- Казахское ханство во второй половине XVI в. Деятельность Хакназара и Тауекеля. Материальная и духовная культура казахов в 15-16 вв.
Политическая система казахского общества XV – XVI веков переняла много элементов системы Золотой Орды многие противоречия, вызвавшие распад империи не были сняты. Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политическую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным авторитетом, стабильность системы была нарушена. После смерти Касым хана среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть, приведшая к образованию нескольких конкурирующих ханств.
Мангытские бии решили воспользоваться ситуацией и восстановить свою власть. В 1521-24 гг. они совершили несколько походов против преемника Касыма Тахир – хана и вынудили его отступить в Жетысу. Несколько казахских султанов погибли в сражениях, а сын Касыма Хак – Назар попал в плен. Под властью казахов остались лишь Семиречье и часть долины Сырдарьи, остальные земли оказались под властью мангытских биев и среднеазиатских правителей. В 1537 г. объединенные силы мангытов, Бухары и Хорезма разгромили казахов, были убиты хан Тогым и трицать семь султанов. Весь Казахстан оказался в руках мангытов.
Несмотря на убедительные победы, мангыты не стали править самостоятельно, а пошли на соглашение с казахами и в 1537 г. провозгласили Хак – Назара казахско – мангытским ханом, надеясь таким образом закрепить свою власть в Дешт – и – Кыпчаке. Придя к власти, Хак – Назар на первых порах полностью подчинялся мангытским биям. но вместе с этим начал активную деятельность по объединению казахских родов. В 50 – х годах начались междоусобицы среди мангытских мурз. Пользуясь этим, Хак – Назар начал проводить самостоятельную политику и очень быстро восстановил былое могущество Казахского ханства. В итоге большая группа ногайских родов откололась от Иурта и приняла казахское подданство. Значительно усилившись, Хак – Назар в 1557 г. совершил поход против Мангытского Иурта и закрепил за собой земли Северного Приаралья. Полному разгрому Мангытского Йур – та помешало вмешательство России, которая направила из Астрахани войска, остановившие казахов. Осенью 1568 г. казахи вновь разгромили мангытов, и вновь на выручку последним пришли астраханские стрельцы. Подобные же события произошли и в 1570 г. Хак – Назар прямо заявлял о намерении восстановить Казахское ханство в границах 1521 г., т.е. времен Касым – хана.
Весной 1577 г. Хак – Назар начал новую войну с мангытами и завладел всеми землями восточнее Жаика. Одновременно велась упорная борьба с ханом Сибири – Кошимом. После ряда походов Хак – Назару удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Жаика. Кроме того, под его власть перешла большая часть башкуртских родов, входивших ранее в Сибирское и Казанское ханства.
Продолжалась борьба с могульскими ханами. В 1560 г. хану Абд – ар – Рашиду удалось нанести поражение Хак – Назару в Жетысу, но вскоре объединенное казахско – кыргызское войско нанесло могулам поражение, в бою погиб и сын Абд – ар – Рашида. Следующая битва состоялась на Еми – ле, казахи были разбиты и отступили из Жетысу. Положение казахов осложнилось набегами ойратов. Казахское войско во главе с султаном Тауекелем выступило в поход, но было разбито ойратами и вынуждено отступить к Ташкенту. К концу 70 – х гг. под властью Хак – Назара осталась лишь западная часть Жетысу.
Неспокойными были и южные границы Казахского ханства. В течение трех лет (1555 – 1558 гг.) казахские отряды теснили ташкентского правителя Наурыз – Ахмета. Вынужденный вести войну одновременно на западе, севере и в Жетысу Хак – Назар заключает в 70 – х союз с бухарским ханом Абдаллахом II. В 1579 г. Хак – Назару удалось присоединить к Казахскому ханству округа Туркестана и Саурана.
В народных легендах имя Хак – Назара овеяно славой. Ему удалось объединить распавшееся после смерти Касыма Казахское ханство, к концу его правления границы ханства на западе проходили по Жаику, на севере – по Есилю и Нуре, на востоке – по Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения вплотную подходили к Ташкенту. Кроме собственно казахов, Хак – Назару подчинялись часть башкуртов и кыр – гызов.
