- Жизнь и деятельность великих ученых и мыслителей Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмеда Яссави и Махмуда Кашгари.
Ярким свидетельством развития средневековой культуры Казахстана является деятельность гениального ученого-энциклопедиста Аль-Фараби (870-950 гг.).
Фараби родился на казахской земле, Сырдарье, в г.Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар), умер в Дамаске. Отец Абу Насра, представитель кыпчакской военной аристократии, служил Саманидам. Фараб (Отрар) подчинился Саманидскому эмирату в 859 г. Столица Саманидов Бухара являлась главным центром просвещения всего среднеазиатского региона.
Полное имя Аль-Фараби – Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки. Причем слово «тархан» дает признак принадлежности к тюркам, обозначает, что он выходец из родовитых и богатых, близких к каганам сословий – «тархан» – принц.
Научное наследие Фараби, охватывает практически все отрасли знаний, средневекового мира – философию и логику, математику и физику, музыку и астрономию, поэзию и лингвистику.
Фараби был выдающимся представителем исламской цивилизации, основателем исламской философии – «Вторым учителем». Он заслужил этой чести еще при жизни потому, что после древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) во всем мире в области философии и логики ему не было равных. Он дал толкование почти всем книгам Аристотеля. В этой связи важно привести признание Ибн-Сины, что в тот период своей жизни, когда он уже изучил медицину, философию, физику, логику, ему все еще не давалось понимание «Метафизики» Аристотеля до тех пор, пока он не проштудировал трактат аль-Фараби, разъясняющий это древнегреческое сочинение.
Действительно, аль-Фараби нес в себе синтез и греческой культуры: он изучил труды не только Аристотеля, но и Платона, Птолемея, Плиния (старшего). Кстати, имеется упоминание о том, что на книге Аристотеля «О душе» было написано рукой самого Фараби: «Эту книгу я прочитал сто раз». Кстати, кроме своего родного кыпчакского языка аль-Фараби знал арабский, персидский, древнегреческий, латынь и другие языки.
На протяжении 80-летней жизни, протекавшей от Фараба до Хорасана, от Хорасана до Багдада, Дамаска и Египта, Абу Наср занимался различными науками – физикой, химией, геометрией, биологией, социологией, астрономией, философией – и оставил более 160 трактатов, которые изданы или хранятся в библиотеках Ташкента, Каира, Бейрута, Стамбула, Тегерана, Хайдарабада, Лондона, Берлина, Мадрида.
В частности, ему принадлежат труды «О достижении счастья», «Об (искусстве) поэзии», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Отношение философии к религии», «Диалектика», «Метафизика». Энциклопедией средневековой науки назван его труд «Слово о классификации наук», переведенный на греческий и латинский языки еще в Х-ХП вв. В Европе в XV в. была популярна «Большая книга о музыке» – самое крупное произведение Абу Насра, впервые вышедшее на языке оригинала в Каире в 1967 г. с комментариями, общим объемом более 1200 страниц. Его книги начинаются с мусульманской заповеди «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!».
Фараби создал музыкальную науку, теорию музыки. Известно, что психофизическое воздействие музыки оказывает гармонирующую роль на душевное и физическое состояние человека. Здесь глубоко уместны слова самого Фараби: «Эта наука полезна в том смысле, что умеряет нравы тех, которые потеряли равновесие, делает совершенными тех, которые еще не достигли совершенства, и закрепляет равновесие тех, которые находятся в состоянии равновесия. Эта наука полезна и для здоровья тела, ибо когда заболевает тело, то чахнет и душа, когда тело испытывает недуги, то их испытывает и душа. Поэтому исцеление тела совершается таким образом, что исцеляется душа…».
Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах. Источники свидетельствуют о том, что он был прекрасным исполнителем музыки на различных инструментах (рабаб, лютня, гипжак, най, уд); создал инструмент с делениями для измерения звуковых интервалов, похожий на цитру, где каждому звуку соответствует отдельная струна; оставил научное описание танбура багдадского и восточно-хорасанского, дутара, флейты, сурная, шахруда согдийского и других распространенных в его время инструментах.
