Философская  концепция  сознания

Философская  концепция  сознания

История представления о сознании.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Однако, для древнего грека сознание не являлось еще самостоятельным феноменом. Душа (сознание) была частью мирового космоса, и абсолютно точно воспроизводила окружающие явления. Представление о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляется в философии Средневековья, где анализируется сквозь призму религиозной проблематики. В эпоху Нового времени, когда собственно и происходит поворот от понятия души к понятию сознание, последнее трактуется как познавательная способность человека, как «Я» – личностное образование. Сознание понимается как продукт внутреннего развития (мышления у Декарта) и как результат внешних воздействий (ощущений у Локка и Гоббса). Философия XIX векаоткрывает новые горизонты сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс  анализируют влияние на сознание социальных предпосылок. В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остается самым темным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной.

Предметом этого учения является индивидуальное «Я» человека, которое рассматривается в трёх аспектах: а) как оно появляется, б) как развивается, и в) что представляет собой в развитом виде. Иначе говоря, учение Гегеля о сознании ограничено только рамками эгологии – пониманием феномена человеческого «Я».

Первым корнем индивидуального Я каждого человека является его чувство самого себя. Это чувство имеет телесную природу и проявляет себя по формуле: Я есть то, что я в себе ощущаю, а то, что я в себе ощущаю, то и есть моё Я. Оно как мост связывает наше идеальное Я с каждым органом тела, с каждой его клеткой. Соответственно, всё то, что выходит за пределы чувства самого себя и, следовательно, за пределы моего тела, то уже не есть Я или, выражаясь иначе, есть не-Я. Поэтому, когда я говорю о себе «Я», то при этом подразумеваю сразу две вещи: во-первых, что «Я есть», а во-вторых, что «Я есть» по отношению к «не-Я», к окружающему миру.

Наличие такой противоположности между «Я» и «не-Я» является необходимым условием для становления сознания человека. Снимается данная противоположность посредством осуществляемой нами (людьми) деятельности познания внешнего мира. Вне, помимо познания, сознания не существует. Сознание производит знания и состоит из них: со-знание, con-sciences.

Структура сознания.

Отношение противоположности человека к внешнему миру даёт первую форму сознания – сознание как таковое или Я.

Отношение противоположности нашего Я к самому себе даёт вторую форму сознания – самосознание: Я – Я.

Отношение противоположности нашего Я к своему собственному содержанию – наполняющим его знаниям, даёт третью форму сознания – разум.

Понятие сознания.  Его   признаки и функции.

Понятие «сознание» означает способность направлять свое внимание на объекты действительности с целью их познания и одновременно понимание того, почему человек об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-то цель в его мыслительном внимании к данному объекту и т.д. То есть, сознание – это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Существенными признаками сознания являются:

а) абстрактно-логическое мышление как способность воспроизводить сущностные характеристики объектов, не данные в чувственном восприятии (у животных мышление конкретно-предметное);

б) целеполагание как способность мысленно планировать цели деятельности;

в) самосознание – выделение себя из внешней среды, превращение в объект познания, осмысления;

г) язык как система  знаково-символических заместителей реальных объектов и процессов.

Функции сознания:

  1. познавательная(получение знаний о действительности);
  2. оценочная(сознание дает оценку всем явлениям с точки зрения «эффективно-неэффективно», «полезно-вредно», «выгодно-невыгодно» и т.д. и выстраивает иерархию  ценностей);
  3. регулятивная (на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий ценностей сознание определяет цели деятельности, методы их  достижения, концентрирует  энергию в избранном направлении).

Выполняемые сознанием функции призваны решать задачу жизнеобеспечения человека. С помощью сознания человек  познаёт довольно сложные связи и закономерности окружающего мира и адекватно реагирует на многообразные жизненные факторы.

Концепции сознания.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

  1. Объективно-идеалистическая интерпретациясознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея  у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.
  2. Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль).
  3. Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза).
  4. Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).
  5. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах).
  6. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).