В 1580 г. Хак – Назар и два его сына погибли в сражении с ташкент – цами, что сразу же привело к временному ослаблению Казахского ханства.
Казахское ханство в конце XVI века. После смерти Хакназара на съезде родовой знати – маслихате было решено избрать ханом сына Жа – дика – Сыгай султана, прославившегося в войнах с мангытами. Сыгаю в год избрания было уже 80 лет, но, несмотря на это, он считался самым авторитетным среди казахов. После избрания хан Сыгай (1580 – 1582) заключает новый союз с Бухарой, направленный против Ташкентского владения. Фактически власть в ханстве находилась в руках сына Сыгая Тауекеля, и именно он повел решительную борьбу с ташкентским правителем, которая увенчалась полной победой казахов.
В июне 1582 г. Тауекель вместе с бухарцами разбил войско ташкен – тцев около г. Яссы (Туркестан). В 1583 г. он порвал отношения с правителем Бухары и вернулся в Дешт – и – Кыпчак. Тауекелю (1586 – 1598 гг.) после возвращения на родину пришлось с оружием в руках утверждать свое право на ханский престол. Только после трехлетней борьбы с сепаратистскими силами им в 1586 г. был принят ханский титул. Тем временем международное положение Казахского ханства ухудшилось.
Перед Тауекель ханом в конце XVI в. стояли две важные внешнеполитические задачи – овладение Ташкентом и борьба с сибирским ханом Кошимом. В поисках внешней поддержки Тауекель стал искать союзников. Переговоры с Москвой к успеху не привели. Россия хотела, чтобы с Бухарой и Сибирским ханством Тауекель воевал самостоятельно, взамен на «огнестрельный снаряд».
Благоприятная обстановка на юге возникла для казахов только в 1597 г. В Бухарском ханстве начались раздоры. В 1598 г. войска Тауекеля, овладев Ташкентом, у стен Самарканда разбили армию бухарцев. Все города Средней Азии, в том числе Туркестанский оазис, Ташкент, Самарканд были подчинены казахским султанам. Тауекель решился на захват Бухары. В одном из штурмов Тауекель был ранен и в скором времени скончался. Его преемник Есим хан заключил с Бухарой мир. Самарканд был возвращен бухарским эмирам, а Ташкент, Сайрам и Андижан вошли в состав Казахского ханства.
Материальная и духовная культура Казахстана в XІV-XV веках.
Расцвет городской жизни в Золотой Орде привел к развитию архитектуры и градостроительства, особый подъем которого относится к началу XIV в. После принятия ислама в качестве государственной религии в городах начали возводиться мечети, медресе, дворцы, появляется новый архитектурный стиль. Широкое распространение получают монументальные культовые постройки, которыми богат Центральный Казахстан.
Наиболее впечатляющим на рубеже XIV-XV вв. является архитектурный комплекс, воздвигнутый на могиле Хаджи Ахмета Яссави по приказу Тимура. В здании размещено 35 залов и комнат различного назначения. Самый крупный зал – казанлык, общей площадью 330 квадратных метров, перекрыт самым большим в Казахстане и Средней Азии куполом (18,2 м в диаметре). Во дворце были и другие крупные залы: «Улкен аксарай», «Киши аксарай», «Асхана», «Китапхана», «Кабырхана». Строились мечети и мавзолеи в Отраре, Сыгнаке, Дженте, Барчынлыкенте, других городах Казахстана.
Расцвет письменной литературы. XIII – XІV вв. – время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. Этому способствовали развитие городской жизни Золотой Орды, распространение арабо-мусульманской культуры и арабской письменности. До нас дошли немногие литературные памятники того времени. Это религиозные труды и переводы с иранского и арабского, а также различные варианты популярных восточных легенд.
Устная литература. В XIII – XV вв. развивается и традиционный жанр кочевников – устная литература. Кроме народных песен, поговорок и пословиц, она включает произведения жырау – певцов, композиторов, поэтов, импровизаторов.
