Религиозный экстремизм и терроризм в процессе глобализации является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием террористических проявлений, неоднородным составом организаций террористической направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране. Важно осознавать, что вместе с процессом глобализации, современными условиями меняется и облик терроризма.
В последнее время базисные контртеррористические усилия мирового сообщества были сконцентрированы на противостоянии угрозам терроризма и экстремизма. Тактические методы борьбы с террористами и экстремистами, без сомнения, показывают свою эффективность.
На самом деле война против терроризма это война идей. И для того чтобы противостоять этому явлению на стратегическом уровне, необходимо организовать идеологическое противодействие.
Большую роль в этом играет работа духовенства всех традиционных религии по объяснению догматов вероучения и гуманистического потенциала религий.
Неразрешенность проблем в социально-экономической сфере создает условия для вовлечения верующих в идеологию радикализма. социально-экономическим фактором, порождающим экстремизм, является бесперспективным социальная бесперспективность данной социальной группы, выражающаяся в отсутствии у этой группы реальных экономических возможностей хотя бы в отдаленном будущем качественно улучшить свое положение. Проблемы дольщиков и ипотечников, безработных, задержек заработной платы граждан пытаются использовать в своих целях внутренние деструктивные силы для раскачивания ситуации в стране. Низкая религиозная грамотность является еще одной проблемой вовлечения в экстремизм. Более того, никто из вербованных не знал к какому мазхабу (направление) они относятся, и какие религиозные авторитеты есть в этом течении. До сих пор среди экспертов нет единого подхода в определении понятия, сущности и причин религиозного экстремизма. Это связано с тем, что пока в науке не разработана методологическая база и методики для исследования сущности религиозного экстремизма. религиозный экстремизм как сложное, комплексное социальное явление, существует в трех взаимосвязанных формах: 1) как состояние сознания (общественного и индивидуального); 2) как идеология (религиозная доктрина); 3) как совокупность действий по реализации доктрины в жизнь. Религиозный экстремизм представляется сложным и неоднозначным феноменом, выступающим в многоликих проявлениях. В нем сочетаются разнородные элементы иллюзорного отражения действительности, деструктивной социальной практики и социального протеста, а также определенных социальных идеалов. Часто религиозный экстремизм отождествляется с внешне похожим на него религиозным фанатизмом. Главными внешними причинами религиозного экстремизма в современном обществе являются процессы капиталистической модернизации и глобализации по капиталистически, подрывающие, радикально изменяющие цивилизационные основы традиционных обществ Востока и слаборазвитых стран, а также современный мировой экономический, политический и идеологический порядок, обеспечивающий господство и цивилизационную экспансию Запада, несправедливое распределение мировых богатств и ресурсов, уничтожение национальной самобытности различных стран. экстремизм выступает одной из специфических форм радикализма. Экстремизм следует отнести к деструктивному радикализму, который имеет две разновидности, в зависимости от характера идеологии, лежащей в его основе и определяющей направленность. Первая разновидность основана на фанатической идеологии, которая представляет собой иллюзорную и утопическую программу социального преобразования. Фанатизм одержим иллюзорной идеей преобразования мира по своему иллюзорному идеалу». Сегодня крайне важно вырабатывать мировоззренческие ориентиры, которые могут сформировать у населения Казахстана устойчивый духовный иммунитет к псевдо-религиозным идеологиям и течениям.
Вторая разновидность радикализма основана на идеологии фундаментализма. Фундаментализм в широком смысле слова есть идеология, которая выступает за сохранение традиционных основ общественной системы, против их коренных изменений. Применительно к религии фундаментализм означает приверженность неизменности традиционных религиозных догматов и устоев. Государственно-религиозные взаимоотношения в современном мире представляют собой комплекс проблем, связанных как с переоценкой подходов власти к религиозной сфере. Фундаментализм свойственен не только исламу, но и иудаизму, протестантству и католичеству, новым религиозным движениям и сектам. Фундаментализм − это в первую очередь борьба с модерном за пределами Церкви. Очень часто понятие фундаментализм отождествляют с борьбой с “обновлением” внутри Церкви, с традиционализмом, что является ошибкой. фундаментализм стал возможен лишь потому, что “с переходом к новому времени различные области человеческой жизни и деятельности одна за другой эмансипируются от религии, находят для себя новые безрелигиозные основания. Сохранение традиции, предания − это условие существования самого православия. В этом плане оно само по себе фундаменталистично. Православие опирается на богословские догмы и основания веры, а также защищает их. Исходя из этого, его нередко критикуют за природный консерватизм и традиционализм. можно выделить четыре основные группы факторов, которые только вместе создают экстремальную социальную ситуацию, обеспечивающую готовность и способность определенных социальных групп к экстремистской деятельности: социально-экономические, политические, идеологические и психологические. Большую роль в формировании экстремизма играют психологические причины. К ним относятся чувства и настроения, поведенческие установки, непосредственно мотивирующие экстремистские действия. Ситуация системного социального кризиса, конечно же порождает соответствующие эмоционально-психологические переживания у всех социальных групп. Те социальные группы, которые в результате этого кризиса оказываются перед угрозой социального исчезновения, испытывают постоянное и все усиливающееся состояние психологической фрустрации, вызванное ущемлением их жизненных потребностей.
