Кочевые племена Казахстана середины первого тысячелетия до нашей эры. Общая характеристика

Переход в эпоху бронзы к кочевому скотоводству, развитие металлургии привели к накоплению собственности. В начале I тысячелетия до н.э. происходит возникновение личной и семейной собственности. Род уступает место общине, которая формируется на основе экономических и территориальных интересов, а не на родственной принадлежности.

Кочевые племена Казахстана середины первого тысячелетия до нашей эры играли заметную роль в истории древнего мира. Греки называли кочевников «скифами», персы «саками». Под этими именами древние авторы объединяли всех кочевников степей. Однако в наши дни благодаря археологическим исследованиям удалось выявить несколько регионов так называемого «скифо – сакского» мира.

Территория и этнический состав. Одна группа племен жила в Семиречье, горах Тянь – Шаня, Тарбагатая и Алтая. Это саки –  тиграхауда, означающие в переводе из персидских источников – племена, «носящие остроконечные шапки». Другая группа племен, обитавшая в Приаралье, получила у греков название массагетов и даев, у персов –  саков -хаомаварга  (племена – изготовлявшие напиток «хаома»).  Третья группа племен обиталась «по ту сторону моря», т.е за Аральским морем и рекой Сырдарья, которых называли «саками-парадарайа». Наконец, в Приуралье и Западном Казахстане обитали племена савроматов или сарматов.

Общественный строй. В начале I тысячелетия до н.э. на территории Казахстана происходит новое изменение климата, связанное с повышенной увлажненностью. Увлажнение степей расширило пастбищную базу скотоводства, создало благоприятные условия для перехода населения Казахстана к кочевому скотоводству, точнее к полукочевому скотоводческо- земледельческому хозяйству, когда большая часть населения периодически кочует со скотом на сезонных пастбищах, часть занимается земледелием на зимних стоянках. Кочевое скотоводство привело к большому подъему производительных сил, росту избыточного продукта, благосостояния населения.

Изменения в хозяйстве населения Казахстана привели к двум серьезным последствиям. Во-первых, переход к кочевничеству потребовал распределения пастбищ и водопоев между общинами, закрепления их за ними, определения оптимальных маршрутов кочевания. Во-вторых, рост прибавочного продукта привел к росту имущественного неравенства, формированию богатых скотовладельцев с одной стороны, и обедневших общинников с другой и отношения между различными социальными группами тоже требовали регулирования. Это было тем более актуально, что вместе с кочевничеством в начале I тысячелетия до н.э. человек осваивает выплавку железа и верховую езду, и это в свою очередь привело к мощному подъему военного дела. Появляется массовая конница, по сути, каждый общинник стал воином. Прежняя социальная структура из трех сословий (общинники-воины-жрецы) была разрушена и начала складываться новая, характерная для кочевого хозяйства социальная структура.

Таким образом, необходимость регулирования отношений между общинами и социальными группами приводит к образованию государства, как единой политической организации общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех распоряжения и обладает суверенитетом.

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в I тыс. до н.э. в форме союзов племен. Рядовые общинники более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия было народное собрание. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, а также и военной демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины –  воины.

Одна из характерных особенностей политической системы  этого   времени –  обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами.  Опорой царской власти были «лучшие мужи» –  военно – племенная аристократия. Затем стояла основная масса народа –  рядовые воины-общинники.

  1. Эпоха саков. Письменное отражение древние кочевники нашли в источниках античного, древнеперсидского и китайского круга, ахеменидских (персидских) надписях, собрании священных книг «Авеста». Античными авторами (Геродот, Страбон, Ксенефонт, Фукидид, Ктесий, Птолемей и другие) положено начало системному изучению истории и географии. Наиболее содержательной и достоверной является «История» Геродота, жившего в Малой Азии в 484-425 гг. до н.э.. Геродот дает обширные сведения по истории, этнографии и географии расселения разных народов, известных грекам с периода войн между греческими и восточными мирами.

В четвертой книге «Истории» Геродота приводятся сведения о скифах и саках. В его историко-этнографических описаниях народов присутствует множество элементов: размеры стран и их географическое положение, реки, флора и фауна, происхождение народов и численность народонаселения, образ жизни, обычаи и верования.

