Формирование казахской народности относится ко II – I тыс. до н.э

Вопрос №25

Формирование казахской народности относится ко II – I тыс. до н.э.

Основное содержание этнической истории Казахстана того времени заключается в завершении формирования народности, вычле нении состава племен казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, на их поздней-шиетерритории, зафиксированные источниками XVII—ХIХ вв. Можно сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившимися, но их формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным про цессом сложения народности, через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиеся тюркские народности. Окончательное завершение процесса этнической консолидации казахской народности замедлялось разобщенностью от дельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв. продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию. При Абулхайр-хане откочевали к нему из Могули-стана племена калучи и булгачи, на каком-то этапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировало политическое положение и затрудняло этническую консолидацию населения обширной территории Казахстана.

Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народности. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Семиречья.

Следует особо остановиться на проблеме этнической общности населения юга Казахстана и остальной территории расселения казах ского этноса. Письменные и археологические материалы подтверждают связь населения этого района с обитателями восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья не только традициями хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическим родством, общими этнополитическими судьбами. На территории Южного Казахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных этнических узлов формирования казахской народности, двух крупных этнополитичсских общностей древнего Казахстана — Кипчакского союза племен в Центральном, Северном и Южном Казахстане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жузов казахов. Их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней Сырдарьи и Каратау. От низовий Сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского Младшего жуза. Фактически все три жуза выходили на территорию средневекового Туркестана, т. е. на значительную часть современной Шымкентской области. В Туркестане (области присырдарьинских городов и ареала Каратау) в XIV—XV вв. жили кыпчаки, канглы, конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры, представители других казахских и узбекских родов и племен. Одни из них (кыпчаки, канглы) жили на этой территории с древних времен; другие (конграты, джалаиры) пересе лились при монгольском завоевании, хотя и включили в себя массу местных родов и осколков племен, передав им свое имя; третьи (дуглаты, аргыны, мангыты и др.) попали сюда в период войн и миграций при Тимуре и Бараке, Абулхайрс и Джаныбске, могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани. Источники фиксируют и совместное проживание казахов, узбеков, каракалпаков на территории Туркестана в это время. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе жителей Сыгнака и его округи названы казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки древних завоевателей), каракалпаки. Длительное пребывание на территории Туркестана различных родов и племен, входивших в состав казахов и узбеков, мангытов и могулов, приводили к этнической пестроте местного населения, появлению особого этни ческого компонента в составе казахской народности, характерного только для Южного Казахстана. Вместе с укреплением Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении правителей Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды, территориальная и этническая близость ногайцев к казахам послужили предпосылками присоединения восточной груп-пы ногайских улусов к Казахскому ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего жуза. Самоназвание «қазақ». Этноним «казах» закрепился в отношении этого народа в XV веке. Часть племён входивших в Узбекское ханство, под предводительством султанов Жанибека и Керея в конце 50-х годов XV века восстав против гнета хана Абулхайра, перекочевали в западное Семиречье (Жетысу), в бассейн реки Чу. Эти племена называли «узбек-казак», то есть «узбеки-повстанцы», со временем осталась форма «казак». Этноним встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях. Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»

  1. В переводе с древнетюркского слово «казах» переводится как «свободные», «отделившиеся люди», «храбрые, свободолюбивые люди», «удалые воины».
  2. Название «казах» произошло от названии племен, населявших территорию нынешнего Казахстана. Название племен как саки, каспи, хазары, азы видоизменившись со временем превратилось в слово «казах».
  3. У соседних народов распространен миф о том, слово «казах» произошло от слова гуси-лебеди (на тюркских языках қаз — «гусь», «лебедь» ақ — «белый», то есть казах — белый лебедь).
  4. Конечный этап формирования казахской народности характеризуется образованием  Казахского ханства.   Многовековой  процесс формирования казахской народности и ее этнической территории завершился в 15-16 века.
  5. Территория Казахского ханства была поделена на историко-хозяйственные регионы – жузы. Если сравнить понятие «жуз» и «народность», то отличительным признаком для жуза является – своя территория, обычаи, начало государственности.

Жузы   Племена Территории

Старший жуз      дулат, албан, жалаир             Юг и Юго-Восток

Средний жуз       найман, кыпчак, аргын         Центральный Казахстан

Младший жуз     каракесек, адай, джагалбайлы              Запад и Юго-запад

Казахский язык из кыпчакской (кыпчакско-ногайской) группы тюркских языков выделился в XIV – XV вв.

