Казахское ханство в ХV-ХVІ веках

  1. Образование Казахского ханства

Один из важнейших вопросов истории Казахстана – это вопрос образования Казахского ханства. Возникновение казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов, протекавших на огромных степных просторах Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана в XIV- XV веках.

Укрепление экономических, культурных, общественно-политических связей  кочевого  и  оседлого  населения  способствовало  этническому единению казахских родов и племен, фактическому завершению длительного процесса сложения народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями формирования собственно казахской государственности.

Образование Казахского ханства связано с именами Джанибека и Керея (потомки правителя Ак-Орды Урус-хана). Их династийные интересы, борьба с другими чингизидами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп народа, как из родовой знати, так и рядовых скотоводов. Они объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию самостоятельной государственности.

Образование Казахского ханства связано с внутриполитическим состоянием двух государств на тсрритории Казахстана – ханства Абулхаира (государство кочевых узбеков) и Могулистана, исторические судьбы которых во второй половине XV века завершились упадком и развалом. Джанибек и Керей огкочевали в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой-ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице султанов Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке М.Х.Дулати, время образования казахского ханства 1465-1466 гг.

Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства, были поддержаны верхушкой казахских родов и племен. Значительная её часть сплотилась вокруг Керея и Джаныбека ещё в 40-50-годах, в южных районах Казахстана – в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. К ним стекались многие недовольные Абулхаиром вожди родов и племен со своими подданными. В руках Джаныбека и Керея находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау и на Сырдарье – Сузак, Сыгнак, Сауран и др. менее крупные крепости.

Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей развития таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. Отметим, что власть потомков наиболее видных ханов – Уруса и Барака – сохранялась в южных районах Ак-Орды и после 20-х гг. XV в., когда на остальной территории этого государства было образовано несколько феодальных улусов и наиболее крупный из них – ханство Абулхаира. Потомки ханов Ак-Орды на части территории Казахстана (в Приаралье и Присырдарьинских районах) правили после гибели Барак хана в 1428 г. и захвата Абулхаиром в том же году некоторых племен Дешт-и-Кыпчака. Борьба Абулхаир хана с Джучидами не прекращалась на протяжении всего времени его правления и власть его не распространялась на всю территорию Ак-Орды. Междоусобицы, беспрерывные войны, протест масс против растущего гнета феодалов ослабили государство Абулхаир хана.

Во второй половине 50-х гг. XV в. султаны Керей и Джанибек, объединив вокруг себя многих джучидов из зависимых от них родоплеменных групп, увели их в Могулистан.

Откочевка казахов Керея и Джанибека явилась важным звеном в цепи политических событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Известие об этом появилось в «Тарих-и-Рашиди, откуда оно перешло во многие сочинения средневековых авторов. Мухаммед Хайдар в «Тарих-и-Рашиди» сообщает: «В то время в Дешт-и-Кыпчаке владычествовал Абулхаир хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Султаны Джанибек и Керей бежали от него в Могулистан. Иса-Буга хан охотно принял их и предоставил им округ Шу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. В то время как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абулхайр хана пришёл в расстройство, в нем начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Керей хану и Джанибек хану, так что число собравшихся около них людей достигло двухсот тысяч. За ними утвердилось название узбеки-казахи». Пределы своего государства покидали не только отдельные лица с частью приближённых, но и целые аулы и племена, т. е. откочевка приобретала массовый характер.

Правители Моголистана не могли противостоять массовому переселению кочевников Дешт-и-Кыпчака и в создавшейся обстановке видели в них защиту своих западных границ от набегов кочевых узбеков и ойратов.

Следует отметить, что образование Казахского ханства не было связано только с откочевкой Керея и Джанибека, а обуславливалось всем хозяйственным, социальным, политическим развитием средневекового Казахстана и особенностями этнической истории казахов. Данная откочёвка является событийным отражением одного из важных этапов этих процессов. Именно тогда, в ходе исторических событий, имевших место во второй половине XV-начале XVI в., устанавилось современное название казахской народности.

Значительно возрос авторитет Керея и Джанибека после смерти в 1462 г. хана Моголистана Иса Буги. Обеспокоенный укреплением положения мятежных султанов Абулхаир хан в 1468 г. предпринимает против них военный поход, в ходе которого умирает от болезни.

