Сахибкиран Амир Темур

Сахибкиран Амир Темур как дальновидный политик и крупный государственный деятель сумел основать на месте разрозненных феодальных государств большое централизованное, сильное государство. Стиль управления, обычаи, которыми он руководствовался, порядок и дисциплина были образцовыми, опыт его деятельности во многих областях в настоящее время имеют большое значение для получившего независимость Узбекистана. Прежде всего, следует отметить, что он всесторонне изучил и использовал положительный опыт строительства государств.

В деле успешного управления государством для Амира Темура была велика роль его духовных наставников Зайниддина Абу Бакра Тойбоди, Шайха Сайида Барака и других. В частности, первый из них в своем письме из Герата, пишет следующее: «В государственных делах уметь советоваться с окружающими, принимать твердые решения, быть предприимчивым и бдительным, но также не забывать об осторожности». В произведении «Уложение Темура» читаем их советы: «В управлении страной руководствуйся советами, будь предусмотрительным, с тем, чтобы затем в результате не сокрушаться и не досадовать. В общем, после характеристики и описания мер, выполнение которых обязательно (следует отметить), все дела осуществляются благодаря твердости, терпению, здоровью, бдительности, осторожности и напористости».

Наставник Амира Темура Шайх Сайид Барака в 1370 г. накануне взятия крепости Балх дал ему в руки домбру и знамя, считавшееся символом правления, и пророчествовал: «Ваше будущее свидетельствует об этом». Как рассказывает Ибн Арабшах: «Темур всегда повторял, что все, чего он достиг и завоевал – все это благодаря молитвам Шамсуддина ал-Фахури, великодушию шейха Зайниддина ал-Хавофий (Абу Бакр Тойбоди), а все достигнутые мной блага (барактлар) пришли с помощью Сайида Барака».

С преданностью исполняя указания своих учителей, Амир Темур придавал серьезное значение всем направлениям управления государством, и эти указания всегда находились в центре его внимания. В результате он достиг огромных успехов в создании централизованного государства, укреплении и упрочении его, обеспечении зависимых от него стран. В управлении государством он придавал особое значение Кенгашу (совету). Организация этих Кенгашев, расположение участников соответственно их степени, должности и в настоящее время заслуживает внимания.

Темур в своем «Уложении» обобщил политико-правовые взгляды на то, как именно следует управлять государственной системой сверху донизу. Сахибкиран подробно изложил, что управление государством основывается на двенадцати правилах. «Теперь назидания моим именитым детям и способным внукам, которым предстоит управлять страной; двенадцать правил сделал для себя лозунгом и благодаря им достиг такой степени управления. С помощью этих правил я занимал страну, управлял ею и украшал престол». Он разделял подданных на следующие общественно-политические слои:

  1. сайиды (потомки пророка), ученые, шейхи, знатные люди, то есть интеллигенция;
  2. мудрецы, знающие суть дела;
  3. дервишы, верующие в бога, каландары (пилигримы);
  4. принцы, амиры, военачальники, командующие войсками;
  5. воины и простолюдины;
  6. люди, которым можно доверять дела правительства и с которыми можно посоветоваться, доверительные лица;
  7. визири, главные писари, писари диванов, инженера;
  8. врачи и табибы (лекари);
  9. ученые – комментаторы текстов и хадисов;
  10. люди промыслов (ремесленники, сапожники);
  11. суфии;
  12. торговцы и путешественники.

Все земли, кроме Мовароуннахра, Амир Темур распределил между своими сыновьями, родственниками, военачальниками в виде «суюргол» (земля и воды, передаваемые на постоянное пользование своим близким). Получивший суюргол имел право взимать полностью или частично государственные налоги с населения данных земель.

