Философия конфуцианства

Конфуциа́нство — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс КитаяКореиЯпонии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией,  научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия

В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «школа учёных», «школа учёных книжников»[3] или «школа образованных людей»); «конфуцианство» — это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю (722 до н. э. — 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными

В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде], вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа»Китайской Республики.

Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Исследователи отмечают, что несмотря на официальные гонения, конфуцианство фактически присутствовало в теоретических положениях и в практике принятия решений на протяжении как маоистской эры, так и переходного периода и времени реформ, проводимых под руководством Дэн Сяопина. Ведущие конфуцианские философы остались в КНР и были принуждены «покаяться в своих заблуждениях» и официально признать себя марксистами, хотя фактически писали о том же, чем занимались до революции. В конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться, и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая

Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.

Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии.

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части,

объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и

главное во всех трех учениях – само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного

общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:

1) Распущенные

2) Сдержанные

3) Глупцы

Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к

определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины

данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе

жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли ,

выраженной в одном изречении: ” Богатство и знатность – вот к чему стремятся

все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого , они этого не

достигнут . Бедность и презренность – вот что ненавидят все люди . Если не

установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого не избавятся “.*

Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от

рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти факторы по

мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов , так и

поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К природным

факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на этот счет

очень пессимистичны : ” Я никогда не встречал человека , который , заметив

свою ошибку , решился бы сам осудить себя .” На основе далеко не идеальности

природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими

учениями , принимавшими идеальность природных творений за аксиому .

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни ,

главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет им и

его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти положению

в обществе Конфуций разделил людей на три категории :

1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) – занимает одно из центральных мест во всем

учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для подражания двум

остальным категориям .

2) Жэнь – обычные люди , толпа . Среднее между  Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .

3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) – в учении используется в основном в

сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: “Благородный муж

думает прежде всего о девяти вещах – о том , чтобы видеть ясно , о том ,

чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы

речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о

необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о необходимости

помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить о

справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао , материальное

благополучие отходит на второй план :  “Благородный муж беспокоится лишь о

том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета” . Какими же

качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора : “жэнь”

и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно перевести  как

“благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный человек должен

относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по отношению друг к другу

является одним из основных положений учения Конфуция . Составленная им

космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования , в

результате которого и возникает этически полноценное общество . Еще один

вариант перевода – “человечность” . Благородный человек всегда правдив , не

подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами

и умильным выражением лица”.

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически

невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь” ,

человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг он

этого или нет , может также лишь он сам .

“Вэнь” – “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую

внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать

благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от

чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства

натуры , получается  дикость , когда образованность – одна ученость.”

Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” – оно

потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов ,

регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь” –

прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен

сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и

приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь

идеальная личность .

Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной категории ?

В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противоположного ему

“тун”. Этот принцип можно назвать принципом правдивости , искренности ,

независимости во взглядах.

“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький человек

напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений

Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек

льстив , но не вежлив .”

“Благородный муж стремится к справедливости , поэтому он не может следовать

тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может следовать хэ

Обладатель хэ – человек , лишенный жесткого сердца , обладатель тун – человек

, обуреваемый льстивыми намерениями .

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой ,

ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится быть заодно

со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”

Хэ – важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая хэ , он

приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь : самостоятельность

мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в важную ,

неотъемлемую часть теории управления государством .

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека , он просто говорит

о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению Конфуция , должны

выполнять неподобающие благородным людям функции , заниматься черновой

работой . Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в

воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие

свойства , он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек , не

пытающийся совладать со своими природными страстями , примером , подражания

которому все должны избегать .

Во многих изречениях Конфуция фигурирует  Дао . Что это такое? Дао – одна из

основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли .

Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-

востоковед Алексеев :  ” Дао – есть сущность , есть нечто статически

абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений ,

нечто единственно правое и истинное … Оно – самопроизвольное естество Оно

для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка …Небесный станок ,

лепящий формы … Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся ему

человеческую душу.

Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех вещей “.*

Таким образом Дао – предел человеческих стремлений , но достичь его дано не

каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао невозможно . По его мнению

, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных

состояний , если будут неуклонно следовать “установленному для них Дао” .

Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал , что человек – центр всего

его учения .

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов .

Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение

доносительства , тем более на близких родственников – братьев , родителей .

Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего.

Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего

общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само отторгало

доносительство .

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о родне .

Конфуций считал , что это должно было установить связь между поколениями ,

обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его

стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций , опыта и т.д.

Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям ,

живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень сплочено , а

значит и способно к быстрому и эффективному развитию .

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях

тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло

соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и

все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников .

Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности , знаний .

Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде

всего собственной страны . Знание – атрибут здорового общества .

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок

“ли” ( в переводе с китайского – правило , ритуал , этикет ) . Этот блок

прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли – жэнь

.”* Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство ,

соединив две важные части своего учения .

Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было

немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что

благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные

ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья

общества .

В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о

людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально

относится к природе .

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и

природы :

1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания о

природе . Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о  необходимости

образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и

дополняет его .

2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и

вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями ,

пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь

созерцание их в поисках внутренней гармонии .

3) Бережное отношение как к живому миру , так и к природным ресурсам . Уже в

то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного

подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал , что в случае

нарушения существующих в природе  балансов могут возникнуть необратимые

последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом .

4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в

древнекитайские религиозные представления .

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве  и принципах

руководства идеальным государством .

Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли” здесь

очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам , и

честность , и искренность , стремление к собственному самоусовершенствованию

, вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению Конфуция , обязательный

элемент для людей , исполняющих государственные функции .

Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи лишь

на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал государство в

обычную семью , только большую . Следовательно , править в государстве должны

те же принципы , что и в обществе , то есть проповедуемые Конфуцием отношения

гуманности , всеобщей любви и искренности .

Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в

некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство всех

перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению ,

нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия

Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое человеку

сверху ,  не дойдет до души и сердца последнего , а значит , неспособно

эффективно функционировать . Каркас модели государственного устройства  ,

предложенной Конфуцием , – Правила . Принципом , придающим им

жизнеспособность , является принцип “хэ”.

К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены

общества . В условиях , когда управление государством и народом

предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы

общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на

древность оказала огромное влияние на дальнейшее  ход развития политической

мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством  на две группы :

1) Управляющие

2) Управляемые

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей . По

мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы .

Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие нравственные

качества должны быть примером для всех остальных . Их роль заключается в

воспитании народа , направлении его на правильный путь . При сравнении с

семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье .

Управляющие – отцы народа .

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие  себя люди

способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений . Это

просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа правителю .

2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность за

управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .

3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий чувством

доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества ,

образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества .

4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у людей

, от чьей справедливости зависит благосостояние общества .

Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником

излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права

царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались не

одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало

возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не менее ,

признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы

способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .

Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что главный

фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой не

доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на неэффективность

управления и в этом случае неизбежен регресс общества.

Базовые понятия

Если же обратиться к собственно конфуцианскому канону, то выяснится, что основных категорий мы можем выделить 22 (в качестве вариантов перевода указываются лишь самые распространённые в отечественной литературе значения и толкования)

