Государство Моголистан (сер. ХІV – нач. ХVІ вв.): территория и этнический состав. Походы Тимура на Моголистан. Моголистан

  1. Государство Моголистан (сер. ХІV – нач. ХVІ вв.): территория и этнический состав. Походы Тимура на Моголистан.

Моголистан. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV – начале XV вв. входил в государство Могулистан, государство, образовавшееся на северо-востоке Средней Азии, в Семиречье и Восточном Туркестане в результате распада государства Чагатаидов. Одним из этапов на пути обособления было государство Хайду, возникшее в 70-х гг. XIII в.  В середине XIV в. упомянутые выше причины привели к распаду этого государства. В западной части (Мавераннахр) феодальная раздробленность 50-60-х гг. была постепенно преодолена, здесь возникло государство эмира Тимура. В восточной части, Могулистане, феодальная знать во главе с представителем крупного племени дулат эмиром Пуладчи в 1347-1348 гг. поставила ханом нового государства чагатаида Тоглук-Тимура, которому удалось стать основателем устойчивой династии правителей Могулистана.

Историко-географический термин Могулистан (Моголистан) происходит от этнонима могул (могол), как произносился в Средней Азии и Казахстане и писался в тюркоязычных и персоязычных исторических сочинениях этноним монгол. Так стали называть   еще   во   время   Чагатайского   улуса   обширный   регион   Юго-Восточного Казахстана, Киргизстана и северной части Восточного Туркестана. Там сохранились кочевнические традиции, и туда переместилось относительно большое число (по сравнению с другими районами) монголов.

В составе населения Могулистана было множество тюркских и тюркизированных монгольских племен: дулаты, канглы, киреиты, уйсуни, аркенут, баарины, арлаты, барласы и другие, составивших тюркоязычную этнополитическую общность с названием могулы (моголы). Значительная часть этих племен впоследствии вошла в состав казахской народности, другая часть, размещавшаяся в Восточном Туркестане, в состав киргизов и уйгуров.

В Могулистане политическим главой государства и верховным собственником земли был хан. Здесь так же, как и в Ак-Орде, были известны такие формы условного землевладения знати, как икта,  сойургал и др. В управлении государством хану помогал улусбек (традиционно он был из эмиров племени дулат), при хане имелся совет знати. Чиновничий аппарат был развит больше в оседло-земледельческой части государства, особенно по части сбора налогов и организации военных сил.

Политическая история Могулистана заполнена феодальными войнами, усобицами, отражением нападений со стороны соседних государств, главным образом вторжений на его территорию эмира Тимура. В 70-80-х гг. правителям Могулистана –  хану Хызр-Ходже (1388-1389 гг.), эмиру Камар ад-Дину, Енге-торе и другим – пришлось вести, как отмечалось выше, долгую и упорную борьбу против агрессии Тимура. В ходе этой борьбы была предпринята попытка объединения разрозненных сил с Ак-Ордой, также страдавшей от вторжения войск Тимура. Совместная борьба против захватнических притязаний этого завоевателя имела большое значение для установления экономических, хозяйственных и других контактов населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. В результате изнурительной борьбы с агрессией Тимура Могулистан распался на уделы. Хызр-Ходжа хан вынужден был признать себя вассалом Тимура. В первой половине XV в. усилилась феодальная раздробленность в государстве. Тимуриды в этот период не оставляли притязаний на Семиречье и Кашгарию.

Несколько упрочилось положение при сыне Хызр-Ходжа хана Мухаммед хане (1408-1416 гг). При нем Могулистан стал независимым от тимуридов, ему удалось освободить от их власти земли в долинах рек Чу и Таласа. Уменьшились на время усобицы и распри. В целях централизации государства Мухаммед хан упорно насаждал в Могулистане ислам. Все чаще восточные рубежи Могулистана стали подвергаться нападениям ойратов (западная часть монголов, в среднеазиатских источниках они назывались калмаками). Многократно сражался с ними   Вайс хан (правил с перерывами в 1418-1428 гг.). Он вынужден был перенести свою ставку из Турфана в местность Илибалык в Семиречье. После Вайс хана все более обнаруживались признаки упадка Могулистана.

