ВЕРИФИКАЦИЯ

 ВЕРИФИКАЦИЯ (позднелат. verificatio — доказатель­ство, подтверждение, от лат. verus — истинный и fa­cio — делаю), понятие, употребляемое в логике и ме­тодологии науки для обозначения процесса установле­ния истинности науч. утверждений в результате их эмпирич. проверки. Термин «В.» получил широкое распространение в свя­зи с концепцией анализа языка науки в логическом по­зитивизме, к-рый сформулировал т. и. принцип В., или верифицируемости. Различают непосредств. В.— как прямую проверку утверждений, формулирующих дан­ные наблюдения и эксперимента (или утверждений, фиксирующих зависимости между этими данными), и косвенную В.— как установление логич. отношений между косвенно верифицируемыми и прямо верифици­руемыми утверждениями. Науч. положения, содержа­щие развитые теоретпч. понятия, относятся к косвенно верифицируемым утверждениям (см. Эмпирическое и теоретическое). Следует различать также В. как акту­альный процесс проверки реальных утверждений и верифицируемость, т. е, возможность В., ее условия. Именно анализ условий и схем верифицируемости вы­ступает в качестве предмета логико-методологич. – ис­следования.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА — понятие, введенное Т. Куном идя уточнения смысла термина“парадигма”. Необходимость указанной экспликации была вызвана тем, что в книге Куна “Структура научныхреволюций”(1962) понятия парадигмы и научного сообщества определяются друг через друга. Чтобыизбежать логического круга, Кун счел целесообразным отделить понятие парадигмы от понятия научногосообщества. Анализ парадигмы должен начинаться с определения группы ученых, связанных с проведениемнаучного исследования. Научное сообщество состоит из специалистов, связанных общими традициямиобразования и работающих в определенной области. Парадигма или семейство парадигм обеспечиваютпрочность профессиональных связей членов научного сообщества и относительное единодушие их сужденийи оценок. Понятие дисциплинарной матрицы учитывает, вопервых, принадлежность ученых к определеннойдисциплине и, вовторых, систему правил научной деятельности, которые состоят из символическихобобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающихспособ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направленийисследования;“общепринятых образцов”— схем решения конкретных задач (“головоломок”), дающих ученымметодику разрешения проблем в их повседневной научной работе. Понятие дисциплинарной матрицыпозволяет ответить на вопрос, каким образом осуществляется проецирование символических конструкций насферу опыта. Абстракции могут соотноситься с реальностью посредством аналогий, т. е. использования ужерешенных задач в качестве эвристических моделей для решения задач в других областях науки. Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.Б. Г. Юдин

НОРМАЛЬНАЯ НАУКА термин, введенный Т.Куном для обозначения развития науки между большими и малыми «революциями»; противоположное понятие, по Т.Куну, – экстраординарная (сверхобычная) наука, т.е. наука в состоянии революционных изменений. Это термин, к-рым он обозначил характер деятельности научного сообщества в период между науч. революциями. По Т.Куну, такая деятельность осуществляется в рамках и на основе сформировавшейся парадигмы, определяющей традиции Н.н. Данный период не просто соответствует опред. норме, заданной парадигмой, он явл. типичным для науки вообще, отличающим ее от др. форм духовной жизни человека. Исследовательская деятельность в период Н.н. направлена не на крупные открытия или предсказания новых явлений, их осн. цель — дальнейшая разработка и совершенствование общепринятой парадигмы, к-рая полностью определяет задачи, решаемые учеными. Т.Кун назвал их «задачи-головоломки», поск. они имеют гарантированное решение при соблюдении парадигмально установленных правил. Для периода Н.н. характерно постепенное накопление, суммирование знаний, не противоречащих принятой парадигме. Поэтому данному периоду присущи черты кумулятивности и нек-рого консерватизма. В.И.Полищук

ПАРАДИГМА (от греч. παράδειγμα — пример, обра­зец), 1) понятие, используемое в антич. и ср.-век. философии для характеристики взаимоотношения ду­ховного и реального мира; 2) теория (или модель поста­новки проблем), принятая в качестве образца решения исследоват. задач. В философии науки понятие П. было введено пози­тивистом Г. Бергманом для характеристики норматив­ности методологии, однако широкое распространение приобрело после работ амер. историка физики Куна. Стремясь построить теорию науч. революций, Кун предложил систему понятий, среди к-рых важное мес­то принадлежит понятию П., т. е. «… признанным всеми научным достижениям, которые в течение определен­ного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Кун Т., Структура науч. революций, пер. с англ., М., 1975, с. 11).

ПРОЛИФИРАЦИЯ одно из основных понятий философии науки П. Фсйерабенда, означающего размножение, максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки. Важным условием отбора наилучшей из когнитивных инноваций (по существу — научных мутаций) является именно количество ad hoc гипотез, так как только при этом условии имеется большая вероятность появления действительно важной теории, которая пройдет жесткое сито отбора научным сообществом на ее приемлемость как наиболее предпочтительная из альтернатив. Без должной пролиферации и разнообразия самых, казалось бы, невероятных, сумасшедших теорий, говорить о возможном прогрессе в развитии научного знания, согласно Фейсрабенду, не возможно. (См. научный метод, развитие науки, постпозитивизм).

ФАЛЛИБИЛИЗМ (от англ. fallible — подверженный ошибкам, погрешностям) — утверждение неполноты, приблизительности и неточности науч. знания. Согл. Ф. любое науч. знание не явл. окончательным, будучи лишь промежуточной интерпретацией истины и подразумевая замену более полной интерпретацией. Понятие Ф. ввел в философию науки Ч.С.Пирс, утверждавший, что в любой данный момент времени наше знание о любой части реальности носит ограниченный и предположительный характер; оно есть «точка в континууме универсальной недостоверности и неопределенности». Лингв. интерпретацию Ф. предложил У.Куайн. Как методол. принцип Ф. получил развитие в концепциях прагматизма (Ч.С.Пирс, У.Джемс), критического рационализма (К.Поппер), постпозитивизма (И.Лакатос, П.Фейерабенд). Конвенциональная концепция науч. знания (А.Пуанкаре и др.) также рассматривает статус науч. истин с позиции Ф. Близким по смыслу понятием явл. пробабилизм. Е.В.Гутов

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от позднелат. falsifico — подде­лываю, от лат. falsus — ложный и facio — делаю), науч. процедура, устанавливающая ложность гипо­тезы или теории в результате экспериментальной или теоретич. проверки. Понятие Ф. следует отличать от принципа фальсифицируемости, к-рый был предло­жен Поппером в качестве критерия демаркации науки от «метафизики» (как альтернатива принципу верифи­цируемости, выдвинутому логич. эмпиризмом; см. Верификация).

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!