Вскоре после смерти Абулхаир хана верховную власть унаследовал его сын Шайх-Хайдар хан, и сразу все старые противники Абулхаир хана объединились и повели активную борьбу против Шайх-Хайдара. Правление его было недолгим. Во время смут, наступивших в ханстве после смерти Абулхайр хана, все большее число людей примыкало к казахам, численность последних непрерывно росла и, одновременно, расширялся район кочевий казахов, власть Керея и Джанибека распространилась на весь Дешт-и-Кыпчак.

Таким образом, государственность казахов, возникшая в ХV веке имела глубокин исторические корни, она была подготовлена всем своим многовековым, сложным, но в то же время весьма интересным поцесссом развития.

Как было уже сказано, еще  при царствовании хана Абулхаира                         (1428-1468 гг.) зна­чительная часть народа была отделена сепаратистки настроенными султанами Жанибеком и Кереем и образовала самостоятельное Ка­захское ханство на территории гораздо шире современного. В него входили Астраханская (Аштархан) область, весь Алтайский край, нижнее течение Волги (Едиль), Орск (Ор), Саратов (Сарытау), Тюмень (Томен), Челябинск (Селебе), часть Омской (Омбы) области и некото­рые районы современного Узбекистана с городом Ташкентом.

Первым казахским ханом был избран Керей /1458-1473 гг./. После него следующим ханом стал Жанибек  /1473-1480 гг./.

В научной литературе нет единого мнения, как по поводу откочевки казахов во главе с Кереем и Жанибеком, так и по вопросам места и времени возникновения Казахского ханства.

Ряд исследователей откочевку Керея и Жанибека рассматривают как начало возникновения Казахского ханства, другие считают, что Ка­захское ханство образовалось на рубеже XV-XVI вв. Некоторые ав­торы относят оформление самостоятельного государства казахов к еще более позднему времени – 30-40 годам XVI в. Есть ученые, утверждающие, что собственно Казахское ханство было основано в 1465-1466 годы”.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что весь спектр мнений, существующих ныне по определению времени возникновения ка­захской государственности, имеет право на существование. А мы склонны к пониманию не расчленения единого процесса на части, а рассматривать приведенные данные в совокупности, как важнейшие этапы единого процесса формирования государственности.  На этот счет интересна версия об образовании казахской государственности, отстаиваемая писателем-публицистом Мухтаром Магауиным.

В XV веке на основе различных причин распалась Золотая Орда, самое могущественное государство в Евразии. В результате этого образуются несколько самостоятельных частей. В частности, Казанское хан­ство, Крымское ханство, Ногайская Орда, Сибирское ханство, Хаджы-Тарханское ханство и Казахская Орда или ханство, занимающее примерно современную территорию Казахстана.

После распада Золотой Орды на ее исконной территории под на­званием казахское одновременно образуются три ханства. Первое – собственно Казахская Орда, о которой мы уже говорили. Второе – Казахское ханство, образованное на Кавказе на территории совре­менного Казахского района Азербайджана и сопредельных ему регионов. Третье – Хан-Керменское или Касимовское ханство, занимавщее территорию Рязанской области России.

Поскольку о Казахском ханстве достаточно материалов на стра­ницах периодической печати и специальных исследований, думается, есть смысл вкратце охарактеризовать два последних казахских ханства.

Как известно из русских источников, предводитель кыпчакских тюрков Хан Атырак ещё в X веке прочно обосновался в верхнем те­чении реки Кура, между Арменией и Грузией. Он установил сватов­ские отношения с великим князем грузин Давидом Куропалатом и добился с ним военного союза. В результате этого им общими уси­лиями удается усмирить гордую Византию и отразить арабское на­шествие. В дальнейшем кавказские кыпчаки установили добрые и мирные отношения со своими восточными соседями –  огузскими тюрками. Одновременно, не прерывая связи с Дешт-и-Кыпчаком, они некоторое время были в составе Золотой Орды. В 1550 году они образуют самостоятельное Казахское ханство на Кавказе. Ве­роятно, это стало возможным благодаря “смутному времени”, ко­гда окончательно пала Золотая Орда и на Кавказ переселилась значи­тельная группа кыпчакских тюрков. Вновь прибывшая волна кыпчаков, объединившись с местным населением, добилась образования самостоятельного Казахского ханства.