  1. 仁 (rén) — Жэнь, человеколюбие, гуманность, достойный, гуманный человек, ядро плода, сердцевина.
  2. 義 (yì) — И, долг/справедливость, должная справедливость, чувство долга, смысл, значение, суть, дружеские отношения.
  3. 禮 (lǐ) — Ли, церемония, поклонение, этикет, приличия, культурность как основа конфуцианского мировоззрения, подношение, подарок.
  4. 道 (dào) — Дао, Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность.
  5. 德 (dé) — Дэ, благая сила, мана (по Е. А. Торчинову), моральная справедливость, гуманность, честность, сила души, достоинство, милость, благодеяние.
  6. 智 (zhì) — Чжи, мудрость, ум, знание, стратагема, умудрённость, понимание.
  7. 信 (xìn) — Синь, искренность, вера, доверие, верный, подлинный, действительный.
  8. 材 (cái) — Цай, способности, талант, талантливый человек, природа человека, материал, заготовка, древесина, характер, натура, гроб.
  9. 孝 (xiào) — принцип сяо, почитание родителей, усердное служение родителям, усердное исполнение воли предков, усердное исполнение сыновнего (дочернего) долга, траур, траурная одежда.
  10. 悌 (tì) — Ти, уважение к старшим братьям, почтительное отношение к старшим, уважение, любовь младшего брата к старшему.
  11. 勇 (yǒng) — Юн, храбрость, отвага, мужество, солдат, воин, ополченец.
  12. 忠 (zhōng) — Чжун, верность, преданность, искренность, чистосердечие, быть внимательным, быть осмотрительным, служить верой и правдой.
  13. 順 (shùn) — Шунь, послушный, покорный, благонамеренный, следовать по…, повиноваться, ладиться, по душе, по нраву, благополучный, в ряд, подходящий, приятный, упорядочивать, имитировать, копировать, приносить жертву (кому-либо).
  14. 和 (hé) — Хэ, гармония, мир, согласие, мирный, спокойный, безмятежный, соответствующий, подходящий, умеренный, гармонировать с окружающим, вторить, подпевать, умиротворять, итог, сумма. По Л. С. Переломову: «единство через разномыслие».
  15. 五常 (wǔcháng) — Учан, Пять постоянств (仁, 義, 禮, 智, 信). В качестве синонима может использоваться: 五倫 (wǔlún) — Улунь, нормы человеческих взаимоотношений (между государем и министром, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой, между друзьями). Также может использоваться вместо 五行 (wǔxíng) — Усин, Пять добродетелей, Пять стихий (в космогонии: земля, дерево, металл, огонь, вода).
  16. 三綱 (sāngāng) — Саньган, Три устоя (абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой). Дун Чжун-шу, как мы увидим далее, ввёл понятие 三綱五常 (sāngāngwŭcháng) — Саньганучан, «Три устоя и пять незыблемых правил» (подчинение подданного государю, подчинение сына отцу и жены — мужу, гуманность, справедливость, вежливость, разумность и верность).
  17. 君子 (jūnzǐ) — Цзюньцзы, благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек, не делающий ошибок. В древности: «сыновья правителей», в эпоху Мин — почтительное обозначение восьми деятелей школы Дунлинь (東林黨)2.
  18. 小人 (xiǎorén) — Сяожэнь, низкий человек, подлый люд, маленький человек, антипод цзюнь-цзы, простой народ, малодушный, неблагородный человек. Позднее стало использоваться в качестве уничижительного синонима местоимения «я» при обращении к старшим (властям или родителям).
  19. 中庸 (zhōngyōng) — Чжунъюн, золотая середина, «Срединное и неизменное» (как заглавие соответствующего канона), посредственный, средний, заурядный.
  20. 大同 (dàtóng) — Датун, Великое Единение, согласованность, полная гармония, полное тождество, общество времён Яо (堯) и Шуня (舜).
  21. 小康 (xiăokāng) — Сяокан, небольшой (средний) достаток, состояние общества, в котором изначальное Дао утрачено, среднезажиточное общество.
  22. 正名 (zhèngmíng) — «Исправление имён», приводить названия в соответствие с сущностью вещей и явлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и

философских учений , тем не менее очень сильно отличается от них , а по

некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Одним из таких

противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их

приоритете перед природой . Если древнекитайские учения считают совершенным

заведенный в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что создано

не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои

утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке . Предметом

первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество ,  и , как

его составная часть , конкретный живой человек . Одним из первых Конфуций дал

свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это объяснение , он ввел

ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее . Некоторые из них , такие

как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь , на долгое время определили не только параметры

развития политической культуры , но во многом и судьбу духовной культуры всей

китайской нации . Впервые в истории культуры была создана реальная модель

идеального человека , оказавшая огромное воздействие на форму национального

характера и духовной жизни китайской нации . В противоречие предыдущим ему

восточным учениям Конфуций высказал мысль о том , что главное в жизни , то

есть то , к чему должен стремиться человек , не замыкается на достижении

личной гармонии с природой , а включает в себя прежде всего достижение

гармонии с самим собой и гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на

Востоке высказал мысль о том , что главное для человека – гармония с себе

подобными . Высказав это предположение , он связал воедино совершенно разные

до него области человеческой исследовательской деятельности – государство ,

общество и , наконец , самого человека . Три его учения связаны   едиными

понятиями , переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом

учении новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель

государственного устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии

определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав

свое учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и подтвердил

первостепенность человеческой личности для всего общества .

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!