Томирис – царица саков

Образ сакской царицы дербиков (одного из массагетских племен) один из самых литературно-богатых и интересных.
Томирис правила племенем после смерти своего мужа. Экспансия иранских Ахеменидов во главе с Киром в Средней Азии начала доходить и до независимых сакских племен, не подчинявшихся никому.
Племена эти кочевавшие по безграничным просторам Азии, лихие наездники, прекрасные стрелки, воинственные и красивые люди послужили прототипами для многих мифических персонажей. В том числе для кентавров и амазонок. Древние греки, сталкивавшиеся с табуном лошадей внезапно приближавшимися и принимавшими образ наездников, на самом деле первоначально прятавшимися за спинами лошадей наделили их чертами людей-коней. А поскольку в военных стычках саков женщины участвовали наравне с мужчинами, придумали про племена амазонок, наделяя их сверхъестественной красотой, удалью, отвагой и силой.
Также греческие источники наделяют саков непонятными и противоречивыми чертами, благородством, гостеприимством, жестокостью, непримиримостью, коварством, трусливостью, простодушием, отвагой и честностью. В одном иранские и греческие источники сходятся – они наделяют эти племена необыкновенным свободолюбием и замечательными военными качествами.
Понятно, что философия и уклад жизни этого народа чересчур сильно отличался и от греческого и даже от иранского, хотя последние были родственным народом, и имели схожие языки.
Саки – объединение скифских племен, с их общинным строем жизни, избираемыми вождями, были кочевниками. Они собирались в одно грозное племя только перед лицом общей опасности. Четыре крупных племени, с независимыми вождями, избиравшимися путем голосования. В таких случаях избирали общего вождя, и на время войны, либо стихийных бедствий полностью подчинялись ему.  Права наследования у саков не было.
Томирис была вдовой такого вождя, и была избрана саками вместо своего погибшего мужа.
Степи, на которых кочевали саки, граничили с набравшим силу Ахеменидским Ираном, во главе с царем царей Киравушем (Киром). То было начало расцвета Иранской империи, продлившейся вплоть до прихода Александра Македонского.
Кир, талантливый полководец, хороший дипломат, примерный зороастриец, родоначальник Ахеменидского культа, схожего с тождеством фараона – Осириса, на тот момент пожинал плоды своей бурной деятельности, результатом которых был небывалый доселе рост Иранской культуры и основание еще одного культа – Ариев (Иран – Аиран) – благословеннейшего из народов, культ который оставил свои следы и ярко проявил себя особенно в 20 веке, правда, уже совершенно другим народом. Могли ли древние иранцы, даже предположить, что когда-нибудь их место в истории могут занять народы, про которых они, скорее всего, вынесли бы вердикт варваров?
По сравнению с кочевыми саками иранцы были развитее, как к примеры скажем те же римляне по сравнению с галлами. Саки были пастухами, и весь экспорт их состоял из мяса и кожи. Будучи отличными стрелками и наездниками, саки также иногда экспортировали наемных солдат. Религия у саков была примитивна и проста. Не предусматривались жрецы, храмы. Вождь племени, старейшины совершали все необходимые обряды. Кодекса поведения как такового не было, был лишь совет племени который и решал что хорошо а что плохо, основываясь на действия предков.
В Иране процветал зороастризм, передовая религиозная идеология своего времени, совершенный механизм дуализма легко разъяснял все явления природы, человека и общества. Покоренные народы строили для иранцев прекрасные дворцы, сады же каждый иранец возводил сам, и даже Кир ежедневно посвящал определенное время уходу за деревьями: сажал, поливал, в общем работал с землей, поскольку в Авесте данное деяние считалось «благословенным».
У иранцев были сформированы определенные правила поведения в обществе, строго соблюдалась иерархия – саки вели себя естественно и попросту не имели понятия субординации.
Иранцы были горды, высокомерны с другими народами, но любезны и дипломатичны, и считали себя – иранцев, лучшим народом на земле
Саки были не менее горды и грубы, и признавали только саков.
Иранцы считали саков – «нелюдями», саки иранцев – спесивыми, хитрыми и трусливыми.
