ДЕКОНСТРУКЦИЯ процесс противоположный конструкции, «разборка» и анализ смысловых, лингвистических, языковых и др. элементов текста для определения его подлинного смысла. Под влиянием М. Хайдеггера был введен в 1964 г. Ж. Лаканом и теоретически обоснован Ж. Дерридой. Смысл деконструкции как специфической методологииисследования литературного текста заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, вобнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным,«наивным» читателем, ноускользающих и от самого автора («спящих», по выражению Жака Дерриды)«остаточных смыслов», доставшихся в наследие от речевых, иначе – дискурсивных, практик прошлого, закрепленных в языке вформе неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые в свою очередь столь же бессознательно инезависимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи.
КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. compensatio — возмещение) в психопогии, восстановление нарушенного равновесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко употребляется применительно к различным психич. процессам и функциям. Особое развитие понятно К. получило в ряде направлений глубинной психологии. В индивидуальной психологии А. Адлера К. приписывается роль осн. фактора в формировании характера и выработке определ. линии поведения («жизненного стиля»); К. рассматривается Адлером как преодоление присущих человеку тех или иных черт неполноценности путём развития противоположных черт характера и особенностей поведения (напр., чувство неуверенности в себе может компенсироваться развитием повышенной самоуверенности и т. п.). К. Юнг, рассматривая психику как автономную систему, называет К. принцип психич. саморегуляции, взаимного уравновешивания сознат. и бессознат. тенденций: так, односторонность сознат. установки приводит, по Юнгу, к усилению противоположных бессознат. устремлений, выражающихся, напр., в снах, резко контрастирующих с сознат. представлениями.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ—ощущение индивидом своих органич. или психич. недостатков. Преодоление этого К. путём компенсации рассматривается Адлером, как осн. фактор психич. раз-витии человека, формировании его характера и поведения.
ЛИБИДО (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление), одно из основных понятий психоанализа, разработанного Фрейдом. Л. означает у Фрейда влечения сексуального характера, преим. бессознательные. В отличие от стремления к самосохранению, Л. способно к вытеснению и сложной трансформации. В процессе индивидуального развития Л., по Фрейду, локализуется в различных телесных зонах, определяя фазы психосексуального развития, в ходе к-рого меняется и объект влечения (от аутоэротизма к внеш. объекту). Столкнувшись с внеш. препятствием, Л. может возвращаться на пройденные этапы развития, приобретая форму патологич. регрессии; наряду с этим оно способно отклоняться от первонач. целей, выражаясь, напр., в процессах творчества (см. Сублимация).
ЛИБИДО ищет свое выражение:в сексуальных действиях;в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты.
НАРРАТИВ (англ. narrare — языковой акт, то есть вербальное изложение — в отличие от представления) — понятие философии постмодернизма, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, как писал Ролан Барт, «сообщающего») текста.
ОНО — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.
ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ – понятие философии Ясперса. П. с.- смерть, страдание, страх, вина, борьба – ставит человека на границу между бытием и небытием. Оказавшись в П. с., человек, согласно Ясперсу, освобождается от всех ранее сковывавших его условностей, внешних норм, общепринятых взглядов, к-рые характеризуют сферу “Мок”, и тем самым впервые постигает себя как экзистенцию. П. с., позволяя человеку перейти от «неподлинного» бытия к подлинному, вырывает его из пут обыденного сознания, чего, согласно экзистенциализму, не в состоянии сделать теоретическое, научное мышление. Все то, чем прежде жил человек, предстает перед ним в П. с. как иллюзорное бытие, как мир видимостей; в такой ситуации он начинает понимать, что этот мир отделял его от якобы реального бытия, трансцендентного по отношению к эмпирическому миру. Т. обр., П. с. позволяет личности соприкоснуться с трансценденцией, богом.