Научные взгляды Фараби намного опередили свое время. Мыслитель мирового уровня синтезировал и развил в своем творчестве достижения греческой, персидской, индийской, арабской и тюркской культур.
Первые исследования творчества Фараби появились в XI-XIII вв. на арабском языке. Наука о наследии Фараби в Казахстане оформилась в фарабиеведение. Институт философии Министерства образования и науки РК издал на государственном и русском языках «Философские трактаты» (1970), «Математические трактаты» (1972), «Социально-этические трактаты» (1973), «Логические трактаты» (1975), «Историко-философские трактаты» (1985), «Трактаты о музыке и поэзии» (1992).
Как известно, IX-X вв. применительно к мусульманскому Востоку швейцарский востоковед Христиан Адам Мец (1869-1917гг.) назвал “Мусульманским Ренессансом”, имея в виду то обстоятельство, что именно в это время исламская цивилизация во всех отношениях достигает пика своего развития от Андалузии до Индии, охватывая Ближний и Средний Восток, Среднюю Азию. Закончилась эпоха политического доминирования арабов, возникли благоприятные условия для возрождения и развития тюркского литературного языка.
В период государства Караханидов жили и творили создатели крупнейших памятников тюркского языка и литературы Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.
Юсуф Баласагуни родился примерно в 1015-1017 гг. в г.Баласагуне, от названия которого происходит нисба поэта – Баласагуни. Дату, место смерти и захоронения мы, видимо, уже никогда не восстановим. Известно, что отец Юсуфа был музыкантом и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза – «Дарди Хусани».
Юсуф с малых лет воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки.
В Кашгаре в 1069-1070 г. он написал одно из важнейших исторических и литературных произведений того времени – «Кудатгу билиг» (Благодатное знание), посвященное хану Табгач Богра-Кара-Хакан-Абу Али Хасану из династии Караханидов. Юсуф подчеркивает, что «повелитель почтил и возвеличил сочинителя, дав ему административный пост «улуг хасс-хаджиба» – мудрого советника, «министра двора».
Хасс-хаджиб – всевидящее око правителя: наблюдает за исполнением законов и обычаев, за правильной организацией официальных церемоний, совместно работает с казначеем, писцами, ремесленниками, принимает и провожает послов, выслушивает просьбы и жалобы бедняков, вдов и сирот, докладывает о них правителю. Одним словом, как признается сам Баласагуни эта работа проходит «в поте лица и всех служб тяжелее».
Материал для поэмы Баласагуни собирал более 30 лет, а собственно работа над поэмой заняла полтора года, общий объем ее – 6520 бейтов (85 глав) и 124 бейта в виде приложения, которые написаны за 18 месяцев напряженной работы. Бейт – двустишие в законченной форме с рифмой. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Семиречья, бассейном озера Иссык-Куль, Кашгарией. В ней упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлуков, огузов.
Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание – единственный источник для благополучия, как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф.
Среди политических мотивов создания поэмы «стремление научить среднеазиатскую династию Караханидов, еще не оторвавшуюся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами (Мавераннахр, Восточный Туркестан). О соединении элементов тюркского и исламского стиля правления свидетельствуют немало советов в деле государственного управления, изложенные в поэме. Например, «Есть право владыки: он – людям глава, но есть и у подданных долг и права», «Счастье правителя – сделать народ счастливым», «Когда над собаками лев – голова, любая собака похожа на льва».
Герои поэмы Баласагуни названы тюркскими именами, свидетельствующими о богатстве языка и его возможности к умозрительности: Огдулмыш – Достохвальный, Кюнтолды – Солнце в зените, Айтолды – Полнолунный, Одгурмыш – Пробуждающийся. Так, Кюнтолды олицетворяет Власть, Справедливость, Бесстрашие, Волю, Доблесть, Закон. Для Баласагуни все эти качества воплощены в правителе (Элике). Основной принцип, на котором должен основываться «счастливый» и «праведный» правитель, облаченный благодатным знанием, – это соблюдение справедливого закона и его верховенство, в союзе с разумом и счастьем праведной жизни.