Информация о кочевых обществах содержится в трудах по географии Страбона (63-23 гг. до н.э.). Его труд «География» в 17 книгах можно рассматривать как историко-географическое описание территорий, соприкасавшихся с античным миром. Подробный перечень племен населявших степь и энциклопедические сведения о народах приводит в «Естественной истории» Гай Плиний Старший (23-79 гг. до н. э.). Иную трактовку, в отличие от Геродота, войны Кира с саками дает в своей «Истории Персии» Ктесий.

В целом, труды античных авторов можно классифицировать по тематике приводимых сведений. Борьба (войны) Запада с Востоком (Геродот), этническая история и происхождение народов  (Геродот, Фукидид, Страбон, Тацит), география расселения (Геродот, Фукидид, Страбон, Птолемей Клавдий). К наиболее ценным, письменным источникам по истории древних народов Центральной Азии и Казахстана относятся древнеперсидские клинописные надписи ахеменидских царей. В VI веке до н.э. Кир ІІ из рода Ахмен создал мощную державу во главе с правящей династией Ахеменидов.

Ахеменидские надписи: Бехистунская, Нахши-Рустамская, Персепольские и другие представляют ценную информацию о саках. Большая часть персидских источников относится ко времени царей Дария и Ксеркса (486-465 гг. до н. э.). Одним из крупнейших эпиграфических памятников является надпись на скале Бехистун (105 м.). В Бехстунской надписи Дарий указывает страну Сака в числе девяти стран. Не менее ценную информацию несет наскальная надпись из Нахши-Рустама, где подробнее говорится о саках – Тиграхауда, Хаумоварга и Парадарайа. Кроме названных трех основных групп в тексте упоминаются: саки-эмиргии, саки-стрелки из лука, коссаки.

Относительно появления и наименования племен существуют различные сведения греческих авторов. Геродот подчеркивает, что «существует рассказ такого содержания, которому я больше всего доверяю: скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны с массагетами ушли, перейдя реку Араке (Амударья) в Киммерийскую землю (Северное Причерноморье)».

Таким образом, в сакскую эпоху степь населяли множество родственных племен объединенных под общим собирательным названием саки и скифы. Подробный перечень сакских племен приводит древнеримский историк Гай Плиний Старший (23-79 гг. н.э.). «За бактрами живут согдиане, у них города Панда и Александрия, построенный Александром Великим на крайних пределах их земли; дальнейшему продвижению их препятствовала река Яксарт (древнее название Сырдарьи), которую скифы зовут Силисом, а Александр и его воины приняли за Танаис (Дон). За этой рекой живут скифские народы. Персы дали им общее название саков от ближайшего народа. Их племенам нет числа, они живут подобно парфам. Самые известные из них: саки, массагеты, дай, эсседоны, астаки, румники, пестики, гомодоты, гисты, камы, камаки, эхваты, контнеры, августианы, псаки, аримаспы, антракаты, кроазы, этаи».

Наиболее значимыми событиями в политической истории саков стали столкновения в VI-IV вв. до н. э. с Ахеменидской державой и походы Александра Македонского IV-III вв. до н.э. на Восток. Геродот и другие авторы повествуют о войнах саков с персидскими царями Киром Великим и Дарием І. Политика Ахеменидов по отношению к племенам, окружавшим персидскую державу, ставила своей целью ликвидировать опасность набегов сакских племен в пределы персидских сатрапий. Так, Кир на крайнем северо-востоке своего государства создал ряд укреплений. В 530 году до н. э. Кир предпринял поход против массагетов, ставший для него роковым. Битва состоялась на восточной стороне Амударьи, Кир потерпел полное поражение и погиб. В античной литературе сохранилось несколько версий этого сражения. Наибольшее распространение получила история, рассказанная Геродотом. Согласно ее Кир хитростью овладел лагерем массагетов и перебил их, но затем основные силы массагетов во главе с царицей Томирис нанесли персам полное поражение, а голова Кира была отрублена и брошена в мешок с кровью. Существуют и другие версии, так Ксенофонт считает, что Кир умер в своей столице естественной смертью. Во всяком случае, известно, что Кир погребен в Пасаргадах (город в древнем Иране), а его гробница сохранилась по сей день.