В междоусобной борьбе верх одержала группировка знати во главе с улусбеком Мир-Мухаммад-Шахом, поддержавшим сына Вайс хана Есен-Бугу (1433-1462 гг.). При Есен-Буге в конце 50-х гг. в Семиречье откочевала из Восточного Дешт-и Кыпчака часть казахов во главе с султанами Джаныбеком и Кереем. Завершившийся процесс формирования тюркских и тюркизированных племен Семиречья в казахский Старший жуз, а вместе с племенами всего Казахстана –  в казахскую народность, а также процесс консолидации части тюркских и тюркизированных племен  в киргизскую народность явились важным фактором постепенного обособления Юго-Восточного Казахстана и Киргизии и распада Могулистана. На определенном этапе развития это сыграло роль, создав известные гарантии самосохранения и развития крупных этнических групп, подготовив условия для последующего генезиса этнически однородных государств в регионе. Ослабление и распад Могулистана вызваны и другими политическими и социально-экономическими причинами. Среди них –  раздробленность страны на уделы (улусы), династийные распри Чагатаидов и войны племенной знати. Недовольство народных масс постоянной нестабильностью, поборами, выражалось в кочевой среде в массовых откочевках.

Несколько укрепил положение в государстве хан Юнус (1462-1487 гг.), но в 1472 г. он  потерпел поражение от ойратов, вторгшихся в Семиречье, и бежал на Сырдарью. Последний из правителей Могулистана, внук Юнус-хана Султан Саид-хан в 1514 г. отобрал у вассального правителя могулистанских ханов Абу Бекр мирзы,  Кашгарию и основал в Восточном Туркестане новое государство – Могулию. Казахские роды и племена Семиречья с 60-х гг. вошли в состав Казахского ханства.

 

№ 44) Наука и просвещение в Казахстане в XIX в. Жизнь и творчество Ш. Уалиханова и И. Алтынсарина.

При­со­еди­нение Ка­захс­та­на к Рос­сии при­вело к то­му, что с целью изу­чения ге­ог­ра­фии, при­род­ных ре­сур­сов, эко­номи­ки, ис­то­рии, эт­ногра­фии сю­да ста­ли при­ез­жать уче­ные, пу­тешест­вен­ни­ки. В XIX в. сре­ди исс­ле­дова­телей Ка­захс­та­на бы­ли уче­ные с ми­ровой из­вест­ностью, та­кие как П. П. Се­менов-Тянь-Шанс­кий (1827–1914), Н. А. Се­вер­цев, И. В. Муш­ке­тов В. В. Рад­лов (1837–1918). Он изу­чал обы­чаи, об­ря­ды, фоль­клор на­родов Ал­тая, се­вер­ных об­ластей Ка­захс­та­на, обс­ле­довал Се­миречье. В. В. Вельями­нов-Зер­нов (1830–1904) в кни­гах «Исс­ле­дова­ние о ка­симовс­ких ца­рях и ца­реви­чах», «Ис­то­ричес­кие све­дения о кир­гиз-кай­са­ках» ос­ве­тил мно­гие уз­ло­вые воп­ро­сы ис­то­рии Ка­захс­та­на. Ис­то­рию края изу­чали А. И. Доб­ро­мыс­лов, Н. Н. Арис­тов, М. Кра­совс­кий и дру­гие. Сбо­ром дан­ных по ис­то­рии, эт­ногра­фии, ге­ог­ра­фии так­же за­нима­лись офи­церы Ге­нераль­но­го шта­ба, чи­нов­ни­ки русс­кой ад­ми­нист­ра­ции, по­лити­чес­кие ссыль­ные.

