Монгольские завоевания и образование улусов.
В конце ХІІ – начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под руководством одного из племенных вождей – Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона. Объединение родственных племен и завоевание соседних стран превратило Монгольское государство в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире.
В 1206 г. Темучин стал всемонгольским ханом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало прекращению междоусобных войн и консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос.
Темучин родился в 1155 г. в семье богатого нойона Есугея из племени Киятов, рода боржигин, мать Оэлун была из племени конратов, умер в 1227 г. Темучин, выделявшийся среди своих сверстников хитростью и умом, сумел сплотить вокруг себя преданную ему дружину нукеров, и к концу XII в. стал одним из предводителей в монгольских степях. Известность его возросла в войнах хана кереитов с найманами, меркитами и татарами, в которых будущий Чингис-хан выступал в качестве вассала кереитского хана. Но вассальные отношения продолжались недолго, могущество Темучина все больше возрастало, в 1203 г. он разгромил кереитов, в следующем году его 45-ти тысячное войско выступило в поход на найманов и меркитов, часть их подчинились ему, а другие, переправившись через Иртыш, бежали на запад, в просторы современного Казахстана.
Покорив в результате военной кампании 1204-1205 гг. главных своих противников, Темучин завершил объединение под своей властью племена Монголии. Весной 1206 г. на всемонгольском курултае у реки Онон он торжественно провозглашен повелителем монголов. Одновременно курултай утвердил за Темучином титул Чингис-хана, окончательно вытеснивший его собственное имя. На курултае был обнародован Великий Джасак (Ясы) – кодифицированное обычное право, включавшее народные обычаи и воззрения правителя. Он представлял собой свод военных и гражданских законов, с установлением соответствующего наказания за их неисполение.
Приведем некоторые фрагменты Джасака:
– Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет он женат или нет.
– Тот, кто мочится в воду или на пепел, тоже предается смерти.
– Кто лжет с намерением, или вступает в спор между двух спорящих и помогает одному против дугого, тоже предается смерти.
-От убийства (казни за преступление) можно откупиться пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых, а за китайца – одного осла.
-Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяйну с прибавкой девяти таких же лошадей, если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошади брать у него детей, а если нет детей, то самого зарезать, как барана.
Смертной казни предавлись также за обращение правителей к третьим лицам помимо хана, за неоказание помощи товарищам в бою, за оставление своего поста без разрешения начальника, за небрежность воинов в исполении служебных обязанностей. Джасак предписывал щадить страны и города, покоряющиеся добровольно. Например, за жестокость по отношению к сдавшимся противникам Чингис-хан разжаловал своего зятя Тогучара из темника в рядовые, который затем погиб в бою.
В основу созданного Чингис-ханом государства был положен принцип военной организации. Вся территория и население страны разделены на 3 военно-административных округа: правое крыло (барунгар), левое крыло (джунгар) и центр (гол). Каждый округ делился на тумены, состоящие из десяти тысяч человек, а каждая «тысяча» – из десяти «сотен», последние – из десяти «десятков». Военно-административная система сыграла важную роль в дальнейших завоевательных походах.
Зимой 1207-1208 гг. старший сын Чингис-хана Джучи подчинил енисейских кыргызов и прочие «лесные народы» юга Сибири. В 1207 -1209 гг. войска Чингис-хана, совершая опустошительные набеги, подчинили уйгуров, проживавших на территории современного Восточного Туркестана. В 1211 г. он с большим числом войск совершил поход в Северный Китай, захватил Пекин и другие города. В 1219 году была завоевана Корея. В этих и дальнейших походах Чингис-хан придерживался кровавой тактики уничтожения городов, поселений, земледельческих оазисов.
Походу в Казахстан и Среднюю Азию Чингис-хан придавал большое значение, так как отсюда открывался путь в Восточную Европу и Переднюю Азию. Он тщательно готовился к этому походу. Поводом для вторжения явилась т.н. «Отрарская катастрофа». Чингисхан летом 1218 г. с целью, главным образом, военной разведки отправляет в Среднюю Азию караван, состоящий из 500 навьюченных товарами верблюдов. В его составе с монголами лазутчиками было 450 человек. По пути караван остановился в Отраре. Правитель Отрара Гаир хан заподозрил купцов в шпионаже, после чего приказал убить их и разграбить караван. Это послужило поводом к войне Чингис-хана против Хорезма, но истинная причина, конечно, была захватническая политика правящей верхушки монголов.
К началу войны Чингис-хан собрал большую силу и в сентябре 1219 г. его 150-ти тысячное войско двинулось с берегов Иртыша, где он провел лето, на запад через Семиречье. При подходе к Отрару предводитель монголов разделил свои силы. Несколько туменов во главе с сыновьями Чагатаем и Угедеем оставил для осады Отрара, другую часть во главе с Джучи отправил вниз по Сырдарье на Дженд и Янгикент, третий отряд назначался для покорения городов по верхнему течению Сырдарьи, сам Чингисхан и его младший сын Тулуй с главными силами пошли на Бухару.
У Хорезмшаха Мухаммада – правителя государства Хорезм, не было плана ведения войны, к тому же он оказался нерешительным, не доверял своим военачальникам, обрекал свои войска на пассивную оборону. Война выявила внутреннюю слабость государства Хорезмшаха.