Более удачливым в войне с саками был Дарий, которому удалось подчинить саков Тиграхауда. Поход Дария состоялся согласно Бехистунской надписи в 519 г.до н. э. В пятом столбце Бехистунской надписи рассказывается о походе Дария: «говорит Дарий царь… затем я с войском отправился против страны саков. Затем саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Когда я прибыл к реке, на ту сторону ее со всем войском я перешел. Затем я наголову разбил часть саков, а другую часть захватил в плен… вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Тогда я другого назначил (их) вождем, как (на то) было мое желание. Затем страна стала моей».

Следующий этап истории саков связан с борьбой против завоеваний Александра Македонского, сокрушившего державу Ахеменидов. По свидетельству Арриана Александр Македонский столкнулся с саками-массагетами, поддержавшими трехлетнюю партизанскую войну согдийцев. Попытка Александра Македонского подчинить себе сакские племена закончилась неудачей. Племена саков приостановили продвижение великого завоевателя на Восток.

Влияние саков было достаточно велико, они активно принимали участие в политических событиях древнего мира. Нередко саки выступали в качестве союзников и воевали в составе персидской армии в Греко-персидских войнах. Сакские конные лучники принимали участие в походе                                 А. Македонского на Индию. В III веке до н.э. одно из массагетских племен – парны, возглавляемое родом Аршакидов, создало в Иране новую империю, пришедшую на смену эллинистическим государствам Передней Азии, Парфянское царство.

История Казахстана в более поздний период II в. до н. э. – V в. н. э. представлена китайскими источниками, главным образом династийными хрониками, где запечатлены события и факты не только внутренней жизни, а так же и народов и стран окружавших Китай. Согласно представлениям китайцев, «срединная империя» была со всех сторон окружена враждебными племенами, носящими название «варвары четырех сторон». Сведения об этих племенах тщательно записывались.

Важнейшими источниками по древней истории народов Центральной Азии и Казахстана являются: «Исторические записки» (Шицзи) – Сыма Цаня, рассказ китайского дипломата и путешественника Чжан Цаня, «История ранней Хань» Цань Ханыпу.

Социальная-политическая организация саков. Саки еще не создали государства в его классическом понимании, но организация общества существовала в форме союза племен. Во главе племени стоял царь, власть которого обожествлялась – считалось, что цари правят по воле богов. Цари решали вопросы войны и мира, принимали послов, регулировали отношения между племенами.

Для сакского общества характерно социальное неравенство, что подтверждается археологическими данными, такими как размеры курганов. В основном общество состояло из вождей, жрецов и рядовых воинов общинников. Однако, переход к новой тактике боя  – массовой конной атаке, значительно повышал роль рядовых общинников, что лишало аристократию исключительной монополии в военном деле и вовлекало большинство населения в процесс принятия политических решений. Для решения внутренних и внешних вопросов созывалось народное собрание, в котором принимали участие все члены общины. Такой тип политической организации можно назвать прямой или военной демократией.

Хозяйство и культура саков. Отметим два события, сыгравшие важную роль в истории человечества. Первое это освоение железа в качестве основного материала для изготовления орудий труда и оружия. Металлургия дала мощный толчок различным отраслям человеческой деятельности, так как железо оказалось намного крепче бронзы. Все важнейшие орудия труда, оружие саков делались из железа. Значительно возросли возможности земледельцев, расширялось ремесло, хотя оно еще не было дифференцированным, значительного подъема достигло военное дело.

Другим историческим событием, сыгравшим важную роль в жизни саков, явилось возникновение кочевого скотоводства, ставшего в степях Евразии основным, а затем и господствующим видом хозяйственной деятельности. Эта форма хозяйства развивалась из пастушеского скотоводства с характерными чертами, как круглогодичное содержание скота на подножном корму, сезонные перекочевки при отсутствии постоянных поселений.

