Предмет, основная цель, задачи и методы исследования курса
История Отечества всегда вызывала огромный интерес мыслящей части нашего общества. Это объясняется, прежде всего, естественной потребностью человека знать историю своей Родины.
Вследствие изменений в сознании населения, на новом этапе истории прошлое казахского народа приобретает особую политическую значимость. Изучение истории Отечества имеет не только познавательное и научное значение, но и политическое. Воспитание казахстанского патриотизма – одна из значимых задач долгосрочного приоритета, выдвинутого Президентом Н.Назарбаевым в Стратегии «Казахстан – 2030». Ее выполнение невозможно без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общества с его прошлым.
История Казахстана является органической частью всемирной истории и тесно связана с другими обществоведческими науками.
Предметом истории Казахстана является изучение возникновения и развития казахского этноса, других народов, населявших территорию республики, государственно-правовых систем, экономики и культуры, общественных и социальных отношений в Казахстане на различных этапах истории.
Цель данного курса – дать объективный и достоверный обзор истории казахского народа, а также других народов, населявших территорию современного Казахстана с древнейших времен до наших дней.
Исходя из этого, при изучении курса истории Казахстана решаются следующие задачи:
- раскрыть роль и место казахского народа в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации и в развитии историко-культурной общности народов евразийского мира;
- изучить основные этапы возникновения и формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени;
- переосмыслить ключевые проблемы истории народа: этногенез, государственность, отношения с соседними этническими образованиями, государствами, колониальные войны и национально – освободительные движения;
- показать эволюцию духовного мира кочевников и их вклад в мировую цивилизацию.
Методы исследования. Как в любой науке, история Казахстана имеет методы исследования, т.е. определенную последовательность действий, приемов, операций, выполнение которых необходимо для достижения целей, заранее поставленных при изучении какого-либо явления или процесса. Методы, использующиеся в изучении истории, можно разделить на следующие группы:
- Общефилософские методы:диалектический и метафизический.
- Общенаучные методы:исторический метод (раскрывает движение объекта исследования во времени); логический метод (раскрывает внутреннюю суть явлений); методы восхождения от абстрактного к конкретному, а также индуктивный, дедуктивный, анализа, синтеза, описания, измерения и т.д.
- Специальные методы:специально-исторические методы, в том числе генетический (последовательное раскрытие свойств, функций, изменений изучаемой реальности во времени); сравнительный (раскрытие сущности изучаемых явлений в процессе сравнения присущих им свойств; типологический (выделение единого, присущего многообразию тех или иных сочетаний, единичного); системный (рассмотрение самого исторического процесса как системы, состоя щей из элементов – ситуаций, событий и т.п).
- Конкретно – проблемные,или частные методы, направленные на изучение конкретных явлений, характеризующих те или иные стороны действительности.
Любой из этих методов едва ли может претендовать на монопольное применение. Успех научного исследования достигается только тогда, когда перечисленные методы дополняют друг друга или используются параллельно. Весь комплекс методов составляет методологию исторической науки.
- Основные периоды отечественной истории
Изучение истории Казахстана осуществляется в хронологической последовательности. Поэтому необходима выработка типологизации изучаемых явлений, событий и процессов по определенным временным отрезкам на основе их внутренней связи.
В последнее время учеными определены следующие основные периоды отечественной истории.
- Доисторический период – это время от выделения человека из животной среды до появления первых письменных источников о Казахстане, т.е. более 2 млн. лет до VIIIв. до н.э. Первый период существования человечества назван «доисторическим». При этом ученые руководствовались несколькими соображениями: во-первых, по их мнению, неудачен термин «первобытный строй»: «первобытный» – логически неприемлем, так как любое общество первобытно по отношению к последующему; «общинный» – подчеркивает только социальную сторону процесса. Во-вторых, слово «доистория», принятое во всем мире, употреблено, исходя из необходимости унификации исторических терминов.
- Древнийили протоисторический период начинается с достоверно известных кочевых племен Казахстана и появления первых государственных образований. Эти термины приняты учеными для названия этого периода по следующим причинам. «Протоисторией» в мировой практике принято называть период, по которому имеются письменные свидетельства, однако большую часть источников составляют археологические. «Древним» этот период назван ими для большей привязанности к всемирной истории, тем более что хронологически он совпадает с античным периодом Европы и длится с VIII в. до н.э. по VІ в. н.э. Сюда входит история кочевых племен скифо-сибирского мира, древних государств усуней, кангаров (кангюй), хунну и гуннов. Древний период истории Казахстана завершается упадком этих государств.
- Средневековый период начинается с образования Тюркского каганата как первого государственного образования, охватывающего всю территорию нашей республики, и заканчивается распадом Золотой Ордыи образованием трех казахских государств. Этот период делится на несколько этапов.
- Первый этап, с VІпо XIII вв., характеризуется развитием двух политических центров – Жетысу и Сары-Арки. В первом сформировались такие государства, как Западно – Тюркское, Карлыкское, Караханидское, во втором – Кимакское и Кыпчакское. Формирование культуры шло в двух направлениях: в Жетысу к XIII в. складывается тюрко-мусульманская культура и огузо-карлыкские языки, в Сары-Арке продолжает развиваться кочевая культура и кыпчакский язык. Этот этап назван историками тюрко- кыпчакским.
- Этап с XIIIпо XV вв. – время становления, расцвета и упадка Улуг Улуса, известного в литературе как Золотая Орда. Это государство, рожденное походами Чингисхана и Бату, объединило кыпчакские племена, дало им новую идеологию – чингисизм, стало одним из ведущих в мировой истории. Улуг Улус был империей, державшейся на угнетении национальных окраин – Булгара, Крыма, Руси, Хорезма. Поэтому его распад в XV в. был закономерен. На его развалинах образовалось три государства, этническое ядро которых составляли казахи: Ногайское, Сибирское и собственно Казахское.
- Период казахских ханств делится на два этапа:
- Первый –этап борьбы за объединение казахских земель, продолжавшийся до конца XVI в. Это время борьбы между государствами за политическую гегемонию в степи. Постепенно Казахское ханство объединило казахские племена, и с упадком Ногайского и Сибирского государств этот этап завершается.
- Следующий этап –этап единого Казахского государства, который охватывает промежуток времени с начала XVII до начала XIX в., когда под воздействием внешнеполитических и внутренних причин появляется три практически самостоятельных ханства на базе казахских жузов.
- Период борьбы за национальную независимость также делится на два этапа:
- Первый этап характеризуется российским протектором над казахскими ханствами. Он начинается с обострения казахско-джунгарских конфликтов и колониальной экспансии России и Китая и завершается упадком государства Абылая после его смерти в конце XVIIIв.
- Второй этап (1822 – 1868 гг.) называется «этапом колониального завоевания Казахстана Россией». В этот промежуток времени Казахстан окончательно превращается в колонию России вследствие целого ряда завоевательных походов и экспедиций. Особое место здесь занимает национально – освободительная война под руководством Кенесары Касымулы в 1837 – 1847 гг.
- Период колониальной истории Казахстана состоит из двух этапов:
- Этап российского царского колониализма, заканчивающийся Февральской революцией 1917 года, изменившей форму, но не содержание колониальной политики.
- Советский этап, характеризующийся конституционным закреплением суверенитета Казахстана, причем, если де-юре этот суверенитет постоянно расширялся, то де-факто республика продолжала оставаться колонией. Данный этап достаточно короткий по времени (1917-1991 гг.), но очень насыщен событиями, поэтому в его рамках можно выделить ряд подэтапов:
- Казахстан в годы гражданскойвойны (1918-1920 гг.);
– Казахстан в годы укрепления тоталитарной системы (1921-1939 гг.);
– Казахстан в годы второй мировой войны и послевоенное время (1939 – начало 50-х гг.);
– Казахстан в 50-х – первой половине 80 – х гг.;
– Казахстан в годы кризиса и распада СССР (1985-1991 гг.).
