АПРИОРНОЕ ЗНАНИЕ (лат. a priori, букв. — из предшествующего) до опыта; независимо от опыта; сугубо умозрительно; способом выдвижения аргументации, построенной на чисто логических соображениях. Знание является априорным, если оно может быть получено без привлечения каких-либо опытных данных в качестве предпосылки.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение), переход от общего к частному; в более спец. смысле термин «дедукция» обозначает процесс логич. вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от нек-рых данных пред­ложений-посылок к их следствиям (заключениям). Термин «дедукция» употребляется и для обозначения конкрет­ных выводов следствий из посылок (т.е. как синоним термина «вывод» в одном из его значений), и как родовое наименование общей теории построений правильных выводов (умозаключении). Науки, предложения к-рых преим., получаются как следствия нек-рых общих принципов, постулатов, аксиом, принято наз. дедук­тивными (математика, теоретич. механика, нек-рые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством к-рого производятся выводы этих частных предложений, часто наз. аксиоматико-дедуктивным.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» (Ding an sich; things in itself; chose en soi; cosa in se), филос. термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отли­чие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании. Различие это рассматривалось ещё в древ­ности, но особое значение приобрело в 17—18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать «вещи в се­бе». Понятие «вещи в себе» стало одним из основных в «Критике чистого разума» Канта, согласно к-рому теоретич. дознание возможно лишь относительно явле­ний, но не относительно «вещи в себе», этой непознавае­мой основы чувственно ощущаемых и рассудочно мыс­лимых предметов. Понятие «В. в с.» имеет у Канта и др. значения, в т. ч. умопостигаемого предмета, т. е. безус­ловного, запредельного для опыта предмета разума (бог, бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании «вещи в себе» заключается в том, что, буду­чи сверхчувственной, трансцендентной, она в то же вре­мя аффицирует наши чувства, вызывает ощущения. Философы-идеалисты критиковали понятие «вещь в се­бе» с двух т. зр.: субъективные идеалисты (Фихте, махисты) считали несостоятельным понятие об объек­тивно существующей «вещи в себе»; Гегель, признавая с т. зр. объективного идеализма её существование, кри­тиковал идею о непознаваемости «вещи в себе» и непе­реходимой границе между нею и явлениями. Диалек-тич. материализм признаёт существование «вещи в се­бе», т. е. независимой от человеческого сознания ре­альности, но отвергает утверждение об её непознаваемо­сти: «Решительно никакой принципиальной разни­цы между явлением и вещью в себе нет и быть не мо­жет. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано…» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 102).

  • Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, i:. 299—313; его же, там же, т. 4(1), М., 1965, с. 134—37; Асмус В. Ф., Этика Канта, там же, с. 24—36.

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение), вид обобщения, связанный с предвосхищением резуль­татов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобще- ния обычно рассматривают как опытные истины или эмпирич. законы. По отношению к бесконечности охватываемых законом явлений фактич. опыт.

МОДУС (лат. modus – мера, способ, образ, вид) – философский термин, обозначающий случайное, несущественное свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, способ бытия, действия, переживания, мышления. В схоластике различались modus intelligendi, modus significandi, modus purus, modi absoluti. Декарт называет модусами атрибуты и качества, которые «воздействуют на субстанцию или вносят в нее различные оттенки» (Соч., т. 1. М., 1989, с. 336). Порядок, число и длительность – модусы мышления (modi cogitandi). В логике Пор-Рояля модусом называется «субстанция, когда она рассматривается как определенная известным способом» (АрноА., Оста П. Логика, или искусство мыслить. М., 1997, с. 32). Субстанцию можно ясно и отчетливо помыслить и без модуса, но не наоборот. Для Спинозы модус – это «состояние субстанции», «то, что существует в другом и представляется через это другое» (Этика. М. – Л., 1932, с. 1), это необходимое следствие атрибутов (теорема 23), а отдельные вещи – состояние или модус атрибутов Бога (теорема 25); интеллект и воля – модусы мышления (теоремы 31 и 32), Д.Локк называет модусами понятия, которые, не обладая самостоятельным существованием, зависимы от субстанции. Он проводит различие между простыми и смешанными модусами (напр., красота). Лейбниц причисляет к смешанным модусам понятие «отношение». Брентано говорил о модусах представлений (modus rectus, modus obliquus) в зависимости от их чистоты и смешанности с предметом. Понятие модуса выражает зависимость единичных вещей от субстанции; модус, т.о., трактуется как состояние, единичное проявление субстанции, это то, что существует в другом и представляется через это другое, в отличие от субстанции, существование которой не зависит ни от какой другой вещи. Каждый модус включен в бесконечную цепь причин и следствий. Постижение вещей как модусов означает постижение необходимых проявлений единой и вечной субстанции. Модус отличают от атрибута – неотъемлемого свойства предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. В формальной логике модусами называют возможные разновидности фигур силлогизмов, отличающиеся друг от друга по количеству и качеству суждений, составляющих его посылки (modus ponens, modus tollens).О.А.Останина