«Благодатное знание» не просто этико-моралистический трактат, но и глубокое философско-дидактическое произведение, рисующее нормы поведения людей различных сословий, правила взаимоотношений между правящими и управляемыми. Твори добро и сей добро – в этом гуманистический пафос Баласагуни. Если ты сделаешь зло, ответом на него будет раскаяние», «скверный молодой стареет в раскаянии, хороший пожилой живет не раскаиваясь».
В культурной жизни городского населения важное значение имели произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих поэтов наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI – XII вв. Он написал сборник стихов религиозно – мистического содержания «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости). Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XI вв., большую часть жизни провел в г. Яссы (Туркестан). Отец Ахмета Ибрагим был степным музыкантом и поэтом и передал сыну свою любовь к поэтическому слову. В Испиджабе Ахмет учился у имама Арстан – баба, продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани, известного проповедника суфизма в Средней Азии.
Дивани Хикмет – сборник стихов, прежде всего, религиозно – мис тического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма, выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию. Путь к истине, по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизм и смирение. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно – исторического, этнографического и социально-бытового характера. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографии племен того времени.
Семнадцати лет, как указывается в источниках, из «Благородной Бухары» Ахмед переехал в Ясы, где благодаря своему титаническому труду проповедника среди жителей степей – тюрок-огузов, карлуков, кыпчаков стал признанным главой тюркской ветви ислама -суфизма.
Суфизмом или дервишизмом принято называть самостоятельное мистико-аскетическое течение в исламе, для которого на ранних этапах развития было характерно отречение от мирских благ, нестяжательство, устремление всех интересов верующего к личности Бога с целью мистического «слияния» с ним, истинного богопознания, отказа от сложной внешней обрядности. В суфизме развиваются пантеистические идеи (Бог во всем мире, весь мир – это проявление Бога).
Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием родственных тюркских племен с их тенгрианско-шаманистскими и зороастрийскими представлениями и психологическими стереотипами. Сохранилось предание о том, что «в ханаке Ахмада Ясави мужчины и женщины вместе участвовали в зикрах. Появилась группа арабских дервишей во главе с шейхом, и этот шейх запросил о законности подобного общего зикра у Ахмада Ясави. Ответ последнего убедил арабского шейха, и он (этот шейх) стал мюридом Ахмада Ясави и 12 лет служил ему». Безусловно, совместное участие мужчин и женщин в зикрах (радениях) было введено под влиянием кочевого быта тюрков.
Суфизмом Ясави были проникнуты и поэзия, и политика, и искусство, и история, и экономика, а шире – весь менталитет тюркоязычного общества. Например, сошлемся на один из главных источников по истории Казахстана – «Тарих-и-Рашиди» Мирзы Мухаммеда Хайдара. Суфийское мировоззрение господствует во взглядах самого автора, который указывает, что и правители явялялись последователями «шейхов йасавийе» и выполняли их установки. Влияние учения Ясави и его учеников ощущалось и в духовной культуре Золотой Орды. Ясави особенно был популярен в тюркской кочевой среде.
Ясави умер в глубокой старости. Он оставил после себя двух дочерей – Джемаль-ханым и Гаухар-Хуштадж. Единственный сын Ибрагим умер еще при жизни отца. Шейха похоронили как национального святого. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 233 года спустя после его смерти над могилой пличному указанию эмира Тимура (1336- 1405 гг.) в честь его победы над Тохтамышем в 1395 г. воздвигнут мавзолей «Хазрет султан». Соответственно была оформлена дарственная грамота «Вакуф-наме» – о передаче обрабатываемых земель в вакф # ^
Трехкратное посещение могилы Ясави приравнивалось к хаджу в Мекку. Эта ее роль подчеркивается и тем фактом, что столь значительное и почитаемое место со временем превратилось в пантеон выдающихся государственных деятелей, знаменитых ученых и поэтов. Внутри комплекса мавзолея похоронены Абулхаир хан, дочь Улугбека Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Аблай-хан, Каз дауысты Казбек би и многие другие знатные люди.