 

№ 50) Казахстан в годы НЭПа (1921-1925гг.). Земельно-водные реформы в   Казахстане.

Рост недовольства аула и деревни после войны вызывало: уменьшение посевных площадей, валовых сборов зерна и поголовья скота, массовый голод 1921-22 гг (одна из причин – изъятие 80 % из­лишков), силовая политика гос-ва по отношению к населению. Все это, а также выступление крестьян против «военного коммунизма» привело к переходу к НЭПу.

НЭП – это: аренда земли, наемный труд, кооперация, продналог.

Земельно-водная реформа 1921 г. Цель: наделение бедноты зем­лей, отобранной царизмом. В начале 1921 г. был издан декрет о бес­платном отпуске населению продуктов, топлива. В апреле 1921 г. из­дан декрет о возврате земель. По нему казахи по левому берегу Урала получили свыше 208 тыс. десятин земли. В Семиречье коренному на­селению вернули 460 тыс. десятин земли. Аграрные преобразования 1921-22 гг. способствовали возвращению на родину из Китая 300 тыс. беженцев. Но неправильные действия местных партийных и советских органов вызвали обострение межнациональных отношений. В прове­дении реформы участвовали А. Асылбеков, Д. Барибаев, С.Мендешев и С.Сейфуллин.

Итоги реформы: подорвана экономическая мощь переселенцев-кулаков, ослаблены феодально-патриархальные устои аула, укреплен союз шаруа и рабочих, крестьяне вовлечены в социалистическое строительство.

Постановлением от 4 августа 1922г. КазАССР для закупки сель­хозмашин и орудий было выделено 25 млн. рублей, для приобретения скота пострадавшим от неурожая крестьянам – более 2 млн. рублей. В 1922-25 гг. поголовье скота увеличилось в 2,5 раза. С 1924 г. сельхоз­налог взимался только деньгами. Если в 1924-25 гг. изымалась 1/8 часть товара (единый сельхозналог), то в 1927-28 гг. 1/13. Посевные площади в 1928 г. достигли 4,4 млн. га (как в 1913 г.). В 1921 г. Создан союз «Кошчи» – союз бедноты.

Промышленность. В 1913-21 гг. добыча угля в Караганде упала в 5 раз. 5 % доходов от добычи нефти на Эмбенских нефтепромыслах отчислялось в бюджет КазАССР. По указанию Ленина, договор с анг­лийским предпринимателем Лесли Урквартом о сдаче в концессию Риддера и Экибастуза, был отклонен. К 1923 г. досрочно был сдан в эксплуатацию Риддерский завод, дававший 40 % общесоюзной добы­чи свинца. Рудный Алтай – главный район добычи цветных металлов.

Процесс восстановления промыш-ти в Каз-не развивался более медленно и завершился к 1927-28 гг. Декрет «Об обмене» от 24 мая 1921 г. усилил значение товарообмена и товарооборота. Роль проф­союзов: участие в страховании рабочих, в ликвидации безграмотности, организация субботников, вовлечение в профсоюзы казахский проле­тариат.

В 1926-27 гг. комплексная экспедиция АН СССР осуществляла статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Каз-на. Средства от налогов, шли на: оборону, просвещение, сельское хозяйство, крупную промыш-ть.

Зе­мель­но-вод­ная ре­фор­ма 1921 г.

Важ­ную роль в жиз­ни тру­дящих­ся Ка­захс­та­на сыг­ра­ли ме­роп­ри­ятия пар­тии и пра­витель­ства по лик­ви­дации тя­желых пос­ледс­твий по­лити­ки ца­риз­ма в зе­мель­ном воп­ро­се. В 1921–1922 гг. в Ка­захс­та­не бы­ла про­веде­на зе­мель­но-вод­ная ре­фор­ма, суть ко­торой зак­лю­чалась в возв­ра­те ка­захс­ких зе­мель, изъятых для Си­бирс­ко­го и Ураль­ско­го ка­зачьих вой­ск. Зе­мель­но-вод­ная ре­фор­ма бы­ла при­нята в ап­ре­ле 1921 г.

Цель ре­фор­мы — возв­рат тру­дящим­ся ка­захам зе­мель, пе­редан­ных ца­риз­мом Си­бирс­ко­му и Ураль­ско­му ка­зачьим вой­скам.