 

Философия сознания и наука

Поскольку люди имеют тела, они являются частью физической и биологической реальности. В этом статусе они являются предметом изучения естественных наук. И так как ментальные процессы не являются независимыми от тела, то описания человека в естественных науках непосредственно влияют на философию сознания. Точно также философия сознания создает концептуальные схемы для некоторых молодых наук. Существует несколько научных дисциплин, которые релевантны философии сознания. Они включают в себя биологиюинформатикукогнитивную наукукибернетикулингвистику и психологию.

Нейробиология

Биология, как и все современные естественные науки, опирается на материалистическую картину мира. Объектом изучения нейробиологии как раздела биологии являются физические процессы, которые рассматриваются в качестве оснований ментальной деятельности и поведения. Прогресс биологии в изучении и объяснении ментальных феноменов зафиксирован, в частности, в отсутствии эмпирических опровержений её фундаментальной предпосылки: «изменения в ментальных состояний субъекта невозможно без изменений в состояниях его мозга».

В рамках нейробиологии существует большое количество разделов, которые изучают отношения между ментальными и физическими состояниями и процессами.

  • Сенсорная нейрофизиология изучает отношения между процессом восприятия и раздражения.
  • Когнитивная нейронаука изучает корреляции между ментальными и нейронными процессами.
  • Нейрофизиология описывает зависимость ментальных способностей от анатомических отделов мозга.
  • Наконец, эволюционная биология изучает генезис человеческой нервной системы, и, в той степени, насколько она является основанием сознания, также описывает онтогенетическое и филогенетическое развитие ментальных феноменов, начиная с их самых примитивных стадий.

Методологические находки нейронауки, в частности введение высокотехнологичных процедур создания нейронных карт, толкают ученых на разработку все более амбициозных исследовательских программ. Одной из них является максимально полное описание нейронных процессов, которые коррелировали бы с ментальными функциями. Однако многие нейробиологи, в том числе соавтор Карла Поппера Джон Экклз, отрицают возможность «редукции» ментальных феноменов к процессам в центральной нервной системе. Даже если эта редукция и будет осуществлена, проблема данности личного, субъективного мира человека постороннему исследователю пока даже теоретически не имеет решения.

В разных сферах практической, познавательной и коммуникативной  деятельности субъекта с необходимой полнотой обнаруживается роль каждого компонента сознания, которые без воздействия и участия друг друга не функционируют. Знания, эмоции, воля в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важных для человека функций. Первейшая функция сознания, выражающая саму его сущность, есть функция познания — верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объ­ективного мира, получить нужную информацию о них. По­знание осуществляется в формах чувственного и рациональ­ного отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. Особенность человеческого отражения — его осознанность. Иначе говоря, познание неразрывно связано с осо­знанием того, что собой представляет та или иная вещь, в каких отношениях она находится с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта. Осознание присуще только человеку.  Благодаря единству познания, осознания, самосознания выполняется важная функция оценки получаемой информа­ции. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оцени­вает саму действительность с точки зрения своих потреб­ностей и интересов. Человеческое сознание выполняет также функцию накопления знаний (аккумулятивную функцию). В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий. Однако их реализация возможна лишь благодаря тому, что сознание выполняет еще одну важную функцию — постановку цели. Опережая ход событий, человек строит модель «желаемого будущего» и определяет пути его дости­жения, то есть ставит цель и планирует свои действия. Высшие возможности сознания проявляются в его конструктивно-творческой функции, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, а затем и действия человеческих кол­лективов, то есть осуществляет функцию управления. Так как деятельность индивида как общественного существа требует общения личности с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, то сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуникативную функцию). Таковы важнейшие функции сознания. Все они взаимо­связаны и взаимно переплетаются. Взаимодействие компонентов сознания обнаруживает их различия, что в свою очередь диктует необходимость комплексного подхода в исследовании феномена сознания, в котором необходимо выделить следующие аспекты: онтологический – сознание по способу своего бытия есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга являются материальными носителями сознания; гносеологический –  сознание по содержанию есть отражение действительности, информация о внешнем мире, полученная на основе его целенаправленного отражения субъектом; генетический – сознание есть продукт развития биологической и социальной форм движения материи; общественно-предметная деятельность субъекта есть условие становления и развития сознания; функциональный – сознание фактор управления поведением и деятельностью, условие становления форм логического мышления.

Рене Декарт, основатель новоевропейской философии сознания, сформулировавший психофизическую проблему, главный представитель дуализма.