- Последний период истории Казахстана, начавшийся с провозглашения государственной независимости, можно назвать периодом независимого Казахстана. Данный период характеризуется как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками, идет динамичное изменение социально – экономической, политической систем. Казахстан является политически независимым, светским, демократическим, унитарным государством с либеральной экономикой, обладающим огромным потенциалом для динамичного развития.
- Источники изучения истории Казахстана
Для изучения древнейшего периода истории Казахстана используются письменные и вещественные исторические источники. Историческим источником называется носитель информации, на основании которой историк реконструирует события и явления прошлого. Данная информация выступает в форме исторических фактов. Выделяют три вида исторических фактов – факт исторической действительности, т.е. событие, произошедшее в прошлом, факт исторического источника, т.е. сообщение источника об этом событии и научно-исторический факт, т.е. реконструкция данного события, сделанная историком на основе сообщения источника.
Исторические источники разделяются на несколько видов: письменные, вещественные, фольклорные.
Письменные источники – сообщения древних авторов, надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древнетюркских писателей и ученых освещают отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Их можно условно разделить на несколько групп:
- Письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого ученого Геродота, географа Страбона, историка Менандра Протектора, римского историка Аммиана Марцеллина встречаются отрывочные сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана с глубокой древности до VIв. нашей эры.
- Много полезной информации по истории древнего Казахстана встречается в китайских династийных хрониках.
- В следующую группу входят ираноязычные источники. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев –Авесте, надписях, высеченных на Бехистунской скале, посвященных персидскому царю Дарию I, содержатся факты из жизни сакских племен.
- Богатым и ярким письменным источником по истории кипчакско-кимакских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др. насыщены сведениями о жизни тюркских племен, населявших «половецкую степь», т.е. территорию от Дуная до Алтая.
- Группа источников, называемая «руническими» –древнетюркские, на орхоно-енисейском алфавите, посвященные легендарным личностям древних тюрков.
- Важное значение для изучения истории Казахстана имеют труды отечественных авторов, таких как Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Аль-Фараби, Мухамед Хайдар Дулати, Отемис Хаджи, Кадыргали Косунулы Жалаири и др.
- Многочисленные письменные источники по истории казахского народа хранятся в крупных архивохранилищах и библиотеках мира.
- Большая часть рукописного и архивного материала, извлечения из трудов древних и дореволюционных авторов, имеющих значение источников по истории Туркестана, опубликованы в 14 томах отдельными изданиями еще до революции. (Сборник материалов по истории завоевания Туркестанского края. Ташкент, 1900 – 1914). Публикатором документов по истории Казахстана был оренбургский краевед А.И.Добросмыслов, составивший и опубликовавший в Оренбурге «Сборник указов и других документов, касающихся управления и устройства Оренбургского края», 1900 г.,Нормы обычного права собраны и опубликованы И.И.Крафтом в 1898 г. в Оренбурге в «Сборнике узаконений о киргизах степных областей».
- Различные фактические материалы по истории казахского народа вошли в следующие сборники документов: «Материалы по истории Казахской ССР», 1940 г.; «Материалы по истории политического строя Казахстана», 1960 г.; «Казахско-русские отношения в XV1 – XVI11 веках», 1961 г.; «Казахско-русские отношения в XVІІІ – XIX веках», 1964 г. Кроме этого, материалы и документы, освещающие революционное движение в Казахстане 1905-1907 гг., 1917 г. и национально-освободительное движение 1916 г., публиковались неоднократно. В последние годы опубликованы такие ценные материалы, как работы Утемиша-хаджи, Кадыргали Косунулы Жалаири, Мухамед Хайдар Дулати, целый ряд источников по истории Казахстана как древнего и средневекового периода, так и новейшего времени.
- Массовым видом источников являются материалы периодической печати. Путевые заметки, дневники, журналы, репортажи и небольшие информации российских путешественников, дипломатов, офицеров и купцов, опубликованные на страницах российскойи зарубежной периодической печати, проливают свет на многие стороны малоизученных проблем истории Казахстана. В конце XIX начале XX вв. начинают выходить газеты и журналы на казахском языке – «Дала уалаяты», «Казак», «Айкап», осветившие многие стороны жизни населения степного края. Умелое сочетание сведений различных видов источников предоставляет историку возможность объективно оценивать многие явления и события прошлого казахского народа.
Однако письменные источники не дают полной и достоверной информации, особенно по истории древнего и средневекового периодов. Поэтому они дополняются другим видом источников – вещественными (орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, развалины городов и замков, поселения и стоянки, костяные останки древних людей и т.п.), добытыми в результате археологических раскопок. В практике исследовательской работы археологи оперируют такими категориями источников, как городище, поселение, стоянки, курганы, петроглифы (наскальные изображения) и др.
Синонимом категории археологического источника зачастую является археологический памятник. Археологический памятник, сохранивший материальные останки человеческой деятельности, – исторический источник эпохи, к которой он относится. Основными способами выявления и изучения археологических памятников являются разведки и раскопки. На территории Казахстана найдено свыше пяти тысяч археологических памятников. Каждый полевой сезон приносит десятки новых объектов, в том числе городища, поселения, курганы и пр. Описанные выше археологические памятники наряду с курганами и могильниками, неукрепленными поселениями (селищами, стоянками), древними выработками руд (разрезы, шахты) составляют основную массу археологических источников, дающих нам бесценную историческую информацию. Кроме археологических, к вещественным источникам относят этнографические источники – предметы быта, народных ремесел, одежда и украшения, все, что относится к материальной культуре ныне существующих народов. Количество письменных источников ограничено, вещественных – почти безгранично. Казахская земля – неисчерпаемый архив вещественных документов, насчитывает тысячи памятников древней культуры.
Важным видом источников являются также фольклорные источники – исторические предания, данные устного народного творчества и героических эпосов. Большую роль для изучения истории Казахстана играют шежире – генеалогии казахских родов и племен, содержащие огромную информацию по миграциям населения, связям отдельных групп с соседними народами, историческим событиям и их отражению в народном сознании.
Одним из важных видов источников являются героический эпос тесно связанные с ним произведения поэтов – жыpay средневековья и нового времени. Особый интерес в этом плане вызывают такие эпосы, как «Кобланды батыр», «Камбар батыр», цикл «Кырымнын кырык батыры», «Ер-Таргын», «Бекет-батыр», «Кенесары-Наурызбай» и другие исторические эпосы XII-XIX веков. Произведения же Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, Казтугана, Шалкииза, Актамберды, Бухар и других жырау, отражают политическую ситуацию в Казахстане в различные исторические эпохи, являются памятниками социальной и политической жизни населения казахской степи в определенный промежуток времени.
Историографические исследования в Казахстане. Историческая литература по Казахстану не раз становилась предметом научного анализа ученых, относящихся к различным эпохам, школам и научным направлениям. Первый опыт историографического анализа всей литературы по истории казахского народа сделан дореволюционными авторами. В 90-х годах XIX в. были составлены библиографические указания литературы по истории народов Казахстана и Средней Азии.
В начале XX в. отдельными учеными была сделана неудачная попытка историографического осмысления литературы о казахском народе. Нигилизм в науке 20-30 гг. привел к полному вытеснению историографических обзоров со страниц обобщающих монографий.
Первой историографической работой является специальный раздел в многотомных «Очерках истории исторической науки в СССР».
В 60-70-е годы XX в. появились отдельные историографические монографии, диссертации и статьи. Наиболее значительной среди них является монография Э.А. Масанова, где систематизирован обширный историко-этнографический материал, собранный дореволюционными авторами. Историко-этнографическому изучению казахского края в XVIII – первой половине XIX вв. посвящены также труды М.А. Асаинова, М. Бижанова, И.В. Ерофеевой. Вводя в научный оборот новые архивные материалы, анализируя опубликованные массовые источники, авторы рассматривают историю географического и этнографического изучения.