По этой ре­фор­ме ка­захс­кие крестьяне по­лучи­ли:

  1. бо­лее 177 ты­сяч де­сятин зем­ли в При­ир­тышс­кой по­лосе;
  2. свы­ше 208 тыс. де­сятин зем­ли — по ле­вому бе­регу Ура­ла;
  3. бо­лее 460 тыс. де­сятин зем­ли, отоб­ранной у них при по­дав­ле­нии восс­та­ния 1916 г., в Се­миречье;
  4. за счет быв­ших офи­церс­ких и сво­бод­ных пе­ресе­лен­ческих участ­ков был соз­дан зе­мель­ный фонд пло­щадью бо­лее 1 млн. де­сятин для на­деле­ния зем­лей ка­захс­ко­го и русс­ко­го на­селе­ния Се­миречья и Юж­но­го Ка­захс­та­на;
  5. аг­рарные пре­об­ра­зова­ния спо­собс­тво­вали возв­ра­щению и ук­репле­нию со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го по­ложе­ния 300 ты­сяч бе­жен­цев (ка­захов и кир­гиз), эмиг­ри­ровав­ших в 1916 г. в Ки­тай.

Все­го крестьяне по­лучи­ли в поль­зо­вание бо­лее 1 млн 385 тыс. де­сятин зем­ли.

В ук­репле­нии Со­ветс­кой влас­ти в аулах и прив­ле­чении тру­дящих­ся к го­сударс­твен­но­му и хо­зяй­ствен­но­му стро­итель­ству боль­шую роль сыг­рал со­юз «Кош­чи» (с 1930 г. — со­юз «Бед­няк»), соз­данный в 1921 г. На­ряду с ка­захс­кой бед­но­той, в со­юз «Кош­чи» вов­ле­калась крестьянс­кая бед­но­та пе­ресе­лен­ческой де­рев­ни.

Де­ятель­ность со­юза «Кош­чи»:

  1. по­мочь бед­ня­кам соз­да­вать тру­довые ар­те­ли;
  2. за­бота о на­деле­нии бед­но­ты зем­лей;
  3. по­выше­ние по­лити­чес­кой соз­на­тель­нос­ти и куль­тур­но­го уров­ня тру­дящих­ся.

Со­юз «Кош­чи» ак­тивно участ­во­вал в про­веде­нии зе­мель­ной ре­фор­мы. Чле­ны со­юза: А. Асыл­бе­ков, А. Жан­гель­дин, Г. Ко­рос­те­лев, С. Мен­де­шов, С. Сей­фул­лин, Д. Ба­риба­ев, А. Ро­зыба­ки­ев и дру­гие.

Зна­чение зе­мель­но-вод­ной ре­фор­мы 1921–1922 гг.:

  1. спо­собс­тво­вала вов­ле­чению ка­захс­ких и русс­ких тру­дящих­ся в со­ци­алис­ти­чес­кое стро­итель­ство;
  2. на­нес­ла удар по ко­лони­аль­ной по­лити­ке ца­риз­ма в об­ласти аг­рарных от­но­шений;
  3. силь­но по­дор­ва­ла эко­номи­чес­кую мощь пе­ресе­лен­ческо­го ку­лачест­ва;
  4. ос­ла­била пат­ри­ар­халь­но-фе­одаль­ные ус­тои в ка­захс­ком ауле;
  5. спо­собс­тво­вала ук­репле­нию на­ци­ональ­но­го сог­ла­сия.

 

№75 Ка­захс­тан и Сод­ру­жест­во Не­зави­симых Го­сударств (СНГ)

Сот­рудни­чест­во с го­сударс­тва­ми-участ­ни­ками Сод­ру­жест­ва Не­зави­симых Го­сударств (СНГ) яв­ля­ет­ся од­ной из при­ори­тет­ных стра­теги­чес­ких за­дач внеш­ней по­лити­ки Ка­захс­та­на. Оно осу­щест­вля­ет­ся как на уров­не двус­то­рон­них от­но­шений, так и в мно­гос­то­рон­нем фор­ма­те в рам­ках Сод­ру­жест­ва.

В рам­ках СНГ функ­ци­они­ру­ют око­ло 70 от­расле­вых струк­тур, ко­торые ко­ор­ди­ниру­ют вза­имо­дей­ствие в фор­ма­те за­ин­те­ресо­ван­ных го­сударств в сфе­рах эко­ном­ки, во­ен­но­го сот­рудни­чест­ва, в ох­ра­не гра­ниц и борь­бе с ор­га­низо­ван­ной прес­тупностью, в об­ласти транс­пор­та, эко­логии, куль­ту­ры, ту­риз­ма, пе­чати и др.

