Гербер Спенсер

Герберт Спенсер (родился 27 апреля 1820 года в Дерби, умер 8 декабря 1903

года в Брайтоне), английский философ и социолог, один из родоначальников

позитивизма. Работал техником, затем инженером на железной дороге (1837-1841

гг.), затем сотрудничал в журнале «Экономист» (1848-1853 гг.). Большую часть

жизни провёл как «кабинетный учёный». Плодовитый и разнообразный, он был

глубоко знаком с современными ему научными достижениями в математике и

естествознании. Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог

подняться до уровня учёного-энциклопедиста, оставив значительное наследие в

науке.

На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше

Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и

сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире

природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь

на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без

исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические,

биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура

естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное

развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи

формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ

органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ

исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры

общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что

Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из

популярнейших теорий в 19 в.

Творчество Спенсера оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той

эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием

достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции.

Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход , получивший

впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому

обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и

эволюционный  анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.

Спенсеровское представление об обществе как организме  позволило осмыслить и

понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем.

Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом,

как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь

сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия,

рассматривая «сверхорганический» организм.

Социология Спенсера

Чертами науки Спенсера являются идеи прогресса, эволюционизма; и дальнейшее развитие позитивизма Конта. Основания социологии Спенсера:

Эволюционизм. В своем труде «Основания биологии» Спенсер развивает идеи дарвинизма в социологическом смысле. По его мнению, в обществе выживает сильнейший, существование соперничества и борьбы — естественно.

Организмическая теория. Общество подобно некоему биологическому организму в своем устройстве и функционировании.

Эволюция по Спенсеру — это сплошной рост науки от простой недифференцированной однородности до комплекса дифференцированной неоднородности.

Именно Спенсер ввел понятия дифференциации и интеграции.

Дифференциация — это появление из некой однородности разнообразия ; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий.

Интеграция — это возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополняемости и взаимозависимости отдельных элементов.

Эволюционизм

Спенсер разделял мнение О.Конта о том, что социальная физика — это точная наука, примыкающая к биологии, составляющая с ней единую физику организованных тел. Спенсер пытался объяснить явления, происходящие в обществе при помощи биологической аналогии. Например, он перенес на общество принципы естественного отбора, рассматривая их как универсальный способ существования человечества.

Спенсер выделяет 2 типа общества — военное и промышленное. Классический пример военного общества — Спарта, его отличительные черты — подчинение внутренних структур стремлению к борьбе за выживание и агрессии; доминирование коллектива над индивидуальностью, иерархия структуры управления обществом, дисциплинированность, консерватизм.

Примером же промышленного общества можно назвать Англию, его черты — противоположны военному обществу, то есть децентрализованное управление обществом, плюрализм, охрана и сохранение прав человека, инновационность и развитие общества, расширение области частной жизни.

Спенсер при описании промышленного общества опирался на научное предвидение, предположение о том, как будет выглядеть общество в будущем, потому как в годы жизни ученого промышленность только начала развиваться.

Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Спенсер разделяет общества также на:

  • Простые;
  • Сложные (есть иерархия, структура разделения труда);
  • Двойной сложности (правительство, все живет по законам);
  • Тройной сложности.
  • Еще одна типология обществ по Спенсеру:
  • Кочевые;
  • Полуоседлые;
  • Оседлые.

Эволюция человеческого общества не отличается от других эволюционных процессов, протекающих в природе. Социология будет жить как наука лишь тогда, считал Спенсер, когда она признает идею эволюционного природного закона. Если же социология считает, что развитие общества противоречит законам природы, то она называться наукой не может. Спенсер одним из первых обратил внимание на разделение труда, а производство стал делить на простейшие процессы.

Социальная эволюция, по мнению мыслителя, является процессом возрастающей индивидуализации, движения от общества к человеку.

Социальный прогресс, как и любые другие виды прогресса, не является однолинейным, он распространяется и расходится, и появляющиеся группы разнятся все более значительно, возникают роды и стереотипы обществ.

Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится несомненно более гибкой, хотя и теряет свою цельность.

Организмическая теория

Спенсер считал очевидным сходность общества с биологическим организмом как строением, так и функционированием. Сходство заключалось в факторах:

Рост. И организм, и общество имеют тенденцию к росту и развитию.

Общество состоит из индивидов как организм — из клеток.

Усложнение. Общество имеет строение, аналогичное организму — от индивида (клетки) к институтам (органам внутренним) и всему обществу в целом (организм).

Дифференциация. Разделение индивидов на классы и группы, их стремление к объединению с себе подобными схоже с разделением клеток на различные ткани.

