусы найманов и кереитов
  4. Кыпчакское объединение

 

Краткое содержание лекции

  1. Государство караханидов (942-1210 гг., на территории Восточного Туркестана, Семиречья).

Родоначальником династии караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915-955 гг.). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история государства Караханидов.

В 960 году в Караханидском государстве ислам был объявлен государственной религией.

В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которую наряду с карлуками входили племена чигили и ягма. В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе – Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами (Газневиды – династия, правившая в Газневидском государстве в X-XIІ вв.). В состав Газневидского государства входили территория современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии и Индии. Государство своего могущества достигло при Махмуде Газневи (998-1030 гг.).

В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство Караханидов распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Испиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного хана.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-наследственная система. Хакан правил страной совместно со своими близкими родственниками и везирами. Государство было разделено на отдельные уделы. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта» (налог, взимавшийся в пользу государства в государстве Караханидов), а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI-XIII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.

Караханидские правители имели большие земельные участки, служившие источником налоговых поступлений в казну и фондом для условных, временных пожалований. Это были конфискованные у врагов караханидской династии земли, а также участки, иногда приобретавшиеся государством.

Земельными участками владело и мусульманское духовенство, которое наряду с крупным землевладением имело вакфные земли, составлявшие основу их материальной базы. С этих земель, как правило, не взимались налоги в пользу государства. Экономическое и политическое влияние духовенства на светскую жизнь возрастало по мере расширения их земельных угодий.

Политический строй Караханидского государства сложился не сразу, а постепенно, по мере утверждения власти караханидской знати в завоеванных землях. Караханиды унаследовали многие государственные традиции покоренных ими местных народов. Они испытывали на себе глубокое воздействие древнетюркского государства, Тюргешского и особенно Карлукского каганатов.

Верховная   власть   в   Караханидской   державе   лишь   внешне   была   облачена   в патриархальную (родоплеменную) оболочку, но в действительности она базировалась на принципе феодальной иерархии. Власть над завоеванными областями принадлежала именно предводителям самых крупных и сильных этнополитических объединений. Все земли считались собственностью правящей династии и всем государством правил «хан ханов», зачастую именовавшийся тамгач-ханом (верховный кахан).

В основе структуры Караханидского государства лежала феодальная по своей сути удельная система: государство было разделено на ряд крупных и мелких областей – уделов во главе со своими правителями.

Удельная система порождала междоусобицы, сопровождавшиеся частой сменой правителей. Местные правители стремились к достижению самостоятельности своих уделов, а верховная власть пыталась путем перераспределения уделов ослабить непокорных вассалов, что зачастую приводило к феодальным усобицам.

Глава государства – хакан – считался одновременно и главой Караханидской фамилии, но его власть фактически была ограничена удельными правителями.

Порядок управления скотоводческим населением степных областей был иным, оно осуществлялось через родоплеменную верхушку, преимущественно через старейшин, подчинявшихся ильгибаши, бекам и ханам, в роли которых выступали богатые и знатные беки.

Государственно-административная система Караханидского каганата в целом базировалась на феодальной основе, она служила целям эксплуатации и удержания в повиновении как оседлого, так и кочевого населения.

Развитие феодальных отношений в государстве Караханидов – важный этап в истории укрепления феодального строя на территории Казахстана. Этнополитические процессы, происходившие на юге и юго-востоке в XI-XII вв., сыграли значительную роль в образовании казахской народности.

В конце XI-начале XII вв. в Юго-Восточном и Южном Казахстане, а также в сопредельных областях Средней Азии политическая обстановка характеризовалась нестабильностью, войнами и дальнейшим дроблением феодальных владений. Государство Караханидов все больше приходит в упадок, а Хорезм, ранее входивший в состав государства Сельджуков, укрепляется.

В начале второй четверти XII в. многочисленный народ киданей (каракитаи) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами прервалась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государства Караханидов на этом завершилась.

  1. Кидани (каракитаи) – 1128-1213 гг. Образование государства Каракитаев было обусловлено нашествием кочевых племен из Центральной Азии, верхушка которых установила власть над значительным пространством в 30-40-х годах XII в. Территория нынешнего Юго-Восточного и Южного Казахстана, области Мавераннахра, включая Бухару и Самарканд, вошли в состав государства Каракитаев.

 Кидани основали еще в X в. обширную державу от Тихого океана до Тянь – Шаня. В 1125 г. это государство было разгромлено объединенными силами Китая и маньчжурского племени чжурчженей, и часть киданей под предводительством Елюй Даши двинулась на запад в двух направлениях: с одной стороны, в Восточный Туркестан, где они были разгромлены караханидами, с другой – в Северо – Восточный Жетысу.

Баласагунский правитель призвал киданей выступить против кангюйцев и печенегов, но они свергли его, заняв Баласагун, и в 1128 году основали собственное государство под названием Кара – Китайстрана каракиданей. После этого кидани покорили племена канлы в долинах Шу и Таласа, Восточный Туркестан и в 1137 и 1141 гг. разгромили Мавераннахр и сельджуков.