Появление кочевого скотоводства было наиболее рациональным ответом на изменения природной среды и демографический рост. Экономика ранних кочевников находилась в прямой зависимости от природно-климатических условий. Кочевое скотоводство было прогрессом в хозяйстве и в образе жизни саков. Племена становятся наиболее мобильными, что позволяло осваивать степные пространства. Хозяйство становится более продуктивным, так как узкая специализация позволяла получать избыточный продукт (мясо, молоко, шерсть, шкуры).

В сакскую эпоху существовало несколько форм скотоводческого хозяйства – это кочевое, полукочевое скотоводство и оседлое скотоводство. Первое было в районах полупустынь, где невозможно было заниматься земледелием. Здесь саки разводили лошадей, овец и верблюдов. Жили в повозках, крытых войлоком, и кочевали меридиально (летом на север, зимой на юг).

Из сообщения греческого историка: – «…живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие шестиколесные, они кругом покрыты войлоком обустроены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя отделениями они не проницаемы ни для воды ни для света ни для ветров… В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях за ними идут их стада овец, коров и лошадей. На одном месте стоят столько времени, пока хватает травы для стада, когда ее не хватает, переходят на другую местность. Сами они едят мясо и пьют кобылье молоко … Таковы образ жизни, обычай скифов».

Оседлое скотоводство –  отличается наличием постоянных мест зимовок. Оно было распространено в южных районах Казахстана и сочеталось с земледелием и бахчеводством.

Высокого развития у саков достигли ремесла и промыслы, в частности, металлургия. Изготовляли копья, стрелы, зеркала, предметы конской упряжи, украшения.

Переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовал развитию культуры племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни позволил им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем узкие штаны и обувь без каблуков.

Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества.

Археологические материалы также доказывают существование у племен Казахстана культа солнца и огня, что соответствует сообщениям античных авторов и раннеиранских источников, хотя в это же время продолжали существовать такие религиозные представления, как анимизм (вера в существование душ и духов), тотемизм (вера в родство групп людей, т.е. родов) и магия (колдовство, волшебство).

Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке звериным стилем. Этот стиль сложился в VII – VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющая его тема – изображение зверей и животных, носившее культовый характер.

Население Казахстана было европеоидным. Однако наблюдаются некоторые изменения, связанные с проникновением с востока монголоидных племен. Саки говорили на восточноиранских языках или диалектах. Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинают функционировать прототюркские языки. Археологами были обнаружены образцы древнейшего рунического письма, что свидетельствует о высоком уровне культурного развития сакских племен.

Политическая история. На внешнеполитической арене саки и скифы достаточно рано стали играть самостоятельную роль. Известны военно- политические союзы, заключенные между причерноморскими скифами и Урарту (древнее г-во на территории Армении) в первой четверти VII века до н.э. против Фригии (древняя страна  в сев.-зап. части М.Азии), между скифами и Ассирией (древнее г-во на территории совр. Ирака) против Мидии (ист. обл. в сев.-зап. части Ирана – чать територии  совр. Азербайджана)  в середине VII до н.э., между саками и Персией против Лидии (древняя страна на западе М. Азии) в VI веке до н.э. Есть также данные об обмене посольствами массагетов с Персией.

Как мы видим, сакские протогосударственные образования I тысячелетия до н.э. в достаточно полной мере обладали суверенитетом и играли самостоятельную роль в международной политике древности.

Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.

  1. Сарматы на территории Казахстана. Этноним «Сарматы» в античных источниках употребляется с ІІІ века д.н.э. В это время начинается систематическое завоевание Скифии сарматами. По словам Диодора (др. греч. историк), сарматы «опустошили» значительную часть Скифии, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню. Роксаланы – одно из сарматских племен – уже в І в. н.э. достигли границ Мидии и столкнулись с Римом. Вслед за ними шли аланы (ираноязычные племена сарматского происхождения, с І века жили в Приазовье и Прикавказье).

Сарматы принимали активное участие в политической жизни населения на занятых ими землях. Так, в конце ІІ в. до н.э. роксоланы выступают на стороне скифов в войне с Диафонтом, полководцем понтийского (эллинистич. г-во а М. Азии) царя Митридата. В І в до н.э. сарматы были на стороне Митридата в его борьбе с Римом.