В раз­ви­тии куль­ту­ры и об­щест­вен­ной мыс­ли в Ка­захс­та­не во вто­рой по­лови­не XIX в. важ­ную роль сыг­ра­ли на­уч­ные об­щест­ва и куль­тур­но-прос­ве­титель­ные уч­режде­ния. От­де­лы Русс­ко­го ге­ог­ра­фичес­ко­го об­щест­ва бы­ли отк­ры­ты в Орен­бурге (1868), в Омс­ке (1877), за­тем по­дот­дел в Се­мипа­латинс­ке, а в 1897 г. — от­дел в Тур­кеста­не. Они из­да­вали сбор­ни­ки, где пуб­ли­кова­лись ма­тери­алы по ис­то­рии, эт­ногра­фии, ге­ог­ра­фии. В них сот­рудни­чала ка­захс­кая ин­телли­ген­ция, нап­ри­мер, чле­ном-кор­респон­дентом Орен­бург­ско­го от­де­ления ге­ог­ра­фичес­ко­го об­щест­ва был И. Ал­тынса­рин, ко­торый пуб­ли­ковал в его сбор­ни­ках свои исс­ле­дова­ния. Во вто­рой по­лови­не XIX ве­ка в Ка­захс­та­не бы­ли соз­да­ны об­ласт­ные ста­тис­ти­чес­кие ко­мите­ты, ко­торые пуб­ли­кова­ли «об­зо­ры» об­ластей, со­дер­жа­щие ма­тери­алы по ста­тис­ти­ке, ис­то­рии, эт­ногра­фии, куль­ту­ре. Нап­ри­мер, в ра­боте Се­мипа­латинс­ко­го об­ласт­но­го ста­тис­ти­чес­ко­го ко­мите­та при­нимал учас­тие Абай Ку­нан­ба­ев. Изу­чени­ем Ка­захс­та­на за­нима­лись и дру­гие на­уч­ные ор­га­низа­ции: Об­щест­во сель­ско­го хо­зяй­ства, лю­бите­лей ар­хе­оло­гии и ис­то­рии Вос­то­ка, лю­бите­лей ес­тест­воз­на­ния, ант­ро­поло­гии и вос­то­кове­дения. В Ка­захс­та­не ста­ли отк­ры­вать­ся об­щест­вен­ные биб­ли­оте­ки. Од­на из пер­вых пуб­личных биб­ли­отек бы­ла отк­ры­та в 1883 г. в Се­мипа­латинс­ке.

Об­щест­вен­ный прог­ресс и со­путс­тву­ющие ему об­щест­вен­ное дви­жение, пре­об­ра­зова­ния в за­коно­датель­стве ока­зали вли­яние на де­ло прос­ве­щения в на­ци­ональ­ных ок­ра­инах. Во вто­рой по­лови­не XIX в. не­об­хо­димость в под­го­тов­ке пе­ревод­чи­ков для сис­те­мы уп­равле­ния, нех­ватка слу­жащих для нужд хо­зяй­ствен­ной и чи­нов­ничьей ад­ми­нист­ра­ции тре­бова­ли уве­личе­ния русс­ко-ка­захс­ких школ. Русс­ко-ка­захс­кие шко­лы, отк­ры­тые в 1861 г. в Тро­иц­ке, Орен­бурге, фор­те Ка­залинс­ка пы­тались прив­лечь на уче­бу ка­захс­кую мо­лодежь. Шко­лы в Ка­залы и Пе­ровс­ке бы­ли ре­ор­га­низо­ваны в учи­лища, где бы­ли пре­пода­вате­ли, по­лучив­шие об­ра­зова­ние в Ка­зани и Пе­тер­бурге. Сла­бо раз­ви­валось женс­кое об­ра­зова­ние. Лишь бла­года­ря ста­рани­ям Ы. Ал­тынса­рина в 1887 г. бы­ло отк­ры­то женс­кое учи­лище в Ир­ги­зе. В 1890–1896 гг. отк­ры­лись русс­ко-ка­захс­кие женс­кие учи­лища в Тур­гае, Кус­та­нае. Ка­рабу­таке, Ак­тю­бинс­ке. Пер­вы­ми про­фес­си­ональ­ны­ми учеб­ны­ми за­веде­ни­ями бы­ли Тур­кестанс­кая учи­тель­ская се­мина­рия, ос­но­ван­ная в 1879 г. и Ка­захс­кая учи­тель­ская шко­ла, отк­ры­тая в Орс­ке в 1883 г. Поз­же бы­ли отк­ры­ты учи­тель­ские се­мина­рии в Ак­тю­бинс­ке, Вер­ном, Се­мипа­латинс­ке, Ураль­ске. За весь до­ок­тябрь­ский пе­ри­од они под­го­тови­ли 300 учи­телей-ка­захов. Так­же в XIX в. бы­ли отк­ры­ты сель­ско­хозяй­ствен­ная и фель­дшерс­кая шко­лы, но не бы­ло ни од­но­го выс­ше­го учеб­но­го за­веде­ния.