Взаимодействие. Индивиды взаимодействуют друг с другом как клетки, которые обмениваются различными химическими веществами.

Однако существуют и различия:

В отличие от биологического организма, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве, обладают значительной автономией (свободой передвижения как минимум, могут покинуть одно общество и включиться в другое).

В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

Важным отличием общества от организма является пространственная мобильность элементов структуры.

Организм состоит из частей и существует ради целого единства, а целое в обществе — ради частей.

Спенсер решал проблему отношений индивида и общества ссылкой на их взаимодействие. Он предполагал, что на ранних этапах эволюции биологическая сущность человека определяет свойства социального агрегата, а в дальнейшем решающую роль в эволюции общества играют свойства целого.

После дифференциации общество нуждается в координации деятельности отдельных групп. По мнению Спенсера, Церковь должна быть отделена от государства. В обществе для нормального эволюционирования должны существовать следующие системы:

Поддерживающая (производство необходимых продуктов);

Распределительная (распределение благ на основе разделения труда);

Регулятивная (организация частей на основе их подчинения целому).

Именно Герберт Спенсер ввел впервые в социологию понятие социального института.

Социальный институт — это механизм самоорганизации совместной жизни людей. Ученый выделил группы социальных институтов:

Домашние (семья, брак, проблемы воспитания — воспроизводят этапы эволюции семьи);

Ритуальные (Иначе называются еще Обрядовые, или Церемониальные, суть их — обряды, обычаи, традиции. Регулируют повседневное поведение людей);

Политические (политическая организация и классовое деление общества. Связаны с переносом внутри-групповых конфликтов на сферу конфликтов между группами);

Церковь (обеспечивает интеграцию общества);

Профессиональные (появляются на основе разделения труда и появления профессий. Объединяют людей в группы по профессиональным признакам) и индустриальные (промышленные. Поддерживают производственную структуру общества);

Права (был добавлен позже).

Значения институтов возрастают в процессе перехода от военного типа общества к индустриальному. Особенно важную роль начинают играть промышленные институты, берущие на себя все большую часть общественных функций и регулирующие трудовые отношения.

Ученый считал, что конфликты и войны сыграли важнейшую роль в становлении политической и классовой структуры общества. Силами, создающими государство, являются война и труд, причем на ранних этапах эволюции военные действия были решающими, так как именно необходимость обороняться и нападать больше всего сплачивают общество и дисциплинируют его. На следующих этапах эволюции объединяющей силой выступил труд (общественное производство) и прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

Теория социальных институтов Спенсера является попыткой систематического изучения общества. Концепция институтов воспроизводит

образ общества по аналогии с биологическими организмами, например деньги уподобляются кровяным частицам

Спенсер ввел термин «надорганизм», который подчеркивал автономию индивида от общества.

Спенсер в своих научных трудах опирался на эмпирические базы аналогии и исторических данных. В ходе своих рассуждений он обнаружил, что среди всей истории человечества нет истории «народа», лишь только история царей, церкви и т.д. Именно при нем появилось понятие «новой» истории — касающейся и народа тоже. Само содержание исторического процесса представляется как постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов.

Спенсер так и не смог преодолеть дилемму реализма и номинализма, с одной стороны подчеркивая особую роль «человеческой натуры», а с другой — ссылаясь на действие искусственной среды, надиндивидуальных сил, социального организма.

Спенсер постулирует:

  • Средний уровень развития общества детерменирован средним уровнем развития его членов (то есть от «властвующих»);
  • Закон выживания сильнейших и лучших в обществе объясняет существование конкуренции и борьбы между индивидами, делает ее естественной и неотъемлемой частью эволюционирования общества.

Исходя из свойства саморегуляции живой материи, Спенсер усомнился в значимости государственных форм управления обществом, считая их инструментами насилия.

Концепция социальных институтов

По Спенсеру, социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной

жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по

природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным

действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений

или «общественных договоров» как ответ на рост численности популяции; согласно

общему закону – прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации

функций. Социальные институты – органы самоорганизации и управления, а так как

основное свойство любого организма – взаимодействие его частей, то главная

задача социологии состоит в изучении синхронного

взаимодействия социальных институтов. Идея социальных институтов как

структурных элементов общества  оформилась задолго до Спенсера, но он превратил ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние на развитие

проблематики и методов социологии.

Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты),

воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые, или

церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение

людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обрядовые институты возникают

раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.