Психика – (греч. psyche – душа) продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающим миром. Различают философское и конкретно- научное понимание психики. Философское понимание: психика – это особое свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Это сигнальное отражение, которое образуется с появлением первой сигнальной системы в виде реакций на звуковые сигналы и жесты. Основано на рефлекторной деятельности. Сигнальное отражение, в отличие от конкретно-образного отражения, дает обобщенные образы. Поэтому можно дать следующее философское определение психики:

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям. Этому отражению соответствует рефлекторная деятельность. Рефлексы – реакции организма, которые вызываются раздражением органов чувств и осуществляются при участии центральной нервной системы (ЦНС). Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные – это простые врожденные рефлексы. Условные рефлексы – характерный для высших организмов вид нервной деятельности. Это индивидуальные приобретенные рефлексы, которые возникают у отдельного индивидуума в результате его повседневной деятельности и на основе безусловных рефлексов. Условные рефлексы – важнейшие и совершеннейшие приспособления организма позвоночных к условиям жизни. Еще И. М. Сеченов, впервые предложивший изучать физиологическими методами высшую нервную деятельность человека, показал, что она обусловлена воздействием на организм внешней среды.

У высших животных (собаки, лошади, обезьяны) мышление связано с оперированием чувственными обобщенными образами. У них образное мышление. У человека, кроме этого, мышление связано с оперированием такими абстрактными формами отражения, как понятие, суждение, умозаключение. Мышление человека возникает с возникновением членораздельной речи. Членораздельная речь – система звуковых знаков (слов), обозначающих предметы, их свойства, состояния. Например, для обозначения человека используются такие звуковые сигналы, как «человек», «men», для обозначения собаки – «собака», «dog» – англ., «xунд» – нем. яз. и т. д. Слова – это знаки, которые фактически являются кодами информации. Этими знаками кодируются предметы, их свойства, состояния. Кодирование осуществляется не только в звуковых знаках, но и в письменных знаках. В записанном слове закодирована информация о предмете, его свойстве, состоянии. Но слово – это не только знак, но  и обозначение предмета, при его произнесении у человека в сознании возникает образ предмета, обозначенного словом. А вместе с образом возникает и мыслительный процесс, заключающийся в том, что обозначенный предмет выделяется из среды других предметов по какому-либо существенному свойству. Этот процесс мысли называют понятием.  Понятие  – процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение объекта по его существенному свойству, признаку.

Термин «абстрактный», от лат. – отвлеченный. При абстрагировании отвлекаются от всех остальных свойств, кроме существенных. Так, понятие «человек» представляет собой такой процесс мысли, при котором отвлекаются от всех других свойств, кроме свойства обладать сознанием. Человеком называют живое существо, обладающее сознанием. По свойству обладать сознанием в понятии человек выделяется из всех других живых существ.

В знаковой форме выражаются не только понятия, но и суждения, умозаключения.

Суждение – это такой процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение состояния и изменений объекта. Формально суждение представляется в виде предложений, в которых что-либо утверждается или отрицается. Умозаключение – такой процесс мысли, при котором на основе нескольких исходных суждений получается новое как следствие («Все частицы вещества обладают массой покоя»; «Атом – частица вещества», следовательно, «Атом обладает массой покоя»).

Понятия, суждения, умозаключения – это различные формы мысли. В целом выражение различных мыслей в знаковой форме называется языком.

Наука, изучающая мышление, мысли человека с точки зрения их формы, строения, способов связи, составных частей, правил определения понятий, построения суждений и умозаключений называется логикой. Логика учит правильно мыслить и правильно излагать свои мысли.

 

Раздел философии, в котором рассматриваются общие вопросы познания, называется гносеологией (теорией познания). Основным вопросом гносеологии является вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от ответа на этот вопрос выделились два философских направления – гносеологический оптимизм и агностицизм.

Гносеологический оптимизм – это философское учение, представители которого считают, что мир познаваем, что человек с помощью разума может установить закономерности окружающего мира, понять сущность изучаемых объектов и явлений.

