Философия постмодернизма

Философия постмодернизма

В поисках адекватной терминологии. Постмодернизм – сложное, многомерное, интенсивно развивающееся движение современной философской и социо-гуманитарной мысли Запада, своеобразная реакция на существенные перемены, происходящие в мировой культуре в последней трети ХХ века.

Постмодернизм – наметившийся в последней трети ХХ века сдвиг в культурном самосознании западного мира (после «модерна» или «современности») идейно-художественное течение, преодолевающее «современность», которая, однако, понимается по-разному: как рационализм Нового времени, как вера в прогресс, опирающийся на научное знание, как литературный эксперимент второй половины XIX века, как авангард в искусстве 10-20-х гг. XX века.

Постмодернизм – обозначение эпохи, состояния сознания, типа культуры,философской парадигмы второй по­ловины XX в.

Постмодернизм можно рассматривать как особый тип мировоззрения, ориентированный на формирова­ние такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических и т.д., на отказ от авторитетов любого ранга, начи­ная от государства, великой национальной идеи, моральных парадигм и кончая правилами поведе­ния человека в общении с другими.

Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся  в конструктивной критике принципов классического  рационализма и традиционных  ориентиров метафизического мышления. Наличие  многочисленных любопытных концепций постмодернизма свидетельствует  о возникновении новой культурной ситуации, однако постмодернизм не имеет четкого парадигматического определения. Постмодернизм не является логическим  понятием, определяющим  реальною существующий объект. Поэтому неправомерна логическая, или хронологическая  локализация постмодернизма, хотя такая  возможность не исключается.

Сам термин указывает на то, что явление во многих своих  формах и аспектах продолжает  и завершает традиции Модернизма. Поэтому  существующие теоретические разработки парадигмы постмодернизма  строятся на различных основаниях  в зависимости от того, что понимается под модернизмом и с какого  времени последний берет свое начало. Размытость понятия «модернизм» делает таким же размытым и неопределенным понятие «постмодернизм». Историки культуры расходятся также во мнении о том, кто первым ввел само это понятие, в какой сфере искусства раньше всех проявились тенденции постмодерна.

Каждое из приведенных определений акцентирует внимание исследователей на различных аспектах культурных трансформаций, изменивших лицо человечества во второй половине ХХ века.

Введенный первоначально  30-е годы для обозначения  течений в искусстве, пришедших на смену модернизму  10 – 20-х гг., термин постмодернизм был воскрешен в 60-е годы американским  литературоведом И.Хассаном для описания некоторых  новых веяний в американской  литературе и художественной критике. При этом  И.Хассан  стремился показать, что постмодернизм является всего лишь продолжением и модификацией модернизма (в первую очередь, сюрреализма), что он – всего лишь новая  обработка центральной темы модернизма – темы молчания.

Постмодерниз­м не является оформленной, систематизированной философской или научной школой, это, скорее, новое мировоззрение, мировосприятие и мирочувствование, проявляющееся как тенденция в литературе, искус­стве, науке, литературоведении, философии, социологии. Между тем эта духовная и интеллектуальная тенденция, с одной стороны, оказывает влияние на мас­совое сознание, а с другой  – сама подпитывается сдвигами в мировоззре­нии широких народных масс. Утверждать, что на смену культуре модерна пришла культура постмодерна, нет оснований.

Возникновение и становление постмодернизма.  Постмодерн как этап развития общества, как культурная «эпоха» свя­зан с разрушением непримиримого социального противостоя­ния, с падением идеологических, национальных, религиозных барьеров, с эпохой создания информационного общества и универсальных коммуникаций. Вместе с тем, для постмодерна характерна равнозначность всех сфер социальной жизнедеятельности (экономи­ки, политики, права, культуры и пр.); отсутствие центриро­ванности и иерархии внутри этих сфер, плюрализм, доминирование либерализма, отказ от евроцентризма.