Следует особо подчеркнуть, что Амир Темур в данном случае руководствовался древними тюрко-монгольскими обычаями и таким образом сумел сохранить Мовароуннахр в своей власти. Улусы подчинялись центральной власти и в то же время в определенной степени сохраняли самостоятельность. У руководителей улусов были свои рычаги государственного управления, казна, войско. Их зависимость от центральной власти отражалась в передаче определенной части собираемых налогов в центральную казну и в прибытии со своими воинами при необходимости. Все же, переданные таким образом на управление регионы не оставались в стороне от внимания Сахибкирана. В годы своего правления он усиленно занимался вопросами племенного (по улусам) управления государством. «Став властелином, – говорится в «Уложении», – я потерял покой, здоровье, спокойный сон в собственной постели, отказался от удовольствий».

После перевода центра своего государства в Самарканд в 1370 г. Сахибкиран серьезно занялся вопросами государственного строительства, принял меры по упрочению государственного аппарата, отбирая предприимчивых, способных руководителей, как утверждает он в «Уложении»: «с друзьями и недругами держался (во взаимоотношениях) ровно»2. В частности, при выборе визиря Сахибкиран придавал большое внимание таким качествам, как благородные корни происхождения; высокие умственные способности; осведомленность о положении воинов, хорошее обращение с ними; терпеливость и миролюбие.

При выборе визирей Амир Темур, обращая особое внимание на отмеченные качестве, требовал от них справедливости и добросовестного отношения к делу. После установления единовластия в Мовароуннахре Амир Темур назначил четырех визирей и возложил на них задачи по исполнению самых важных дел страны. Заслуживает внимания то, что утвержденные визири были отобраны из представителей, проживавших в стране племен. Об этом описывается в книге Ибн Арабшаха «История Амира Темура»: «Они (визири) считались (видными) вельможами, а все остальные прислушивались к их высказываниям. У тюрков имеется почти столько же племен и групп, сколько и у арабов. Каждый из этих визирей принадлежал к одному из племен, и светом своих мыслей он, словно факел, озарял дома и мысли людей этого племени. Одно из таких племен имело название флот, другое – жалаир, третье – ковчин, четвертое – барлас. Темур был сыном четвертого племени».

Как правило, визири каждый день находились при канцелярии (девонхона). Первый из них был визирем по налогам: он занимался ежедневными проблемами, распределением полученного от областей (вилаятов) урожая, налогов, подсчетом доходов и расходов, руководством благоустройства, благополучием трудового населения. Второй, будучи военным визирем, должен был следить за своевременной уплатой жалованья воинам, за их общим состоянием, за тем, чтобы не было разброда и шатаний. Третий из визирей выполнял обязанности по учету имущества, оставшегося от умерших, не имеющих хозяина (бесхозных), оставшегося от беглого люда, учет податей, получаемых от торговцев и пошлин, надзор над принадлежащим государству скотом, за относящимися к нему пастбищами и лугами, оберегал собранные доходы. Также этот визирь ведал имуществом пропавших без вести и умерших, передавая его наследникам. Наконец, четвертый из них руководил доходами и расходами всех учреждений страны, также ведал расходами из казны.

Была организована государственная коллегия, которую возглавлял визирь по финансовым делам, занимавшийся проблемами покоренных Сахибкираном стран. Тем самым Темур создал возможность для справедливого, согласованного осуществления правовых, финансовых вопросов его государства.

В государственном аппарате Амира Темура была должность арзбеги (по жалобам). Он оповещал эмира о положении воинов, простого народа, обращавшегося к нему с жалобой, о каких-либо новостях в стране, о незавершенных тех или иных важных делах. Перед ним также отчитывались должностные лица, ответственные за учет вакуфных земель (земля, здания, магазины, мельницы и др., выделенные для обеспечения мечетей, медресе) и имущества.

На меджлисах Темура назначались писари (секретари), которые поочередно должны были подробно записывать и сохранять записи обсуждаемых вопросов. Также существовали такие должности, как тысячный, сотский, пятидесятник, десятник, староста. О том, насколько они были связаны друг с другом, каким образом подчинялись друг другу, как безотлагательны были выполняемые ими обязанности, о форме оплаты их труда, о назначении руководителей на эти должности в «Уложении» Темура рассказывается интересно и содержательно.