Глава киданей носил титул гурхан («хан ханов»). Он установил жесткую дисциплину в армии, запретил грабить население, установил твердые налоги, не давал уделов своим близким, опасаясь междоусобиц. Главная ставка гурхана находилась на берегу реки Шу, недалеко от Баласагуна.

Часть Жетысу, к северу от Или, принадлежала карлукскому хану, вассалу гурхана. Столицей его был Койлык. Мавераннахром и Восточным Туркестаном продолжали править караханиды, платившие дань киданям.

Елюй Даши умер в 1143 г., и власть перешла к его вдове Табуян, а в 1150 г. гурханом стал его сын Елюй Иле,котрый достиг своего совершеннолетия. После смерти Иле в 1163-1177 гг. страной правила его сестра Бусуган, а в 1177-1213 гг. – сын Елюй Жилугу. С его именем связан новый период в истории государства каракиданей, когда наместники в различных областях стали практически независимыми правителями, и власть гурхана стала по существу номинальной.

Первые гурханы относились к исламу терпимо, но при Чжилугу гонения на мусульман участились. В Жетысу развернулось мусульманское движение против каракиданей. Гурхану удавалось подавить волнения, но появление в 1209 г. в Жетысу найманов изменило обстановку. Найманский вождь Кучлук в 1213 году стал практически правителем и до самой смерти гурхана управлял страной от его имени. При Кучлуке государство пришло в упадок и распалось. Жетысу в целом стал ареной междоусобных войн, мятежей и мусульманских восстаний. Так продолжалось до 1218 г., до появления Чингисхана.

Формирование органов управления каракитайского объединения происходило под сильным влиянием местных традиций. Это ясно видно на примере состава армии, которая в ходе завоеваний в основном состояла из тюркоязычных племен и народностей. Одновременно происходило хозяйственное и этническое растворение пришлых этнических групп в местной этнической среде – сначала в Семиречье, а затем в Мавераннахре.

Появление каракитаев не сопровождалось разрушением городов и оседлых поселений. Они были заинтересованы в регулярной торговле с городами и земледельческими областями Средней Азии. В целом, каракитаи не меняли существовавших до них политического устройства и взаимосвязей между различными регионами. У власти на местах находились представители тех же династийных фамилий, что правили здесь прежде.

До провозглашения империи вожди каракитаев не претендовали на владение землями уделов своей династийной собственности, опираясь на институт наместников, могущество которых превышало силу самих владетелей.

Формирование каракитайского государственного объединения протекало в атмосфере утверждения и закрепления патриархально-феодальных принципов управления. Однако система наследовании верховной власти носила своеобразный характер: титул гурхана наследовала женщина, что вызывало недоумение и возмущение местного мусульманского населения. Власть гурхана, по существу, была номинальной.

С середины XII в. каракитаи существенно изменили свою налоговую политику, перейдя к открытому грабежу, совершали набеги на мирные поселения, убивали, брали в плен людей. Позиции каракитаев в Семиречье и Мавераннахре некоторое время еще оставались относительно прочными из-за продолжавшихся феодальных усобиц.

  1. Улусы найманов и кереитов. В XII в. конфедерация найманов представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен. Новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. По мнению ученых, значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших в конфедерацию.

Соседями найманов на западе были канглы и кипчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере – енисейские кыргызы, на востоке – кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге – уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевьми и оседло-земледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.

Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу X в. Этнический состав конфедерации кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере – меркиты, на востоке – татары, на юге – тангуты, с которыми кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности, Темучин (Чингисхан), Джамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни.

Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные объединения – улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и вбиравшими весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный ханской ставкой, войсками и дружиной.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Приобщение кереитов и найманов в 1007 г. к христианству несторианского толка указывает на достаточно высокий уровень их социального и культурного развития.

К концу XII в. произошло возвышение Темучина, который, разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлуком прибыли на Алтай, где соединились с группами кереитов и меркитов.

  1. Кыпчакское объединение (нач. XI – нач. XIII вв.). Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источниках кыпчаки впервые отмечаются арабским географом Ибн Хордадбеком (IX в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихся также к VIII в.

В IX-X вв. история кыпчаков (кипчаков) тесно переплелась с историей кимаков. Кыпчаки находились в политической зависимости от кимакского кагана, входили в конфедерацию, а затем в Кимакский каганат.

После падения Кимакского каганата в начале XI в. военно-политическая гегемония на территории прежнего расселения кимакских, кыпчакских и куманских племен перешла в руки кыпчакских ханов. Во второй четверти XI в. племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джагбу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, Приаральских и Прикаспийских степей.

С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и-Кыпчак (степь кипчаков – название в арабских и персидских текстах XI – XV вв. степей от р. Иртыш до р. Дунай, от Крыма до Болгара Великого, где кочевали кипчаки – половцы) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Степьогузов» (Мафазат аль-гуз).