В кон­це XIX в. в Ка­захс­та­не сло­жилась сле­ду­ющая сис­те­ма прос­ве­щения: На­чаль­ные учеб­ные за­веде­ния: при­ходс­кие шко­лы, про­гим­на­зии (гим­на­зии с не­пол­ны­ми клас­са­ми), сме­шан­ные русс­ко-ка­захс­кие, ауль­ные и шко­лы гра­мот­ности; Сред­ние учеб­ные за­веде­ния: ре­аль­ные учи­лища, женс­кие и мужс­кие гим­на­зии, учи­тель­ские се­мина­рии; Учеб­ные за­веде­ния со спе­ци­аль­ной под­го­тов­кой: ка­захс­кие учи­тель­ские шко­лы, сель­ско­хозяй­ствен­ные, фель­дшерс­кие шко­лы, Тур­гай­ская ре­мес­ленная школ, Ураль­ская спе­ци­аль­ная шко­ла по под­го­тов­ке уче­ников для ре­мес­ленно­го про­мыс­ла, Омс­кое ме­хани­ко-тех­ни­чес­кое учи­лище, Гурьевс­кая шко­ла по обу­чению мо­реп­ла­ванию; Учи­тель­ские инс­ти­туты, отк­ры­тые в 1872 г. в Омс­ке и в 1879 г. в Таш­кенте по ор­га­низа­ции учеб­но­го про­цес­са бы­ли от­не­сены к сред­ним учеб­ным за­веде­ни­ям Рос­сии. К кон­цу XIX в. учеб­ных за­веде­ний с русс­ким язы­ком обу­чения нас­чи­тыва­лось: 2 вось­мик­ласс­ные мужс­кие гим­на­зии; 2 се­мик­ласс­ные женс­кие гим­на­зии; вось­ми­лет­няя во­ен­ная гим­на­зия в Вер­ном; шес­ти-, се­ми- и вось­мик­ласс­ная мужс­кая гим­на­зия Ураль­ско­го ре­аль­но­го учи­лища; че­тырехк­лас­сная мужс­кая и пя­тик­ласс­ная женс­кая гим­на­зия в Се­мипа­латинс­ке; су­щест­во­вали цер­ковно-при­ходс­кие шко­лы, воск­рес­ные шко­лы гра­мот­ности. Нес­мотря на про­тиво­дей­ствия ца­риз­ма, боль­шую роль в обу­чении мо­лоде­жи сыг­ра­ли му­суль­манс­кие мек­те­бы и мед­ре­се. Во вто­рой по­лови­не XIX ве­ка жи­ли и тво­рили вы­да­ющиеся предс­та­вите­ли ка­захс­кой куль­ту­ры Ш. Уали­ханов, Ы. Ал­тынса­рин, А. Ку­нан­ба­ев. Шо­кан Уали­ханов (1835–1865) — ис­то­рик, ге­ог­раф, эт­нограф, мыс­ли­тель, пу­тешест­вен­ник. Ро­дил­ся в кре­пос­ти Куш­му­рун, до 12 лет обу­чал­ся в част­ной шко­ле, в 1847 г. пос­ту­пил и в 1853 г. окон­чил Си­бирс­кий Ка­детс­кий кор­пус в Омс­ке в зва­нии кор­нет ар­мей­ской ка­вале­рии. В 1855 го­ду в ка­чест­ве адъютан­та ге­нерал-гу­бер­на­тора За­пад­ной Си­бири Гас­форта он при­нял учас­тие в по­езд­ке от Омс­ка до За­илий­ско­го Ала­тау, где зак­ла­дыва­лось ук­репле­ние Вер­ное. Во вре­мя этой по­езд­ки он соб­рал и обоб­щил бо­гатый ма­тери­ал по ис­то­рии, ре­лигии, обы­ча­ям, фоль­кло­ру ка­захов. В 1856 г. он при­нял учас­тие в экс­пе­дици­ях от Ала-Ку­ля до Ис­сык-Ку­ля, а так­же в Куль­джу. По ре­зуль­та­там этих пу­тешест­вий он на­писал: «Днев­ник по­езд­ки на Ис­сык-куль», «За­пис­ки о кир­ги­зах». Он за­писал от­рывки из зна­мени­того