Термином «постмодерн» характеризуется культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов, чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. Как особое явление постмодерн достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

Применительно к организации социальной и культурной жизни общие черты постмодерна могут быть выражены в следующих принципах

  1. Прежде всего, постмодерн проявился в распаде «метаповествований»,характерных для эпохи модерна, в распаде грандиозных идеальных целостностей, тотальных идеологий, духовных монолитов. Просвещение, наука, религия, гуманизм, философия, социализм, либерализм и т.п. идейные конструкции, претендовавшие на полную и исчерпывающую интерпретацию мира, или, по крайней мере, открывающие перспективу создания тотальных мировоззрений, исчерпали себя. Постмодерн – культура, лишенная поклонения каким бы то ни было «-измам».
  2. Постмодерн проявился в отказе от попыток расколдовывания и от расколдовывания как цели.  
  3. В свою очередь это привело  к нарушению некогда казавшейся незыблемой иерархии. 
  4. В этих условиях новый статус приобретают средства массовой информации. Культурная индустрия, которая еще недавно рассматривалась в качестве производителя непрестижной, дешевой, «массовой» культурной продукции, приобретает новую функцию – производителя жизненных форм и жизненных стилей.
  5. Для гуманитарных дисциплин постомодерн ознаменовался выдвижением на первый план культуры.  Сущность постмодерна можно выразить в такой формуле: «Там, где было общество, стала культура».

Предпосылки возникновения ситуации постмодерна:

  1. Технологическойосновой Постмодерна выступает современное постиндустриальное и информационное общество – новый  тип социальной реальности.
  2. Антропологическойпредпосылкой Постмодерна выступает антропологическая революция, суть которой заключается в том, что в ХХ веке завершился многовековой процесс низведения человека с пьедестала Универсума. Человек потерял свое центральное место во Вселенной. Открытия Коперника – Дарвина – Маркса – Фрейда низвели человека до статуса простой природной вещи.
  3. Экзистенциальной основойПостмодерна является потеря человечеством бессмертия в ХХ веке (былой «невинности»), переживание богооставленности (в конце ХIХ века Ф.Ницше провозгласил, что «Бог умер»), своей собственной «безосновности», «беспочвенности» (книга Льва Шестова «Апофеоз беспочвенности» была написана в 1905 году), неукорененности в бытии (М.Хайдеггер), переживания негарантированности бытия,  понимания непредсказуемости будущего и возможности возврата к несовершенному, неупорядоченному, хаотическому  прошлому. Время бытия переживается как «смутное» время.

Человек Постмодерна не ощущает себя самодовольным и самодостаточным: у него нет уже опоры в настоящем. У него нет также оснований доверять будущему, ибо его «завтра» стало непредсказуемым, угрожающим, опасным. Он не может больше опереться на прошлое, весь прошлый опыт человечества в новой ситуации «гроша ломанного не стоит», ибо не содержит рецептов спасения. В прошлом  можно еще найти забвение, но только в том случае, если отвлечься от того факта, что, по большому счету, оно потеряло всякий смысл.  Прошлое становится таким же непредсказуемым, как и настоящее.  Человек Постмодерна остался один на один с Небытием. Впервые вся жизненная ситуация (человека и человечества) предстала в виде открытой системы, застывшей в точке бифуркации. Человек Постмодерна – это человек «озабоченный» проблемой выживания,  не ведающий, что его ждет.

Существенная характеристика мирочувствования человека Модерна – оптимизм. Постмодерное мироощущение соприкасается сбезумием, связано с  тревогой или пессимизмом.

  1. В ХХ веке процессплюрализации стилей жизни, формирования множествасубкультур, приобрел лавинообразный характер: в едином  культурном поле сосуществуют  фундаменталисты  и модернисты,  коммунисты и фашисты, «голубые» и «зеленые», христиане и сатанисты, кришнаиты и язычники, феминистки и приверженцы патриархата, правые и левые, хиппи и йиппи, националисты и «новые русские», либералы и анархисты. Все они составляют начинку пирога, который называется «современная культура».
  2. Историко-культурнойпредпосылкой Постмодерна является активное столкновение западной культуры с культурами Востока, а также вовлечение в культурный полифонический диалог многочисленных архаичных и экзотических культур. Встреча культур, произошедшая в ХХ веке, породила специфическую, уникальную ситуацию, которая может быть названа герменевтической. Плюрализм мировоззрений, верований, мировосприятий приходит на смену мировоззренческому монополизму и монологизму.