Амир Темур придавал серьезное значение развитию экономики своих регионов, постоянному информированию о положении трудового народа, не допуская при этом злостных нарушений. Уделялось большое внимание основным направлениям государственного строительства, развитию всех отраслей ремесленного дела. Об этом можно судить и по словам Хермана Вамбери, который писал, что «хлопкопрядильные предприятия Темура, суконные фабрики Анкары, ювелиры Турции и Грузии, в общем, все самые лучшие мастера промышленности перебрались в Самарканд».

Его отношение к земле, к дехканам, политика взимания налогов были характерны для предшествующих и последующих времен. Как утверждает Д. Н. Логофет в произведении «В горах и равнинах Бухары»: «В его (Амира Темура) владениях к простому народу относились справедливо. Даже в финансовых вопросах царили твердые правила. Представьте себе, что налоги от прибыли, установить которые мы с усердием стремимся, в его стране существовали уже тогда. Темур требовал от чиновников при исполнении своих обязанностей подчинения законам и справедливости. «Внушение» плетью и палкой категорически запрещалось. Не выполнившие этих указаний приговаривались к смерти»1. По свидетельству академика В.В. Бартольда, во времена Амира Темура плодотворно использовались все земли, на которых можно было выращивать что-либо. Население Самарканда три года было освобождено от налогов.

Академик И. Муминов в своей книге «Место и роль Амира Темура в истории Средней Азии» также приводит ценные суждения Темура: «При сборе налогов следует быть очень осторожным, дабы не поставить народ в затруднительное положение и повергнуть край в нищету. Так как разорение народа приводит к обеднению государственной казны, а слабость казны становится причиной разъединения воинских сил, а это, в свою очередь, ведет к ослаблению власти»2. Также по всем областям на основе твердых правил и законов проводились ревизии и проверки. В стране развивалась торговля. Посол Испании Клавихо пишет о том, что в те времена в Самарканде можно было встретить торговцев из разных уголков мира, говорящих на разных языках. По его свидетельству, Самарканд в азиатской торговле занимал место своеобразного товарного склада. В частности, здесь развивались внешняя и внутренняя торговля, что имело большое значение.

В этот период особенное внимание уделялось развитию Великого шелкового пути, обеспечивалась его безопасность. Поэтому из Индии сюда прибывали караваны с большим количеством парфюмерных и красочных изделий. Китай отправлял шелковые ткани, различные фарфоровые изделия, драгоценные камни. С севера доставлялись уникальные меха. В общем, привезенные из разных континентов товары на базарах Самарканда фасовались и отсылались в крупные центры Азии и через Великий шелковый путь доходили до Западной Европы. Торговцы по одному пути направлялись через Хорезм, Астрабад, Нижний Новгород, Москву и выходили на дорогу Ганзы. По второму пути – Китай – Казвин – Табриз – Трапезунд добирались до торговых судов генуэзцев, венецианцев и попадали в Европу. Несмотря на очень беспокойные времена, когда многие регионы были охвачены войнами, во всех землях, на которые распространялась власть Темура, торговля шла оживленно и безопасно.

Эти суждения говорят о том, что государство Амира Темура обладало прочной правовой системой и законы всемерно охранялись. Амир Темур в своей политике управления страной руководствовался твердыми правилами и справедливыми законами. Лозунг – «справедливость не в силе, а сила в справедливости» действовал на всей территории владений Амира Темура, являясь нравственно-духовным критерием.

Оставив достойный след в истории народов мира как государственный деятель, Сахибкиран Амир Темур был также выдающимся военачальником, от природы наделенным великим военным талантом. Благодаря такому дару, им была создана сильная армия, которая сыграла важную роль в устранении феодальной раздробленности, в создании и упрочении мощного централизованного государства – империи Темура. Как признает академик И. Муминов, «военная история считает Темура одним из крупнейших военачальников средневековья».