МОНАДА (от греч. μονάς, род. падеж μονάδος — еди­ница, единое), понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма в платоновской Древней Академии (о понятии монада в античности см. в ст. Диада). В философию нового времени понятие монада вошло в панте-истич. интерпретации Николая Кузанского и Бруно. У Бруно монада отражают бесконечную Вселенную в соот­ветствии с принципом единства микрокосмоса и макро­космоса. В 17 в. понятие монада играет существ. роль в фи­лософии исп. схоласта Суареса, англ. платоника Генри Мора, нем. натурфилософа Φ. Μ. Гельмонта. Оно ста­новится ключевым понятием всей филос. системы у Лейбница, создавшего спец. учение о М. (см. «Мона­дология»). После Лейбница понятие монада разрабатыва­лось в духе идеалистич. рационализма школой Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов Гербарта, Лотце и др., в 20 в.— в фи­лософии Гуссерля и Уайтхеда. Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ренувье, Мак-Таггарт и др.).

НОУМЕН (греч. νοούμενον), понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как объекта чувств. созерцания. Понятие ноумен характерно для учений объективного идеализма средневековья и нового времени, где ноумен выступает аналогом платоновской «идеи». Совокупность ноуме­нов образует умопостигаемый, или «интеллигибель­ный», мир, учение о к-ром составляет важнейший спекулятивный атрибут неоплатонич. традиции. В ин­терпретации Канта ноумен— возможная, но недостижи­мая для человеческого опыта объективная реаль­ность, синоним понятия «вещь в себеъ. Согласно Кан­ту, ноумен есть лишь «демаркационное понятие», указываю­щее на пределы нашего познания, ограниченного ми­ром явлений.

РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme, от лат. ratio-nalis — разумный, ratio — разум), филос. направле­ние, признающее разум основой познания и поведения людей. рационализм противостоит как иррационализму, так и сен­суализму (эмпиризму). Термин «рационализм» используется для обозначения и характеристики филос. концепций на­чиная с 19 в. Исторически рационалистич. традиция восходит к др.-греч. философии: напр., ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посред­ством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в ре­зультате чувств. восприятия), усматривал в разуме критерий истины.

СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно к-рому чувственность является сенсуализм Материалистич. сенсуализм  усматривает в чувств. деятельности человека связь его сознания с внеш. ми­ром, а в показаниях его органов чувств — отражение этого мира. Идеалистич. сенсуализм видит в чувств. деятельно­сти некую самосущую сферу сознания.

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, ле­жащее в основе), объективная реальность, рассматри­ваемая со стороны её внутр. единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основа­ние, позволяющее сводить чувств. многообразие и из­менчивость свойств к чему-то постоянному, относи­тельно устойчивому и самостоятельно существующе­му. В соответствии с общей направленностью определ. филос. концепции вычленяются одна субстанция (монизм), две субстанции (дуализм) или множество субстанций (плюрализм). В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоят. существованию, как основание и центр изменений пред­мета, как логич. субъект.

ФЕНОМЕН (от греч. φοανόμενον — являющееся), фи­лос. понятие, означающее 1) явление, постигаемое в чувств. опыте; 2) объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностей основы — ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). В истории философии понятие феномен интерпретируется в зависимости от истолко­вания человеч. опыта: как проявление и выражение сущности или идеи (неоплатонизм, Лейбниц, Шеллинг, Гегель); как познаваемая действительность — мир яв­лений (феноменов), к-рые упорядочиваются науч. ме­тодами и априорными схемами трансцендентального субъекта (Кант и неокантианство); как субъективные пе­реживания, комбинации ощущений, психич. ассоциа­ции, к к-рым сводится опыт и вся реальность (Беркли, Юм, феноменализм).

ЭМПИРИЗМ (от греч. εμπειρία — опыт), направле­ние в теории познания, признающее чувств. опыт источником знания и считающее, что содержание зна­ния может быть представлено либо как описание это­го опыта, либо сведено к нему. эмпиризм близок сенсуализму. В противоположность рационализму в эмпиризм рациональ­ная познават. деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, к-рый даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к со­держанию знания.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!