Пер­вым прак­ти­чес­ким ша­гом по пу­ти эко­номи­чес­кой ин­тегра­ции ста­ло под­пи­сание гла­вами го­сударств на Мос­ковс­ком сам­ми­те 1993 го­да До­гово­ра об об­ра­зова­нии Эко­номи­чес­ко­го со­юза. Все го­сударс­тва од­нознач­но выс­ка­зались за его об­ра­зова­ние и под­пи­сали Дек­ла­рацию, в ко­торой бы­ла за­фик­си­рова­на ре­шимость стран СНГ ид­ти по пу­ти глу­бокой ин­тегра­ции, соз­да­ния об­ще­го рын­ка для сво­бод­но­го пе­ред­ви­жения то­варов, ус­луг, ка­пита­лов, тру­довых ре­сур­сов, по­этап­но дви­гать­ся к Эко­номи­чес­ко­му со­юзу.

Бли­жай­шей за­дачей на пу­ти к Эко­номи­чес­ко­му со­юзу и уг­лубле­нию эко­номи­чес­кой ин­тегра­ции на прост­ранс­тве СНГ ста­ло под­пи­сание гла­вами пра­витель­ств Ка­захс­та­на, Рос­сии и Бе­лару­си 20 ян­ва­ря 1995 го­да Сог­ла­шения о Та­можен­ном со­юзе. В мар­те 1996 го­да к Та­можен­но­му со­юзу при­со­еди­нилась Кыр­гызс­кая Рес­публи­ка, а 26 фев­ра­ля 1999 го­да — Рес­публи­ка Тад­жи­кис­тан.

В на­чале 1998 го­да Пре­зидент Ка­захс­та­на Н. На­зар­ба­ев в рам­ках Та­можен­но­го со­юза выс­ту­пил с ини­ци­ати­вой, ко­торая по­лучи­ла наз­ва­ние «Де­сять прос­тых ша­гов навс­тре­чу прос­тым лю­дям». В этом прог­рамм­ном до­кумен­те речь идет о при­нятии мер, ко­торые об­легчи­ли бы пов­седнев­ную жизнь на­родам Сод­ру­жест­ва, не соз­да­вали бы им проб­лем при пе­ред­ви­жении из стра­ны в стра­ну, об­ре­тении граж­данс­тва, осу­щест­вле­нии ими дру­гих прав. Пред­ло­жения Гла­вы ка­захс­тан­ско­го го­сударс­тва бы­ли нап­равле­ны на соз­да­ние еди­ного гу­мани­тар­но­го и ин­форма­ци­он­но­го прост­ранс­тва СНГ. За­яв­ле­ние Пре­зиден­та РК «О де­сяти прос­тых ша­гах навс­тре­чу прос­тым лю­дям» вклю­ча­ет в се­бя 10 про­ек­тов сог­ла­шений и до­гово­ров, под­пи­сан­ных гла­вами пра­витель­ств Та­можен­но­го со­юза 24 но­яб­ря 1998 го­да в г. Моск­ве.

26 фев­ра­ля 1999 го­да Бе­ларусь, Ка­захс­тан, Кыр­гызс­тан, Рос­сия и Тад­жи­кис­тан под­пи­сали До­говор о Та­можен­ном со­юзе и Еди­ном эко­номи­чес­ком прост­ранс­тве, в ко­тором без конк­ре­тиза­ции сро­ков оп­ре­дели­ли сле­ду­ющие эта­пы ин­тегра­ции:

  • На пер­вом эта­пе — обес­пе­чить ре­али­зацию в пол­ном объеме ре­жима сво­бод­ной тор­говли (неп­ри­мене­ние та­рифов и ко­личест­вен­ных ог­ра­ниче­ний во вза­им­ной тор­говле, вве­дение еди­ной сис­те­мы взи­мания на­логов, уст­ра­нение ад­ми­нист­ра­тив­ных и иных пре­пятс­твий, зат­рудня­ющих сво­бод­ное пе­ред­ви­жение то­варов);
  • На вто­ром эта­пе — соз­дать та­можен­ный со­юз, пред­по­лага­ющий еди­ную та­можен­ную тер­ри­торию, об­щий та­можен­ный та­риф, от­ме­ну та­можен­но­го конт­ро­ля на внут­ренних гра­ницах, уни­фика­цию ме­ханиз­мов ре­гули­рова­ния и тор­говли;
  • На третьем эта­пе — сфор­ми­ровать еди­ное эко­номи­чес­кое прост­ранс­тво, пре­дус­матри­ва­ющее про­веде­ние об­щей эко­номи­чес­кой по­лити­ки и фор­ми­рова­ние об­ще­го рын­ка ус­луг, тру­да и ка­пита­ла, уни­фика­цию на­ци­ональ­но­го за­коно­датель­ства, про­веде­ние сог­ла­сован­ной со­ци­аль­ной и на­уч­но-тех­но­логи­чес­кой по­лити­ки.