Необходимо отметить, что именно в эти годы в казахстанской историографии появилась единственная работа, посвященная анализу англо – американской исторической литературы на казахскую тематику. К. Есмаганбетов в своей книге «Действительность и фальсификация» (Алма-Ата, 1976) основное внимание уделил раскрытию проблематики и трактовке узловых вопросов истории дореволюционного Казахстана в англо – американской литературе.
Проблемы истории Казахстана проанализированы в монографии Д.И. Дулатовой «Историография дореволюционного Казахстана» (Алма- Ата, 1984). Книга представляет собой историографическое исследование наиболее существенных сторон социально – экономической, политической и культурной жизни Казахстана во второй половине XIX – начале XX вв.
Основные исследования по истории Казахстана. Первый опыт систематизации истории казахского народа с древнейших времен принадлежит А.Левшину (1832 г.). Его работа «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» является венцом всей историко- этнографической литературы своего времени.
Создание первых программ и учебников, обобщающих трудов по истории Казахстана приходится в основном на советский период. В годы становления науки не хватало кадров историков, особенно учителей, отсутствовали учебники и учебные пособия. В этих труднейших условиях замечательный ученый-энтузиаст, председатель Общества изучения Казахстана А. Чулошников создал труд «Очерки по истории казак- киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен» (1920 г.), где освещались основные этапы древней истории казахского народа. Углубленное представление по древней истории края мы находим в работе М.Тынышпаева «Материалы по истории киргиз – казахского народа» (1925 г.).
Оригинальность концептуальных положений и богатая эмпирическая база отличают обобщающий труд первого казаха-профессора истории С.Асфендиярова «История Казахстана с древнейших времен» (1935 г.). Автор осветил основные моменты дореволюционной истории Казахстана, выделив в ней два этапа: до и после завоевания царизмом. С. Асфендияров изложил в книге завоевательную политику России, опроверг добровольность присоединения к ней казахских земель, а также прогрессивность этого процесса.
Историю Казахстана с древнейших времен до 70 – х г. XIX в. охватили «Очерки по истории Казахской ССР» М.Вяткииа (1941 г). В 1943 г. вышло в свет первое издание «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней», дающее системное изложение истории республики. В его создании участвовали видные советские ученые: А.Панкратова, С. Бахрушин, Н. Дружинин и др. Большой вклад внесли казахстанские ученые и общественные деятели, в частности, И.Омаров, М.Абдыхалыков, Е.Бекмаханов. Работа сразу стала объектом критики партийных органов. Авторы обвинялись в приукрашивании прошлого казахов, недооценивании роли классовой борьбы, возвеличивании казахских султанов и ханов. Новое издание «Истории Казахской ССР» (1949 г.) также подверглось ожесточенной критике.
В третьем издании «Истории Казахской ССР» (1957 г.) присоединение Казахстана к России было оценено как важное прогрессивное историческое событие для казахского народа. Вопреки действительности, в книге освещались только положительные сдвиги в экономике и культуре казахского общества, а национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы изображалось как феодально-монархическое.
Огромный вклад в изучение истории Казахстана внес талантливый ученый, филолог, археолог, историк академик А.Х Маргулан. Его работы по изучению героического эпоса, развития средневековой городской культуры, материальной и духовной жизни населения степей эпохи бронзы, составлению Археологической карты Казахстана отличаются разнообразием тематики, широтой хронологического диапазона, оригинальностью выводов.
В 1977 – 1980 гг. Институтом истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР была издана в пяти томах «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней». Это издание явилось переломным этапом казахстанской историографии.
Определенный вклад в историографию Казахстана внесла книга петербургских ученых С. Кляшторного и Т. Султанова об истории казахского народа с древнейших времен до XVIII в. (Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма – Ата, 1992.). Главные достоинства данной монографии – высокий научный уровень, использование письменных и археологических источников, простота изложения.
Неоценимый вклад в изучение сложных и актуальных проблем колониальной истории казахского народа внес академик М.К. Козыбаев. Его перу принадлежит свыше 800 научных трудов по истории родного народа, из которых около 500 написано за годы независимости. Являясь директором Института истории и этнологии Национальной Академии, он превратил его в подлинный центр исторической науки. Под личным его руководством вышли в свет обобщающие труды по истории. Было завершено издание пятитомной «Истории Казахстана». Он был также автором ряда учебников для средних школ. С именем М.К.Козыбаева связана деколонизация исторической науки, он практически является основоположником новой методологии.
Историческая наука независимого Казахстана освободилась от многовековых оков колонизации и обязана сегодня всеми силами формировать историческое сознание народа с объективных позиций. Большой вклад в этот процесс внесены такими историками, как М. Койгельдиев, Т. Омарбеков, Ж. Абылхожин, Н. Масанов, Б. Кумеков, Ж. Касымбаев, Ж. Артыкбаев, С. Сыздыков, С. Козыбаев, И. Козыбаев, Б. Ирмуханов, И. Ерофеева, В. Галиев, Н. Бекмаханова, В. Юдин, М. Абусеитова, А.Кадырбаев, археологами X. Алпысбаевым, К. Байпаковым, К. Акишевым, З. Самашевым, Б. Таймагамбетовым, М. Оразбаевым, этнографами X. Аргымбаевым, М. Мукановым, У. Шалекеновым, антропологом О. Исмагуловым, лингвистами А. Аманжоловым, Г. Айдаровым.
Особо следует отметить деятельность историка, известного политического и общественного деятеля И. Тасмагамбетова, благодаря усилиям которого в Казахстан были доставлены копии памятников рунического письма, издается серия «Казахстанские востоковедные исследования», делается большая работа по изучению отдельных периодов истории Казахстана.
Большое значение для изучения истории Казахстана имеют труды Л. Гумилева, Ю. Худякова, А. Хазанова, Г. Маркова, Н. Крадина, В. Егорова, С. Плетневой, В. Трепавлова.
Если представить общество как систему, где отдельные элементы связаны друг с другом во времени и пространстве, то функции связи во времени осуществляются именно историей и историческим сознанием. Поэтому объективное изучение истории, ее популяризация являются сегодня для нас очень важными. Осознание данного факта привело к тому, что 1998 год был объявлен Президентом Назарбаевым «Годом единства народов и национальной истории».
Это оказало благотворное влияние на развитие исторической науки Казахстана. Было издано большое количество источников и монографических исследований, прошел ряд конференций по проблемам истории республики. Важным событием стало опубликование в 1999 г. работы Н. Назарбаева «В потоке истории», где исторический процесс рассматривается в контексте развития национального духа, национальной идеи и обозначены проблемы формирования национальной и государственной идентичности.
Таким образом, история Казахстана как самостоятельная дисциплина занимает почетное место в учебном плане подготовки специалистов высшей квалификации. Она изучается на младших курсах и завершается сдачей студентами государственного экзамена.
Вузовский курс отечественной истории является логическим продолжением знаний, приобретенных в средней школе, и способствует формированию фундаментальной образовательной базы, вместе с другими дисциплинами, специалиста любой квалификации.
История казахского народа с древнейших времён и до наших дней представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому изучение её занимает важное место в формировании исторического сознания молодёжи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвёртое место по численности и входят в первую десятку по занимаемой территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь, полный трагических и драматических событий, борьбы с иноземными захватчиками за свою свободу и независимость, внутренними противоречиями и междоусобными войнами. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию.
Современные представления о жизни наших далёких предков основываются на изучении мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились орудия труда человека – каменные топоры и наконечники, отходы, возникающие при их изготовлении, остатки пищи – кости животных. Немалое значение имеют и этнографические данные, полученные путём наблюдений за жизнью так называемых отсталых народностей современности. Они позволяют лучше объяснить некоторые стороны духовной и материальной культуры древнейшего человечества. Но главную информацию несёт всё же наиболее массовый материал первобытного общества – каменные орудия труда.