     Казахское ханство на Кавказе в постоянной борьбе с врагами сумело сохранить самостоятельность в течение ста пятидесяти лет. Особенно ожесточенная борьба шла с грузинами. Несмотря на ма­лочисленность, казахи в жестоких боях неоднократно добивались по­беды над царством, грузинов-картли. Но позднее Казахское ханство было сметено армией Ирана, завоевавшей весь Кавказский хребет. Потеряв самостоятельность, казахи постепенно ассимилировались среди огузских тюрков, имеющих единый язык, религию, обычаи и традиции. Сейчас этот район называется Казахским, и жители себя считают азербайджанцами. Но в духовной жизни, в быту, орнаменте прослеживаются глубокие корни родства с казахами.

     Рассмотрим вкратце историю Хан-Керменского ханства, образованного в составе России. Хан-Кермен – это ханство кыпчакских тюрков, образованное в середине XV века в среднем течении реки Ока, приграничных районах Рязанского княжества России, имевшее относительно самостоятельную систему управления.

По имени первого правителя русские называют его – Касимовским­
царством. Вся двухсотлетняя история этого царства подробно записана
российскими учеными. Сохранились также исторические документы, характеризующие постоянные связи Касимовского царства с Казахским хан­ствомством, собственно казахским государством. Самые серьезные и                         глубокие исследования истории Хан-Кермена – Касимовского царства
принадлежат перу известного русского историка В.В. Вельяминова-
Зернова. Он специально изучает десятилетний период правления
Ораз-Мухаммедом Хан-Керменским царством.

 

  1. Становление и развитие Казахского ханства в ХV-ХVІ веках

После Джанибека власть перешла к Бурундыку. По этому поводу Рузбихан в «Михман-наме-и Бухара» сообщает: «И в улусе казахов султаны претендовали на ханскую власть. После того, как этот сан некоторое время принадлежал нескольким лицам, очередность ханствовать досталась Бурундык хану». В источниках, повествующих о событиях в Дешт-и-Кыпчаке, упоминаются имена еще нескольких казахских султанов, из которых особенно выделены Касым султан, сын Джанибека, кочевавший в районе оз. Балхаш и р. Каратал Джаныш султан и его брат Таныш султан, кочевавшие в местности Кара-Абдал и Ахмад султан, сын Джаныш султана. Рузбихан в своем труде упоминает о существовании еще ряда казахских султанов, не называя их по именам. Султаны возглавляли отдельные казахские племена, составлявшие улусы, и владели их юртами -территориями – на правах удельных пожалований со стороны верховного хана, которому они подчинялись. Бурундык в военной силе уступал не только Касыму, но и Джаныш султану. В связи с этим в «Михман-наме-и Бухара» сообщается: «Люди улуса Джаныш султана собрались в одном месте. Число их превышало тридцать тысяч человек, из которых у каждого было много слуг и подчиненных, так как число их (всех) достигало до ста тысяч». В сражениях с Мухаммад Шайбани ханом, который пытался захватить южные районы Дешт-и-Кыпчака, отличался Касым, командовавший казахскими войсками. Хотя главным и старшим ханом продолжал еще считаться Бурундык, но, как сообщает Мухаммад Хайдар, власть Касыма была так велика, что никто и не думал о Бурундыке. Количество подчиненного Касыму населения, по свидетельству Мухаммада Хайдара, достигало почти миллиона человек. Казахские султаны и другие представители знати поддерживали Касыма постольку, поскольку ему сопутствовала удача в военных походах и он захватывал для знати богатую добычу. С каждым походом влияние Касыма усиливалось, и в результате авторитет его возрос настолько, что, не имея ханского титула, он фактически был признан ханом всех казахов, тогда как законный хан не пользовался никакой популярностью. Мухаммад Хайдар Дулати в Тарих-и-Рашиди» отмечал, что «в это время около 1509 – 1510 гг. н. э, хотя Бурундык и являлся ханом, однако управление ханством и полнота власти находилась в руках Касым хана.

Между Бурындыком и Касымом шла острая борьба за власть, которая завершилась к началу второго десятилетия XVI в. победой Касыма.

