Вопрос №25
Формирование казахской народности относится ко II – I тыс. до н.э.
Основное содержание этнической истории Казахстана того времени заключается в завершении формирования народности, вычле нении состава племен казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, на их поздней-шиетерритории, зафиксированные источниками XVII—ХIХ вв. Можно сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившимися, но их формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным про цессом сложения народности, через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиеся тюркские народности. Окончательное завершение процесса этнической консолидации казахской народности замедлялось разобщенностью от дельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв. продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию. При Абулхайр-хане откочевали к нему из Могули-стана племена калучи и булгачи, на каком-то этапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировало политическое положение и затрудняло этническую консолидацию населения обширной территории Казахстана.
Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народности. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Семиречья.
Следует особо остановиться на проблеме этнической общности населения юга Казахстана и остальной территории расселения казах ского этноса. Письменные и археологические материалы подтверждают связь населения этого района с обитателями восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья не только традициями хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическим родством, общими этнополитическими судьбами. На территории Южного Казахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных этнических узлов формирования казахской народности, двух крупных этнополитичсских общностей древнего Казахстана — Кипчакского союза племен в Центральном, Северном и Южном Казахстане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жузов казахов. Их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней Сырдарьи и Каратау. От низовий Сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского Младшего жуза. Фактически все три жуза выходили на территорию средневекового Туркестана, т. е. на значительную часть современной Шымкентской области. В Туркестане (области присырдарьинских городов и ареала Каратау) в XIV—XV вв. жили кыпчаки, канглы, конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры, представители других казахских и узбекских родов и племен. Одни из них (кыпчаки, канглы) жили на этой территории с древних времен; другие (конграты, джалаиры) пересе лились при монгольском завоевании, хотя и включили в себя массу местных родов и осколков племен, передав им свое имя; третьи (дуглаты, аргыны, мангыты и др.) попали сюда в период войн и миграций при Тимуре и Бараке, Абулхайрс и Джаныбске, могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани. Источники фиксируют и совместное проживание казахов, узбеков, каракалпаков на территории Туркестана в это время. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе жителей Сыгнака и его округи названы казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки древних завоевателей), каракалпаки. Длительное пребывание на территории Туркестана различных родов и племен, входивших в состав казахов и узбеков, мангытов и могулов, приводили к этнической пестроте местного населения, появлению особого этни ческого компонента в составе казахской народности, характерного только для Южного Казахстана. Вместе с укреплением Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении правителей Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды, территориальная и этническая близость ногайцев к казахам послужили предпосылками присоединения восточной груп-пы ногайских улусов к Казахскому ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего жуза. Самоназвание «қазақ». Этноним «казах» закрепился в отношении этого народа в XV веке. Часть племён входивших в Узбекское ханство, под предводительством султанов Жанибека и Керея в конце 50-х годов XV века восстав против гнета хана Абулхайра, перекочевали в западное Семиречье (Жетысу), в бассейн реки Чу. Эти племена называли «узбек-казак», то есть «узбеки-повстанцы», со временем осталась форма «казак». Этноним встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях. Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»
- В переводе с древнетюркского слово «казах» переводится как «свободные», «отделившиеся люди», «храбрые, свободолюбивые люди», «удалые воины».
- Название «казах» произошло от названии племен, населявших территорию нынешнего Казахстана. Название племен как саки, каспи, хазары, азы видоизменившись со временем превратилось в слово «казах».
- У соседних народов распространен миф о том, слово «казах» произошло от слова гуси-лебеди (на тюркских языках қаз — «гусь», «лебедь» ақ — «белый», то есть казах — белый лебедь).
- Конечный этап формирования казахской народности характеризуется образованием Казахского ханства. Многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории завершился в 15-16 века.
- Территория Казахского ханства была поделена на историко-хозяйственные регионы – жузы. Если сравнить понятие «жуз» и «народность», то отличительным признаком для жуза является – своя территория, обычаи, начало государственности.
Жузы Племена Территории
Старший жуз дулат, албан, жалаир Юг и Юго-Восток
Средний жуз найман, кыпчак, аргын Центральный Казахстан
Младший жуз каракесек, адай, джагалбайлы Запад и Юго-запад
Казахский язык из кыпчакской (кыпчакско-ногайской) группы тюркских языков выделился в XIV – XV вв.
№ 50) Казахстан в годы НЭПа (1921-1925гг.). Земельно-водные реформы в Казахстане.
Рост недовольства аула и деревни после войны вызывало: уменьшение посевных площадей, валовых сборов зерна и поголовья скота, массовый голод 1921-22 гг (одна из причин – изъятие 80 % излишков), силовая политика гос-ва по отношению к населению. Все это, а также выступление крестьян против «военного коммунизма» привело к переходу к НЭПу.