Древнейший человек в своем развитии прошёл несколько последовательных этапов. В основе их лежит совершенствование техники обработки камня и связанный с этим рост производительности труда, материальной и духовной культуры.
В археологии имеется своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпохи камня, бронзы и железа. Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит, неолит. Особенностью палеолита является значительное сходство палеолитической культуры любого региона с остальными, что делает проблему периодизации очень важной. Следует сказать, что пользующаяся широкой известностью периодизация палеолита претерпела за последние годы довольно существенные изменения. Первой, самой древней эпохой палеолита признается теперь олдувайская. В связи с этим, иначе выглядит и периодизация палеолита Казахстана.
Эпоха древнего каменного века – периода становления и его хозяйства – характеризуется низким уровнем производительных сил. Хозяйственная деятельность заключалась в примитивном использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.
Становление человека (антропогенез). С наступлением ледникового периода, три с половиной миллиона лет назад, холод сковал огромное пространство воды в виде льда. Количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян-дриопитеков стала приспосабливаться к существованию на открытой местности.
Хождение на двух ногах гоминидам освободило руки, и позволило перейти к изготовлению и регулярному использованию орудий труда. Размеры клыков уменьшились, вероятно, вследствие того, что орудия все более заменяли зубы, выполняя их функции. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн, дающую много мяса, привела к тому, что целые группы гоминид стали делиться запасами пищи на стоянках, где совместная деятельность способствовала взаимному общению, горизонтальному – между индивидами и вертикальному – между поколениями.
В процессе эволюции более важную роль стал играть интеллект, теперь выживаемость гоминид стала больше зависеть от мозга, а не от мускульной силы или скорости ног.
Прямохождение – основная черта, отличающая человеческую трибу (подсемейство) от обезьян. В нее входит два рода: австралопитек и человек.
Австралопитек (южная обезьяна) появился в Африке четыре миллиона лет назад, одновременно возникло три – четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек). Тело австралопитека было покрыто волосяным покровом, одни из них были хрупкого телосложения и не больше шимпанзе по размерам, другие имели мускулистое тело и по размерам приближались к современному человеку. В отличие от человекообразных обезьян нижние конечности австралопитеков были длиннее передних и явно приспособлены для прямохождения.
Первый известный вид рода Хомо – хомо хабилис – человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков 2-1,5 млн. лет назад. Рост его был не более 1,5 м., лицо имело архаичную форму, развитый надбровный валик, плоский нос, выдающиеся вперед челюсти. В отличие от австралопитека человек умный обладал более развитым мозгом, в котором уже выделялся речевой центр.
Человек умелый занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.
Следующей ступенью развития человека был хомо эректус – человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появились хомо эректус в Африке, и их отдельные группы стали распространяться по всему Старому свету – в Европу, Восточную Азию (синантроп), Юго-Восточную Азию (явантроп).
Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Его череп сохранял многие архаичные черты – скошенный лоб, развитые надбровные валики, массивные зуб’ы.
Более развитый мозг позволил прямоходящему человеку освоить изготовление своеобразного типа каменных орудий – рубил и чопперов. Эти виды человека объединяются как архантропы или ранние люди.
Ранний человек был слабее крупных хищников, не имел такого естественного оружия, как когти и клыки. Однако ранние гоминиды научились компенсировать эти недостатки при помощи изготовления и применения орудий труда. Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни. Камень оказался долговечнее других материалов и с 2,5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н. э. он доминировал в человеческой технике. Этот период археологи называют каменным веком, который разделяется на два периода – палеолит (древнекаменный) и неолит (новокаменный). Переходный между ними период называется мезолитом (среднекаменный век). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн. – 40 тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Последний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом – меднокаменным веком.
Палеолит. Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древнейшие орудия относятся к шелльской культуре и изготовлялись, видимо, еще австралопитеками.
В более позднее время встречаются рубила с более тщательной отделкой. Кроме того, появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Существовало два способа изготовления орудий. При первом от заготовки отбивались отщепы, которые путем последующей обработки превращались в необходимые орудия. Эта культура получила название «ашельской». Кроме каменных орудий, прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева.
Ученым долгое время не удавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, что привело к ошибочному мнению о позднем заселении человеком территории нашей страны. Однако последние данные археологии констатируют появление человека на территории Казахстана еще в ашельский период. Памятники этой эпохи, оставленные человеком прямоходящим, обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь. В данный момент в Казахстане известны две зоны палеолитических культур: в Южном Казахстане и Сарыарке. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемыми для изготовления орудий. В целом, в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии шла быстрее, чем на юге, где очень долго применялись архаичнее орудия типа ручных рубил.
Средний палеолит. 300 тыс. лет назад хомо эректус стал превращаться в человека вполне современного типа. Но темпы эволюции были различными в разных регионах, что зависело от таких факторов, как мутация, миграция и изоляция отдельных групп. Несмотря на различия, палеоантропологи относят большинство человеческих останков позднего ледникового периода к одному виду, считая их архаичными формами хомо сапиенс – человека разумного.
Хомо сапиенс или неандерталец получил свое название по ископаемым останкам, найденным в Германии в долине Неандерталь. Этот подвид произошел от архаичной формы около 200 тыс. лет назад. Классические неандертальцы были невысокого роста, плоского телосложения, имели очень развитый по сравнению с предшествующими формами мозг. В науке неандертальцев называют также палеоантропами или древними людьми.
Вполне современный человек – подвид хомо сапиенс – сформировался на огромной территории Евразии 40 тыс. лет назад. Некоторые ученые считают, что современный человек появился на одном континенте (скорее всего в Африке), а потом расселился на остальных, вытеснив неандертальцев. Это моноцентрическая теория возникновения человека. Другие ученые доказывают, что архаичные местные формы превратились в подвид хомо сапиенс независимо друг от друга. Компромиссная теория утверждает, что современный человек появился в одном месте, но его скрещивание с боле древними местными формами привело к возникновению современных рас.
100 тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня – мустьерская, выработанная подвидом человека разумного – неандертальца. В целом, эта культура развивалась на основе прежней, ашельской, но орудия более специализировались, улучшилось качество обработки камня.
Так, длина режущего камня у неандертальцев была в пять раз больше, чем у прямоходящего человека из того же количества материалов.
Следы старых очагов говорят о том, что неандертальцы обогревали свои жилища, пещеры, сжигая дрова и кости. Если прямоходящий человек пользовался огнем естественного происхождения (от удара молнии, самовозгорания) постоянно поддерживая его, то неандерталец научился добывать огонь, высекая искры. Человек разумный начал изготавливать одежду из шкур убитых животных, пользуясь каменными ножами для застройки и сшивая шкуры сухожилиями.
Верхний палеолит на территории Казахстана. С появлением современных людей палеолит вступил в новую стадию развития – верхний палеолит. Как и раньше, преобладают каменные орудия, но их круг значительно расширился по сравнению с прежними периодами. Человек изготавливал ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивалось количество орудий из костей – рыболовных крючков, гарпунов, иголок с ушками. Длина режущего края из равного количества камня у современного человека увеличилась в 12 раз по сравнению с неандертальскими орудиями.
В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. В этот период выделяется третья зона культуры – Восточный Казахстан, органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Исследованы стоянки доисторического человека в Центральном Казахстане (Карабас 3, Батпак 7, Ангренсор 2); Восточном (Новоникольское); Южном (Ащысай, Усык тас, Соркуль).
Мезолит и неолит. Мезолит датируется приблизительно 12 тыс. лет до н. э. Эпоху неолита разные народы переживали в разное время. В Казахстане эта эпоха занимала период 5-3 тыс. н. э.
Особенно важным периодом в жизни человека был мезолит, ознаменованный двумя крупными событиями – изобретением лука и стрел и появлением микролитической технологии обработки камня. Микролиты – миниатюрные пластины – вставлялись в продольные пазы костяных и деревянных орудий и представляли собой режущий край. Такие орудия были более просты в изготовлении и обладали лучшим качеством, чем цельные.