Онтологические детерминанты Постмодерна связаны с тем фактом, что предмет, которым пытается овладеть человек, сопротивляется и даже мстит ему за насилие над ним, идеальные преобразо­вательные проекты неизбежно приводят к краху: природный предмет в процессе овладения им создает глобальный экологический кризис; социальный предмет (рынок, политическая система) отвечает социальными катаклизмами. Онтология, в рамках которой реальность может быть подвергнута любым насильственным преобразованиям, именуется «современной», разрыв с ней и пере­ход к новой онтологии знаменует возникновение постмодернизма.

Гносеологические детерминанты Постмодерна связаны с тем, что мир не только не поддается произвольным человеческим воздействиям, но и не может быть систематизирован, он не впи­сывается ни в какие теоретические схемы, жесткие, замкнутые системы не в состоянии описать реальность. Из этого следует «вероятностный» подход к мышлению, к метафизике, к науке. Постнеклассическая гносео­логия и методология науки основывается на принципах описывающих открытые, многомерные, неравновесные, эволюционирующие, самоорганизующиеся системы (И.Пригожин, Ф.Хайек, К.Поппер, В.Налимов). Преодоление «классической» научной парадигмы связано с включением в систему самого наблюдателя.

Постмодернистские установ­ки проникли и в гносеологию, породив гносеологи­ческий и эпистемологический релятивизм, с точки зрения которого объективное есть иллюзия, исти­на – догма, связное, причинно-следственное опи­сание миропорядка – вымысел и орудие власти, насилие разума над природой и обществом. При­знается возможность бесконечного числа картин мироздания, ни одна из которых не может претен­довать на истинность, ибо не существует способов и методов постижения действительности, которые были бы свободны от воздействия человеческих желаний, потребностей, мотиваций.

  1. Эстетическиепредпосылки Постмодерна связаны с тем, что,благодаря освоению многообразного опыта художественного авангарда начала XX века происходит преодоление претензий на монополию новейших художественных стилей, осуществляетсяпримирение с множественностью эстетической реальности, признается невозможным создание единого поля культуры, происходит «децентрация» культуры, разрушение канонов и иерархии. Меняется и роль воображения, если под ним понимать ничем не ограниченное продуцирование образов, противопоставленных реальности. Поскольку художник-постмодернист отказывается от «раздвоения» мира,  от самих понятий «вымысел» и «истина», то богатство образов, связанных с идеей «самовыражения» уникаль­ного внутреннего мира художника-творца, исчезает из постмодернистской культуры. Но исчезает и реалистичное, полное красочных деталей скрупулезное описание существующего, исчезает назидание, мо­рализирование, поиск объективных тенденций развития объекта. Остается всеразъедающая ирония, приобретающая глобальные масштабы.
  2. Социо-культурныепредпосылки Постмодерна связаны с возникновением герменевтической ситуации, а вместе с ней и герменевтической проблемы. Причины возникновения герменевтического (интерпретирующего) разума  – увеличивающийся разрыв между различными формами жизнедеятельности: по вертикали – кризис в сохранении традиции, в передаче социокультурного опыта между поколениями;по горизонтали – разрыв и противостояние различных жизненных форм, субкультурные разногласия. Столкновение различныхкультурных вселенных, сопровождаемый культурным шоком («футуршок» Э.Тоффлера), обусловило необходимость выработки способности к расшифровке чуждого культурного мира, к интерпретации чужих смысловых миров. Современная культура приобретает форму «расширяющейся Вселенной» с «разбегающимися культурными Галактиками».
  3. Технической предпосылкой Постмодерна выступает созданиесредств производства нового типа реальности – информационной, визуальной, виртуальной(голографическое изображение, система INTERNET, виртуальные симуляторы и т.д.). Технические возможности продуцирования (или репродуцирования) сегодня таковы, что можно синтезировать виртуальное изображение даже «великих покойников», например, Чарли Чаплина или Мэрилин Монро, и снимать с этими виртуальными персонажами новые фильмы. Современная техника представляет возможность использовать для постижения реальности коды принципиально нового типа. Реализация возможности клонирования живых существ, включая человека, позволяет создавать их многочисленные  «версии». Создание искусственного интеллекта, во много раз превосходящего возможности  самых гениальных людей, парадоксальным образом продемонстрировало узость полосы возможностей человеческого разума. Появление компьютерных «вирусов» знаменовало собой прорыв в  создании самовоспроизводящихся систем, способных к размножению, подобно  живым организмам. Все это знаменует некий «онтологический прорыв» человеческой экзистенции, связанный с тем, что  человек  приобрел возможность менять структуру бытия, продуктивно вторгаться в онтологическую сферу, менять модус существования реальности.

