Государства  усуней и  кангюев на территории  Казахстана: политическая история, хозяйство и культура

№ 5) Государства  усуней и  кангюев на территории  Казахстана: политическая история, хозяйство и культура.

Государство усуней.

Усуни (III в.д.н.э.- IV в.н.э.). Уйсуни. Обитали в Семиречье, на землях тиграхауда. Общ-во усуней достигло уровня        государственно¬сти. Столица – Чигучен – Город Красной Долины (на берегу Иссык-Куля). Вождь – гуньмо. Язык – древне-тюркский. В юртах жили коче¬вые усуни. Китайцы о них в письменных хрониках упоминают с 138 г.. до н.э. (древний историк Сыма Цянь). С Китаем имели широкие дипло¬матические и родственные связи.

В Каргалинском ущелье найдена диадема (Iв.до н.э.-IIв. н.э.) представляющая мировоззрение уйсун о моде¬ли Вселенной, где фантастические животные (крылатые кони) – сим¬вол солнца. Встречаются много золотых украшений с напаянными зо¬лотыми шариками на основу (метод зерни). Ювелирные украшения отражали их религиозные представления.

  • Титул главы государства Гуньмо;
  • Племенная и родовая знать – беки; Военно начальники и крупные чиновники имели – золотые и медные печать, менее знатные каменные и глинянные.
  • Социальное неравенство хорошо прослеживается на КУРГАНАХ. Они делятся на 3 группы: большие(диаметром 80м), средние(до15), маленькие(до 10м).

Исторически жизнь уйсун делится на 3 периода:

  1. Каратальский период (III-I вв. до .н.э.) Памятники (КАРАТАЛ, Каргалы, Капчагай)
  2. Семиреченский период (I-III вв. н.э.) (Талгар, бастау, Актас.)
  3. Илийский период (IV-Vвв. Н.э.) ( Актас, Унгир-кора).

Первоначально усуни находились в зависимости от хуннов, но затем, освободившись, создают свое государство, объединившее остатки сакских племен. В одном из документов истории Старшего дома Хань говорится об усунях: – «Прежде они были под зависимостью хуннов; впоследствии усилившись, подчинили себе многие другие владения, и отказались от поездок в орду хуннов. Владения их на востоке смежные с ханнами, на северо-западе с Кангюем, на западе с Даванью, на юге с разными оседлыми владениями. Столицей был город Чигучен, находившийся на берегу Иссык-Куля.

История характеризует усуней как кочевников, но в то же время у усуней были станционарные жилища и они занимались земледелием.

Усуни умели плавить железо, изготавливали мечи, ножи, наконечники стрел. В социальном отношении усуньское общество было неоднородным, оно состояло из племенной и родовой знати, воинов, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев.

Письменные и археологические источники говорят о том, что усуни достигли уровня государственности. Расцвет государства усуней приходится на 45-14 года до н. э.

Государственный строй. Во главе государства стоял правитель, носивший титул «куньбек» («гуньмо») –  великий правитель, передававший престол по наследству. Существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул «дуглу» и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул «дарту». Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов.

Политическая история усуней. Как было уже отмечено, с начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.

Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Най-би, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, Най-би был убит. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожет, сторонник хунну. 60 тыс. семейств и титул Великого куньбека получил Янгуй-би, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого – в северной части страны, в Жетысу.

Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые – на кангюев и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожет потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу – город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.

В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын, однако, великий куньбек Силы-би (33 – 36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силы-би удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. он был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н. э. один из мятежных царевичей с 80 тысячами усуней ушел к кангюям и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.

Во II в. н.э. усуньские владения обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого они ежегодно отправляли в Китай послов с дарами.

Хозяйство усуней. Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. Источники отмечают, что у них было развито коневодство. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Наряду со скотоводством, развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Огородно-бахчевые культуры выращивали на небольших участках, снабженных оросительными системами.