НЭП – это: аренда земли, наемный труд, кооперация, продналог.
Земельно-водная реформа 1921 г. Цель: наделение бедноты землей, отобранной царизмом. В начале 1921 г. был издан декрет о бесплатном отпуске населению продуктов, топлива. В апреле 1921 г. издан декрет о возврате земель. По нему казахи по левому берегу Урала получили свыше 208 тыс. десятин земли. В Семиречье коренному населению вернули 460 тыс. десятин земли. Аграрные преобразования 1921-22 гг. способствовали возвращению на родину из Китая 300 тыс. беженцев. Но неправильные действия местных партийных и советских органов вызвали обострение межнациональных отношений. В проведении реформы участвовали А. Асылбеков, Д. Барибаев, С.Мендешев и С.Сейфуллин.
Итоги реформы: подорвана экономическая мощь переселенцев-кулаков, ослаблены феодально-патриархальные устои аула, укреплен союз шаруа и рабочих, крестьяне вовлечены в социалистическое строительство.
Постановлением от 4 августа 1922г. КазАССР для закупки сельхозмашин и орудий было выделено 25 млн. рублей, для приобретения скота пострадавшим от неурожая крестьянам – более 2 млн. рублей. В 1922-25 гг. поголовье скота увеличилось в 2,5 раза. С 1924 г. сельхозналог взимался только деньгами. Если в 1924-25 гг. изымалась 1/8 часть товара (единый сельхозналог), то в 1927-28 гг. 1/13. Посевные площади в 1928 г. достигли 4,4 млн. га (как в 1913 г.). В 1921 г. Создан союз «Кошчи» – союз бедноты.
Промышленность. В 1913-21 гг. добыча угля в Караганде упала в 5 раз. 5 % доходов от добычи нефти на Эмбенских нефтепромыслах отчислялось в бюджет КазАССР. По указанию Ленина, договор с английским предпринимателем Лесли Урквартом о сдаче в концессию Риддера и Экибастуза, был отклонен. К 1923 г. досрочно был сдан в эксплуатацию Риддерский завод, дававший 40 % общесоюзной добычи свинца. Рудный Алтай – главный район добычи цветных металлов.
Процесс восстановления промыш-ти в Каз-не развивался более медленно и завершился к 1927-28 гг. Декрет «Об обмене» от 24 мая 1921 г. усилил значение товарообмена и товарооборота. Роль профсоюзов: участие в страховании рабочих, в ликвидации безграмотности, организация субботников, вовлечение в профсоюзы казахский пролетариат.
В 1926-27 гг. комплексная экспедиция АН СССР осуществляла статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Каз-на. Средства от налогов, шли на: оборону, просвещение, сельское хозяйство, крупную промыш-ть.
Земельно-водная реформа 1921 г.
Важную роль в жизни трудящихся Казахстана сыграли мероприятия партии и правительства по ликвидации тяжелых последствий политики царизма в земельном вопросе. В 1921–1922 гг. в Казахстане была проведена земельно-водная реформа, суть которой заключалась в возврате казахских земель, изъятых для Сибирского и Уральского казачьих войск. Земельно-водная реформа была принята в апреле 1921 г.
Цель реформы — возврат трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам.
По этой реформе казахские крестьяне получили:
- более 177 тысяч десятин земли в Прииртышской полосе;
- свыше 208 тыс. десятин земли — по левому берегу Урала;
- более 460 тыс. десятин земли, отобранной у них при подавлении восстания 1916 г., в Семиречье;
- за счет бывших офицерских и свободных переселенческих участков был создан земельный фонд площадью более 1 млн. десятин для наделения землей казахского и русского населения Семиречья и Южного Казахстана;
- аграрные преобразования способствовали возвращению и укреплению социально-экономического положения 300 тысяч беженцев (казахов и киргиз), эмигрировавших в 1916 г. в Китай.
Всего крестьяне получили в пользование более 1 млн 385 тыс. десятин земли.
В укреплении Советской власти в аулах и привлечении трудящихся к государственному и хозяйственному строительству большую роль сыграл союз «Кошчи» (с 1930 г. — союз «Бедняк»), созданный в 1921 г. Наряду с казахской беднотой, в союз «Кошчи» вовлекалась крестьянская беднота переселенческой деревни.
Деятельность союза «Кошчи»:
- помочь беднякам создавать трудовые артели;
- забота о наделении бедноты землей;
- повышение политической сознательности и культурного уровня трудящихся.
Союз «Кошчи» активно участвовал в проведении земельной реформы. Члены союза: А. Асылбеков, А. Жангельдин, Г. Коростелев, С. Мендешов, С. Сейфуллин, Д. Барибаев, А. Розыбакиев и другие.