 

Лингвистический поворот в философии ХХ века.

Возникновение постмодернизма обусловлено «лингвистическим   поворотом»   в   философии, который представляет   собой  изменение парадигмы философствования,       смену       основных методологических принципов, трансформацию   не   столько   проблемного   поля,   сколько   методологического самосознания современной философии,   где  анализ  языка  становится мощным источником   философского   познания   реальности в русле  авторитетных философских течений.

Если классическая философия в основном занималась проблемой познания, т. е. отношениями между мышлением и вещественным миром, то практически вся современная западная новейшая философия переживает своеобразный «поворот к языку», поставив в центр вни­мания проблему языка, и поэтому вопросы познания и смысла приобретают у них чисто языковой характер. В результате и кри­тика метафизики принимает форму критики ее дискурса, или  дискурсивных практик, как у М.Фуко и Ж.Деррида.

Лингвистический поворот связан с новой интерпретацией символа, который идет от Г.Гадамера и имеет такой вид:

  1. Понимание представляет собой не отдельный вид активности человека, а способ его бытия.
  2. Любое понимание представляет собой по существу интерпретацию.
  3. Объектом интерпретации есть символ, поэтому любой объект человеческий деятельности имеет символическую природу.

В конце 70-х годов постмодернисты обнаружили, что в гуманитарном знании осталась не развен­чанной еще одна власть – власть дискурса. (Дискурс – рассуждение, довод). Лингвисты, филоло­ги, литераторы постмодернистского направления развернули активную деятельность по освобож­дению от власти дискурса, т.е. власти языка и языковой реальности. 

Философские взгляды М.Фуко  (1926-1984).

Основная цель исследований Мишеля Фуко – выявление «исторического бессознательного» различных эпох, начиная с Возрождения и по XX в. включительно. М.Фуко ввел в оборот понятие «эпистема», ставшее одним из главных понятий всего постмодернистского дискурса.

Характеризуя цели своей работы того времени и подводя итоги сделанного им в работе «Слова и вещи», М.Фуко говорил в 1966 г. после выхода этой книги, одной из самых популярных его книг: «Мы мыслили внутри анонимной и ограни­чивающей системы мышления, системы присущего ей языка и эпохи. Эта система и этот язык имеют свои собственные законы трансформации. Выявление этого мышления, предшествующего всякому мышлению, этой системы прежде всех систем, и является задачей сегодняшней философии».

Исходя из концепции языкового характера мышления и сводя деятельность людей к «дискурсивным практикам», М.Фуко постули­рует для каждой конкретной исторической эпохи существование специфической «эпистемы» – «проблемного поля» достигнутого к данному времени уровня «культурного знания», образующегося из «дискурсов» различных научных дисциплин. При всей разно­родности этих «дискурсов», обусловленной специфическими зада­чами каждой научной дисциплины как особой формы познания, в своей совокупности они образуют более или менее единую систему знаний – «эпистему», реализующуюся в речевой практике современников как строго определенный языковой код – свод предписаний и запретов. «В каждом обществе порождение дис­курса одновременно контролируется, подвергается отбору, орга­низуется и ограничивается определенным набором процедур», считал философ. Эта языковая норма, по мнению М.Фуко,  бессознательно предопределяет языковое поведение, а, следовательно, и мышле­ние отдельных индивидуумов.

Таким образом, характерной особенностью понимания «эпистемы» у М.Фуко является то, что она у него выступает как ис­торически конкретное «познавательное поле» научного свойства, как уровень научных представлений своего времени. Насколько можно судить по всему контексту работ французского философа, он выделял не менее пяти подобного рода «познавательных полей»: античное, средневековое, возрожденческое, просветительское и современное.