Военное мастерство Сахибкирана проявилось в двух направлениях. Он прославился как организатор своих войск и в качестве знаменитого, неповторимого полководца. Об этом подробно свидетельствует разработанная им и изучаемая в течение веков военная политика. Организация его войска опиралась на традиции Чингисхана. Во-первых, воины Сахибкирана состояли из добровольцев, во-вторых, они были организованы на основе десятичной системы, то есть разделялись на туманы, тысячи, сотни и десятки. Разница состояла в том, что во времена Чингисхана основное войско состояло из кочевников, а оседлое население завоеванных земель насильно заселялось в города. А в государстве Темура, хотя оседлое население и составляло основную часть военной силы, но имело почти одинаковое значение с кочевниками. Вилаяты с оседлым населением поставляли пеших воинов, а также артиллерийские подразделения того времени – снабжали воинами, умеющими обращаться с артиллерийскими снарядами – машинами, стреляющими камнями, стенобитным орудием и др.

При необходимости сбора определенного количества конных или пеших воинов, Сахибкиран отправлял в туманы лиц, исполняющих специальные поручения правителя (табачи). Посланный представитель собирал пеших солдат и всадников из среды оседлых и кочевых турок, а также таджиков. В военных частях государства Сахибкирана помимо отмеченных были и нижеследующие:

– части, занимающиеся строительством переносных мостов (понтонеры) и кораблестроители;

– стрелки григорианским, или греческим огнем;

– разнорабочие, умеющие работать с техникой при осаждении городов. Взятие множества осажденных крепостей под руководством Сахибкирана при помощи умелого использования пушек, стреляющих григорианскими огнем, продемонстрировало высокое мастерство воинов этих частей;

– а также специальная часть пеших, состоящая из горцев, способных участвовать в боях в горной местности. Бойцы этой части оказывали большую услугу при взятии крепостей, расположенных в ущельях, горных дорогах, гористой местности.

Войска Темура, согласно правилам того времени, разделялись на десятки, сотни, тысячи и туманы (10 или 12 тысяч воинов), и ими руководили десятники, сотники, тысячники и амиры. Темур запретил физические наказания, отметив, что правитель, властвующий лишь силой кнута, недостоин своей должности. Таким образом, простые воины могли дослужиться до десятников и сотников, но для достижения высших чинов сотники должны были добиться серьезных успехов или обладать большими способностями. Воины, проявившие себя в боевых действиях, получали поощрения в виде премии, похвалы, добавки к жалованию, увеличенной доли при дележе захваченных трофеев, повышения в должности, получения почетного звания, наподобие «баходир» (герой), «мард» (смельчак), «ботир» (молодец), а для воинской части такие события отмечались барабанным маршем, вручением знамени и др. Итак, военная политика Амира Темура была направлена прежде всего на укрепление власти и защиту от внешней опасности.

Еще одной важнейшей особенностью Сахибкирана было то, что он опирался на деятелей науки, культуры, искусства, на духовенство, получал от них необходимые советы по различным вопросам. Он проявлял большую заботу о развитии науки, культуры, искусства, любил беседовать, делиться мыслями с учеными относительно истории народов и истории великих властелинов, всегда творчески подходил к делам предшествовавших ему великих личностей, правителей, дотошно изучал причины их крушений, кризисов и поражений, с тем, чтобы не повторить допущенных ими ошибок. У него был специальный человек, который рассказывал об этих фактах.

Сам Амир Темур был хорошо осведомлен о таких науках, как астрономия, медицина, архитектура, теология, знал шахматную игру. С любовью изучал историю, в особенности военную. Как отмечает арабский философ Ибн Халдун, которому удалось беседовать с Темуром, он глубоко знал историю турецких, арабских, персидских народов, тонко понимал сложнейшие особенности религиозных, светских и философских знаний.