В 1511 г. Бурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жанибек хана.

Первое десятилетие XVI в. было временем ожесточенной борьбы с Мухаммедом Шайбани, ставшим правителем Мавераннахра. Он предпринял несколько походов на казахские земли (1503 – 1504, 1505 – 1506, 1509 – 1510 гг.). Однако всякий раз ему приходилось отступать на юг. В конце 1510 г. Мухаммед Шайбани был убит в сражении с иранским шахом и Касым поспешил воспользоваться этим случаем.

В 1513 г. казахские войска подошли к Сайраму. Правитель города Катабек перешел на сторону Касыма и сдал ему город без боя. Касым пытался овладеть и Ташкентом, однако в бою с озбеками был ранен и отошел в степи. Так, за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города.

Следующей целью Касыма стало возвращение в состав Казахского ханства Западного Казахстана. Правившие здесь мангытские бии после смерти в 1502 г. бия Мусы вновь признали власть казахских ханов и даже участвовали в их военных походах, но при каждом удобном случае пытались выйти из подчинения. В 1519 г. Касым решил окончательно закрепить свою власть в Западном Казахстане и начал крупный поход против мангытов. В июне 1519 г. основные силы мангытов были разбиты под Хаджи – Тарханом, и западной границей Казахского ханства стал Едиль.

Удачно складывались отношения Касым хана с могульскими правителями. Основные районы Могулистана – Жетысу и Притяньшанье были уже давно для них потеряны, так как входили в состав Казахского ханства. Могульские ханы фактически имели власть только в Юго – Западном Могулистане и постоянно искали союза с казахским ханом.

Таким образом, во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердился, распространив свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. На юге границы ханства выходили на правобережье Сырдарьи, включая часть городов Туркестана. На юго-востоке они охватывали предгорья и долины значительной части Жетысу. На северо- востоке проходили в районе гор Упытау и озера Балхаш, доходя до отрогов Каркаралы, и на северо-западе достигали низовьев Едиля.

Число подданных хана Касыма современники определяют миллионом человек. Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство. При Касым хане казахи, как самостоятельный этнос, стали известны и в Западной Европе. Возвышение ханства в первой четверти XVI века нельзя, конечно, объяснить лишь личными качествами хана Касыма. Оно происходило, прежде всего, в результате внутренних социально- экономических и этнических процессов, этому способствовала и политическая обстановка в регионе в целом.

Органы власти. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат – съезд султанов и представителей общин. Мас- лихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы – заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.

Кроме того, маслихат выбирал и смещал ханов, исходя из принципа меритократии – выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия. Полноправными членами этого органа были только мужчины.

Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался маслихатом из сословия торе – потомков Чингисхана и исполнял свои обязанности пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись. Хан выполнял следующие функции:

  • Организация вооруженной охраны государства от внешних врагов.
  • Определение внешнеполитического курса государства.
  • Функции высшей судебной власти.
  • Охрана существующего порядка и общественного устройства.

В XV-XVI вв. казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающими из исполняемых ими функций. Так, хан, как верховный главнокомандующий, мог объявить войну, заключить мир, распоряжаться всей территорией ханства, назначать глав улусов и правителей подвластных городов. Кроме того, хану принадлежало право выносить смертный приговор своим подданным и издавать законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства.

Процедура возведения нового хана на престол заключалась в поднятии провозглашаемого на белой кошме. Только при выполнении этого древнего обряда хан считался юридически избранным.

Совет биев собирался ханом для решения наиболее важных политических и юридических вопросов и имел совещательные функции. В XV – XVI вв. значение этого органа было невелико. В него входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциаций общин. Один из биев был фактически советником хана. Русские источники называют его ордынским бием.

Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канцелярия – дуан. Весь центральный аппарат ханства в XV – XVI вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханом и его аулом. Только Бурындык и Касым на короткое время обосновались в г. Сарайшык в низовьях Урала, постоянной же столицы государство не имело.

Административное устройство. Территория и население ханства делились на уделы во главе с султанами – родственниками хана. В составе каждого удела было 50 – 60 тысяч семей, он в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей в среднем. Во главе улусов стояли также султаны, назначаемые ханом. Они исполняли гражданскую, судебную и военную власть на всей территории улуса и подчинялись непосредственно хану.