Агностицизм – это философское учение, представители которого отрицают возможность познания сущности объектов и явлений мира. Агностики считают, что человек познаёт только содержание своих ощущений, а не то, что их вызывает. Часть агностиков считает, что есть только человек и его ощущения, никакого внешнего мира нет, нечего и познавать. Другие агностики считают, что внешний мир есть, но он принципиально непознаваем.

Анна и Зигмунд Фрэйд  в Париже в 1938г. До самой смерти отца дочь была его бессменным секретарем, компаньонкой и сиделкой.

Психоанализ. Фрейдизм.

В конце XIX в. прозвучала идея о том, что и мир и человек, скорее всего, неразумны, а разум представляет маленький элемент мира и играет незначительную роль в человеческой жизни. Но это были философские утверждения. Из психологов (от греч. psyche – душа и logos – учение) первым усомнился в разумной природе человека австрийский ученый, врач Зигмунд Фрейд.

Нам кажется, говорит он, что человек – целиком разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, что он понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает человека не Божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих животных. Так неужели он настолько далеко ушел от царства природы, что в нем не осталось ничего биологического? Конечно же, осталось, просто мы не хотим этого замечать. Причем, по мнению Фрейда, биологического, или природного, в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Все биологическое в человеке, представляющее различные инстинкты, которые есть у любого живого существа, Фрейд назвал областью бессознательного. В силу самой своей природы (специфики) оно скрыто от нас, а вернее, недоступно нашему сознанию, или разуму. Говоря иначе, оно в нас есть, но мы его не осознаем и поэтому не знаем или не понимаем, что оно существует.

Представьте себе айсберг – огромную ледяную глыбу, плавающую в океане. Как известно, надводная, видимая его часть намного меньше подводной, невидимой. Нам кажется, что айсберг – это только то, что находится над водой, и мы не знаем его настоящих размеров, потому что они скрыты от непосредственного наблюдения. Так же и с бессознательным – оно представляет собой невидимую, скрытую часть человеческой психики, а сознание, или разум, человека – это видимая и незначительная ее частица. Как айсберг – главным образом, то, что находится под водой, а не над ней, – так и человек – это в основном сфера его бессознательного, а вовсе не сознания, как нам кажется.

Бессознательное в человеке – совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от животных-предков. Эти-то инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Не в сознании или в разуме следует искать главную причину деятельности человека, а в области бессознательного. Именно оно из неведомых нам глубин направляет каждую конкретную человеческую жизнь.

Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является половая, или сексуальная, страсть, которую Фрейд называет «либидо». В нем сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло: художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и во что угодно еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией (от лат. sublimare – возносить или переходить).

Другим сильным инстинктом после сексуального является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения Фрейда, объясняются взаимодействием трех слоев, или пластов, его психики. Человеческие мысли, действия и поступки определяют биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного, главными из которых являются сексуальный инстинкт (греч. – Эрос) и инстинкт смерти (греч. – Танатос). Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх-Я». Само же человеческое сознание Фрейд именует «Я». В приводимой ниже схеме проиллюстрирован механизм взаимодействия этих трех слагаемых человеческой психики.

Получается, что человеческое сознание (Я) не является «хозяином в собственном доме», потому что вынуждено постоянно раздваиваться, рваться пополам между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Человеку всегда приходится выбирать что-то среднее между своими биологическими влечениями (желаниями) и моральными нормами общества, в котором он живет. Говоря проще, ему чего-то хочется и в то же время ему нельзя этого делать. Он вынужден или подавить свои желания, или пренебречь общественными нормами. Ему трудно сделать и то и другое.

На этой почве у человека могут возникнуть психические расстройства, главной причиной которых являются, по Фрейду, подавленные или вытесненные желания (как правило, сексуального характера). Австрийский ученый разработал особый метод лечения психических заболеваний, который получил название психоанализ (от греч. psyche – душа и analysis – разложение). Этот термин можно трактовать как освобождение души. Сущность его в том, что врач в ходе длительной беседы выясняет истинную причину психического расстройства (заболевания) своего пациента, которой оказываются, чаще всего, когда-то подавленные им сексуальные желания. Он показывает (демонстрирует) ему эти причины, и пациент, осознавая или понимая их, сам может справиться со своей болезнью, потому что с врагом видимым бороться всегда намного легче, чем с невидимым противником.