Известный востоковед Л. Лянглэ в своем произведении «Жизнь Темура» пишет: «Темур с почтением относился к ученым. Заметив чистосердечность знатоков, он проявлял к ним доверие. Для беседы с историками, философами, а также с людьми, хорошо знающими научные, управленческие дела, он сходил с престола и приближался к ним. Ибо Темур уделял большое внимание этим отраслям».

Как отмечает академик И. Муминов, еще одно важное качество Сахибкирана состояло в том, что перед решением какого-либо серьезного вопроса он заранее обменивался мнениями с представителями духовенства, знающими людьми, деятелями науки, всесторонне анализировал данный вопрос, лишь затем приходил к тому или иному выводу. Обычно, Амир Темур проводил индивидуальные беседы с представителями медицины, астрономии, литературы, языкознания, а также с известными людьми в области теологии и религии.

О том, какое большое внимание уделял Амир Темур деятелям науки и исламской религии, можно судить по его речи на собраниях ученых: «Знаменитые люди науки и религии всегда помогали властителям своими советами. А от вас я не вижу этого. Моя цель – установление справедливости, упрочение порядка и спокойствия, улучшение жизни простого народа, увеличение строительства в стране, развитие государства. Вы должны помочь мне в осуществлении этих дел своими советами. Положение страны, использование своих должностей в корыстных целях, угнетение простого народа хакимами на местах больше всех известны вам. Большую пользу принесете вы, если поделитесь своим мнениями о подобных фактах, поможете устранению несправедливости, принятию мер, необходимых в подобных случаях, соответственно с шариатом и законами».

В общем, Амир Темур не оставлял вне поля зрения деятелей науки, творческих работников, ценил их, не удалял от себя, плодотворно использовал их мудрые советы и оказывал им особую почесть.

Не секретом является то, что Амир Темур после завоеваний привозил много захваченного добра. Как утверждает Херман Вамбери, Темур собрал невероятное количество богатства, но не относился к этому с алчностью, а расходовал все это на дальнейшее упрочение созданного им государства, на его развитие, на укрепление, на возведение в нем мечетей и медресе, на создание садов и парков, на последующее развитие исламской религии, науки, культуры, литературы, искусства, архитектуры, на благоустройство населенных пунктов. Заслуживает внимания высказывание Хермана Вамбери о том, что «дважды ошибочно мнение людей, назвавших Темура хищным, жестоким грабителем, поставив его в один ряд с Чингисханом».

Во всех регионах Мовароуннахра, в других регионах централизованного государства Амир Темур внимательно следил за архитектурными работами, работами по благоустройству. В этой связи известный востоковед В.В. Бартольд признавал, что: «Темур в одно и то же время был не только разрушителем, но и активным созидателем. Он воздвигнул величавые здания, разбив вокруг них прекрасные сады, восстановил города и кишлаки, построил водные сооружения, восстановил разрушенные. Творческая деятельность Темура, как и его способность разрушать поражала людей. Самый лучший период в мусульманской архитектуре связан с именем Темура и его потомков. Разумеется, Темур старался, прежде всего, благоустроить свою столицу – Самарканд, совершенствовать его величие и красоту. Но наряду с этим он строил и благоустраивал, воздвигал водные сооружения также в других городах Мовароуннахра и Хорасана, даже в далеких регионах Западного Азербайджана и Кабула».

Шарафиддин Али Язди в «Зафарнаме» («Описание победы»), подробно осветив деятельность династии Темура, все отрасли основанного им государства, высказал очень ценные мысли и оставил записи фактических примеров. «Был дан приказ о воссоздании города Багдада, в течение одного года, – пишет Али Язди, с тем, чтобы город принял свой прежней вид, чтобы в нем получило развитие ремесленное дело, вокруг совершенствовалось земледелие, расширились сети торговли и культурная жизнь, и как прежде распространилась исламская религия».