Как подчеркивают исследователи, геополитический выбор месторасположения столицы первого казахского государства в городе Туркестане был обусловлен, прежде всего, тем, что Туркестан был местонахождением священного праха мыслителя и гуманиста тюркского мира Ходжа Ахмеда Ясави.
№ 40) Завершение присоединения Казахстана к Российской империи. Административно-территориальные реформы 60-90 гг. XIX в. Освободительные движения казахов во второй половине XIX в. (1868-1870 гг.)
Процесс присоединения старшего жуза: В конце XVIII – нач. XIX в. Большая часть территории Младшего жуза находилась под властью среднеазиатских ханств. Кокандские и хивинские ханства совершили походы на казахские земли. В 1812, 1816, 1820г. Хивинский хан Мухаммед рахим подверг кочевья казахов страшному разгрому. Силинее всего был набег 1820г. с 10000 войском он подверг грабежу ок. 2 тыс казахских аулов. Цель его походов – подчинение Младшего жуза – ханства Арынгазы. При поддержке России , хивинцам удалось отстранить Арынгазы от власти. Власть России к 1847 году не распространялась на юг Казахстана.
В начале XIX века к России не было присоединено Семиречье (Жетису). В первой половине XIX века усиление влияния царской России на территории Старшего и среднего жузов, главным образом, проявлялось в активном строительстве крепостей и форпостов.
В середине XIX века южная часть Старшего жуза находилась в фактическом подчинении Кокандского государства. Опорной крепостью кокандцев в Старшем жузе в середине XIX века была крепость Таушубек. В 1831 году хивинский хан Аллакул совершил крупное вторжение на территорию казахских племен.
В 30-40-е гг. XIX столетья среднеазиатские феодалы, стремясь удержать свое господство в Семиречье, проводили политику по задерживанию процесса принятия подданства России. Но основная часть территории Старшего жуза была присоединена к России в 1847 году. Будущая резиденция российского приставства на территории Казахстана – укрепление Капал – было заложено в 1847 году. А в 1848 году, в соответствии с инструкциями по управлению казахами Старшего жуза, в этот край был назначен российский пристав.
В 1851 году русскими войсками была захвачена крепость кокандских военных отрядов на реке Каскелен – Таушубек – опорная крепость кокандцев в Старшем жузе.
В 1853 году войска Оренбургского генерал-губернатора отбили у Кокандских феодалов крепость Ак-Мечеть. Эта крепость была переименована в Перовск.
С целью более тщательного контроля территории казахов царизм построил Сырдарьинскую военную линию в 1853 году. Идея и решение о соединении Сырдарьинской и Сибирской военных линий для продвижения и закрепления в Заилийском крае российских войск принадлежала Гасфорту.
Укрепление Верное весной 1854 года было заложено отрядом Перемышельского на месте казахского поселения Алматы. В 1855 году резиденция приставства Старшего жуза была перенесена из Капала в Верный.
Начало производству меда в Заилийском Алатау в середине XIX века положил сибирский казак – Осип Мамнев. В 1857 году на территории Верного в районе Татарской слободки была построена первая водяная мельница. Пивоваренный завод – это первый завод, вошедший в строй в Верном в 1858 году. Среди прибывающих из России в Верный переселенцев преобладали в основном выходцы из Воронежской области. Позднее укрепление Верное стали называть Илийский поселок. В 1863 году российское подданство приняли 4 тысячи семей племени конырат и 5 тысяч семей рода бестанбалы Старшего жуза.
В 1864 году русские воска заняли бывшую столицу Казахского ханства город Туркестан.
Весной 1865 года военные действия против Коканда начал правитель сопредельного государства – Бухарский эмир.
Летом 1865 года Россией был завоеван крупный город Средней Азии (политический и экономический центр всего дореволюционного Туркестана) – Ташкент.
В 1867 году в состав Российской империи вошли земли Бухарского эмирата. Земли, ранее зависимые от Коканда, в 1867 году вошли в Туркестанское генерал-губернаторство.