Неолит – время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня – пиление, сверление, шлифование, кроме того изобретена керамика. Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему – скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельности человека.
Неолитические памятники Казахстана. В эпоху неолита в Казахстане появляется несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующих племенным образованиям. Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатской кельтиминарской культуры. Культиминарцы освоили ручную лепку глиняных сосудов, имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосуда украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура исследована на материалах пещеры Караунгур в Каратау.
В Северном Казахстане выделены две неолитические культуры – атбасарская и маханджарская. Носители атбасарской культуры населяли степное Приишимье и северозападную часть казахского мелкосопочника и занимались преимущественно охотой. Наиболее исследованные памятники этой культуры – Виноградовка – 2, Тельмана. Памятники маханджарской культуры сконцентрированы в долине Торгая и Тобола. Это стоянки Маханджар, Дузбай и Алкау.
В Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся к VI-V тыс. до н. э., оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В V тыс. до н. э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников. Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело и прядение.
Энеолит Казахстана. В ІІІ-ІІ тысячелетии до н.э. в условиях влажного и холодного климата население Казахстана начинает переходить к производящим формам хозяйства, в частности, к скотоводству. В Северном Казахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры – Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое Озеро и др. В отличие от предыдущей эпохи, население живет в больших поселениях. Так, на поселении Ботай отмечено до 158 жилищ, расположенных кварталами линейно-сотовой планировки. Ботайцы занимались оседлым коневодством и охотой, распространено было рыболовство. Особенностью ботайской культуры было полное отсутствие овец, что объяснялось, по-видимому, религиозными запретами.
Близки к ботайской культуре Казахстана и памятники суртандинской культуры Южного Урала, хвалынской культуры Поволжья, афанасьевской культуры Алтая и усть-нарымской – Восточного Казахстана. Очевидно, эта близость была обусловлена культурной и этнической общностью племен, населявших эти регионы. Уже в тот период на территории степной Евразии начал формироваться единый этнокультурный массив, ставший основой особой степной цивилизации.
Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным её этапом было первобытное стадо – объединение для совместной защиты и нападения, а также охоты и собирательства. Это дородовое специальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общественно-домашнего хозяйства, в то же время – ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей.
Первобытное стадо соответствует наиболее раннему периоду нижнего палеолита – ашельскому. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма первобытной общины. А в эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, а также возникают начальные формы общины.
Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью – сложением зрелых форм первобытнородовой общины. Этот качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа.
Зарождение духовной культуры. Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.
Захоронения, зачатки искусства говорят о том, что уже неандерталец был способен к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Это свидетельствует о том, что неандерталец придавал особое значение жизни и смерти и, вероятно, задумывался о загробном существовании.
Существовали у них и другие ритуалы, в частности, охотничьи. Так, во многих пещерах найдены аккуратно сложенные черепа медведей и других животных, использовавшихся в ритуальных целях. В это же время начинает зарождаться искусство в виде костяных амулетов, схематических рисунков.
Возникновение искусства и религии. Подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схематизация рисунков, вплоть до превращения в символы.
Усложнился и похоронный обряд. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украшениями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда.
Эпоха современного человека – время развития языка, рационального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накопления и обмена информацией. Постепенно накапливаются знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ранние формы религии – магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.
С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство – по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография – рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента.
Эпоха бронзы – время распада эгалитарного общества, характеризуется становлением религии с особыми служителями культа – жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов.
Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства – ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.
Апогеем духовного развития доисторического общества было изобретение письменности. Это происходило путем постепенной трансформации пиктографического письма в иероглифическое, а затем и в буквенное. С появлением письменности, первоначально в Шумере, Египте, Китае, а затем и в других странах, эпоха доистории завершается.
В эпоху неолита в Казахстане образуется несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующим племенным образованиям. Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатской кельтиминарской культуры. Кельтиминарцы освоили ручную лепку глиняных сосудов, имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосуда украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура исследована на материалах пещеры Караунгур в Каратау.
В Северном Казахстане выделено две неолитические культуры – атбасарская и маханджарская. Носители атбасарской культуры населяли степное Приишимье и северо – западную часть Казахского мелкосопочника и занимались преимущественно охотой. Наиболее исследованные памятники этой культуры – Виноградовка – 2, Тельмана. Памятники маханджарской культуры сконцентрированы в долине Торгая и Тобола. Это стоянки Маханджар, Дузбай и Алкау.
В Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся к VI – V тыс. до н.э. были оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В V тыс. до н.э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников. Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело и прядение.
Праобщина. Очень трудно восстановить историю формирования физического облика человека, хотя в распоряжении науки имеется большое количество ископаемых останков. Нелегко также воссоздать процесс эволюции индустрии, несмотря на то, что археологических находок вполне достаточно. Но самым сложным в изучении доистории человека является реконструкция социогенеза, то есть развития человеческого общества, так как этот процесс не оставил нам вещественных доказательств. Поэтому более или менее детальная его реконструкция неизбежно будет в определенной степени гипотетичной.
Доистория человека есть период становления и развития эгалитарного общества, характеризующегося присваивающим хозяйством и уравнительным распределением. Общество этого периода социально однородно. Существует только половозрастная дифференциация. На заключительных этапах доисторической эпохи в недрах эгалитарного рождается стратифицированное общество, основанное на производящем хозяйстве и наличии социальных групп с неравным статусом. Дальнейшая эволюция стратифицированного общества ведет к возникновению государства.
Однако человеческое общество не появилось сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян – эпоха праобщества. Основной формой организации в это время была праобщина, называемая также часто «первобытным человеческим стадом».
Праобщина возникла с появлением человеческой трибы (австралопитеков и человека прямоходящего). Она представляла собой небольшую группу, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин. Взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины – другую. Анализ археологических и этнографических материалов позволил ученым обоснованно утверждать о численности праобщин в 50 – 60 индивидов. Причем социальное начало прослеживается в этот период в основном только в производственной сфере, сфере добычи и распределения пищи, не распространяясь на другие сферы жизни. В связи с тем, что в ту эпоху весь общественный продукт являлся жизнеобеспечивающим, возможной формой распределения становится его уравнительная форма, т.е. ни о каком социальном неравенстве речи идти не может. В этих условиях нет необходимости и в существовании особых отношений власти – подчинения, все конфликтные ситуации внутри праобщины разрешаются на уровне биологических отношений доминирования.
Эпоха неандертальцев ознаменовалась полным утверждением уравнительной формы распределения общественного продукта, более того, общественные, небиологические отношения начинают распространяться на все сферы жизни человека.
Резкий перелом в формировании социальных отношений произошел при появлении человека современного типа. В этот период происходит полное вытеснение всех зоологических отношений в праобщине социальными, возникают ранние формы брака и, как следствие – экзогамия (запрет на браки внутри группы) и родовая община. Последняя представляла собой коллектив кровных родственников с общей собственностью на землю (охотничьи угодья) и общественный продукт и характеризовалась отсутствием социального неравенства. Конечно, община делилась на определенные группы, но это было скорее половозрастное деление на мужчин, женщин и детей. Переход из детской группы во взрослую сопровождался особым ритуалом – инициацией.
Все важные дела общины решались на собрании взрослых мужчин, из среды общинников выделялись шаманы, специализирующиеся на осуществлении ритуально – магических действий, вожди – руководители воинов во время столкновений с соседними общинами. Все отношения внутри общины регулировались обычаями и системой запретов – табу. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины – наиболее умудренные опытом члены рода, следившие за производственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Таким образом, отличительной чертой человеческого общества доисторического периода было господство социально однородного эгалитарного общества.