Союзы племен, возглавляемые сарматами были связаны по происхождению с кочевниками Южного Приаралья. И нет сомнения, что они в этническом отношении были близки к савроматам – к кочевым скотоводческим племенам, родственным скифам.

Поздние сарматы расселялись в полосе от зауральских степей практически до р. Буга, охватывая регионы Приуралья, Поволжья и Придонья. Хронологически – это период ІІ-ІV вв. н.э.

К потомкам савроматов относились и многочисленные сармато-аланские племена. Их земли простирались к северу от Аральского и Каспийского морей. В VII в. до н. э. здесь образовался союз, где главенствующую роль играли аорсы и роксоланы. Часть аланских племен, разбив скифов, ушла в Причерноморье и далее в Европу, дойдя до Испании и Северной Африки. Оставшиеся племена объединились и создали в Северном Приаралье государство Абзойа (Яньцай), в І в. до н. э. оно подчинилось кангюям, а во II веке аланы вошли в состав гуннского государства и окончательно ассимилировались с гунно-кангюйскими племенами Западного Казахстана.

  1. Государство усуней. В 177 году до н. э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая образуется государство усуней. В китайских источниках усуни именуются усунь-го (усуньское государство).

Первоначально усуни находились в зависимости от хуннов, но затем, освободившись, создают свое государство, объединившее остатки сакских племен. В одном из документов истории Старшего дома Хань говорится об усунях: – «Прежде они были под зависимостью хуннов; впоследствии усилившись, подчинили себе многие другие владения, и отказались от поездок в орду хуннов. Владения их на востоке смежные с ханнами, на северо-западе с Кангюем, на западе с Даванью (древнее  государство, существовавшее с III в. до н. э., занимавшее центральную и восточную часть Ферганской долины), на юге с разными оседлыми владениями. Первоначально сия страна принадлежала народу Сэ…(саки)». Население усуней доходило до 630 тыс. чел., армия насчитывала более 180 тыс.   Столицей был город Чигучен, находившийся на берегу Иссык-Куля.

История характеризует усуней как кочевников, но в то же время у усуней были станционарные жилища и они занимались земледелием.

Усуни умели плавить железо, изготавливали мечи, ножи, наконечники стрел. В социальном отношении усуньское общество было неоднородным, оно состояло из племенной и родовой знати, воинов, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев.

Письменные и археологические источники говорят о том, что усуни достигли уровня государственности. Расцвет государства усуней приходится на 45-14 года до н. э.

Государственный строй. Во главе государства стоял правитель, носивший титул «куньбек» («гуньмо») –  великий правитель, передававший престол по наследству. Существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул «дуглу» и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул «дарту». Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов.

Политическая история усуней. Как было уже отмечено, с начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.

Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Най-би, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, Най-би был убит. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожет, сторонник хунну. 60 тыс. семейств и титул Великого куньбека получил Янгуй-би, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого – в северной части страны, в Жетысу.

Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые – на кангюев и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожет потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу – город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.

В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын, однако, великий куньбек Силы-би (33 – 36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силы-би удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. он был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н. э. один из мятежных царевичей с 80 тысячами усуней ушел к кангюям и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.

Во II в. н.э. усуньские владения обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого они ежегодно отправляли в Китай послов с дарами.

Хозяйство усуней. Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. Источники отмечают, что у них было развито коневодство. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Наряду со скотоводством, развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Огородно-бахчевые культуры выращивали на небольших участках, снабженных оросительными системами.

Земледелие и оседлость древних усуней зафиксированы в письменных источниках. Так, китайский историк Бань Гу сообщает, «что придворная дама Фынь, приставленная к китайской принцессе, выданной замуж за усуньского правителя, раздала подарки усуньским «оседлым владетелям», жившим в самой столице Чигу и ее окрестностях. Другой историк XIX в., Хэ Цю-Тао, ссылаясь на древние источники, пишет, что, хотя древние усуни и не «устраивают полей», но «сеют деревья».