Хивинское ханство – это среднеазиатское ханство, вошедшее в состав России в 70-е гг. XIX века. Поражение Хивы в 1873 году от русских войск означало – полный выход казахов из-под власти хивинского хана. В завершающий период присоединения Казахстана к России наступающие войска русских поддержали казахские батыры и Бии Жетису – Суранши, Шаяш батыры, би Асан.
Процесс присоединения территории Казахстана к России был завершен в 60-е гг. XIX века.
Процесс присоединения Казахстана к России растянулся на полтора столетия (150 лет). В завершающие годы присоединения Семиречья к царской России правителем Алатауского округа был назначен Колпаковский.
Положительные последствия присоединения Казахстана к России:
- Распространяется оседлость,
- Закладываются основы промышленного и сельскохозяйственного производства,
- Придало новый облик местным народным традициям и культуре,
- Расширяется торговля (все перечисленное).
Отрицательные последствия присоединения Казахстана к России:
- Развитие казахов шло в русле колониального влияния,
- Шло изъятие казахских земель,
- Развитие казахов шло в русле политического и национального бесправия.
Вопрос №65.
Конституция РК. Государственные символы РК.
В январе 1993 года в истории РК произошло важнейшее событие – была принята первая Конституция страны. С этого момента Казахстан входит в мировое сообщество, начался процесс демократизации общества. И Г.Сапаргалиев был одним из участников составления Основного закона РК. Но менее чем через год принятия Конституции РК возникла необходимость внесения изменений в нее. Основной закон отвечал требованиям времени, но в нем не были отражены положения для проведения экономических реформ, что значительно тормозило развитие страны. В связи со сложившимся положением вещей было решено принять новую Конституцию. И в августе 1995 года на референдуме народ одобрил новый Основной закон РК. С того момента прошло 12 лет, за эти годы были приняты изменения в Конституцию страны. Так, в 1998 году были внесены 19 изменений, в 2007 года – приняты конституционные поправки. Особенностью данных изменений является то, что инициативы по внесению поправок исходили от Главы государства. Вторая особенность заключается в том, что поправки главным образом были направлены на расширение роли Парламента и демократических институтов, а также на дальнейшую демократизацию в Казахстане. Исполнительная власть. Президент Республики Казахстан избирается совершеннолетними гражданами Казахстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательная власть. Законодательную власть осуществляет — парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Судебная власть. Судебную власть осуществляют суды: конституционный Суд, верховные, областные, городские и районные суды, входят также мировые судьи.
Флаг Казахстана, Герб Казахстана, Гимн Казахстана.
4 июня 1992 года день создания государственного герба Республики Казахстан. Герб имеет форму круга. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак. Шанырак – символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык – напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди – уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца – источник жизни и тепла. Языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома – Казахстана. Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия. В центре герба находится пятиконечная звезда. Наша страна открыта представителям всех пяти континентов. Гамма нашего герба. В основном их две: золотистая и голубая. Первая соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты. Авторы герба: Жандарбек Малибеков и Шоты Уалиханов. выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.
Государственный Флаг Республики Казахстан. Флаг был утверждён 4 июня 1992 года, заменив собой флаг Казахской ССР. Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. Соотношение сторон: 1:2м.
Государственные гимны РК.Гимн с 1992 по 2006 год. Гимном Республики Казахстан была песня с музыкой гимна Казахской ССР и словами, написанными группой казахских поэтов по случаю обретения Казахстаном независимости. Музыка — Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского, Латифа Хамиди. Текст — Музафара Алимбаева(Мұзафар Әлімбаев), Туманбая Молдагалиева(Тұманбай Молдағалиев), Кадыра Мырза Али(Қадыр Мырза Әлі) и Жадыры Дарибаевой. Перевод Б. Каирбекова.
С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня написаная ещё в 1956 году «Мой Казахстан» («Менiң Қазақстаным») с внесёными изменениями, приводящими песню в соответствие со статусом государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться, как соавтор текста. Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева(2005).