Политическое сознание

  1. Политическое сознание.

Сознание – одно из основных понятий философии, социологии, политологии и психологии, которое обозначает способность человека воспроизвести окружающую действительность идеально в своем мышлении. В марксистской философии сознание рассматривается как осознонное бытие, как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объекnивного мира.

В более узком смысле сознание – это высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целенаправленной деятельности. Сознание формируется на основе и в процессе общественной практики. Оно выступает в двух формах индивидуальной и общественной.

Одним словом, общественное сознание – это отражение общественно бытия. Формы общественного сознания – наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право.

На основе вышесказанного можно дать определение категории «политическое сознание». Политическое сознание – это отражение и осознание людьми своего политического бытия, которое  представляет собой  одну из основных форм общественного сознания. Оно возникает с появлением государства и политической организации общества. Политические идеи древних мыслителей (Платона, Аристотеля и др.) обосновали необходимость для общества государственных образований и системы норм поведения людей в политическом пространстве. Уже в древние времена политические представления и идеи формируются в специфическую автономную систему духовных явлений как часть жизни социума.

Теперь попробуем дать более обобщенное определение политического сознания. Политическое сознание – это сфера общественного сознания, образуемая совокупностью социальных чувств, представлений и взглядов, отражающих реальные политические отношения, сложившиеся в данном обществе.

  1. Природа и место политического сознания в политике.

Политическое сознание представляет собой отражение политической реальности в ее связях, процессах и отношениях, которое проявляется  как в определенном отношении общества к политике и знанию о ней, так и в уровне знаний о самой политике и ее действительности. Таким образом, в политическом сознании осмысливается политический опыт конкретного общества, политическая деятельность людей и т.д.

Политическое сознание –  органическая часть политической деятельности, поскольку почвой, на которой непосредственно произрастают политические чувства, отношения, взгляды, идеалы, ценности и т.д., является политическая деятельность. Процесс, в ходе и на основе которого возникают, формируются, развиваются, опредмечиваются и отмеряют разнообразные явления политического сознания, есть политическая практика. Политическая реальность, вызывая к жизни соответствующие представления и взгляды, за тем сама выступает формой их практической реализации. В этом смысле, что люди участвуют в политической жизни, творят практическую политику, руководствуясь определенными идеями, т.е. сознательно.

Существенная черта политического сознания – его конкретно исторический характер. В политических умонастроениях обобщаются в первую очередь представления и ценности властвующих в обществе групп. Вместе с тем в функционирующих системах взглядов да и в психологических феноменах, живут и действуют духовные комплексы прошлых эпох, в них интегрированы определенные результаты культурного процесса человечества. Например, политическое понятие свободы общечеловеческое достижение, а не истина какого то одного класса. То же самое можно сказать о многих других понятиях (государство, демократия, власть и т.п.). Но специфика состоит в том, что интерпретация этих понятий в различные периоды разная. До сих пор в большинстве своем их интерпретация носила классовый характер.

Политическое сознание характеризуется динамичностью, изменчивостью, что связано со спецификой политического бытия, которое заключается в том, что политические структуры и отношения могут быть радикально изменены в течение нескольких месяцев или нескольких лет. Политическая история Казахстана подтверждает данный факт, и весь мир наблюдает за тем, как уже который  раз за относительно недолгий по историческим меркам период времени наша страна подвергается процессам реформирования.

Восприятие политической реальности фиксируется как в обыденном сознании, так и на уровне специализированного теоретического сознания. Восприятие политической реальности на уровне обыденного сознания носит во многом поверхностный характер, явления оцениваются по внешним признакам и в большинстве случаев с точки зрения повседневных нужд и ближайших интересов. Вместе с тем обыденное политическое сознание присутствует в любых формах политической деятельности, поскольку ее субъектами являются конкретные люди со всеми их индивидуального качествами и особенностями повседневной жизни.

Обыденное политическое сознание формируется под воздействием как правдивой информации, так и слухов, дезинформации и нового житейского опыта, политических традиций и устойчивых стереотивов.