Эпоха бронзы. Андроновская культура
В III тыс. до н. э., с развитием скотоводства, началась восточная миграция индоевропейцев. Причиной переселения явилось то, что в сравнении со скотоводством занятие земледелием в степи было малопродуктивным, хотя и необходимым подспорьем. Быстро разраставшееся стадо и демографический взрыв, обусловленный хозяйственными успехами, требовали освоения новых пастбищных территорий. Редко заселенные, обильные водными источниками, ковыльные и полынно-типчаковые степи к востоку от Волги стали объектом хозяйственного освоения племенами, накопившими огромные стада быков, коней и овец.
Несколько волн миграций индоевропейских племен, в особенности носителей «ямной» культуры проникали на восток. Связанные с ними археологические памятники и родственные культуры можно обнаружить не только на территории Казахстана, но и на Енисее и в Западной Монголии. Наиболее массовые миграции племен из Поволжья и Причерноморья на восток происходили в 1800-1600 гг. до н.э. Именно в этот период и сложились две археологические общности: Западная, между Днепром и Волгой, получившая название по способу погребения срубной культуры, Восточная в степях Казахстана и Южной Сибири, получившая название по месту первых раскопок, андроновской культуры.
Увеличение количества домашних животных: лошадей, крупного и мелкого рогатого скота; обработка шерсти шкур и других продуктов животноводства круглый год обеспечивало население едой, одеждой и другими средствами проживания. Отпала необходимость постоянных передвижений на дальние расстояния за дикими животными. Охота отодвигается на второй план. На местах кратковременных стоянок бродячих охотников и собирателей на берегах полноводных рек и в верховьях горных ущелий появляются долговременные крупные посёлки с многочисленным жилыми и хозяйственными постройками. Могильники устраивались недалеко от поселений. Поймы рек и межгорные долины стали возделываться под злаковые культуры.
Использование лошадей, быков и верблюдов как транспортного средства сначала в верховой езде, затем в упряжи на боевых колесницах и грузовых полосках и телегах позволяло покрывать дальние расстояния, осваивать новые пастбища, разрабатывать месторождения руд цветных металлов, расположенных далеко от поселений, развивать интенсивный товарообмен с соседними племенами.
Изменения, происходившие в среде племён андроновского общества, не были мирными. Иногда происходили военные стычки, что вынуждало людей жить в укреплённых деревянным и земляным валам со рвом поселениях, развивать производство предметов вооружения. Стационарное проживание в посёлках, достаток продуктов питания привели к увеличению числа населения, накоплению личного имущества и к развитию труда по отраслям хозяйства – скотоводству, земледелию, горному делу, металлургии, гончарству и так далее.
Андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. В каждом таком поселке, окруженным глубоким рвом и валом с установленным на нем частоколом, было 10-20 больших полуземлянок, площадь которых варьировалась от 25-100 кв. м. (ранний период) до 150 кв. м. в позднейшее время; встречаются и жилища в 200-300 кв. м. Заглубленный на 1-1,5 м. деревянный сруб перекрывался двускатной или пирамидальной крышей с дымоходами и световыми люками. Крыша поддерживалась несколькими столбами. В каждом доме жила большая семья (30-50 человек), а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищами и кладбищем принадлежал одному роду. Иногда род рассредоточивался в небольших селениях по малым речкам и ручьям, а в соседних долинах были разбросаны поселки, принадлежащие к тому же племени.
Главным источником средств существования для андроновцев всегда оставалось скотоводство. Судя по следам на стенках горшков, обнаруженных в могилах, их основной пищей были молочные продукты. В кухонных отбросах андроновских поселений во множестве содержатся кости быков, коней и овец. По подсчетам палеозоологов мясная пища андроновцев на 60-70 % состояла из говядины и только на 10 % – из баранины. Конина составляла в мясном рационе 20-30 %. В жилищах существовала отгороженная половина для зимнего стойлового содержания животных, скорее всего молодняка; иногда к дому примыкала постройка-хлев.
Наиболее ценной частью андроновского стада были табуны коней. По костным остаткам удалось установить, что кони были трех пород: малорослые с крупной головой выносливые лошади «монгольского типа» (высота в холке 128-136 см.); высокие кони (136-152 см.); высокопородные кони высотой в 156-160 см. с тонкими ногами, маленькой головой на длинной изогнутой шее и подобранным крупом. Кони элитной породы предназначались для колесничной запряжки и составляли славу их хозяев. Именно они были предками современных ахалтекинцев. Племена Казахстана, Южной и Западной Сибири, Южного Приуралья в конце III тысячелетия освоили плавку меди, золота и серебра. К первой четверти и особенно середине II тысячелетия до нашей эры металлургия цветных металлов и металлообработка достигли высокого развития. Появляются отдельные специализированные дома и целые посёлки, жители которых занимались преимущественно получением бронзы: Атасу, Мыржик, Акмая, Милыкудук, Соркудук и другие. В них строятся плавильные агрегаты и вспомогательные конструкции, приспособленные для отдельных процессов в многоэтапном производстве сложносоставного сплава меди и олова – бронзы. Следы бронзолитейного дела и металлообработки в период развитой бронзы встречаются почти во всех поселениях Казахстана.
Освоение легкоплавкой, податливой к горячей и холодной обработке, имеющей различную твёрдость и цветовые оттенки бронзы, способствовало определённому прогрессу общественно-экономического развития общества. Большинство удобных и эффективных орудий труда, предметов вооружения, украшений изготавливались из этого металла. Бронзовые изделия и слитки бронзы стали предметом товарообмена. Рождался новый культовый обряд, связанный с выплавкой бронзы. Мастера приносили жертву – резали коз или овец и закапывали их расчлененные туши у медеплавильной печи.
Наряду с металлургами, среди жителей поселений появились специалисты по гончарному делу, мастера-косторезы, ювелиры. Иногда они занимали отдельные помещения. На поселении Атасу был открыт «дом гончара», где в отдельных ямах найдены отсортированная жёлтая глина, чистый песок, большое количество каменных и костяных лощил – инструментов для сглаживания и полировки поверхности сосудов, гладких и гребенчатых костяных штампов для нанесения узоров -подставок для сушки и обжига керамических изделий и др. На поселении Мыржик в одном помещении обнаружено большое количество костяных орудий и заготовок, большие куски лосиных рогов, специально привезённых из северных районов, а также множество костей мелких животных.
Подвижный образ жизни, связанный со скотоводством и товарообменом, тяжелый труд металлургов и рудокопов, обработка камней, строительство, охрана накопленных богатств и границ территории родов и племён требовали мужского труда, что способствовало усилению роли мужчин в обществе. Постепенно матриархат сменяется патриархатом.
В произведениях искусства четче проявляются признаки верований: культ солнца, огня, тотемизм. В поселках и на территориях родовых кладбищ сооружались отдельные жертвенные конструкции. В честь тотемных животных – барана, коня, двугорбого верблюда, медведя – ставились каменные стилизованные скульптуры. Миропонимание древних людей нашло отражение и в орнаменте на глиняных сосудах и др. изделиях.
Антропоморфными и зооморфными образцами, выполненными на глине, камне, костях и бронзе, украшалось большинство изделий.
Среди памятников искусства, содержащих историческую информацию о мировоззрениях, особое место занимают наскальные рисунки – петроглифы. На валуны, горизонтальные и вертикальные плоскости скал наносились образы тотемных животных – коня, барана, козла, оленей и др.; сцены повседневного быта – загонная охота, вспашка земли, изображение жилища и мифологические представления – колесницы, солнцеликие существа, ритуальные танцы, люди в масках и т. д. И само ущелье, где выбивались петроглифы, являлось святилищем, где систематически проводились сезонные культовые обряды.