Вся церковь отождествляется с фундаментализмом. Ошибка в том, что они не могут дать объективную оценку социального учения Церкви. Повторяют эту ошибку и большинство не только специалисты, когда говорят о фундаментализме, рассматривая лишь внутрицерковные проблемы. Большинство священников − традиционалисты, и их беспокоят антиморальные проявления современного мира и упадок нравственности -другими словами, проявления модерна. Грань между традиционализмом и фундаментализмом очень тонка. Проблему православного фундаментализма, на взгляд автора, необходимо отделять от проблемы противодействия Церкви модернизму как в церковной сфере, так и в светской области российского общества.
В наши дни понятие «фундаментализм» ассоциируется прежде всего с исламом, отражает агрессивное сопротивление фанатиков воинствующего ислама всем попыткам европеизации и, в целом, модернизации ислама под влиянием современного мира. Исламский фундаментализм характеризуется не только самозащитой, но и откровенно агрессивной идеологией, стремясь не просто к сохранению, а к мировой экспансии не только религии. Наиболее выраженным современным проявлением исламского фундаментализма принято считать ваххабизм, который сегодня выступает в качестве идейной основы терроризма. религиозный экстремизм необходимо понимать в двух значениях. С одной стороны, он выступает разновидностью политического экстремизма, когда достижение политических целей прямо сопровождается оправданиями экстремистской деятельности, религиозными аргументами. С другой стороны, религиозный экстремизм представляет насильственные действия, направленные против приверженцев других вероисповеданий или тех, кто не разделяет определенные религиозные убеждения. Фундаменталисты (салафиты) призывают к возврату к ценностям времен пророка Мухаммада, выступают против нововведений (бида). Фундаменталисты Центральной Азии считают тех мусульман, которые выполняют «народный»(суфийский ислам), на деле отходящими от ислама. Стирается грань между «мирным» и «немирным» фундаментализмом. «Чистая религиозность» требует очищения внешнего мира – так и рождается религиозный экстремизм. Главное различие мы видим в целях и мотивации этих форм деструктивной социальной практики. Фанатизм, в отличие от экстремизма имеет ярко утопическую идеологическую программу и нацелен на радикальное преобразование существующего общества в соответствии с этой программой. Экстремизм, напротив, нацелен не на изменение существующего общества, а на сохранение его и представляет собой защитную агрессивную реакцию на угрозу радикального изменения существующего социального порядка. Экстремистская религиозная идеология отличается от нормальной, не радикальной ее формы не содержанием религиозной догматики и не обрядностью, а специфическими акцентами религиозного сознания, которые актуализируют лишь некоторые стороны религиозной идеологии, переводя на задний план другие ее стороной. По правилам современной политики, противника следует обозначить, хотя бы и расплывчато, но узнаваемо – это исламский экстремизм, фундаментализм, ваххабизм, исламизм и т.д. политики не любят многофакторных ситуаций т.к. с ними нелегко работать. Поэтому сложные процессы современного мира низводятся до уровня примитивных обоснований и, соответственно примитивных способов решения проблем. Экстремистское религиозное поведение, основанное на экстремистской религиозной идеологии и экстремистских религиозных переживаниях характеризуется следующими особенностями: 1) агрессивная самозащита или защита путем агрессии, 2) «активная религиозная жизненная позиция», 3) нравственная вседозволенность в сочетании с нравственно-религиозным ригоризмом, смещение нравственных ориентиров (или нравственная дезориентация), 4) крайняя жестокость. Главной установкой экстремистского религиозного поведения становится служение Богу посредством агрессивного сопротивления, борьбы с врагами истинной веры. Активная религиозная жизненная позиция выражается в тотальной ориентации всего поведения личности на служение своей вере и религии, все действия и поступки подчиняются этой цели.
Заключение
Экстремизм есть социальная агрессия тех или иных социальных субъектов, поставленных в критические, чрезвычайные условия или ситуации, направленная на качественное изменение критической ситуации с целью самосохранения данных социальных субъектов и традиционных условий их существования. Но важно подчеркнуть, что это борьба деструктивная и иллюзорная, которая не разрешает, а лишь усугубляет критическое положение данной социальной группы. Очень важно в борьбе с религиозным экстремизмом четко сформулировать позитивную идеологическую альтернативу идеологии религиозного экстремизма. Каждый глобальный социо-культурный регион,каждая нация реагирует по-своему на модернизацию и цивилизационные кризисы. Следует отметить, что религия к террору отношения не имеет. Но есть то, что допускает ее использование в качестве одного из аспектов идеологии терроризма.