К началу XIII в. относится творчество легендарного жырау из племени найман – Кетбуга. Народные предания приписывают ему песню, рассказывающую о смерти Жоши и адресованную его отцу, Чингисхану. Кетбуга известен также в истории как Аталык жырау и Улы – Жыршы.
В эпоху правления Чингисхана творил знаменитый Майки бий, о котором расписывается в монгольской летописи «Алтын тобчи». Согласно летописи он был одним одним 12-ти биев, поднявших Темучина на белой кошме на высший престол. Майки бий по той же летописи «Алтын тобчи» был главным советником Жошы хана и даже руководил правым крылом его войск.
В конце XIV в., во времена правления Орыс хана и Токтамыса, в степях Сырдарьи и Приаралья жили и творили такие поэты, как Сокыр-Ахмет Ургенчи и Фаркылих жырау. К сожалению, ни одно из их произведений до нас не дошло. Сохранилось много песен другого поэта того же периода – Сыпыра жырау Сургултайулы. Сыпыра жырау, творивший во времена Токтамыс хана, многие песни посвятил борьбе с войсками Тимура и внутренним неурядицам Улуг Золотой Орды. Будучи придворным певцом, он не боялся сказать хану правду в глаза. Выражая точку зрения широких масс кочевников, жырау пользовались правом неприкосновенности.
Известный казахский жырау того периода – Асан Кайгы (Хасан Сабитулы), родившийся примерно в 1361-1370 гг. в низовьях Волги, в семье охотника. Народные легенды рассказывают, что Асан всю жизнь путешествовал по свету, разыскивая благодатную землю, где привольные пастбища, богатые дичью леса и степи, чистые и полноводные реки. Поселившись на этой земле, казахи должны были обрести мир и благополучие. Став первым жырау Казахского ханства, Асан в своих песнях призывал народ к единству, верности заветам предков, критиковал хана Жанибека за его привязанность к роскоши, пирам и охотам. Песни Асана Кайгы до сих пор живут среди казахского народа.
Кроме того, известны имена и других жырау этой эпохи – Жумакуль жырау, Шеге, Шорман и Бахтияр жырау. Таким образом, XNI – XV вв. были временем дальнейшего расцвета и обогащения культуры казахов, в частности, письменной и устной литературы.
№ 48) Казахстан в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.).
Казахстан в годы гражданской войны.
Свержение монархии в России в результате февральской буржуазной демократической революции 1917 кардинально изменило расстановку полит сил: 1. Были организованы советы рабочих, солдат, крестьян 2. Буржуа и помещики захватили власть и образовали комитет временного правительства. Значительную роль в установлении советской власти в регионе сыграли солдаты местных гарнизонов, бывшие фронтовики. Оппозицию большевикам выставили казачьи воиска, баи и кулаки, Алаш-ординцы. Особенность установления советской власти: устанавливалась мирным и вооруженным путем. В Сырьдарье, Акмолинской области, Букеевской орде большевики имели перевес, советская власть победила мирным путем. В Тургайской, Уральской, Семипалатинской областях, Семиречье сторонники временного правительства имели значительные силы, советская власть была установлена вооруженным путем. Активистами установления советской власти были Джангильдин, Сейфулин, Сютюшев, Асылбеков, Иманов, Рыскулов, Майкутов, Виноградов. После установления советской власти развернулась ожесточенная борьба между Алаш-ординцами и большевиками – гражданская война. Первый очаг г. Оренбург (атаман Дутов), второй Семиречье и г. Уральск, там где были сильны казачьи гарнизоны, позиции партии Алаш-Орда. К лету 1928г гражданская война приняла широкие масштабы. Главной силой в этот момент выступал Чехославатский корпус который был расквартирован по крупным городам Каз: Акмолинск, Атбасар, Петропавловск, Кустанай, Семипалатинск. Лидеры Алаш-Орды отменили все декреты советской власти, они ведут переговоры с казаками о формировании собственных вооруженных сил, о помощи оружием для активного участия в борьбе против красной армии. Летом 1918г стали создаваться национальные воинские формирования как составная часть единой красной армии. Базой стали Сырьдарья, Семиречье, Букеевская Орда, советские уезды Тургайской области и иностранные военнопленные перешедшие на сторону красной армии. К концу 1918г основная территория Каз была освобождена от белогвардейцев. В марте 1920г был ликвидирован последний фронт гражданской войны – Северо-Семиреченский. Начинается раскол в рядах Алаш-Орды. На сторону большевиков переходит ряд членов партии Алаш. 20 июля 1919г декретом СовНарКома РСФСР был организован революционный комитет по управлению казахстанским краем. 