Формирование кипчакской этнической общности на территории Казахстана было сложным и длительным процессом, в развитии которого прослеживаются три этапа. Первый этап связан с образованием ядра кимакского племенного союза, в котором кыпчаки со второй половины VIII в. и др конца VIII в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами. Второй этап – с конца VIII в. до начала XI в. В эти хронологические рамки кыпчаки постепенно расселились на обширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южноуральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Западном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Взаимодействие и интеграция трех основных этнополитических объединений – кимаков, кипчаков и куманов – проходил под консолидирующей ролью кимакских племен.

С начала XI до начала XIII вв. формирование этнической общности кыпчаков вступает в третий этап развития, связанный, прежде всего, с ростом могущества кыпчакских ханов, власть которых легитимизировалась ханским династийным родом ель-борили.

В формировании кыпчаков приняли участие многочисленные племена канглы, компактные группы которых во второй половине XII в. образовали этнотерриториальное объединение в пределах Приаральских степей, а также тюркоязычные племена уран, пришедшие в X в. на территорию Казахстана из Восточного Туркестана, баят, азкиши, тюргеши. Одним из этнических компонентов кыпчаков были карлуки, чигили, каи. Тесное взаимодействие кыпчаков с различными этническими группами сказывалось на их этнической общности. С ростом политического веса кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая свою принадлежность к единому этносу, принимали этноним «кыпчак». Однако завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием.

К середине XI в. кыпчакские племена расселились на обширной территории современного Казахстана – от Алтая и Иртыша на востоке до Итиля (Волги) и Южного Урала на западе, от оз. Балхаш на юге до лесостепной полосы Юго-западной Сибири на севере. Во второй половине XI в. кыпчаки расселялись на Мангышлаке и Устюрте. Кыпчакские ханы расширили на юге пределы своего государства, достигнув окрестностей г. Тараза. Восточные рубежи охватывали правобережье Иртыша и склоны Алтайских гор. Северные границы Кыпчакского ханства проходили по лесостепной зоне, отделяющей нынешнюю казахскую степь от Западной Сибири.

Со второй половины XI в. наблюдается относительная стабилизация и политическое единство кыпчакских ханов. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну. В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом и армией. В военно-административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое – со ставкой на р. Урал на месте города Сарайчик и левое – с резиденцией в городе Сыгнак. Более мощным крылом было правое крыло.

Кыпчакское ханство было социально и сословно неравным. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Основным богатством являлись лошади. Многие в стране кыпчаков, как сообщают письменные источники, владели несколькими тысячами прекрасных лошадей. Право распоряжения пастбищами и регулирования перекочевками принадлежало кыпчакским ханам и племенной знати. На другом полюсе находились непосредственные производители – скотоводы. Рядовые общинники были в своей основной массе свободными.

Самую бесправную группу в кыпчакском обществе составляли рабы, которые пополнялись за счет военнопленных. Рабы шли главным образом на продажу, и лишь часть их использовалась в хозяйстве в качестве слуг. Таким образом, Кыпчакское ханство было сложившимся раннефеодальным государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской государственности.

В   конце   последней   четверти   XI   в.   на  Мангышлаке   и   восточном   побережье Каспийского моря по-прежнему властвовали кыпчаки, в политической зависимости от которых находились отдельные группы огузских и туркменских племен. Судя по опосредованным сведениям Махмуда Кашгари, кцпчакская военно-кочевая знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии Караханидов.

В конце Х1-начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Однако в первой половине XII в. они стали ареной упорной борьбы между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями Средней Азии, пытавшимися, во что бы то ни стало овладеть ею. Под флагом распространения ислама хорезмшах Атсыз завоевал Дженд, а затем продвинулся на север, присоединив Мангышлак. В 1133 г. кыпчаки потерпели поражение от Атсыза, предпринявшего поход из Дженда в глубь Дешт-и-Кыпчака. Со второй трети XII в. началась раздробленность Кыпчакского ханства, вызванная рядом причин, основными из которых стали: формирование прохорезмийской ориентации среди знати кыпчакских племен, сложением крупного объединения канглы, усиление междоусобной династийной борьбы за власть.

Как известно, главную военную опору хорезмшахов составляли группировки канглы и кыпчаков. В начале XIII в. важную роль при дворе хорезмашов играл предводитель канглы Амин Малик, на дочери которого был женат хорезмшах Ала ад-дин Мухаммед. Кыпчакская аристократия, наделенная хорезмшахами государственными и военными должностями, отстаивала интересы последних. В кыпчакском обществе усилились внутренние противоречия, вызванные прохорезмийской ориентацией значительных групп кыпчаков, а также соперничеством за верховную власть. В этой обстановке хорезмшахи искусно разжигали и поддерживали вражду между кыпчакскими вождями.

В  1216 г. в Тургайских степях отмечено первое появление монголов на территории Казахстана, приостановивших длительное соперничество кыпчаков с хорезмшахами. Наступила эпоха монгольских завоеваний.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!