В окрестностях Самарканда по инициативе Сахибкирана было построено несколько кишлаков, получивших названия известных городов мира – Каир, Дамаск, Багдад, Султания, Шираз. Часть построенных в этот период сооружений до сих пор притягивает внимание туристов со всего мира. Это – купола ансамбля Шахи-Зинда, медресе Бибиханум, купол Гур-Эмир, в котором захоронены Темур и его наставник Сайид Барака, а также представители его династии. Это известные миру неповторимые архитектурные сооружения.

Испанский посол Руи Гонзалес де Клавихо в своем «Дневнике путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403-1405 гг.)» приводит замечательные примеры, описывая эти памятники архитектуры, а также воздвигнутые Сахибкираном райские сады.

Наряду с архитектурой, Амир Темур уделял большое внимание делам по благоустройству городов, в результате чего их население было обеспечено питьевой водой. Например, в Самарканд вода доставлялась через канал из Заравшана. Как описывает историк-путешественник Ибн Ховкал, побывавший в средние века в Самарканде: не было ни одной улицы, ни одного двора, на которых не было бы проточной воды. Только некоторые дома не имели садов. Здесь наряду с прекрасными архитектурными зданиями было разбито 12 садов-парков, насаждения и прекрасная зелень которых напоминали райские кущи. Эти сады с чудными названиями – Боғишамол, Боғизағон, Боғибулду, сад Шахруха Амирзадэ, Боғи Биҳишт, Боғи Дилкушо, Боғи Баланд, Боғи Чинор, Боғи Жаҳон. История их возникновения, описание строительства величественных зданий в них, проведенных в них обрядов приводится в книге Шарафиддина Али Язди «Зафарнаме», в воспоминаниях Клавихо. Места, именуемые названиями данных садов, существуют и поныне.

Необходимо также подчеркнуть, что Амир Темур очень серьезно относился к истории. В области историографии такие известные на востоке историки, как Низамиддин Шами, Хафизи Абру, Муиниддин Натанзи, Шарафиддин Али Язди, прославились своими произведениями об Амире Темуре. Полностью осветивший историю Амира Темура Низамиддин Шами в заключении своей книги «Зафарнаме» пишет, что Сахибкиран в 804 г. (1401-1402 гг.) пригласил его к себе и велел написать историю своей жизни и деятельности, при этом он потребовал, чтобы «стиль изложения имел меньше сложных деталей и славословия: не допускал различных смысловых оттенков. Если основная цель останется незаметной в водовороте уподоблений, метафор, то пользы от подобного произведения будет мало. Если один человек поймет степень и смыл какого-нибудь слова, остальные десять, а может и сто человек не сумеют осознать намеченную цель. Следовательно, от этого нет никакого проку для простого народа». Ясно, что Амир Темур четко представлял цель, стиль изложения при создании исторического произведения и задачу пояснял коротко и ясно. То есть история пишется для масс, для будущего. Шами стремился соблюдать требования Сахибкирана и последующие историки, в частности Шарафиддин Али Язди, широко использовали структуру его произведения. Будет уместно напомнить, что именно во времена Темуридов историография достигла своего апогея.

В мировой истории период Амира Темура и Темуридов занимает особое место. Исследователям давно известно наличие множества исторических произведений, являющихся первоисточниками в освещении истории Средней Азии и стран Среднего Востока времен Темура и Темуридов, относящихся к XIV-XV вв. К ним относятся такие жизнеописания, как «Зафарнаме» Низамиддина Шами, написанное еще при жизни Сахибкирана, «Зубдат ут таворихи Бойсунғурий» Хафиза Абру, написанное в период правления Шахруха (наследника Темура), знаменитое «Зафарнаме» Шарафиддина Али Язди, «Мужмали Фасихи» Фасиха Ахмада Хавофи, «Матлаи Садайн ва мажмаи бахрайн», написанное Абдураззаком Самарканди в год (1470) восшествия Хусейна Байкаро на престол, семитомное «Равзат ус-сафо» Мирхонда, созданное во времена Алишера Навои, «Мәсирул-мулк» и трехтомное «Хабиб ус-сиар» Хондамира.