Земледелие и оседлость древних усуней зафиксированы в письменных источниках.

Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком – тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках. О социальном неравенстве в усуньском обществе говорят и археологические источники. Многочисленные курганы усуньского времени на территории Жетысу неодинаковы по богатству захоронения. Среди них встречаются большие земляные курганы диаметром 50-80 метров и небольшие курганы – насыпи.

Кангюй.

Кангюи (Ш в.д.н.э.-У в.н.э.), канглы. Жили в Юж. Каз-не (сред¬нее течение Сыр-Дарьи, предгорья Каратау). Ставка – Битянь. Извес¬тен город Кокмардан. Распространен культ Природы и культ предков.

  • Титул правителя-хан; Хан опирался на 3-х помощников – визирей.
  • Власть передава¬лась от отца к сыну по наследству.

Главное занятие – Скотоводческо-земледельческое хозяйство. Развита металлургия (кайлование, метод огневой проходки). Развито было рыболовство. В хумах (сосуды) хранили зерно. Также урожай хранили в вырытых и обоженных огнем ямах-овинах.

Археологические памятники канглов:

  1. Кауынчинская культура;
  2. Отраро-каратауская культура;
  3. Жетыасарская культура.

На западе от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй». Данный этноним известен с очень давних времен. Так, в священной книге зороастризма «Авесте» есть упоминания о расположении в степях Казахстана крепости Кангха, враждебной древним иранцам. Индийцы также говорят о народе «канка», живущих к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Это говорит о том, что этноним «кангар» существовал уже в VI в. до н.э. Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжей. Источники очень скупо освещают историю кангаров, однако по косвенным данным ими управлял царь, носивший титул «би» и «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили заместитель царя и три советника.

Кангарам (кангюйцам) подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства – город Битянь находился в среднем течении Сырдарьи. В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо-западного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять «малых владений» – Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юетянь.

Подвергаясь давлению усуней, кангары в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну. Северные хунну во главе с сенгиром Чжи-Чжи перешли к кангарам, а сам шаньюй женился на дочери правителя. Заполучив сильного союзника, кангары начали войну с усунями, но хунну не захотели переселяться на земли побежденных усуней и подчиняться законам кангаров. Это послужило причиной разрыва союза и изгнания Чжи-чжи, который основал город на Таласе, позже разгромленный китайцами. Кангары придерживались антикитайской политики. Так, они помогали княжеству Давань в Ферганской долине и Малым гуньмо усуней в их войнах с Китаем.

Основным занятием кангаров (кангюйцев) было полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй «кочевым владением». В долине Сырдарьи кангюйцы занимались богарно-лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей, оседлые кангюйцы – коз, коров. Относительно этнической принадлежности кангюйцев существуют две точки зрения. Часть исследователей считает их ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.

30) Культура и хозяйство казахов в XV-XVIII вв.

С XV в. происходит развитие самобытной материальной культуры уже сформировавшейся казахской нации. Кочевой образ жизни обусловил специфику предметов хозяйства и быта.

Хозяйство. Кочевое скотоводство продолжало оставаться основной отраслью хозяйства, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арысь было широко распространено оседлое скотоводство.

Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах   –  крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими ногами, которые обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей.

Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XVIII вв. казахи разводили одногорбых верблюдов (нар), но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили для них специальные укрытия.

Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана.

В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие – нерегулярное и регулярное. Для посевов при нерегулярном орошении казахи использовали участки речных долин, обильно заливаемые паводковыми водами. Такой тип земледелия существовал в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая, Иргиза, других рек и озер.

Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков, по которым вода самотеком поступала на поля.

На казахских пашнях практиковалось в основном три способа полива – напуском (редко), затоплением и по бороздам. Орошение напуском, при котором поле заливалось струей воды из источника (арыка или просто ручья), требовало обилия воды, и было нерациональным. Зна¬чительно шире было распространено затопление. Поле разбивалось на небольшие участки  – атыз, разделение валами. Сначала водой заливали один участок и только после основательного орошения его, вода пускалась на следующий участок.