1 ян­ва­ря 2010 го­да был соз­дан трой­ствен­ный Та­можен­ный со­юз, участ­ни­ками ко­торо­го ста­ли Ка­захс­тан, Рос­сия и Бе­ларусь. Со­юз предс­тав­ля­ет со­бой еди­ную та­можен­ную тер­ри­торию с еди­ной та­можен­ной гра­ницей и та­рифа­ми, его соз­да­ние об­легчи­ло ус­ло­вия тор­говли меж­ду стра­нами и спо­собс­тво­вало раз­ви­тию эко­номик.

1 июля 2010 го­да на тер­ри­тории Рос­сии и Ка­захс­та­на на­чал при­менять­ся Та­можен­ный ко­декс. С 6 июля 2010 го­да он всту­пил в си­лу на всей тер­ри­тории Та­можен­но­го со­юза. 1 ап­ре­ля 2011 го­да на гра­нице Рос­сии и Бе­лару­си был от­ме­нен транс­пор­тный конт­роль, а 1 июля 2011 го­да на гра­ницах Рос­сии, Ка­захс­та­на и Бе­лару­си был от­ме­нен та­можен­ный конт­роль. Его пе­ренес­ли на внеш­ний кон­тур гра­ниц Та­можен­но­го со­юза. 19 ок­тября 2011 го­да бы­ло за­яв­ле­но о при­со­еди­нении к Та­можен­но­му со­юзу Кыр­гызс­та­на.

 «На по­роге XXI ве­ка» (1996 г.)

Од­ной из важ­ней­ших проб­лем в на­чале 1990-х гг. для Ка­захс­та­на ста­ла не­об­хо­димость вы­бора пу­ти в пе­реход­ный пе­ри­од. Вы­шед­ший в это вре­мя кни­га Н. На­зар­ба­ева «На по­роге ХХI ве­ка» ста­ла дос­той­ным от­ве­том оп­по­нен­там, при­чем в ней ох­ва­тывал­ся ос­новной круг воп­ро­сов то­го вре­мени, вклю­чав­ший по­зицию ав­то­ра по со­ветс­ко­му прош­ло­му, фор­му­лиров­ку собс­твен­но­го ви­дения ре­форм в по­лити­ке и эко­номи­ке и взгляд на роль Ка­захс­та­на в ре­ги­оне и в ми­ре, на его «ци­вили­заци­он­ную дис­ло­кацию».

В гла­ве кни­ги «Меж­ду Вос­то­ком и За­падом», ав­тор де­ла­ет сво­еоб­разный экс­курс в нас­то­ящее на­ших со­седей и меж­ду­народ­ных парт­не­ров, о ко­торых в то вре­мя об­щест­во име­ло срав­ни­тель­но не­боль­шое впе­чат­ле­ние, и раз­мышля­ет о ци­вили­заци­ях и но­вых иде­ях, ко­торые ждут че­лове­чест­во на по­роге ХХI ве­ка. Здесь же он вспо­мина­ет о проб­ле­мах сов­ре­мен­ности — бед­ности, фа­таль­ном раз­ли­чии в раз­ви­тии го­сударств и о но­вой ин­форма­ци­он­ной ре­аль­нос­ти, ко­торая в то вре­мя, на за­ре внед­ре­ния но­вых тех­но­логий, ког­да Ин­тернет еще не встал на но­ги, а рын­ки еще не столк­ну­лись с масш­таб­ным «циф­ро­вым бу­мом», толь­ко за­рож­да­лась. Н. На­зар­ба­ев рас­це­нива­ет гло­баль­ные проб­ле­мы и но­вые ус­ло­вия как вы­зовы, на ко­торые мы долж­ны адек­ватно от­ре­аги­ровать, что­бы не ос­тать­ся в сто­роне, но в то же вре­мя ос­тать­ся са­мими со­бой. Так Н. На­зар­ба­ев пи­сал в кни­ге: «Весь мир пред­ла­га­ет по­рази­тель­ное со­чета­ние ба­зовых прин­ци­пов де­мок­ра­тии и рын­ка с очень ус­той­чи­выми на­ци­ональ­ны­ми тра­дици­ями. Глав­ное — пра­виль­но най­ти эту зо­лотую се­реди­ну меж­ду вы­зовом сов­ре­мен­ности и тем, что де­ла­ет те­бя са­мим со­бой».

 

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!