кир­гизс­ко­го эпо­са «Ма­нас», а по ре­зуль­та­там по­езд­ки в Куль­джу — «За­пад­ная про­вин­ция Ки­тай­ской им­пе­рии и г. Куль­джа». В фев­ра­ле 1857 г. он был изб­ран дей­стви­тель­ным чле­ном Русс­ко­го ге­ог­ра­фичес­ко­го об­щест­ва. В 1858–1859 гг. Ш. Уали­ханов впер­вые пос­ле Мар­ко По­ло по­бывал в Каш­га­ре, где соб­рал уни­каль­ный ис­то­ричес­кий, эт­ногра­фичес­кий ма­тери­ал, уни­каль­ные ре­лик­вии: ру­копи­си, гра­моты, пред­ме­ты ис­кусс­тва. Ре­зуль­та­том этой по­езд­ки стал ка­питаль­ный труд «О сос­то­янии Ал­ты­шара или шес­ти вос­точных го­родов Ки­тай­ской про­вин­ции Нан-Лу (Ма­лой Бу­харии)»; 1856–1861 гг. — это вре­мя пре­быва­ния его в Пе­тер­бурге. Он ра­ботал в Во­ен­но-учет­ном ко­мите­те Ге­нераль­но­го шта­ба, Ази­атс­ком де­пар­та­мен­те, Ге­ог­ра­фичес­ком об­щест­ве. Здесь он под­держи­вал свя­зи с вос­то­кове­дом В. В. Гри­горьевым, В. В. Вельями­новым-Зер­но­вым, А. Н. Бе­кето­вым, В. П. Ва­сильевым, пи­сате­лем Ф. М. Дос­то­евс­ким, друж­ба с ко­торым про­дол­жа­лась еще с Се­мипа­латинс­ка; он об­щался с по­эта­ми А. М. Май­ко­вым, Я. П. По­лонс­ким. Вес­ной 1861 г. он тя­жело за­болел и вы­нуж­ден был вер­нуть­ся. 10 ап­ре­ля 1865 г. в ауле Те­зека в уро­чище Ко­ген-То­ган он скон­чался. Ш. Уали­ханов ос­та­вил бо­гатое на­уч­ное нас­ле­дие, в ко­торое, по­мимо уже наз­ванных ра­бот, вош­ли так­же: «Аб­лай», «Кир­гизс­кое ро­дос­ло­вие», «Во­ору­жение кир­гиз в древ­ние вре­мена и их во­ен­ные дос­пе­хи», «За­пис­ки о су­деб­ной ре­фор­ме», «О му­суль­манс­тве в сте­пи», «Сле­ды ша­манс­тва у кир­ги­зов», «О ко­чевьях кир­гиз» и дру­гие. Он ос­та­вил мно­гочис­ленные за­рисов­ки, эс­ки­зы, наб­роски, ри­сун­ки. Его вклад в на­уку зак­лю­ча­ет­ся в том, что он зна­читель­но умень­шил бе­лые пят­на в русс­кой и ми­ровой на­уке о прак­ти­чес­ки ма­ло­изу­чен­ных в то вре­мя та­ких ре­ги­онах Цент­раль­ной Азии, как Се­миречье, Кыр­гызс­тан, Вос­точный Тур­кестан. Он соб­рал уни­каль­ный ма­тери­ал по ис­то­рии, эт­ногра­фии, фоль­кло­рис­ти­ке, ли­тера­туре, по­лити­чес­ко­му, со­ци­аль­но­му и эко­номи­чес­ко­му раз­ви­тию этих зе­мель. Он од­ним из пер­вых ввел в на­уч­ный обо­рот та­кой пласт ис­то­ричес­ких ис­точни­ков, как ка­захс­кий и кыр­гызс­кий эпос, фоль­клор. Ему при­над­ле­жит при­ори­тет в пос­та­нов­ке и раз­ре­шении ря­да уз­ло­вых проб­лем ис­то­рии тюрк­ских на­родов, та­ких как эт­но­генез, со­ци­аль­ная струк­ту­ра, по­лити­чес­кое по­ложе­ние, на­ци­ональ­но-ос­во­боди­тель­ная борь­ба, роль ис­ла­ма в их жиз­ни.