Таким образом, археологический материал и письменные источники свидетельствуют о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э. и более широко в III-V вв. н.э. Однако в усуньской экономике все же доминирующую роль играло скотоводство.

Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком – тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках.

О социальном неравенстве в усуньском обществе говорят и археологические источники. Многочисленные курганы усуньского времени на территории Жетысу неодинаковы по богатству захоронения. Среди них встречаются большие земляные курганы диаметром 50-80 метров и небольшие курганы – насыпи.

  1. Кангюй. На западе от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй». Данный этноним известен с очень давних времен. Так, в священной книге зороастризма «Авесте» есть упоминания о расположении в степях Казахстана крепости Кангха, враждебной древним иранцам. Индийцы также говорят о народе «канка», живущих к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Это говорит о том, что этноним «кангар» существовал уже в VI в. до н.э. Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжей. Источники очень скупо освещают историю кангаров, однако по косвенным данным ими управлял царь, носивший титул «би» и «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили заместитель царя и три советника.

Кангарам (кангюйцам) подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства – город Битянь находился в среднем течении Сырдарьи. В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо-западного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять «малых владений» – Сусе, Фуму, Юени, Ги,  Югень (Юетянь). (Бұл жерлерді кәзіргі кезеңдегі аудандармен салыстырып қарайтын болсақ: Югень – Хорезм; Ги – Сырдарияның сағасы; Фуму – Жаңакорғаннан Қазалыға дейінгі аралық; Сусе – Сырдарияның орта ағысы, Арыс өзенінің аңғары, Каратау беткейі; Юени – Ташкент аймағы).

Подвергаясь давлению усуней, кангары в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну. Северные хунну во главе с сенгиром Чжи-Чжи перешли к кангарам, а сам шаньюй женился на дочери правителя. Заполучив сильного союзника, кангары начали войну с усунями, но хунну не захотели переселяться на земли побежденных усуней и подчиняться законам кангаров. Это послужило причиной разрыва союза и изгнания Чжи-чжи, который основал город на Таласе, позже разгромленный китайцами. Кангары придерживались антикитайской политики. Так, они помогали княжеству Давань в Ферганской долине и Малым гуньмо усуней в их войнах с Китаем.

Основным занятием кангаров (кангюйцев) было полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй «кочевым владением». В долине Сырдарьи кангюйцы занимались богарно-лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей, оседлые кангюйцы – коз, коров. Относительно этнической принадлежности кангюйцев существуют две точки зрения. Часть исследователей считает их ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.

  1. Хунну (гунны). В конце III века до н.э. сложился союз скотоводческих племен, который сыграл важную роль в истории Центральной Азии. Завоевания хуннов положили конец скифо-сакскому периоду.

Господство в Евразии гуннов стало переходным этапом в истории от первобытности к цивилизациям. Влияние гуннов способствовало преодолению этнической и культурной изолированности и складыванию новых форм материальной культуры и общественных отношений.

Политическая история хуннов в период их господства хорошо представлена авторами-современниками эпохи. Основные сведения мы получаем у древнекитайского историка  Сыма Цзяня. В его «Исторических записках», относящихся ко II-I вв. до н.э., собраны сведения по истории народов, с которыми китайцы вступали в контакты.

Возвышение хуннов связано с именем шаньюя Моде (в китайских хрониках Маодунь), который пришел к власти в 206 г. до н. э. и осуществил ряд победоносных завоеваний. Моде разгромил племена дунху, взял в плен людей и захватил скот, так Сыма Цзянь описал начало гуннской империи. В 203-202 гг. до н. э. хунны подчинили племена в верховьях Енисея, Саянах и на Алтае.

Первое упоминание о хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усилились, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных племен, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром («высочайшим») и начал активную деятельность по созданию хуннской державы.

Вначале были разбиты восточные соседи хунну –  племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая, где в то время утвердилась новая династия – Хань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 г. до н.э. поражением ханьских войск. Китайский император вместе с войсками попал в окружение у горы Бай-ден. Лишь великодушие Моде позволило императору спастись, и в скором времени был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань.