Философские взгляды Ж.Бодрийяра (1930-2007).

Согласно Ж.Бодрийяру, социальная история разворачивается как процесс вытеснения смерти, которая понимается как асистемность. Поэтому социальная история начинается с вытеснения из социального пространства мертвых, затем дикарей и т. п., вплоть до интеллектуалов и женщин. При этом смерть амбива­лентна жизни. Феномен обратимости используется Ж.Бодрийяром для создания концепции симуляции, что понима­ется как смешение реального и воображаемого. Развитие уровней симуляции приводит к подрыву самой системы: мир утрачивает реальность, выступая как совокупность моделей. Симуляция смешивает всякое различение, выдавая отсутствие за присутствие, а воображаемое – за реальное. Симуляция непосредственно связана со «знаковостью» чело­веческого существования.

Эволюционируя, знак утрачивает всякую связь с реальностью и переходит в разряд симуляции, обретая связь с телом, становясь симулякром  – «кентавром знака и тела». С симулякрами связана убежденность в конечности культу­ры, ее деградации, так как реальность порождается симу­ляцией, но не наоборот. В книге «Фатальные стратегии» (1983) Ж.Бодрийяр доказывает, что развитие мира сопряжено с крайностями, а не с равновесием и гармонией.

         Симулякр  (франц., анг. simulacre от лат. simulacrum – образ, подобие) – один из наиболее популярных в последнее время терминов по­стмодернистски ориентированной философской и теорети­ческой мысли, введенный в широкий обиход Ж.Бодрийяром. Обычно и создание этого термина приписывают Ж.Бодрийяру, что не совсем верно – другое дело, что он дал ему наиболее приемле­мое для современного (постмодернистского) сознания определение и довольно удачно его применял для характеристики самого широкого круга явлений: от общефилософских проблем современного сознания до политики и литературы.

Подход Ж.Бодрийяра заключается в том, что он попытался объ­яснить симулякры как результат процесса симуляции, трактуемой им как «порождение гиперреального» «при помощи моделей peального, не имеющих собственных истоков в реальности».

Под действием симуляции происходит «замена реального знаками реального», в результате симулякр оказывается принципиально несоотносимым с реальностью напрямую, если вообще соотносимым с чем-либо, кроме других симулякров. Собственно в этом и заключается его фундаментальное свойство. Признавая симуляцию бессмысленной, Ж.Бодрийяр в то же время утверждает, что в этой бессмыслице есть и «очарованная» форма: «соблазн», или «совращение». Совращение проходит три исторические фазы: ритуальную (церемония), эсте­тическую (совращение как стратегия соблазнителя) и политиче­скую. Согласно Ж.Бодрийяру, совращение присуще всякому дискурсу и всему миру.

В результате возникает особый мир, мир моделей и симу­лякров, никак не соотносимых с реальностью, но воспринимаемых, как гораздо более реальное, чем сама реальность. Этот мир, который основывается лишь только на самом себе, Ж.Бодрийяр и называет гиперреальностью.

Понятие «соблазна», введенное Ж.Бодрийяром, становится метафорой взаимоотношений смысла и его знакового оформле­ния. В такой реальности –гиперреальности мира симулякров – нет деления на искусственное и естественное, на природу и культу­ру, центр и периферию; нет особого инструмента для заделыва­ния пустот, «смысловых брешей», перерывов постепенности. «Тело» культуры разрастается в разных направлениях, без зара­нее, заданной цели.

Основные проблемы постмодернизма.

Известный теоретик постмодернизма И.Хассан предложил  следующую классификацию его характерных  признаков, проявляющихся прежде всего, в художественном творчестве.