К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами.

Культура казахов в XV – XVIII ВВ.

Период XV-XVIII вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, устная и письменная литература, оригинальное музыкальное искусство.

Устная и письменная литература. XV-XVIII вв. – время расцвета казахской литературы   –  известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен – толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Волги в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Юрта. Его песни – образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.

Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета – поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под Астраханью в 1523 г.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз жырау Тиленшиулы (1465-1560 гг.). Во время войны в Мангытском Юрте между Жусупом и Смаилом Шалкииз встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалкииза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.). Маргаска был не только поэтом, но и воином, участвовал в боях против Турсын хана, является автором героической поэмы «Есим». Жиембет происходил из рода алшын, он был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана.

Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768 гг.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. Похоронен Актамберды в Семи¬палатинской области, в местности Журек Жота.

Умбетей Тулеулы (1706-1778 гг.) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар жырау Калкаманулы (1668-1781 гг.). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

К концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818 гг.) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819 гг.) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах.

Письменная литература. Основными жанрами письменных литературных произведений были религиозные и исторические труды.

До нас дошли некоторые  исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Среди них книга «Тарих-и-Рашиди» на персидском языке посвященная истории Могулистана, в ней содержатся сведения о Казахском ханстве. Ее автор Мухаммед Хайдари из племени дулат. Его же перу принадлежит поэма «Жахан-Наме».

Наиболее важный памятник исторической прозы казахов  – «Жами ат-тауарих», автором которой является влиятельный бий при хане Тауекеле Кадыргали Касымулы из рода жалаир. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве,  где  и  создал  свое  сочинение.  Книга  посвящена  истории  казахов  XV-XVI   вв.,   насыщена  поговорками  и  пословицами.  Книга  написана   на литературном кипчакском или староказахском языке. В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд «Чингиз-наме». Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе предании и рассказов о племенах и родах,  их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Золотой орде и Казахском ханстве.

Устное народное творчество. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату.

Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было «терме» – короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.

Если терме, за редким исключением, по своему музыкальному содержанию не имело развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построений куплетных форм.

Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни.

Сказки и эпос. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.

Казахский эпос – один из основных жанров устного творчества.

Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества – все это находило свое отражение в музыке.

Повсеместно распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра – щипковый инструмент. Распространен был и кобыз – смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя – затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос.

Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли связанные с музыкой замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого.

Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди – акыны, жырау, певцы, импровизаторы. Понятия акын, жырау, жыршы, оленши – во многом различны.

Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV-XVI вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши (песенники). Многие из них были профессионалами.

Обычаи и обряды. Материальную и духовную жизнь казахов отражают исторические традиции и обычаи народа. Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях.

Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале – «кудалык салт». Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или родственников невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило название «калындык ойнау».

В XV-XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов и еще не существовал обряд венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы (жубайлык) креплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-жар», исполнявшихся на свадебном торжестве. «Жар-жар» – песня-состязание, ее поют обычно две группы молодежи, мужская, возглавляемая женихом и женская  – невестой.

Погребальные обряды XV-XVIII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа «танир». У казахов существовала вера в загробную жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье.

В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов хоронили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Ясави.

Надгробные сооружения казахов строго дифференцированы в зависимости от социального положения умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича в XV-XVII вв. еще существовала древняя традиция насыпного холма из камня.

Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни – свадьбе, рождению ребенка.

Религия.   Господствующей   религией   в   Казахстане   был   ислам.   Основными   центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и по-прежнему выполняли обряды древней религии, основанной на культе «танир» .

 

№ 55) Общественнополитическая жизнь и культура Казахстана в 20-40-ые годы ХХ в. Политические репрессии 20-30-ые годы ХХ в. Депортация репрессированных народов в Казахстан.