В расс­мат­ри­ва­емый пе­ри­од ак­тивно тво­рил ка­захс­кий прос­ве­титель, об­щест­вен­ный де­ятель, пе­дагог Ыбы­рай Ал­тынса­рин (1841–1889). Ра­но по­теряв от­ца, он вос­пи­тывал­ся у сво­его де­да, из­вест­но­го бия. вой­ско­вого стар­ши­ны Орен­бург­ской пог­ра­нич­ной ко­мис­сии Бал­хо­жи Жан­бурчи­на. За­тем учил­ся в ка­захс­кой шко­ле при Пог­ра­нич­ной ко­мис­сии. Ыбы­рай Ал­тынса­рин уче­ный в об­ласти пе­даго­гики, эт­ногра­фии, фоль­кло­рис­ти­ки. Он явил­ся соз­да­телем в Ка­захс­та­не на­чаль­ных и про­фес­си­ональ­ных учеб­ных за­веде­ний. Бла­года­ря его ста­рани­ям бы­ли отк­ры­ты в крае женс­кие, ре­мес­ленные, сель­ско­хозяй­ствен­ные учи­лища. В 1879 г. он был наз­на­чен инс­пек­то­ром школ Тур­гай­ской об­ласти. Им бы­ли на­писа­ны учеб­ные по­собия: «Кир­гизс­кая хрес­то­матия», «На­чаль­ное ру­ководс­тво к обу­чению кир­ги­зов русс­ко­му язы­ку», опуб­ли­кова­ны от­рывки из ка­захс­ко­го эпо­са «Коб­ланды-ба­тыр», «Жа­нибек-ба­тыр», ма­тери­алы по ис­то­рии «Кып­чак Сей­ткул», «Байулы» и дру­гие. По эт­ногра­фии в «За­пис­ках» Орен­бург­ско­го от­де­ла Русс­ко­го ге­ог­ра­фичес­ко­го об­щест­ва он опуб­ли­ковал статьи «Очерк обы­ча­ев при сва­товс­тве и свадь­бе у кир­ги­зов Орен­бург­ско­го ве­домс­тва», «Очерк обы­ча­ев при по­хоро­нах и по­мин­ках у кир­ги­зов Орен­бург­ско­го ве­домс­тва». Путь к прог­рессу сво­его на­рода он ви­дел в прос­ве­щении.