К примеру, в 18-19-столетиях в сознании казахского народа укрепилась идея о высшей справедливости власти имущих (ханов, султанов, волостных управителей и биев). Правитель, олицетворяющий власть, считалось всегда поступает справедливо. Поэтому он всегда был прав, а вина за нарушения законопорядка возлагалась на исказивших суть «правоты» правителя на его чиновников.

В советский период большинство людей  рьяно верили в миф об отеческой заботе руководителей партии о «своем» народе.

И сегодня, когда зарождающийся плюрализм поллитических мнений и суждений вскрывает огромное число спорных, разнополярных взглядов, они, в своей совокупности, так же являются основой формирования обыденного политического сознания в нашем обществе.

В настоящий период в политическом сознаниии людей стали преобладать либеральные идеи. Но к либеральным идем прозападного направления нужно относиться критически, так они на Западе внедрялись эволюционным путем, веками. А у нас их хотят внедрить мгновенно.

Необходимо отметить, что на формирование политического сознания каждого народа, любой социальной общности оказывает влияние менталитет данного народа. Менталитет – это душа народа, конкретный тип человеческого духа, характеризующийся неким духовным единством, спаянным многочисленными поколениями.

Теоретическое политическое сознание. Оно складывается на базе обыденного политического сознания. Возникает в процеессе научного анализа, глубокого умственного осмысления происходящих событий, в результате которого формируются сответствующие теоретические выводы, концепции, установки, идеи, взгляды, различные точки зрения и т.д. На этой основе теоретическое политическое сознание представляет собой определенную систему концепций, идей и взглядов.

Особое место в политическом сознании занимает идеология.   Понятие “идеология” (происходит от греческого «идея» – «образ» и      «логос» – «слово, учение») в самом общем виде означает совокуп­ность ценностей, взглядов, идей, выражающих интересы опре­деленных социальных групп или данного общества в целом.  Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания.

Необходимо однако иметь в виду, что идеология – это иная, чем наука, форма об­щественного сознания. Она служит другим целям. В науке реали­зуется потребность в познании, в открытии истины. В отличие от науки, идеологию характеризует направленность не на познание истины, а на достижение определенных политических целей, соответствующих интересам каких-либо социальных групп.

Идеология дает людям целостное, понятное и доступное объ­яснение социально-политической реальности, подсказывает че­ловеку осмысленное направление действий в мире этой реаль­ности, указывает политике систему идеалов и ценностей, к кото­рым та должна стремиться и на основе которых складываются политические отношения и функционируют соответствующие ин­ституты, организации и учреждения.

В ряду основных coвременных течений идеологии прочные позиции занимает либерализм (от лат. «либералис» «свободный»). В политический лексикон Европы этот термин вошел в первой половине XIX века. Тогда же возни­кли первые политические партии либералов. Но идейно-теорети­ческие корни либерализма и первые опыты его практического воплощения (в Англии и США) уходят в XVІІ-XVІІІ вв.

В мировоззренческом плане либерализму соответствуют свобода мысли, отсутствие групповых, классовых, националистических и других предрассудков.

В политической области либе­рализм основывается на признании прав человека, разделении властей, свободе выбора занятий, ограничении прерогатив государства, неразрывности свободы и ответственности личности.

В экономической сфере либерализм требует отмены регламента­ции и ограничений со стороны государственной власти, просто­ра для частной инициативы, создания максимально благоприят­ных условий для развития частного предпринимательства.   К приоритетам идеологии либерализма можно также отнести верховенство закона; правовое государство; защищенность и прежде всего, от государственного вмешательства, частной жизни человека, признание составляющих народ (нацию) индивидов источником государственного суверенитета; политику мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным об­щественным строем.

Во второй половине XX века развитие либерализма привело к возникновению неолиберализма – доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства; однако представители неолиберализма полагают, что для достижения успеха требуется постоянное вмешательство государства, создающего благоприятные условия для их реализации.

Одним из самых ранних политико-идеологических течений является традиционализм – религиозно-монархическое течение, возникшее в XVІІ веке. Традиционализм сохра­няется как направление идеологии, защищающей устои «прежнего порядка» и его духовных ценностей, но он же  в XVII веке положил начало классическому консерватизму, возникшему в Англии.