17 августа 1920г. СовНарКом РСФСР рассмотрел проект декрета о казахской республике. 26 августа его подписали Калинин и Ленин, он назывался «декрет об образовании киргизской (казахской) советской автономной соц республики». Гражданская война 1918-20 гг (вооруженная борьба за власть внутри страны). Ее спровоцировал мятеж чехословацкого корпуса. Начало войны препятствовало созданию КазАССР. К началу лета 1918 года в казахских волостях действовали крестьянские советы. В сентябре 1919 г. Оренбург включили в состав Каз-на. В августе 1918 г. английские войска прибыли из Ирана в Закаспийскую область. Интернациональная экспедиция Чрезвычайного комиссара Степного края Джангильдина, по поручению Ленина, оказала помощь оружием Ак-тюбинскому фронту. 1-й Тургайский съезд Советов принял решение о создании частей Красной Армии. 1-й Казахский конный полк создан в 1918 г. в Букеевской Орде. П.Кобозев – чрезвычайный комиссар по борьбе с дутовщиной.
Политика «военного коммунизма» это: национализация всей промышленности, максимальная централизация руководства, распределение всех жизненно важных товаров, продразверстка (с января 1919 г.). Продразверстка это система заготовок сельхозпродуктов. Антисоветские элементы использовали недовольство этой политикой для уничтожения Советской власти. Железная дорога Александров Гай – Эмба должна – была соединить Урало – Эмбенский нефтяной регион с Центром России.
У. Ибраев (участник восстания 1916 г.) возглавил подполье в Кен-аральской волости. Село Мариинское – крупный центр партизан, движения Атбасарского уезда. А.Майкутов организовал Акмолинское подполье. В Семиречье в 1918 г. по инициативе Р.Маречека была создана коммуна «Новая эра».
Участники Черкасской обороны (сент1918 – дек1919) боролись против войск Аненнкова. По его приказу в топке парохода «Монгол» был сожжен Я.Ушанов. В августе 1918 г. войска Семиреченского фронта попытались оказать помощь Черкасской обороне, но при этом погиб командир фронта Л. Емелев. Черкасская оборона остановила наступление Колчака в Жетысу.
Главная задача Восточного фронта в 1919 г. – разгром Колчака. Задача I и IV армии Туркестанского фронта в 1919 г. – освобождение Оренбурга и Уральска. В январе 1919 г. Красная Армия освободила Оренбург и Уральск (при его освобождении погиб Чапаев). У Казревкома (глава Петковский) была военно-гражданская власть. 5 апреля 1919 г. партизаны штурмом овладели г. Костанаем. Один из лидеров партизан Кустанайщины У. Ибраев. Весной 1919 г. партизаны Атбасара восстали против Колчака. Капитуляция Южной армии Колчака привела к ликвидации Актюбинского фронта. В июле 1919 г при взятии Уральска погиб Чапаев.
На территории Каз-на было решено создавать полки. В постановлении ВЦИК 1919 г. членам Алаш-Орды объявлялась амнистия. А.Байтурсьшов возглавил переход Алаш-Орды на сторону советской власти. Он автор статьи «Революция и киргизы». 9 марта 1920г. принято решение о ликвидации Алаш-Орды. Национальный фактор не был использован для возрождения этносов России, т.к. большевики стремились к унитарному госу-ву. В июне 1920 г. в Верном белогвардейцы подняли мятеж.
В 1920 г. проведена «Неделя фронта» – для армии собирали одежду и хлеб. В январе 1920 г. был ликвидирован Уральский фронт, а в марте 1920 г. последний фронт в Казахстанене – Северный Семиреченский. В ходе революции и войны погибло 8 млн. человек и очень много эмигрировало. В мае 1920 г. в армию были призваны 25 000 трудящихся нерусских национальностей в возрасте от 19 до 35 лет.