Значение земельно-водной реформы 1921–1922 гг.:
- способствовала вовлечению казахских и русских трудящихся в социалистическое строительство;
- нанесла удар по колониальной политике царизма в области аграрных отношений;
- сильно подорвала экономическую мощь переселенческого кулачества;
- ослабила патриархально-феодальные устои в казахском ауле;
- способствовала укреплению национального согласия.
№75 Казахстан и Содружество Независимых Государств (СНГ)
Сотрудничество с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) является одной из приоритетных стратегических задач внешней политики Казахстана. Оно осуществляется как на уровне двусторонних отношений, так и в многостороннем формате в рамках Содружества.
В рамках СНГ функционируют около 70 отраслевых структур, которые координируют взаимодействие в формате заинтересованных государств в сферах экономки, военного сотрудничества, в охране границ и борьбе с организованной преступностью, в области транспорта, экологии, культуры, туризма, печати и др.
Первым практическим шагом по пути экономической интеграции стало подписание главами государств на Московском саммите 1993 года Договора об образовании Экономического союза. Все государства однозначно высказались за его образование и подписали Декларацию, в которой была зафиксирована решимость стран СНГ идти по пути глубокой интеграции, создания общего рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, поэтапно двигаться к Экономическому союзу.
Ближайшей задачей на пути к Экономическому союзу и углублению экономической интеграции на пространстве СНГ стало подписание главами правительств Казахстана, России и Беларуси 20 января 1995 года Соглашения о Таможенном союзе. В марте 1996 года к Таможенному союзу присоединилась Кыргызская Республика, а 26 февраля 1999 года — Республика Таджикистан.
В начале 1998 года Президент Казахстана Н. Назарбаев в рамках Таможенного союза выступил с инициативой, которая получила название «Десять простых шагов навстречу простым людям». В этом программном документе речь идет о принятии мер, которые облегчили бы повседневную жизнь народам Содружества, не создавали бы им проблем при передвижении из страны в страну, обретении гражданства, осуществлении ими других прав. Предложения Главы казахстанского государства были направлены на создание единого гуманитарного и информационного пространства СНГ. Заявление Президента РК «О десяти простых шагах навстречу простым людям» включает в себя 10 проектов соглашений и договоров, подписанных главами правительств Таможенного союза 24 ноября 1998 года в г. Москве.
26 февраля 1999 года Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в котором без конкретизации сроков определили следующие этапы интеграции:
- На первом этапе — обеспечить реализацию в полном объеме режима свободной торговли (неприменение тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания налогов, устранение административных и иных препятствий, затрудняющих свободное передвижение товаров);
- На втором этапе — создать таможенный союз, предполагающий единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования и торговли;
- На третьем этапе — сформировать единое экономическое пространство, предусматривающее проведение общей экономической политики и формирование общего рынка услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.
1 января 2010 года был создан тройственный Таможенный союз, участниками которого стали Казахстан, Россия и Беларусь. Союз представляет собой единую таможенную территорию с единой таможенной границей и тарифами, его создание облегчило условия торговли между странами и способствовало развитию экономик.
1 июля 2010 года на территории России и Казахстана начал применяться Таможенный кодекс. С 6 июля 2010 года он вступил в силу на всей территории Таможенного союза. 1 апреля 2011 года на границе России и Беларуси был отменен транспортный контроль, а 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Беларуси был отменен таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. 19 октября 2011 года было заявлено о присоединении к Таможенному союзу Кыргызстана.
«На пороге XXI века» (1996 г.)
Одной из важнейших проблем в начале 1990-х гг. для Казахстана стала необходимость выбора пути в переходный период. Вышедший в это время книга Н. Назарбаева «На пороге ХХI века» стала достойным ответом оппонентам, причем в ней охватывался основной круг вопросов того времени, включавший позицию автора по советскому прошлому, формулировку собственного видения реформ в политике и экономике и взгляд на роль Казахстана в регионе и в мире, на его «цивилизационную дислокацию».
В главе книги «Между Востоком и Западом», автор делает своеобразный экскурс в настоящее наших соседей и международных партнеров, о которых в то время общество имело сравнительно небольшое впечатление, и размышляет о цивилизациях и новых идеях, которые ждут человечество на пороге ХХI века. Здесь же он вспоминает о проблемах современности — бедности, фатальном различии в развитии государств и о новой информационной реальности, которая в то время, на заре внедрения новых технологий, когда Интернет еще не встал на ноги, а рынки еще не столкнулись с масштабным «цифровым бумом», только зарождалась. Н. Назарбаев расценивает глобальные проблемы и новые условия как вызовы, на которые мы должны адекватно отреагировать, чтобы не остаться в стороне, но в то же время остаться самими собой. Так Н. Назарбаев писал в книге: «Весь мир предлагает поразительное сочетание базовых принципов демократии и рынка с очень устойчивыми национальными традициями. Главное — правильно найти эту золотую середину между вызовом современности и тем, что делает тебя самим собой».