Основной социальной и политической ячейкой казахского общества была община, в силу специфики кочевого хозяйства, принимавшей форму коллектива кровных родственников. Объединение нескольких общин составляло ассоциацию с генеалогией и иерархией общин. Несколько таких ассоциаций и составляло улус. Во главе ассоциаций и отдельных общин стояли бии и старшины. Биям принадлежала вся полнота военной, административной и судебной власти в пределах данного коллектива, власть их основывалась наличном авторитете.

Войско ханства формировалось из постоянной дружины хана, дружин султанов и ополчений улусов. Воины, набранные в одной общине, ассоциации или улусе, составляли отдельные подразделения со своим знаменем и боевым кличем – ураном. В мирное время ханская и султанская дружины служили для поддержания внутреннего порядка и выполнения различных поручений хана – сбора налогов, дипломатических миссий и т.п.

Для содержания аппарата и ханской дружины в XV – XVI вв. ханы собирали налоги с подвластного населения. Известны также виды налоговых платежей как баджпошлины и харадж – поземельный налог с оседлого населения. Кочевники платили в казну ушур в размере 5 % от поголовья скота. Сбор налогов поручался местным властям, зачастую сумма и регулярность определялась самими биями и старшинами добровольно. Известно о чеканке монет казахскими ханами в при – Сырдарьинских городах.

  1. Роль и значение кодекса законов, известного как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь Касым хана).

        В начале XVI в., при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь Касым хана).  Он включает в себя пять основных разделов:

-Имущественный закон. В него входили положения о решении и споров о земле, скоте и имуществе.

-Уголовный закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.

-Военный закон. В нем оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.

-Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.

-Закон общественности (жұртшылық). Этот раздел был посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.

После смерти Касым хана в Казахском ханстве начались распри между султанами. Ханом стал сын Касыма, Мамаш, который вскоре умер от удушья в одном из сражений. После его смерти, как сообщает Мухаммед Хайдар, на ханский престол взошел Тахир хан, сын Адик султана. При Тахире могущество Казахского ханства заметно пошатнулось.

Политическое устройство Казахского ханства XV-XVI вв. Функциями законодательной инициативы в Казахском ханстве обладал маслихат – съезд султанов и представителей общин. Он собирался раз в год для решения наиболее важных государственных вопросов, как вопросы войны и мира, территориальные проблемы, маршруты кочевий, выборы ханов.

Исполнительная власть сосредоточивалась в руках хана, который избирался маслихатом из потомков Чингис хана (сословие торе). Выборы и смещение ханов осуществлялось по принципу меритократии, то есть выбора наиболее достойного. Хан выполнял функции: обеспечение защиты государства, определял курс внутренней и внешней политики, осуществлял высшую судебную власть.

Процедура возведения нового хана на престол заключалась в поднятии провозглашаемого на белой кошме. Только при выполнении этого древнего обряда хан считался юридически избранным.

При хане существовал совет биев – совещательный орган, в которой входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциации общин. Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канцелярия. Весь центральный аппарат ханства в XV-XVI вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханским аулом. Только Бурундык и Касым хан на короткое время устраивали ставку в г. Сарайшыке, постоянной же столицы государство не имело. В условиях кочевания в районе Улытау располагалась укрепленная, обнесенная искусственным рвом ставка ханов на летний период. Лишь с XVII в. постоянным политическим центром Казахского ханства становится г. Туркестан.

Административное устройство. Вся территория и население ханства делились на уделы во главе с султанами-родственниками хана. В составе каждого удела было 50-60 тысяч семей.

Основной социальной политической ячейкой казахского общества была община, в силу специфики кочевого хозяйства, принимавшей форму коллектива кровных родственников. Объединение нескольких общин составляло ассоциацию с вымышленной генеалогией и иерархией общин. Несколько таких ассоциаций и составляли улус. Во главе ассоциации и отдельных общин стояли бии и старшины. Биям принадлежала вся полнота военной, административной и судебной власти в пределах данного коллектива, власть их основывалась на личном авторитете.

Существовавшая в то время политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя, а не силе института ханской власти. Это с яркой силой проявилось в стремлении многих султанов во второй трети XVI в. провозгласить себя ханами.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!