Вопрос №73.
Ассамблея Народов Казахстана. Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Цели и Задачи
- равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;
- всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;
- расширения интеграционных связей с международными организациями;
- формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;
- формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;
Организация. Председателем Ассамблеи народа Казахстана по должности является президент Казахстана — Нурсултан Назарбаев.Состав Ассамблеи формирует Председатель Ассамблеи из числа представителей национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учётом их авторитета в обществе, общественно-политической активности.В каждой области Казахстана существуют малые Ассамблеи народа Казахстана и являются консультативно-совещательными органами при акимах (мэрах).
Государственная программа «Культурное наследие».
Разработчик программы: Министерство культуры и информации. Цель программы: изучение, сохранение, восстановление историко – культурного наследия страны. Задачи Программы: продолжение работ по воссозданию памятников истории и культуры, в том числе в странах дальнего и ближнего зарубежья, непосредственно связанны с историей Казахстана;
проведение археологических исследований;
продолжение дальнейших научных работ в области культурного наследия казахского народа;
продолжение выпуска серий изданий по вопросам истории, археологии, этнографии и культуры Казахстана. Срок реализации: 2007 – 2009 годы. Целью Программы являются изучение, сохранение и восстановление историко-культурного наследия страны.
Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
продолжение работ по воссозданию памятников истории и культуры, в том числе в странах дальнего и ближнего зарубежья, непосредственно связанных с историей Казахстана;
проведение археологических исследований;
продолжение дальнейших научных работ в области культурного наследия казахского народа;
продолжение выпуска серий изданий по вопросам истории, археологии, этнографии и культуры Казахстана.
Программа будет реализована в период с 2007 по 2009 годы и предусматривает следующие основные направления для возрождения культурного наследия.
в 2008 году отреставрировать двадцать два наиболее значимых архитектурных памятников истории и культуры, в том числе мавзолеи Карагула, Ботагая, башню Аккесене, мечеть Каракожа, здание первого военного училища в городе Уральске, мечеть-медресе Калжан Ахуна, мавзолей и мечеть Жусуп Ата;
в 2009 году отреставрировать четырнадцать объектов историко-культурного наследия;
с 2007 года продолжить работу по проведению археологических исследований тридцати двух курганов, некрополей и городищ, в том числе на городищах Бозок, Отрар, Сауран Талгар, Кайлык, Сарайшык;
реализовать двадцать семь прикладных научных исследований, связанных с историей, материальной и духовной культурой казахского народа и кочевых народов Центральной Азии, в том числе:
в 2007 году – 8 прикладных научных исследований;
в 2008 году – 8 прикладных научных исследований;
в 2009 году – 11 прикладных научных исследований.
– продолжить работу по переводу произведений классиков казахской литературы на иностранные языки в двадцати томах и их издании, разработке и выпуску «Бабалар сөзі» в ста томах, «Библиотека мировой литературы» в ста томах, «Мировое философское наследие» в двадцати томах, «Мировая педагогическая мысль» в десяти томах, всего сорока одного фундаментального научного издания по различным сферам науки, в том числе:
в 2007 году – 5 наименований научных книг;
в 2008 году –12 наименований научных книг;
в 2009 году – 24 наименования научных книг.
№73 Государственная программа «Мәдени мұра» — «Культурное наследие»
Государственная программа «Культурное наследие» разработана по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Программа предусматривает создание целостной системы изучения огромного культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории; обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности; создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.
Государственная программа «Культурное наследие» является основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом.
Цель Программы – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.
Основными направлениями реализации Программы являются:
- Воссоздание историко-культурных, архитектурных памятников национальной истории;
- Археологические исследования;
- Научные исследования по изучению культурного наследия казахского народа (разработка научных проектов);
- Социально значимые проекты, связанные с пропагандой культурного наследия казахского народа и развитием индустрии туризма на объектах истории и культуры;
- Осуществление изданий по истории, культуре и историческому наследию народов Казахстана.