Третий тип институтов – политические. Их появление Спенсер связывал с

переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении

политической организации и классовой структуры общества. Классы возникли не в

результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения

внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные

труппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и

крестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания

политических институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, суда

и т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института

собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которые выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального устройства различных обществ. Война и труд – те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивает и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. Спенсер был сторонником ограничения роли государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы.

Следующий тип – церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества.

Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Функции духовенства

восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны.

Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные

сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

Завершают типологию профессиональные промышленные институты, возникающие

на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы)

консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают –

производственную структуру общества. Значение этих институтов возрастает по

мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышленные

институты принимают на себя все большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения; Спенсер был воинствующим противником социализма. Попыткиглобального планирования он называл «социалистической  химерой».

Социальный прогресс предполагает, по Спенсеру, постепенное совершенствование человеческой природы, в то время как социализм требует  невозможного и приводит к еще большему социальному неравенству. Тем не менее, считает Спенсер, европейская цивилизация будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма.

Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного

исследования общества. Все институты общества составляют единое целое,

функционирование каждого из них зависит от всех других и от  четкого

разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется

определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в

противном случае начинается регресс или распад “социального организма».

Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную

потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий

государства, по мнению Спенсера, потому и опасно, что подрывает естественное

разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия

в «социальном организме».

Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим

организмом. Спенсер, по-видимому, осознавал условность такой аналогии, но

постоянно пользовался сравнениями типа: «кровяные частицы уподобляются

деньгам», «различные части социального организма, подобно различным частям

индивидуального организма, борются между собой за пищу и получают большее или

меньшее количество ее, смотря по большей или меньшей своей деятельности».

Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сходство

принципов системной организации, стремился соединить организм, растворяющий

индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом буржуазного либерала.

Это противоречие было источником всех его теоретических трудностей и

компромиссов. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия,

указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и

пространстве, несмотря на смену поколений.

 Либерализм

Либерализм (liberalis) — это то, что присуще свободному человеку.

Спенсер считал, что так как общество — это совокупность индивидов, частей единого целого, то и характеристика общества зависит от характеристик индивидов, из которых оно состоит. То есть природа общества зависит от природы единиц, его составляющих. Общество — это особый тип реальности, возникший в результате появления индивидов, а следовательно напрямую от них зависящий. Развитие общества по определенным этапам происходит в ответ на его окружение. Мыслитель был убежден, что социальная организация (тип государственного устройства) не может существовать покуда масса граждан не воспитала в себе идеологии, соответствующей этой организации. Дезорганизация общества является результатом отсутствия гармонии между людьми и социальными организациями всюду, где эти организации введены насильственно путем революции или преждевременных реформ.

Придерживаясь крайней версии либерализма, Спенсер утверждал, что всякое вмешательство государства в процесс развития общества, естественных ход событий, тем более социалистическое планирование, приводит к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». Спенсер выступал за максимальное ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа в помощи бедным и воспитании детей. Он горячо защищал принципы индивидуальности и свободы конкуренции. По Спенсеру, любой может делать то, что пожелает, если это не урезает в правах и свободе других людей (закон равной свободы). Ученый считал, что колониальная экспансия ведет к усилению государственной бюрократии. Также он был противником социализма и глобального планирования, считал революцию общественной болезнью.

Спенсер считал, что свобода не ограничивается государственным принуждением, единственными рамками для нее является свобода другого человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, значение и роль Спенсера в истории становления социологии как самостоятельной науки состоит в том, что он:

  • обосновал необходимость социологии для исследования социальных систем и социальной структуры *
  • положил начало изучению социальных институтов как форм
    самоорганизации сообществ и орудий социального контроля, механизмов их взаимодействия *
  • осуществил анализ многих понятий, которые вошли в социологической классики, таких, как система, структура, функция и т.д..

Идеи Спенсера повлияли на формирование теории структурного функционализма, которая сейчас является одной из самых влиятельных в мире социологической мысли.

Оценивая должным образом роль Спенсера в становлении социологии, систематизации наработанного предшественниками материала, отметим, что он так и остался в кругу идей об общности социальных и природных процессов и явлений, слишком высоко оценивал действие природных закономерностей, наконец унижало роль человека в общественном развития, делало ее зависимой от неумолимого развертывания эволюционных процессов.

Таким образом, О.Конт основывает социологию как самостоятельную позитивную науку и выступает основоположником школы социологического позитивизма. Спенсер является продолжателем кантовской позитивистськои линии в социологии.

Социологический позитивизм был ведущим направлением в социологии XIX в. Основными течениями социологического позитивизма (или натурализма) были социальный дарвинизм, географическая и расовоантропологична школы.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!