Изучение физического облика населения андроновской культуры доказывает, что в эпоху бронзы здесь жили племена с явно выраженными европеоидными чертами. О том, как выглядели андроновцы, писал известный антрополог – академик В. П. Алексеев: «Андроновцы, конечно, европеоиды, и характерные черты у них доведены до полного выражения, в какой-то мере, может быть, даже на наш современный взгляд, до утрировки – ведь кажутся нам резкими черты лица кавказцев, а все за счет того же очень полного и четкого выражения классического европеоидного типа. Андроновцы были очень носаты, а лица их, почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Но они были еще более широколицы, чем афанасьевцы, а на лбу, над глазами вздувалось еще более мощное и сильное надбровье. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида… Их нужно рассматривать как последний рецидив, последний отголосок мощного передвижения европеоидов на восток, одной большой миграции или цепи миграций, за которыми последовало как будто бы проникновение отдельных элементов андроновской культуры на юг, переселение древнеиранских племен, появление Ариев в Индии, одним словом, целый калейдоскоп событий, важных и неважных, встряхнувших древний Восток».
Центральные, северные и восточные районы Казахстана занимало население, которое относится к так называемому андроновскому варианту протоевропейской расы. Его характерные представители обладали массивным мезокранным (среднекороткоголовым) черепом, низким и широким лицом, низкими глазницами и значительно развитым надпереносьем с резко выступающим носом.
Население западных и юго-восточных районов Казахстана относилось к средиземноморскому варианту европеоидной расы. Они имели долихохранный (длинноголовый) тип черепа и более вытянутую форму лица.
Население средиземноморского облика охватывало юго-восточные степи Европы и южную часть Средней Азии. Прямые контакты и взаимопроникновение обоих расовых типов в пограничных областях и их распространение явилось причиной смешанного антропологического состава древнеказахстанских племен западных и юго-восточных районов.
Таким образом, палеоантропологические данные позволяют заключить, что антропологический состав древнеказахстанских племен эпохи бронзы складывался главным образом из двух европеоидных расовых типов – андроновского и восточно-средиземноморского, которые на протяжении II тысячелетия до н. э. определяли физическое строение племен таких соседних регионов, как Южная Сибирь, Алтай, Поволжье, Южное Приаралье, Средняя Азия.
Племена андроновской культурно-исторической общности активно взаимодействовали: на западе и северо-западе – с племенами срубной культурно-исторической общности; на юге – с носителями тазабагьябской, суярганской культуры, на востоке – с носителями окуневской, кротовской, самусьской и вишневской культур, оказывая на них существенное влияние, иногда вытесняя их с занимаемой территории,
либо постепенно растворяясь среди них.
Одним из сложных и дискуссионных вопросов в истории андроновской общности является определение этнической принадлежности населения. Существует несколько мнений. По одному из них, андроновцы принадлежали к финно-угорской этнической группе. Эта гипотеза была выдвинута знатоком фольклора и этнографии финно-угорских районов В. Н. Чернецовым, на основании близкого сходства андроновского орнамента с угорским декором. Его поддержал венгерский ученый П. Вереш и др.
Некоторые лингвисты, историки и археологи придерживаются гипотезы об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших письменных памятников индоиранцев – Авеста, Ригведа, Атхарваведа, Ддржурведа, Шатапатха и др. данных топонимики и ономастики, археологических материалов. По их мнению, памятниками индоиранцев являются поселения и могильники алакульской линии.
В последние годы среди языковедов, тюркологов, этнографов, историков появился ряд фундаментальных исследований, посвященных древним корням одного из многочисленных народов на земле – тюркского, или тюркоязычного. В них на основе лингвистики, топонимики, ономастики, фольклора, этнографических и археологических материалов прослеживаются все этапы развития тюркских народов (М. Ш. Ширалиев. М. 3. Закиев, М. А. Хабичев, Г. А. Гейбулаев, А. С. Аманжолов, О. С. Сулейменов, К. Т. Лайпанов, И. М. Мизиев и др.). По их данным, древние предки тюрков появились не позже неолитического периода и населяли широкую степную и лесостепную полосу Евразии – от Минусинской котловины на востоке, до Карпат на западе. Раньше большинство ученых считали, что прародиной всех тюрков был Алтай. В настоящее время растет число сторонников Ю. Немета, А. Зайончковского и М. Ширалиева, считавших прародиной тюрков Волго-Уральский регион. Ими было высказано предположение, что, возникнув в конце IV тысячелетия до н.э. в Волго-Уралье в качестве древнеямной культуры, в течение 500-600 лет тюрки распространились на огромную территорию от Забайкалья до Дуная, от Урала до Шумера, Сирии и современной Турции.
На просторах среднеазиатских степей ямно-афанасьевская общность III тысячелетия до н. э. сменяется во II тысячелетии до н. э. близкородственной ей срубно-андроновской этнокультурной общностью; позднее образовались: на западе – скифские, на востоке -сако-массагетская племенные группы. Вероятно, к тем же временам, к периоду срубно-андроновской общности, уходит разделение тюркских языков на западно-тюркские и восточно-тюркские. С таким же разделением мы склонны связывать извечное деление тюркского этноса на западные и восточные «дома».
В 1951 г., учитывая неоднородность памятников андроновской культуры, А. А. Формозов предложил понятие «андроновская культурная общность».
Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа – ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального – нуринского периода (XVIII – XVI вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (XV – XII вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и бегазы – дандыбаевской – в Центральном (XII – VIII вв. до н.э.).
Хозяйство андроновцев. С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате оседлое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо – земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.
Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы.
Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм – баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.
Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо- западном Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо – Западном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных XVIII – XVI вв. до н.э.
Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном – могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай-Атасуского. В Восточном Казахстане найдены могильники: Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане к федоровскому этапу относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек – Коль, а алакульскому – могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. В Южном Казахстане и Семиречье исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.
С аридизацией климата на территории Казахстана зарождается более прогрессивный тип хозяйства – полукочевое скотоводство. Поселения постепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подсобный характер. В стаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.
Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо – скотоводческая андроновская культура ХИ – Х вв. до н.э. сменяется скотоводческой бегазы – дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств.
cc. Переход от присваивающих форм хозяйства – собирательства и охоты, к производящим – земледелию и скотоводству, привел к появлению регулярного избыточного продукта. Переход к производящему хозяйству привел к такому росту производительных сил, что впервые появляется возможность постоянного накопления избыточного продукта. Это привело к коренному перевороту в функционировании системы “ландшафт – общество”. Человек начинает активно воздействовать на экологическую нишу, которую занимает, преобразуя ее. Производственный процесс усложняется, один человек в течение своей жизни уже не способен овладеть всем объемом знаний, необходимых для производства. Начинается специализация, часть общинников начинает выполнять функции организаторов производства, не участвуя в нем непосредственно. Это стало возможным только благодаря избыточному общественному продукту, за счет которого содержались организаторы производственного процесса. В этот период ритуально – магическая, религиозная и производственная сферы еще были неразрывно переплетены, т.к. накопленные знания могли объясняться только как сверхъестественные, божественные феномены, вырастает роль мантики – системы гаданий и предсказаний, тесно связанных с производственным циклом, получил развитие культ плодородия и размножения, заметно усложняется культ предков. Тесная взаимосвязь производственной и религиозной сфер привел к фактическому их слиянию в практике жрецов, выступавших одновременно организаторами духовной и производственной жизни общины.
С другой стороны, среди общинников выделяется еще одна специализированная группа – воины. В эпоху господства охоты все взрослые мужчины могли быть воинами, столкновения между родовыми коллективами возникали лишь в случае защиты охотничьих угодий или кровной мести. С возникновением же производящего хозяйства большая часть населения уже не обладает необходимыми боевыми навыками, превращаясь из охотников в мирных скотоводов и земледельцев.
В то же время появление избыточного продукта приводит к двум возможностям. Во-первых, появляется возможность силой отнимать избыточный продукту соседней общины, т.е. война с целью грабежа превращается в источник постоянной наживы. Во-вторых, появляется возможность за счет избыточного продукта содержать профессиональных военных, также как и жрецы, не занятых в производстве и получающих возможность сосредоточить усилия на совершенствовании специфических навыков. Выделение особого слоя военной знати тесно связано с зарождением отношений власти – подчинения, т.к. сложное, иерархически соподчиненное общество уже не может регулироваться только обычаями. Развитие духовной культуры, мифологии и религии приводит к появлению понятий добра и зла, а значит и морали, как нового социального регулятора. Таким образом, мы можем говорить о возникновении в эпоху бронзы, во II тыс. до н.э. среди населения Казахстана публичной власти, т.е. особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение управленческих, властных функций.