В рамках Программы было осуществлено в 2004–2011 годах:
- Завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры.
- Проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н. э.).
- В результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной Европы приобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах.
- Осуществлена системная работа по разработке серий изданий национальной научной мысли, культуры и литературы. Издано 537 наименований книг тиражом более полутора миллионов экземпляров, среди которых уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари, в том числе серии «Бабалар сөзі», «Древний мир права казахов», «Антология казахской музыки», «Словарь синонимов казахского языка», «Орфографический словарь».
- Современные культурные процессы, в частности наука, немыслимы без обращения к наследию мировой философско-исторической мысли. Было осуществлено издание серий книг:
«Мировая историческая мысль» в 14 томах на казахском языке:
«История Казахстана в зарубежных источниках» в 20 томах (12 томов);
«Материалы по истории Казахстана в русских источниках» в 10 томах;
«История Казахстана в античных источниках» в 2 томах.
- Создана разветвленная сеть государственных музеев исторического и этнографического профилей, мемориалов, посвященных памятным событиям истории Казахстана. В настоящее время в Казахстане насчитывается более 25 тысяч памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства, 11 тысяч библиотек, 147 музеев, 8 историко-культурных заповедников-музеев, 215 архивов. Уникальный памятник истории и культуры Казахстана — мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи (Туркестан) в июне 2003 года включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
- Проведены уникальные работы по восстановлению и переносу на современные аудионосители фонозаписей выдающихся исполнителей-музыкантов устной профессиональной традиции, находящихся в фондах, архивах и хранилищах страны. Например, проведены исследования музыки средних веков, в частности таких жанров, как кюи, исторические песни. Выпущена Антология казахской традиционной музыки «Мәңгілік сарын: қазақтың 1000 күй, 1000 әні». Это грандиозный по масштабу и беспрецедентный в истории национальной культуры труд по сбору, подготовке, обработке, реставрации, оцифровке и выпуску СD-дисков произведений казахской традиционной музыки в аутентичном исполнении.
- Киностудией АО «Казахфильм» создано 20 документальных фильмов об особо важных исторических местах и наследии национальной культуры. Это документальные фильмы из цикла «Культурное наследие» «Қорқыт. История кюя», «Музыкальное наследие номадов», «Архитектурные памятники древнего Туркестана», «Мавзолей Жусуп Ата», «Петроглифы Тамгалы» и ряд других.
- В программе «Культурное наследие» реализуются мероприятия, направленные на развитие туризма (паломнический туризм, историко-археологический туризм). Рекомендации археологов применяются при разработке туристских маршрутов.
- Ежегодно проводится порядка 200 мероприятий, направленных на популяризацию историко-культурного наследия в стране и за рубежом.
О масштабности проекта говорит тот факт, что в нем задействован весь интеллектуальный потенциал современного Казахстана: академические институты литературы и искусства, философии, истории и этнографии, языкознания и т. д., Национальная библиотека, высшие учебные заведения страны.
Став беспрецедентной в истории Казахстана гуманитарной акцией, программа «Культурное наследие» открыла богатства национальной духовной сокровищницы казахстанского народа всему миру.
В рамках дальнейшей реализации программы «Культурное наследие» в Концепции на 2009–2011 годы намечены приоритетные направления:
- Продолжить работы по реставрации и консервации объектов историко- культурного наследия.
Планируется отреставрировать золотые сокровища нашей государственности – курганы Иссык, Берель и ряд значимых памятников в городе Туркестане (мавзолеи и захоронения ханов Есима, Тауке, Жангира, бия Казыбека, батыров Богенбая, Жанибека, Жаугаша и Койгелды) и городище Отрар — духовной колыбели, имевшей крупнейшую в мировой истории библиотеку, а также формирование их в качестве национальных символов. Все перечисленные объекты являются священными символами и священными местами, консолидирующими народ.