С 70-х годов прошлого столетия ведущим направлением консервативной мысли на Западе становится неоконсерватизм, по многим параметрам существенно отличающийся от классического консерватизма. Основное отличие состоит в том, что неоконсерватизм и значительной мере отошел от элитарных аристократических воззрений на власть.

К числу основных идеологических течений в современном мире относится социализм. Идеи социализма известны в мире с древ­нейших времен, но теоретическое обоснование и идеологичес­кое оформление они получили в XІX веке. Во многом этому спо­собствовали идеи мыслителей о классовой принадлежности граж­дан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство. В отличие от либерализма социализм недооценивает значе­ние экономической свободы человека, конкуренции и неодинако­вого вознаграждения за труд как предпосылок роста материаль­ного благосостояния индивида и общества.

Взамен предлагает­ся политическое регулирование экономических и социальных процессов, установление государством норм и принципов соци­ального равенства (неравенства) и справедливости. Сконструировать идеальное общественное устройство одни­ми из первых пытались мыслители Нового Времени Т.Мор и Т.Кампанелла, а в конце XVІІ – начале XIX в. Сен-Симон, Фурье и Оуэн. В середине XІX b. К.Маркс и Ф.Энгельс дали теоретическое обос­нование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления более отдаленного коммунистичес­кого общества и всеобщего изобилия.

Попытки практически реализовать идеи социализма в ряде стран породили ряд версий {разновидностей) социализма – ленинизм, титоизм, маоизм. Многие мыслители ХХ-го века пытались модернизировать и теоретическую основу социалистической иде­ологии. Так появились теории “гуманистического марксизма”, “интегративного”, “экологического”, “христианского” социализ­ма и т.д. Расхождение основных положений теории социализма с реальными тенденциями мирового развития в XX в., их склон­ность к силовым методам управления обществом, также связь с имиджем тоталитарных режимов Тито, Мао Цзе-дуна, Чаушеску и других зна­чительно ослабили политическое влияние этой идеологии в со­временном мире.

Серьезное влияние на общественное сознание в XX в. (в ос­новном в европейских странах) оказала социал-демократичес­кая идеология, Отстаивающая приоритеты социального и межго­сударственного мира и связывающая идеалы справедливого об­щественного устройства с принципами свободы и солидарности. Стержневой идейно политической  концепцией социал-демократического движения является демократический социализм, с 1945 г. ставший его официальной доктриной. Современная социал-демократия трактует демократический социализм и как длительный процесс общественных преобразований, и как общество бу­дущего, и как принцип своей деятельности.

Одним из наиболее заметных течений во всей истории поли­тической мысли является анархизм (от греч. анархия – безвластие), Это учение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. Анар­хизм возник в конце XVІІІ века. Его основание связывают с име­нем английского писателя У.Годвина, который сформулировал а 1793 году понятие “общество без государства” в своей книге “Исследование о политической справедливости”, развив тем самым идеи анархизма, содержавшиеся в зародышевой форме в трудах целого ряда античных и средневековых мыслителей.

Классическое анархистское мировоззрение базируется на индивидуализме и волюнтаристском неверии в существование каких бы то ни было объективных законов общественной жизни. Идеал общества для анархистов – это общество, в котором лич­ная свобода максимальна, материальные ценности справедливо распределены, общие  задачи решаются путем добровольного согласия. Однако, среди анархистов существуют разные мнения о том, как можно достичь данных целей. В связи с этим в анар­хистском учениии выделяют четыре основных течения: индивидуа­лизм, матюэлизм, коллективизм и коммунизм.

Идеи анархизма составляют также основу анархо-синдикализ­ма (или революционного синдикализма) – движения, ставящего своей целью уничтожение капиталистического строя посредст­вом революционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов). Теоретико-политические постулаты анархо-синди­калистов сводятся к тому, что в буржуазном обществе государ­ство защищает интересы только привилегированных слоев. От­сюда, борьба с ним должна составлять главную часть разруше­ния капиталистического строя. Движущей силой этой борьбы должна быть экономическая, а не политическая организация рабочего класса. Анархо-синдикалисты считают, что подлинное объединение рабочих осуществимо только на основе производ­ственных интересов.