Эти произведения написаны в основном на персидско-таджикском языке, и в них имеются очень важные исторические сведения. Будучи богатыми фактическим материалом, они характерны своей достоверностью. В последнее время на узбекском языке изданы такие книги, как «История Амира Темура», «Темур тузуклари» («Уложение Темура»), «Амир Темур ўгитлари» («Наставления Амира Темура»). Эти книги служат основным источником в изучении истории XIV-XV вв., то есть времен Амира Темура и Темуридов.

На основе этих источников написаны десятки, сотни произведений о времени Амира Темура и Темуридов, созданы спектакли, кинофильмы, организованы музеи. В различных произведениях о том времени, созданных в зарубежных странах, этот период анализируется вполне объективно. В частности, в XVI, ХVII, XVIII вв. в Испании, Франции, Англии созданы научные и драматические произведения об Амире Темуре, во многих из них Сахибкирана с уважением называют «гран Темур», то есть «великий Темурбек». В своем «Дневнике путешествия (1403-1405 гг.) в Самарканд ко двору Темура» испанский посол Руи Гонзалес де Клавихо писал, что «…настоящее имя Темурбека не Тамерлан, как мы говорим, а Темурбек. Ибо Темурбек на его языке значит «царь Темур»1.

Высокую оценку деятельности Темура как государственного деятеля дал известный русский ученый Д.Н. Логофет, который в своем произведении «Бухарские горы и равнины» писал: «…Он был очень культурным представителем своего времени, поднявшим развитие своего народа на высокую ступень…».

В настоящее время почти в 50 странах мира ведут исследовательскую работу ученые-темуроведы. Издается множество книг о времени Темура и Темуридов. В Узбекистане также были ученые, которые стремились реально, объективно осветить тот период. Здесь уместно будет отметить книгу академика Ибрагима Муминова «Место и роль Амира Темура в истории Средней Азии», напечатанную в 1968 г. в издательстве «Фан». И. Муминов одним из первых поднял вопрос о научном, объективном изучении жизни и деятельности Сахибкирана Амира Темура, о его последовательном анализе. В условиях того времени подобная резкая постановка вопроса являлась мужеством. До этого ни один ученый не отважился на такой шаг. Благодаря своей объективности работа привлекла к себе внимание интеллигенции республики. Эта работа была необходимым, очень смелым объективным явлением для истории страны, относительно иного направления суждений, господствовавших в советской науке того времени, не соответствующих запросам той идеологии, поэтому на ученого посыпался град упреков. Кроме этого, заслуживают внимания: вышедшая в свет в 1964 г. книга Хельды Хукэм «Темур – завоеватель», изданная в 1989 г. книга Беатрисы Манк «Торжество и правление Темура», произведение ученого-востоковеда Жана-Поля Ру «Тамерлан», вышедшее в 1991 г. Можно сказать, что эти и другие книги сравнительно объективно осветили жизнь и деятельность Темура.

В Германии в музее города Потсдам в честь Амира Темура организован «Отдел Азии». Он называется отделом Амира Темура. Проводимый каждый год в Англии кинофестиваль начинается с демонстрации фильма о нашем великом земляке.

Основная заслуга Амира Темура перед народами Средней Азии состояла в том, что он положил конец феодальной раздробленности и междоусобным войнам в стране, освободил Мовароуннахр от гнета монголов и, объединив его население, заложил основу централизованного сильного феодального государства, установил мир и приложил все усилия для дальнейшего развития страны.

Созданное Амиром Темуром государство опиралось на все существовавшие в то время социальные слои и управлялось на основе законности. Темур обеспечил в стране верховенство законов. В его время все – и визирь, и амир, и торговец, и простой человек были равны перед законом.