- Пропагандировать национальное историко-культурное наследие на международном уровне. Изучать и воссоздавать памятники истории и культуры, непосредственно связанные с историей Казахстана в странах ближнего и дальнего зарубежья (осуществить реставрацию копий древнетюркских каменных изваяний с руническими надписями, найденными на территории Монголии и других стран). Успешно осуществлены зарубежные проекты– реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в Дамаске. Будут созданы высококачественные и содержательные документальные фильмы о курганах Берель и Иссык, памятниках в городе Туркестане и городище Отрар, других исторических местах Казахстана и организованы их показы по мировым телеканалам, таким, как «Би-би-си» и «Дискавери». Такие проекты будут содействовать мировому признанию казахской земли и увеличению потока туристов.
- Провести широкомасштабные научные исследования по изучению культурного наследия казахского народа, в том числе историко-культурных, архитектурных и археологических памятников, имеющих особое значение для национальной культуры (Единственный в мире уникальный музей сакской культуры под открытым небом намечено создать на северо-западе Алматы).
- Продолжить обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, выпустить серийные издания по истории, археологии, этнографии и культуре Казахстана.
- Развивать культурный туризм на базе исторических мест Великого Шелкового пути, проводить мероприятия, раскрывающие их роль в истории государства как ценностей, объединяющих народ, станет одним из основных стратегических направлений государства. Территорию Казахстана необходимо представить миру как основную ветвь Великого Шелкового пути, создать систему конкретных маршрутов по музеям-заповедникам. Каждый музей должен отражать пройденный народом путь, показывать поэтапно историю Казахстана. Музеи-заповедники ярко представят быт кочевников, передавая атмосферу, создавая ощущение той эпохи.
- Включить накопленные и систематизированные знания в учебный процесс. Одна из главных задач – воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа – поколения, которому можно доверить будущее страны. В Республике Казахстан растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Но молодежь, не усвоившая духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Долг государства заключается в воспитании молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу.
- Обеспечить подготовку профессиональных кадров. Необходимо: обеспечение подготовки специалистов – переводчиков, историков и этнографов, которые сумеют осуществить качественный перевод исторического наследия и национального фольклора на другие языки и перевод на казахский язык важнейших материалов по разным сферам мировой науки и общественной мысли; реставраторов для восстановления древних сокровищ;
- Обеспечение участия молодых специалистов в международных обучающих программах;
- Организация стажировок работников культуры на базе лучших организаций культуры страны и зарубежья;
- Организация обмена опытом в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Президент Н. Назарбаев о перспективах и значении программы «Культурное наследие» (Астана, 13 февраля 2007 года): «Для чего была задумана такая масштабная программа, что она дает нам? Хочу подчеркнуть, что программа „Мәдени мұра“ („Культурное наследие“) отнюдь не ограничивается сугубо утилитарными целями восстановления нашего историко-культурного наследия. Ее главное предназначение — достичь позитивных сдвигов в общественном сознании, и в этом контексте она имеет важное идеологическое, общегосударственное значение. Во-первых, речь идет об усилении роли и расширении пределов исторического сознания нации, что является одной из важнейших духовных основ нашей государственности Национальное возрождение может произойти только тогда, когда оно покоится на живительной почве многовековой культуры, питается благородными соками исторического прошлого… Восстановление историко-культурного наследия — это еще и воссоздание такой связи времен, которая обладает четкой проекцией в будущее. Задавая вопросы о реальном содержании нашего прошлого, мы обогащаем понимание настоящего и можем конструировать вдохновляющие образы нашего будущего. Во-вторых, программа „Мәдени мұра“ стала ответом на запросы, связанные с формированием и укреплением национального самосознания и идентичности. В эпоху глобализации историко-культурное наследие — основа самоидентификации… В-третьих, усилия по реализации данной программы приводят к постепенному формированию нового культурно-исторического ландшафта страны… В-четвертых, реализация госпрограммы „Культурное наследие“ имеет большое значение для повышения интереса казахстанцев к своей истории и культуре.
Овладение культурным наследием — это основа исторической памяти народа, без которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма. Преодоление этой инерции исторического беспамятства особенно важно для воспитания подрастающего поколения».
Комплексное решение обозначенных проблем в рамках Государственной программы «Культурное наследие» продолжает способствовать дальнейшему развитию системы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия народа Казахстана.