 

Вопрос №69.

Основные положения Послании президента страны Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28. 02. 07.

Сегодня можно с полной ответственностью заявить: Казахстан успешно завершил переходный этап и уверенно входит в качественно новый этап своего развития.

В качестве главных приоритетов Нового этапа всесторонней модернизации Казахстана мною определены

30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.

Первое направление – Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики. Второе направление – Поиск, завоевание и создание казахстанских “ниш” в системе мирового хозяйства.  Третье направление – Участие в крупных и “прорывных” проектах. Наши экономические достижения определили лидерство Казахстана в центрально-азиатской экономике.     Четвертое направление – Фокусирование деятельности госхолдингов и организация их работы в соответствии с международными стандартами. Нельзя допустить, чтобы наши госхолдинги превратились в неуправляемые многопрофильные конгломераты, которые, в большинстве случаев, неконкурентны на международном рынке.    Пятое направление – Значительное повышение эффективности и макроэкономической отдачи добывающего сектора. Мы намерены и далее проводить ответственную и взаимовыгодную энергетическую политику. Шестое направление – Новый уровень устойчивости и конкурентоспособности финансовой системы в условиях либерализации. Правительство совместно с Агентством финансового надзора должны подготовить стратегию и необходимое законодательное обеспечение для проведения вышесказанной работы. Седьмое направление – Вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях. Укрепление конкурентных позиций Казахстана в глобальной экономике во многом будет определяться его вступлением во Всемирную торговую организацию. Эту задачу мы последовательно решаем уже несколько лет и близки к завершению. Восьмое направление – Диверсификация экономики и развитие несырьевого сектора.   Правительство должно уделить особое внимание реализации “прорывных” инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики.          Девятое направление – Проведение единой государственной стратегии, направленной на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций.      Десятое направление – Формирование и начало работы региональных центров экономического роста и конкурентоспособности. Одиннадцатое направление – Развитие стратегической инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, а также повышение качества управления в этой сфере.               Двенадцатое направление – Развитие электроэнергетических ресурсов и создание основ атомной энергетики. На сегодняшний день наиболее актуален вопрос обеспечения электроэнергией Южно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, Костанайской областей и города Алматы. Тринадцатое направление – Последовательные действия по поддержке малого и среднего бизнеса. Четырнадцатое направление – Скорейшее и повсеместное внедрение технических стандартов, соответствующих международным требованиям. Полноценное участие Казахстана в конкуренции на международном экономическом поле потребует выполнения международных технических стандартов. Шестнадцатое направление – Формирование основ дальнейшей индустриализации Казахстана. Управление ростом экономики мы должны обеспечивать на основе политики дальнейшей индустриализации Казахстана, отвечающей современным требованиям международного рынка. Семнадцатое направление – Приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам. Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов. Восемнадцатое направление – Внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования. Девятнадцатое направление – Формирование основ “умной экономики”. Практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на “умную экономику”. А для ее создания следует, прежде всего, развивать свой “человеческий капитал”.    Двадцатое направление – Последовательная политика в сфере обеспечения доступности жилья и развития рынка недвижимостиДвадцать первое направление – Улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохраненияДвадцать второе направление – Развитие накопительной пенсионной системы. Правительство должно разработать предложения по дальнейшему совершенствованию накопительной пенсионной системы.     Двадцать третье направление – Развитие политической системы.                      Двадцать четвертое направление – Реализация административных реформ и модернизация исполнительной власти. Мы выстраиваем качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта. Двадцать пятое направление – Повышение роли Ассамблеи народов Казахстана для дальнейшего укрепления общественного согласия и стабильности. Дальнейшее укрепление общественного согласия, по сути, является основой для обеспечения динамичного развития страны и успешного решения той сверхзадачи, которую мы перед собой поставили.Поэтому необходимо, в том числе на законодательном уровне, существенно повысить авторитет Ассамблеи народов Казахстана, расширив сферу ее практической деятельности и ответственности. Двадцать шестое направление – Духовное развитие народов Казахстана и триединая языковая политика. Двадцать седьмое направление – Совершенствование практики правоприменения и укрепление правопорядка. Последовательно укрепляя основы открытого, демократического общества, мы не должны забывать, чтодемократия и правопорядок – вещи неразделимые, одно не может существовать без другого. Поэтому нужна эффективная система защиты прав и свобод граждан. Двадцать восьмое направление – Новая международная ответственность Казахстана, развитие многовекторной внешней политики и участие в борьбе с глобальными угрозами. Казахстан был и остается активным участником широкого международного сотрудничества, направленного на ядерное сдерживание, борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей и другими современными угрозами.  Двадцать девятое направление – Активная роль Казахстана в обеспечении региональной стабильности, развитии экономической интеграции стран Центральной Азии и формировании динамичного рынка в зоне Каспийского и Черного морей. Тридцатое направление – Утверждение позиций Казахстана как центра межкультурного и межконфессионального согласия в развитии “диалога цивилизаций”. В международном сообществе уже получила признание наша последовательная политика, направленная на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в нашей стране и представляющих единый народ Казахстана.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!