Общины объединялись в кишвары – «области». По сути, «область» представляло собой племя – союз общин с целью регулирования экономических отношений между общинами и организации совместной обороны от врагов. Центрами таких племен – «областей» были, вероятно, крупные поселения, фактически протогорода, появившиеся в начале II тысячелетия до н.э. в северо – западных регионах Казахстана и прилегающих регионах России. Наиболее известен из них Аркаим, но кроме него уже сейчас выявлено около двух десятков подобных крупных населенных пунктов, каждый из которых был центром сельскохозяйственной округи и ремесленного производства. Протогорода имели правильную планировку и мощные оборонительные укрепления, культовые сооружения.
Тип власти, сложившийся на территории Казахстана в эпоху бронзу с уверенностью можно интерпретировать как вождество или чифдом, т.е. предгосударственную форму власти. Фактически во II тысячелетии до н.э. на территории Казахстана начинает складываться древнейшая цивилизация, базирующаяся на комплексном оседлом скотоводческо – земледельческом хозяйстве, возникают зачатки городов – государств, зарождается царская власть. Постепенно возникают условия для образования государства, однако начавшаяся складываться цивилизация в середине XV в. до н.э. приходит в упадок.
Кризис протогородской цивилизации был связан с изменением климата. Начавшееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в XV веке до н.э. привел к упадку крупных поселений, протогорода были заброшены, а население сосредотачивается в небольших поселках в поймах рек и озер. Социальные и потестарные отношения были законсервированы на долгое время, и процесс возникновения государства приостановился. Цивилизация, основанная на оседлом хозяйстве в условиях аридных степей Казахстана, чутко реагирующих на все глобальные природно-климатические изменения, оказалась исторически бесперспективной. В регионах, где подобные изменения смягчались близостью моря (Китай, Египет, Междуречье, Средиземноморье, Мезоамерика), цивилизация пошла по генеральному пути развития, резко континентальной климат Центральной Азии обусловил появление альтернативой линии развития общества в рамках кочевого скотоводства, появившегося в конце II – начале I тысячелетия до н.э.
Согласно письменным источникам, племена, населявшие Казахстан в эпоху бронзы, носили общее самоназвание ~арья. В то же время известны названия племен и племенных объединений туров, даха, хьона, сайрима. В ХП – Х вв. до н.э. этническая ситуация в Казахстане значительно изменяется. С востока в Центральный Казахстан перемещаются племена – носители карасукской культуры, здесь на базе местного пришлого населения формируется бегазы – дандыбаевская культура. В то же время андроновцы – арья мигрируют в южном и юго – восточном направлении и проникают в Среднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию, где они стали известны как арии или арийцы.
Постепенно отгонное скотоводство в степи сменяется более продуктивным способом производства – кочевым, что приводит к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен Казахстана.
Таким образом, племена, заселявшие территорию Казахстана в эпоху бронзы, характеризуются разнообразием культур. Кроме названной андроновской, как было уже сказано, имели место и распространялись Алакульская, Бегазы-Дандыбаевская, Отрар-Каратауская и другие культуры.
На смену им приходит достаточно однородная в своих основных чертах яркая культура сакских племен эпохи раннего железа. Наиболее известными памятниками саков в Казахстане и на прилегающей территории являются Аржан, памятники тасмолинской культуры, пазырыкские курганы Алтая, Бесшатырские пирамида и курганы Иссыка в Семиречье, Чиликтинские захоронения Тарбагатая, погребальные комплексы Уйгарана и Тегискена в Южном Казахстане, памятники Приаралъя и другие. В основе физического облика сакских племен лежал андроновский антропологический тип, подвергшийся в результате метизационных процессов некоторой монголизации.
Известные антропологи О. Исмагулов и К. Сихымбаева на основе изучения антропологических данных с древнейших времен до наших дней, имеющихся в различных регионах Казахстана, пришли к следующему выводу:
- Антропологический облик современного казахского народа берет свое начало от внешности андроновских племен бронзового века (европеоидная раса).
- Монголоидная раса начала широко распространяться с раннего средневековья, то есть со времен Тюркского каганата.
- Современный антропологический вид человека формировался в позднее средневековье…
Во время раскопок, проведенных в Павлодарской области, были найдены 26 останков людей. После тщательного изучкеия обнаруживается, что 16 из них принадлежат европеоидам, 4 – моголоидам, 6 – смешанный тип, возникший от взаимодействия двух названных рас. Останки принадлежали людям, жившим в ҮІІ-ХІІ вв.
Это свидетельствует о том, что и во времена тюркской эпохи в Казахстане преобладала европеоидная раса. По мнению ученых выше названные останки людей сильно напоминают андроновскую культуру европеоидов.
Ученые на основе сравнительного анализа древних и современных антропологических типов Казахстана пришли к выводу о том, что генетическая связь между ними непрерывно продолжалась в течение трех тысяч лет. Это свидетельствует о том, что южносибирская или туранская раса, в состав которой входит казахский народ является автохтонной.
“Все люди – братья” – эта библейская истина наполнена вполне практическим смыслом для археологов, находящих в глубине веков общность между, казалось бы, самыми отдаленными друг от друга народами. Но… целостность цепи нарушает отсутствие находок обширной зоне между Китаем и Причерноморьем.
Невероятно, но факт: регион, общепризнанный как “котел, где
перемешивались будущие народы полусвета”, никак не укладывался в стройную теорию. Теперь, похоже, недостающее звено начнет восполняться.
Этому способствовали раскопки комплекса курганов близ города Сергеевка Северо-Казахстанской области.
Каждый из трех курганов, на которых велись раскопки, таил в себе неожиданные находки.
Ров, жертвенные комплексы – стандартный курган раннего железного века. Центр захоронения сильно попорчен сурками, «конкурентами» варварски разорявших три столетия назад археологические памятники бригад «бугровщиков»…
Наибольшее же количество сюрпризов преподнес самый крупный курган – Байкара. Когда археологи зачистили его профиль, взору их открылась картина поистине уникальная.
… Это произошло примерно в седьмом веке до нашей эры.
Люди разровняли площадку, окружили ее рвом, застелили дерево (досками или плахами), корой, провели ритуальное захоронение начали выкладывать курган. Не насыпать, а именно выкладывать из кусков дерна сантиметров по сорок в длину и ширину. Царское захоронение производилось в честь личности явно незаурядной, после смерти вождь продолжал служить землякам. Сооружение имело некруглую форму, его венчала ровная площадка. Есть предположения, что на ней в случае тревоги зажигались сигнальные от – не случайно слово ” корган” у тюрков означает наблюдательный пункт.
Место это считалось священным у древних. Лет через 200, когда этническое население региона несколько изменилось, здесь же было произведено новое погребение, лет через 300 – еще одно, примерно через столько же – четвертое. Причем есть все основания ожидать открытия и пятого захоронения. Ценность Байкары переоценить невозможно. Четырех – пятикратное перестроение кургана через почти равные промежутки времени способно дать целостную картину связей народов древности, последовательности их появления и миграции. Кроме того, ожидается, что дальнейшая работа доставит наиболее полную информацию, напрямую выводящую ученых на этногенез казахов. До сих пор происхождение этой нации с изрядной долей оговорок относится к сакам, теперь же, вероятно, ее корни будут обнаружены гораздо глубже – в скифском мире. Причем без прежних вольных или вынужденных натяжек, а на строго научной основе – немецкая сторона берет на себя проведение анализа ДНК, после чего можно будет с уверенностью сказать, действительно ли и насколько родственны между собой народы, оставившие след на казахстанской земле и населяющие ее ныне.