20-30-е гг. – это время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахсккую интеллегенцию. В 1928 году по ложному обвинению были арестованы 44 человека, так называемых «буржуазных националистов» — бывших деятелей «Алаш-Орды», в том числе А. Букейханов. А. Байтурсынов, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов. В 1930 году была арестована другая группа интеллигенции, около 40 человек, в том числе М. Тынышпаев. X. Досмухамедов. В 1937-1938 годах репрессии приняли массовый характер. Были репрессированы и физически уничтожены, кроме выше названых, так же государственные и общественные деятели Т. Рыскулов, Д. Садвакасов, У. Исаев. У. Джандосов. Представители казахской литературы С. Сейфуллин, Б. Майлнн, И. Джансугуров. Ученые К. Жубанов, С. Асфендялров и многие другие. В Казахстане было создано 7 лагерей, крупнейшим из которых был Карлаг (Карагандинский лагерь особого режима), специально для жен «изменников родины», был создан Акмолинский лагерь «Алжир». Республика начинает превращаться в гигантское место ссылки. Осенью 1937 года в Казахстан было насильственно переселено около 100 тысяч корейцев с Дальнего Востока, незаконно обвиненных по национальному признаку в «японском шпионаже». Также, осенью 1937 года в Казахстане появились тысячи курдов, турок, азербайджанцев, иранцев, высланных сюда во время «очистки погран. полосы» вдоль Кавказской границы СССР.
Следует добавить, что заметными событиями того периода были перенос столицы Казахстана в 1929 году из Кзыл-Орды в Алма-Ату и преобразование КазАССР в Казахскую Советскую Социалистическую Республику, то есть из автономной в союзную в соответствии с Конституцией СССР, принятой 5 декабря 1936 года.
Развитие культуры К-на в 20-30 годах. (Развитие народного образования, музыкальное и театральное искусство).
В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию.
26 декабря 1919 года был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности — Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232
человека. Был объявлен массовый культ поход в аул. Были созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 года ЦИК и СНК КазАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение. Созданы были учебники на казахском языке, их авторами были деятели интеллигенции — А. Байтурсынов. Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был К. Сатпаев, географии — А. Букейханов. Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход казахского алфавита с арабской графики на латинскую — это был серьезный отход от национальных традиций и культуры.
Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 году только 5,8% учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алматинский зооветеринарный институт (1929год), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 год),Алма-Атинский медицинский институт (1931 год), Казахский государственный университет {1934 год). В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым.
Предпринимались меры по созданию н аучных учреждений. . Так еще при Кирревкоме (Казревкоме) была образован;а Ученая комиссия, преобразованная затем в научный отдел. Позже научный отдел стал функционировать при наркомпросе. Были созданы краевой архив, музей. Появились научные учреждения: станция защиты растений, ветеринарно-бактериологический институт, институт удобрений и агропочвоведениия В 1932 году в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР.
В 1926 году открылся первый национальный казахский театр, его возглавил Ж. Шанин. Первой пьесой, поставленной на его сцене, была «Енлик-Кебек». В 1934 году был открыт музыкальный театр, ныне театр оперы и балета имени Абая. Огромным успехом пользовался здесь спектакль «Айман-Шолпан». Первой казахской оперой была «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского. В 1934 году был создан оркестр имени Курмангазы, руководитель А. Жубанов. В 1936 году открылась филармония имени Джамбула. В мае 1938 года в Москве состоялась первая декада казахского искусства. Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова. В то время творил замечательный казахский художник А. Кастеев. В 1934 году в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 году «Ленфильмом» был снят первый казахский звуковой фильм «Амангсльды». Многое сделал дл я развития музыкального искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич, автор сборников «1000 песен казахского народа» (1925 год), «500 песен и кюев казахского народа» (1931 год).
20-30-с годы — это сложное время в истории культуры Казахстана, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства. В 1939 году грамотность населения всей республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но. с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахскую интеллигенцию.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!