После смерти Моде мирный период продолжался несколько десятилетий. Нарушила его Китайская империя. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. Китайцам удалось вытеснить хунну из Ордоса, однако, в 90 г. до н.э. у горы Яньшань они потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал императору условия мира.

Однако мир сохранялся недолго. В 59 г. до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы, связанные с борьбой наследников сенгира за власть. Они искусно подогревались китайской дипломатией. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, упорно сопротивлявшаяся китайской агрессии, вынуждена была откочевать в страну кангюйцев. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.

Политический строй хунну. Во главе хуннской державы стоял монарх, носивший сложный титул «рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннский великий сенгир (шанью)». Кроме того, сенгиры носили титул «танир-кут», т.е. «обладающий небесной (божественной) благодатью». Кроме функций светского правителя, хуннский сенгир выполнял функции первосвященника. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству от отца к сыну. Нередки были случаи узурпации власти и выборов сенгира знатью. Полномочия у сенгира были достаточно широкие, кроме политического и духовного руководства, он являлся верховным главнокомандующим и выполнял дипломатические функции.

Иерархия чиновников в государстве хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это «мудрые князья», «лули-князья», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники». Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов. Все чины делились на левых и правых, что означало также «старший» и «младший». Кроме родовой аристократии существовала также группа неродовитых чиновников – қутлуг, которые были «помощниками» сенгира и вельмож и выполняли всю работу по управлению империей. Всего в хунском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от 10 до 2 тыс. воинов) и на время исполнения своих обязанностей получал от сенгира в управление уделы.

Большое значение в системе управления хунну играл Совет чиновников, собиравшийся дважды в год для проведения религиозных ритуалов и решения государственных дел. Каждую осень собирался съезд чиновников и правителей уделов и отдельных кочевых общин, на котором проводилась своеобразная «перепись населения» и «ревизия» скота.

При приемниках Моде в державе хунну были заведены «книги, чтобы по численности обложить податью народ, скот и имущество». Известно о сборе ежегодных податей с покоренного и оседлого населения. Одной из форм повинности было переселение населения оседлых регионов в центр империи и превращение его в податное сословие. Из источников известно о ежегодной уплате дани Китаем, заключающейся в «определенном количестве шелковой ткани, хлопка, вина, риса и разных съестных запасов». Сбором податей занимались чиновники, «воеводы» и «наместники». Судя по постоянному стремлению хунну контролировать основные торговые пути, они получали определенные пошлины с торговых караванов.

Основным источником права у хуннов был обычай. Китайцы отмечали, что законы хунну «легки и удобно исполнимы». Суд длился не более 10 дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее тяжкие преступления полагалась смертная казнь, за воровство –  конфискация имущества преступника. В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде –  сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины, уклонение от воинской службы и т.п.

Государство гуннов. Аттила. Часть северных хунну в I в. н. э. проникла на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангюйцы в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос гунны. Так их называли западные источники.

В 375 г. гунны под предводительством Баламбера переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось «Великое переселение народов». Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-Римской империи. В 305 г. они подходили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Месопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Особенно усиливается натиск гуннов на римские земли при царе Ругиле (первая треть V в.), которому удалось захватить богатые римские придунайские провинции. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Восточно- Римский император обязался ежегодно платить Ругиле 350 фунтов золота. Успешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило ей жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.

В 434 г., после смерти Ругилы, власть переходит в руки его племянников, Бледе и Аттиле. В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство. В 445 г. Аттила стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования.

Свои первые удары Аттила обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. на Каталаунских полях недалеко от г. Орлеана между двумя армиями, получила название Битвы народов. Римляне приписывали победу себе, но Аттила после Каталаунских полей вел себя не как побежденный. Он сразу же совершает поход на Северную Италию, его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы.

После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась. Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Единое гуннское государство распалось на отдельные владения –  хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.

С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангюйцев племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.

Хозяйство хуннов, по описаниям древних историков, было «примитивным» и заключалось в выпасе скота, охоте на птиц и зверей. Основным занятием хунских племен было скотоводство, согласно Сыма Цзяня, они: «переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разношерстных тканей». Первостепенную роль в хозяйстве играла лошадь, кроме того, имелись стада овец, коз, верблюдов. Однако при описании хозяйства гуннов следует отметить, что они знали оседлость и земледелие, существуют упоминания о городах в землях гуннов и больших запасах там зерна.