  1. Неопределенность,включающая в себя все виды неясностей, двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок. В теории литературы это проявилось  в диалогическом воображении  М.Бахтина.
  2. Фрагментарность.Художник-постмодернист  занимается деконструкцией, предпочитает коллаж и монтаж, используя готовый или расчлененный литературный  текст. Этим объясняется и его обращение к парадоксу, ложным умозаключениям.
  3. Деканонизация,относящаяся  ко всем канонам и всем официальным  условностям. В настоящее  время наблюдается делегитимация основных законов общества, деканонизация культуры  и демистификация знания.
  4. Безличность, поверхностность постмодерна, отказывается от традиционного  «я», усиливает стирание личности, подчеркивает множественность «я».
  5. Непредставимое, непредставляемое.Искусство постмодерна  ирреалистично и антииконографично. Литература  постмодерна ищет не идеалы, обыгрывает свое истощение, приговаривая себя к молчанию.  Непредставляемое, по мнению Ю.Кристевой,  – это то, что, проходя через язык, не может являться частью языка, то, что, обретая значение, становится невыносимым, немыслимым, ужасным.
  6. Ирония.При отсутствии основного принципа или парадигмы происходит обращение к игре, диалогу, полилогу, аллегории, самооотражению, короче, к иронии. Выделяются  различные формы иронии: «связующая», «расчленяющая» и неопределенная ирония, еще более полно представляющая сложное, беспорядочное, абсурдное. Ирония  относится к проявлениям умственной деятельности, направленной  на поиски постоянно  ускользающей истины.
  7. Гибридизация,или мутантное  изменение жанров, порождающее  неясные формы: жанр паралитературы и паракритики, нехудожественный роман. Смешение жанров позволяет  пересмотреть понятия традиции и расширить рамки прошлого в настоящем.
  8. Карнавализация.Термин принадлежит  М.Бахтину и охватывает неопределенность, фрагментарность, деканонизацию, иронию, безличность, гибридизацию. Карнавализация означает центробежную  силу языка, «веселую  относительность» предметов, участие в диком беспорядке  жизни, имманентность смеха, карнавал, по мысли М.Бахтина, означает истинный праздник времени, становления, перемен.
  9. Перформанс,участие. Неопределенность  подразумевает участие: пробелы должны быть заполнены. Многие виды искусства постмодерна претендуют на то, чтобы называться спектаклем, поскольку  они нарушают границы  жанров. Театр становится действующей нормой для деканонизирования  общества.
  10. Конструктивизм. Поскольку  искусство постмодерна отличается образностью, метафоричностью и ирреалистичностью, автор  конструирует реальность. Постмодерн предполагает так называемый  «новый гностицизм», возросшую роль вмешательства разума в сферу культуры и в природу.
  11. Имманентность.Это понятие И.Хассан относит к возросшему  объему памяти, выражающей  себя через символы. При помощи новых технических средств  стало возможным развить  человеческие чувства – охватить мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе и перевести  его на язык знаков, превратив  природу в культуру, в имманентную  семиотическую систему. 

Заключение

  1. Постмодернисты открыли новый тип реальности.Отказ от онтологии связана с тем, что реальность видится не субстанциональной, а текстуальной, она представляет некий многомерный, многоуровневый гипер-Текст. Постмодернизм представляет собой историческую победу Аристотеля над Платоном: реальность оказалась гетерогенной, а не гомогенной.«Знаковая революция» («герменевтическая революция»),осуществленная постмодернистами меняет представление о связи означаемого и означающего. Знак не несет в себе иерархической, поступенной схемы расшифровки структур означаемого. Знак — не путеводная нить, а вещественная опора к «иному»; это и есть та единственная реальность, в которую по­гружен человек. Означаемое и означающее — взаимозаменяемы, обратимы.
  2. Постмодернисты открыли новый тип взаимодействия частей реальности.Мир и культура как единое целое не только перестали существовать, но обнаружилась тенденция «восстание частей против Целого», перехода «от Порядка – к Хаосу», которая явственно обозначилась, благодаря возникновению синергетики – науки об открытых, неравновесных  самоорганизующихся, нелинейно развивающихся системах. Другим источником этой тенденции является «музеификация» культуры – мир культуры теперь представляет собой склад артефактов, обломков человеческой культуры, свалку человеческой деятельности всех времен, эпох, народов и поколений.
  3. Постмодернисты открыли новую структуру реальности. В культуре «злостно» нарушаются все границы и пределы, низвергается иерархия:   реальность смешивается с фикцией, мифами, возникает система симулякров; высокое с  низким, сакральное с профанным, элитарное с массовым, в половой сфере активизируется транссексуаьность, мультикультурность. Потеря иерархии приводит к смешению, уравниванию, обесцениванию феноменов культуры, потере критериев, ценностной анархии, которые отвергают единый незыблемый принцип строения любой системы, единую ценностную систему координат. В результате децентрализация мира Бог – человек – разум – наука – искусство – техника становятся взаимозаменимыми. В философии эта тенденция выступает как переход  «от Синтеза и Системы – к Эклектике».
  4. Постмодернисты открыли новую сферу реальности.Начиная с эпохи Нового времени, в поле зрения человеческого разума попадают дискретные формы природной, социальной, политической и культурной реальности. В ХХ веке во всех сферах реальности были открыты континуальные формы, «синерэнергетические» и «полевые структуры». Стало ясно, что этими характеристиками обладает все, в том числе элементарные частицы, человеческая психика, экосистемы, производство, потребление, экономическая, политическая, культурная и информационная среда. Континуальная форма не имеет жестких границ, предполагает многомерность, «открытость», взаимопроникновение и сложность конструкции, что создает предпосылки для нового типа рациональности, способного их постичь.
  5. Постмодернисты создали новые способы постижения реальности.В сфере познания явственно обнаружился целый спектр разнообразных познавательных установок, что нашло отражение в принципе гносеологического и методологического плюрализма, расширяемого вплоть до эпстемологического анархизма (П.Фейерабенд). Постмодернисты провозглашают отказ от единого тотального гипер-Кода, Супер-Кода, от тотального Эсперанто для описания мира.  Описание реальности скорее представляет собой «войну дискурсов» (Р.Барт).