Установленное в стране спокойствие и порядок создали основу для развития земледелия, ремесленничества, торговли, науки и культуры. В короткий срок Мовароуннахр и Туркестан превратились в страну с развитой наукой и культурой.

Амир Темур много сделал для усиления оборонной мощи и способности страны. Он основал хорошо вооруженную, закаленную в различных боях и битвах армию. Темур реформировал структуру, стратегию и тактику войск.

Амир Темур остался в истории как великий созидатель, покровитель науки и культуры. Он проявил огромную инициативу и самоотверженность в деле восстановления разрушенного в результате многолетней феодальной раздробленности и неурядиц народного хозяйства, в перестройке городов и благоустройстве страны.

В заключение приведем слова известного историка Б. Ахмедова, который заостряет внимание на следующих особенностях: «Во-первых, Амир Темур и созданное им государство освободило от экономического и культурного упадка оказавшийся в результате монгольского ига в кризисном положении Мовароуннахр.

Во-вторых, Амир Темур создал в Мовароуннахре независимое государство. В результате этого во времена Темура и Темуридов местные народы смогли участвовать в делах управления, благоустройство и культура достигли высокого уровня. В исторической науке возникло новое культурное явление, называемое «Культура эпохи Темура» или «Период Восточного Ренессанса».

В-третьих, как великий полководец и государственный деятель, Темур создал теорию управления совершенного для феодального времени государства. Эта государственная теория явилась инструкцией не только для Темуридов, но и для всех последующих потомков в течение многих веков.

В-четвертых, Амир Темур остался образцом для всех времен и для всех народов как великая личность, а для народов Мовароуннахра – национальной гордостью».

Со времени обретения независимости нашей республикой период Амира Темура и Темуридов освещается в истории объективно и на научной основе. Пришло время использования духовных богатств, бесценных сокровищ, созданных нашими предками, такими как Сахибкиран Амир Темур. Он навечно останется для народов мира, Центральной Азии и Узбекистана великим государственным деятелем, бесстрашным полководцем, исторической личностью и гением.

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своей речи на торжестве, посвященном открытию памятника Амиру Темуру в Ташкенте, высоко оценивая деятельность Сахибкирана, сказал: «Амир Темур – сын Мухаммада Тарагая Бахадыра, с детских лет отличался врожденным благородством, великодушием, гордостью, острым умом. Устройство государства Амира Темура, его мастерство полководца, военная стратегия на протяжении многих веков служили образцом для держав Востока и Запада. В его эпоху культура, наука, архитектура, изобразительное искусство, музыка, поэзия достигли необыкновенного расцвета, утвердились многие обычаи нашего народа. Особенно поучительны безграничная забота Амира Темура о людях искусства, науки».

Согласно решению ЮНЕСКО, 1996 г. был объявлен годом Амира Темура. По инициативе ЮНЕСКО, 24 апреля 1996 г. в Париже была проведена неделя, посвященная 660-летию со дня рождения Амира Темура, под названием «Процветание науки, культуры и просвещения во времена Темуридов», имевшая огромное социально-политическое значение. Проведение юбилея Амира Темура по инициативе такой авторитетной международной организации, как ЮНЕСКО пробудило чувство гордости и восхищения в сердце каждого из нас.

660-летний юбилей Амира Темура был также отмечен и в нашей стране проведением больших торжеств. В Ташкенте был открыт музей Амира Темура. Воздвижение памятников нашего великого прадеда в Ташкенте, Шахрисабзе и Самарканде является образцом почитания его памяти.

В республике ведет работу «Просветительское общество Амира Темура», цель которого – доведение до сознания нашего народа истины об Амире Темуре, реставрация архитектурных памятников XIV-XV вв., связанных с именем Сахибкирана для будущих поколений.

В заключение следует отметить, что изучение и популяризация Амира Темура как великой исторической личности необходимы для установления исторической истины.

 

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!