Война и набеги с целью захвата добычи – важная сторона их жизни, – пишут очевидцы тех времен. В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая, таким образом, свое существование, а в тревожное время каждый обучается военному делу для совершения нападения.

Хунны имели высокоразвитую металлургию. Именно с этим связан качественный скачок в развитии производительных сил в Центральной Азии. Хунны, овладев ранее других выплавкой железа, наладили широкое производство железных орудий и, в первую очередь, оружия. Они создали новую технику военного дела, ввели нововведения в вооружение, в частности, изобрели дальнобойный лук. Все это дало преимущества, которые позволили быстро сокрушить хорошо вооруженных противников.

Социальное устройство хуннского общества свидетельствует о его раннеклассовом характере. Во главе общества стояли четыре аристократических рода, связанных брачными отношениями.

Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Патриархально-родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета, однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоронений хуннской знати указывают на имущественное неравенство.

В праве собственности заметны черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пустынные и неудобные для хозяйствования земли были в собственности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные «Царские» земли. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в передвижных повозках, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления. Дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над ними устраивались лежаки или нары.

Одежду хунну изготавливали в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.

Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны и оседлые племена земледельцев.

Кризис ранних государств Казахстана. Дальнейшее развитие производительных сил, этнические процессы, происходившие в Центральной Азии, привели к кризису и распаду древних государств Казахстана. Хунну заняли земли кангюйцев и усуней и основали в центральной части южного Казахстана государство Юебань. В среднем течении Сырдарьи укрепились эфталиты, Семиречье в V в. покорилось центральноазиатскому государству аваров (Государство Жужань по китайским источникам). В 490 г. Юебань было разгромлено телесскими племенами, которые основали в Восточном Казахстане государство Гаогюй. Делилось оно на две части, северный правитель носил титул «Небесный император», южный – «Наследный государь». Однако уже через шесть лет это государство было разгромлено и попало под власть аваров. Так, к середине V в. н.э. древние государства Казахстана практически перестали существовать.

Процессы распада кочевой империи хунну и государств усуней и кангюйцев были вполне закономерны и обусловлены дальнейшим развитием социально-экономических и политико-правовых отношений в кочевом обществе. Прежде всего, сложилось противоречие между централизованным характером управления и неразвитостью коммуникативно-транспортной системы. Невозможность эффективно управлять большими территориями из одного центра вели к естественному возникновению центробежных тенденций в государстве. Как только создавались условия для ослабления центральной власти, окраины отпадали и получали суверенитет. Немалую роль в распаде хуннской империи сыграло развитие государственно-правовой системы в Южном Казахстане, в частности в государствах усуней и кангаров, создавших новые центры объединения кочевников Центральной Азии. И хотя в III веке нашей эры государства усуней и кангюйцев переживали кризис, об упадке государственности в регионе говорить еще было рано.

Упадок империи хуннов в Центральной Азии начался с политического кризиса в результате поражений хуннов от совместных действий Китая, усуней, дунху и динлинов. В войнах хунны потеряли более трети населения. В 48 г. до н.э. они распадаются на две части, северных и южных. Южные хунны отказываются от набегов и фактически признают покровительство Китая, северные, вступив в союз с другими прототюркскими племенами, продвигаются в западном направлении. Миграции хуннов начались во второй половине II в. н.э. в Казахстан, затем в Приуралье, Заволжские степи и далее. Появление хуннов в Европе вызывает трудности у историков в вопросах их идентификации, в этой связи появились понятия «азиатские» хунны и «европейские» гунны. Однако косвенным указанием на определенную этническую близость тех и других может служить то, что основную массу их составляли прототюркские племена. Следует отметить, что племена, появившиеся в Европе, именуются ими уже как гунны.

Қажетті материалды таппадың ба? Онда KazMedic авторларына тапсырыс бер

Кочевые племена Казахстана середины первого тысячелетия до нашей эры. Общая характеристика

error: Материал көшіруге болмайды!