По легенде первоначально Кир, желая заполучить власть над дербиками «дипломатическим» путем направляет к Томирис богатый караван, и послов для установления дипломатических отношений. У послов была миссия – установить союз с саками. Кир желал использовать великолепных наемных воинов – саков для защиты своих территорий, и для предполагаемой войны. Для укрепления союза, Кир предлагал Томирис стать его женой. По иранским законам наследование и царствование было допустимо лишь для мужчин, и, став мужем Томирис, Кир получал права на земли саков.
В ответ Томирис предлагает другой вариант укрепления союза, замужество дочери Кира – Атоссы, с сыном Томирис – Спарангой. Естественно у Кира не было никакого желания оставлять после себя наследником сакского дикаря, к тому же Атосса была помолвлена с братом своим – Камбизом.
Отказ Томирис взбесил Кира. Сакские племена были тогда ничем по сравнению с огромной империей Кира, но вероятно, они этого не знали, поскольку были довольно дики и мало разумели в географии. Кроме того, как уже говорилось, саки не считали персов страшными противниками.
Когда Кир направляет повторно послов уже с требованием подчиниться воле Кира, Томирис отвечает, что саки не желают войны с доблестными иранцами, и не желают проливать кровь. На что Кир по легенде ответил ей «я жажду крови и хочу ею напиться».
Но по сути конечно саки и не оставили персам иного выхода, кроме как начать войну. Персия – супердержава, и должна была выдерживать свой статус. Кир – властелин почти полумира, который возил царей покоренных народов в клетке. Сам Крез – царь, имя которого стало синонимом богатства и счастья полонен Киром и послушно ездит в его повозке. Учитывая количество покоренных персами стран, и рост врагов в геополитической ситуации в связи с этими завоеваниями, Персия не могла допустить, чтобы с ней не считались. Это было очень плохим примером для прочих народов. Для восстановления пошатнувшейся репутации «самых крутых» Кир должен был наказать саков за своеволие, и наказать жестоко. Так чтобы «другим неповадно было».
Война велась на территории саков. Это было, наверное, первое крупное столкновение регулярной, упорядоченной армии персов с летучими отрядами скифов. Саки не предпринимали больших боев. Они уходили…Вглубь… Саки нападали маленькими отрядами, которые тут же разбегались. Иранцы, преследуя их, не заметили, что зашли вглубь пустыни, туда куда лучше не лезть.
По Геродоту, маленький отряд саков из 500 всадников под предводительством Спаранги устроил засаду персам, когда те отдыхали. Внезапная атака на беззащитных воинов, заставила персов растеряться. Оставив многие тысячи убитыми, они отходят, оставив богатую добычу, вина и еду. Радостные саки начинают пировать. Надо сказать что вино, как напиток среди саков не культивировался. Но конечно они были наслышаны об этом чудесном и опасном напитке. Легкомысленные саки начинают пировать, несмотря на то, что была опасность возврата иранских войск. К утру, персы вернулись, и перебили всех саков, в том числе и сына Томирис.
Далее разгневанные уроном и потерями, нанесенными «нелюдьми» саками, которые в нарушение правил ведения боев смели нападать на мирно отдыхавших воинов, раздраженные затянувшейся войной (иранцы по плану на всю компанию отводили 2 недели), иранцы идут ва-банк, бросая все свои силы в погоню за очередным летучим отрядом.
В общем,…оказались персы в результате посреди песчаной пустыни, без еды, без воды, и без противника, который в очередной раз исчез. Персы не вели ранее таких войн. У саков не было больших городов, крепостей, укреплений, которые можно было бы брать. Собственно говоря, у саков почти ничего и не было, и вероятно персы не однократно спрашивали себя тогда – а зачем мы вообще сюда пришли? Что потеряли в этих диких песках?
Но было поздно. И однажды посреди ночи, войско Кира оказалось в ситуации полного окружения, со всех сторон, на очень неудобной позиции. Вот они саки, во главе с Томирис, в это время восседающей на белой кошме. Началась битва.
Результат этой битвы известен – Кир погиб в бою. По легенде Томирис принесли его голову, и она, велев собрать мех крови погибших персов, окунула в него голову Кира со словами «Ты жаждал крови – пей!»
Образ Томирис весьма популярен в литературе. Сохранились сказания, эпосы, легенды. На их основе поставлен одноименный балет, многие художественные произведения. Как правило, образ Томирис в литературе представлен как красивой женщины средних лет, смуглой, с пышными волосами. В её образе есть решительность, воля, ум и трагичность – горячая материнская любовь, судьба несчастной женщины, потерявшей сына.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!