Особенности философии ХХ века.      Философский постмодернизм существенным образом изменил лицо философии ХХ века, которой все в большей мере присущи следующие особенности.

  1. Отказ от узкого, преимущественно рационалистического способа философствования, критика разума.
  2. Переход к более плюралистическому, толерантному философствованию. Признание того, что истина не может быть одномерной и однозначной. Переход к принципу диалога, встречи, «вопрошания и ответов».
  3. Отказ от евроцетризма, использование в философии творческой интуиции, вчувствования, эзотерического знания.
  4. Возникновение целого ряда новых проблем, проблемного поля (наука, техника, диалог, бессознательное, экзистенция, порядок из хаоса, культура как текст,  мир повседневности, дискурс, открытые системы, нелинейное развитие, глобальный эволюционизм, глобальное моделирование и др.).
  5. Понимание того, что знание и понимание – не одно и то же, возникновение герменевтики и феноменологии, а на их основе целого ряда научных дисциплин (эвристики, понимающая психология и социология и др.).
  6. Освобождение философии от идеологического пресса и догматизма.
  7. Философия и ее понятийный аппарат оказались подвержены влиянию естественнонаучных и технических дисциплин: естествознания, математического анализа, системного подхода, синергетики. Произошло «онаучивание» философии.
  8. Философия и ее понятийный аппарат оказались подвержены влиянию гуманитарных наук, гуманитарного знания, что отразилось на ее категориальном аппарате, особенное явственно это видно в постмодернизме. Произошла «гуманизация» и «гуманитаризация» философского знания.
  9. Философия отходит от вульгарного, примитивного, догматизированного материализма. Материя предстает как живая самоорганизующаяся открытая система, способная к творчеству нового («порядок из хаоса»). Универсум предстает как некое единство материального и идеального, граница между которыми становится все более зыбкой и проницаемой. Становится возможным интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.

КЛАССИЧЕСКИЕ ТРУДЫ

1947 – М. Хоркхаймер, Т. Адорно. «Диалектика Просвещения»

1965 – Ж.Делез. «Ницше»

1966 – М.Фуко. «Слова и вещи»

1967 – Ж.Деррида. «О грамматологии»

1968 – Ж. Делез. «Различие и повтор»

1969 – Ж.Делез. «Логика смысла»

1972 – Ф.Джеймисон. «Политическое бессознательное.  Тюрьма языка»

1979 – Ф. Гваттари. «Машинное бессознательное»

Қажетті материалды таппадың ба? Онда KazMedic авторларына тапсырыс бер

Философия постмодернизма

error: Материал көшіруге болмайды!