Возможность образования какой-либо идеологии ничем не ограничена. Каждое политическое событие, течение, экономичес­кая жизнь общества, новые культурные, нравственно-этические ориентации могут породить новое временное или устойчивое идеологическое течение. Поэтому в современной идейно-поли­тической жизни, кроме названных существует огромное множес­тво и более “мелких” течений и политических веяний. Некоторые из них не имеют четкой политической философии, и даже не при­емлют идеологию как понятие, как явление, видя в ней, средство политического манипулирования, например, различные альтер­нативные движения, движения “зеленых”. Другие ориентируются лишь на крайние пределы тех или иных концепций, идеологий и теорий. Это радикализм – антипод консерватизма в теоретичес­кой сфере и, близко примыкающий к нему по склонности к край­ним взглядам и методам политической деятельности политичес­кий экстремизм.

Экстремизмом в политике называют приверженность крайним взглядам и методам полити­ческой деятельности, Экстремизм отличается от других идейно-политических течений тем, что он не останавливается перед при­менением для достижения политических целей любых форм на­силия, причем не эпизодически, а как постоянного средства политической борьбы, вплоть до политического терроризма. Не­обходимо отметить, что экстремистские способы политического действия, помимо того, что они жестки и бесчеловечны, как пра­вило, неэффективны. Вместо эффекта запугивания властей они вызывают ужесточение политического режима, репрессии про­тив всех инакомыслящих. Левый экстремизм обычно вдохновля­ется идеями немедленной революции обездоленных, а правый –  ультранационалистическими идеями; но результаты их дейст­вий нередко бывают схожими.

Разновидностями правого экстремизма являются фашизм и расизм. Как идеология фашизм содержит такие характеристики: иррационализм (неверие в силы человеческого разума), крайний национализм и расизм – (идея “высшей расы”, которая якобы призвана господствовать над другими, “низшими расами”). Для фашизма на практике характерны культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния общества, мак­симальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной жизни людей. При этом фашизм отличает демагогическая проповедь “классовой гармонии”, “корпоративности”. Важно отметить, что опасность возрождения фашизма существует вез­де и всегда, где в результате жесткого ущемления национальных чувств какого-либо народа возникает почва для массового ульт­ранационалистического движения.

В самом общем виде можно сказать, что политическая идео­логиия выполняет в общественной жизни две основные функции: с одной стороны, объясняют общественно-политическую реаль­ность, дает целостную ориентировку человеку в обществе, а с другой – обосновывает и оправдывает определенную линию по­литического действия. При этом первая функция играет подчи­ненную, а вторая –  решающую роль. Именно поэтому идеология как мощный инструмент мобилизации масс, как правило, исполь­зуются определенными элитами в борьбе за власть.

  1. Сущность и функции политической культуры.

       Культура – (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) это уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Другими словами, культура – это достигнутый уровень материального и духовного развития общества в различные этапы его жизнедеятелности.

Термин «политическая культура» появился в 18 веке  в трудах немецкого философа-просветителя И.Гердера. Теория же описывающая  эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50 – начале 60-х гг. прошлого столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли  американские ученые  Г. Алмонд,  С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум.

В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отожествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений    (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер).

Другая часть ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д. считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.

Политическая культура выступает частью человеческой культуры в целом. В каждом обществе формируется своя политическая культура, которая синтезирует в себе политическое сознание, деятельность и поведение людей в политической сфере.

Политическая культура – это каналы, модели поведения через которые, осуществляется вхождение человека в политику. Политическая культура отражает  только самые устойчивые  и отличительные  черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям  под воздействием перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает  как стиль деятельности индивида в сфере политической власти.

Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения в политическом языке, придает особую значимость  атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится  интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.

Обобщая вышесказанное, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

– идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании данной общности;

– ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

– адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

– социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

– интеграции, обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы в целом;

– коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

  1. Типология политической культуры

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура». Анализируя и сопостовляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни: подданнический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан, активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.

Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима является синтетическая культура «гражданственности», где преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.

В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить о рыночной политической культуре (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида – Э. Баталов).

В марксистской политологии на основе формационного подхода выделяются рабовладельческий, феодальной, буржуазный и социалистический типы политической культуры.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!