ПОСТМОДЕРН (буквально – после модерна, после современности: от нем. die Modern, фр. Modernité – современность, англ. modern – современный) – многослойное понятие, вошедшее в широкий культурный обиход в середине 70-х гг. ХХ в. для обозначения 1) сначала – нового этапа в развитии западной цивилизации, связанного с появлением постиндустриального общества и его ценностей, 2) позднее – новой эпохи в историческом развитии человечества, идущей на смену эпохе модерна (Новому и Новейшему времени), главные задачи которой: а) преодоление мирового общецивилизационного кризиса, чреватого термоядерной войной и экологической катастрофой, гибелью всего живого на Земле, б) создание жизнеспособной глобальной цивилизации, основанной на принципах полицентризма, этнокультурного, политического, религиозного плюрализма, панэкологизма. Таков, во всяком случае, Постмодерный проект, поскольку на сегодняшний день постмодерн – эпоха не столько в развитии социальной реальности, сколько в развитии сознания (З. Бауман). Поэтому понятие «постмодерн» используется также для обозначения 3) состояния культуры 70-90-х гг. ХХ – начала ХХI вв., в которой весьма заметно ощущение изжитости современности, осуществляется переоценка ценностей, набирает силу тенденция к всеобъемлющему плюрализму, благодаря утверждению которого мыслится ослабить идеологическую расколотость мира и существующее между народами напряжение. «Ситуация постмодерна» впервые описана в книге Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» (1979). Такая ситуация первоначально возникла на Западе и постепенно захватывает новые очаги культуры в разных регионах мира.
СИМУЛЯКР (франц. simulacre, от лат. simulacrum — образ, подобие) — псевдовещь, замещающая реальность, образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие. Один из наиболее популярных терминов постмодернистской философии, связанный, прежде всего, с именем Ж. Бодрийяра. Вместе с тем данный термин имеет богатую традицию и восходит еще к Лукрецию, который ввел его в качестве лат. аналога эпикуровскому эйкону (eicon), употреблявшемуся для обозначения познавательных образов — как чувственных, так и фантастических. Бодрийяр придал термину «С.» наиболее характерное для современного постмодернистского сознания определение и применял его для характеристики широкого круга явлений — от общефилософских проблем до политики и литературы.
СУБЛИМАЦИЯ (позднелат. sublimatio, от лат. subli-mo — высоко поднимаю, возношу) в психологии, психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие С. было введено Фрейдом в 1900; в разработанной им концепции психоанализа С. рассматривается как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.
СУПЕР ЭГО отвечает за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и моральные запреты и формируется в процессе воспитания человека. Функциями Сверх-Я являются совесть, давящая и влияющая на личность внешняя реальность, “внешняя цензура”: законы, запреты, мораль, культурные традиции, самонаблюдение и формирование идеалов человека.
Термин был заимствован из историографии, где появляется при разработке концепции «нарративной истории», рассматривающей исторические события как возникшие не в результате закономерных исторических процессов, а в контексте рассказа об этих событиях и неразрывно связанные с их интерпретацией (например, работа Тойнби «Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира», 1976). Таким образом, как событие в рамках нарративной истории не возводится к некой изначальной первопричине, так и для текстов, по мнению постмодернистов, не важно наличие в них исходного смысла, что проявилось, например в идеях Жака Дерриды о разрушении «онто-тео-телео-фалло-фоно-лого-центризма» текста и Юлии Кристевой о необходимости снятия «запрета на ассоциативность», вызванного «логоцентризмом индоевропейского предложения».
ЭКЗИСТЕНЦИЯ [позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto — существую] – одно из осн. понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности. Впервые в этом значении термин Э. употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, Э. представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря к-рому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Э.- это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно теории экзистенциалистов (Сартр), нечто определенное, заранее данное, а, напротив, «открытая возможность». Одно из важнейших определений Э. – ее необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, звания, умения практически – в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т. д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его как практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, т. обр., не подвластно ему, – его Э. Учение об Э. направлено как против рационалистического понимания человека, усматривающего сущность последнего в разуме, так и против марксистского понимания этой сущности как совокупности общественных отношений.
Юнг в полемике с Фрейдом осуществил пересмотр этого понятия, лишив Л. исключительно сексуального характера и рассматривая его как психич. энергию вообще. Понятое таким образом, Л. выступает у Юнга как метафизич. принцип психики.