Не случайно же говорят: «Предупрежден – значит, вооружен».

 Проблема сознания.

Проблема сознаний находится в центре внимания как философии, так и специальных наук, изучающих мозг, психику и поведение человека, Это одна из «вечных» философских проблем, До сих пор в ней много неясного. Она была и остается предметом спора между материалистами и идеалистами.
Материализм понимает сознание как свойство особым образом организованной материи (человеческого мозга) субъективно отражать объективный мир в идеальных образах и на этой основе регулировать деятельность чело века.
Сознание – духовная форма деятельности. Первоначально производство идей, представлений было вплетено в материальную деятельность и общение людей, В дальнейшем происходит отделение духовного от материального, производство идей становится относительно самостоятельным.
Сознание является жизненно необходимым условием практической деятельности человека. В нем отражается и осмысливается как объективная, так и субъективная реальность, Оно возникает, функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с окружающим его миром и на основе его чувственно-предметней деятельности, общественно-исторической практики,
Сознание обладает таким свойством, которого не наблюдается у предметов объективного мира, Этим свойством является идеальный характер его образов, Познавательный образ и отраженный в нем предмет, с одной стороны, едины, ибо образ есть копия предмета, с другой – противоположны, ибо одно по отношению к другому выступает как идеальное по отношению к материальному, Познавательный образ как отражение не является его материальной копией. Образ не обладает свойствами, присущими материальным телам.
Познавательный образ нельзя рассматривать как особую идеальную вещь, существующую наряду с предметом и независимо от него. Здесь нет двух предметов – идеального и материального. Сознание создает лишь образ материального предмета.
Идеальное – отражение действительности в формах мыслительной деятельности человека, его сознания и воли. Оно не существует отдельно, но его можно выделить как некоторую чистую форму,
Отражение является свойством объектов как неживой, так и живой природы. Анализ этого свойства показывает, что длительный путь эволюции досоциального отражения завершился оформлением головного мозга с его безграничным потенциалом возможностей. Головной мозг представляет собой наивысший уровень структурно организованного бытия в мире. Мозг составляет основание психических процессов. С помощью мозга и на его основе формируется сознание и осуществляется духовная жизнь человека, складывается его отношение к миру.
Развитый мозг, специализация его подсистем, наличие двух сигнальных систем, единство естественной и искусственной природы задают условия становления и развития сознания человека.
Сознательно поставленная цель, организация действий на ее осуществление, постоянный контроль и корректировка программы действий, равно как и изменение способа и средств ее обеспечения, — все это коренным образом отличает психику человека от психики животного, свидетельствует о том, что мы имеем дело с новым качеством психики.
Вместе с тем в психике человека и животного есть много общего: чувствительность к внешней среде; способность интегрировать воздействующие свойства в единый целостный образ. И человеку, и животному присущи навыки рассудочной деятельности, и отличие заключается лишь в мере совершенства этих навыков.
Тем не менее сознание — это новое качество отражения, которое имеет свои особые характеристики.
• Сознание универсально. Будучи высшей формой отражения, сознание способно адекватно отразить любые проявления бытия в мире. Даже чувственный уровень восприятия обеспечивается и контролируется сознанием.
• Сознание является основой творческой деятельности. Его универсальность и объективность обеспечивают условия для конструктивного воображения.
• Сознание опосредовано языком, что позволяет ориентироваться на чужой эмпирический опыт, а при необходимости подключать предшествующий опыт человечества.
• Сознание социализировано. Его возможности формируются и изменяются под влиянием развития общества в целом.
• Сознание индивидуально и, следовательно, уникально. Уже на уровне отражения в каждом отдельном случае возникает образ объективный по содержанию, но субъективный по восприятию.

Афоризмы о сознании.

   «Сознание есть отличительный признак совершенного  существа».                                                                    (Людвиг Фейербах)        

        «Сознание  боится пустоты».        (Поль Валери)

          «Наше сознание  — это именно то живое, а быть может, и священное, что есть в каждом из нас. Всё остальное в нас — мёртвая механика».                                                                       ( Курт  Воннегут)

         «Мир невозможно изменить действием, это под силу только сознанию».                                                        ( Юкио Мисима)

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!