Активно боролись против армии Чингис-хана народные массы, стойко и мужественно защищавшие свои земли, не желавшие смириться с участью, уготованной им завоевателями. Особенно яркий пример героизма показали жители Отрара, пять месяцев противостоявшие многотысячному отряду, брошенному на этот город. Оборона Отрара представляет одну из ярких страниц героической борьбы народов Казахстана и Средней Азии против монгольских завоевателей. Правитель Отрара Гаир-хан защищался отчаянно, до последней возможности. Осада Отрара продолжалась пять месяцев. На исходе пятого месяца героической обороны Караджа-хаджиб, незадолго перед осадой посланный Хорезмшахом на помощь Гаир-хану с 10 тысячным отрядом, пал духом, и, тайно покинув город через ворота «Суфи Хана», сдался со своим войском монголам. По приговору царевичей Чагатая и Угедея он был предан вместе с приближенными казни за измену своим. Но монголы успели ворваться в город и, выгнав из города его жителей, «словно стада баранов», начали повальный грабеж.
Однако Отрар еще упорно защищался. Гаир-хан с 20 тыс. «подобных львам» смельчаков засел в цитадели, для взятия которой монголам понадобился еще месяц. Когда цитадель была взята, Гаир-хан продолжал оказывать сопротивление, поднявшись на кровлю здания. Безоружный он бросал в своих врагов кирпичи, которые рабыни подавали ему «со стены дворца». Когда не осталось кирпичей, монголы, имевшие приказ взять правителя в плен живым, окружили его и связали.
Разрушив крепость и сровняв ее стены с землей, Чагатай и Угедей с толпами пленных жителей Отрара и окрестных аулов в феврале 1220 г. присоединились к Чингис-хану, когда тот находился на пути между Бухарой и Самаркандом, и доставили ему живого Гаир-хана. Чингис-хан приказал расплавить серебро и влить ему в уши и глаза.
Главный корпус монгольской армии во главе с Чингис-ханом к маю 1220 г. захватил всю территорию Средней Азии и Амударьи. С весны 1220 г. война была перенесена на территорию Хорасана, Афганистана и Северной Индии. Другой отряд в 1220 г. через Северный Иран вторгся на Кавказ, разбил аланов, половцев и русских на р. Калке в 1223 г. Разорив южные окраины русских земель, Чингис-хан, через степи Восточного Дешт -и Кыпчака вернулся в 1224 г. в свою Орду на Иртыш, а в 1225 г. – возвратился в Монголию.
Таким образом, в результате нашествия монголов 1219-1224 гг. Казахстан и Средняя Азия вошли в состав монгольской империи.
Последствия монгольских завоеваний. Орды Чингис-хана всесокрушающей лавиной пронеслись по степям, городам и весям. Война – всегда крайность, и как безумно жестоки, бывают люди в войну – унесены в небытие десятки тысяч жителей, покалечены судьбы сотен тысяч человек, развеяны в прах плоды созидательного труда многих поколений людей, попраны святыни. Сыны Кыпчака и Хорезма, Мавераннахра и Хорасана были потрясены. О тех событиях мусульманский историк Ибн-ал-Асир, современник Чингис-хана, писал следующее: «Если бы кто сказал, что с тех пор, как Аллах всемогущий и всевышний создал человека, по настоящее время мир не испытывал ничего подобного, то он был бы прав!». Действительно, летописи не содержат ничего сколько-нибудь сходного.
Поистине монгольское нашествие явилось величайшим военно-политическим и моральным потрясением средневековья. Нашествие Чингис-хана было тяжелейшей по своим последствиям катастрофой для завоеванных стран, надолго задержавшей экономический и культурный прогресс многих народов, их политическое, социальное и этническое развитие. Экономика громадного региона пришла в упадок.
Монгольское завоевание сопровождалось разрушением производительных сил, массовым истреблением людей. Цветущие города были стерты с лица земли, десятки тысяч искусных мастеров и ремесленников угонялись в рабство. В завоеванных странах вспыхивали эпидемии, наступило всеобщее обнищание.
Чтобы подавить сопротивление местного населения, Чингисхан применял методы массового террора и насилия, опустошения целых районов. Первыми жертвами этих методов стали присырдарьинские города и поселения Южного Казахстана, лежавшие на пути завоевателя в Среднюю Азию. Огнем и мечом расчищали себе путь монгольские войска. О жестокости говорит то, что монголами вырезано почти полностью население около трех десятков городов разных стран, в том числе три южно-казахстанских – Отрара, Сыганака и Ашнаса.
В статье И. П. Петрушевского «Поход монгольских войск в Среднюю Азию в 1219 -1224 гг. и его последствия» из книги «Татаро-монголы в Азии и Европе», говорится о шестимесячной осаде Отрара, о семидневном штурме Сыганака, где захватчики полностью истребили всех его жителей. Такая участь постигла почти все оседло-земледельческие центры Южного Казахстана.
Тяжкие последствия установления господства монгольских феодалов сказались и на Жетысу, хотя его земли были захвачены почти без боя. Некогда цветущая, густонаселенная территория юго-востока Казахстана с развитой городской культурой и оседло-земледельческим и скотоводческим хозяйством быстро теряла свое былое экономическое, политическое и культурное значение.
Именно социально-политические факторы: нашествие монгольских завоевателей, расселение на территории юго-востока Казахстана значительного числа кочевников, установление политического господства монгольской феодальной знати, наконец, постоянные усобицы в улусах, в особенности в Чагатаидском государстве, во второй половине ХШ – первой половине XIV вв. привели к упадку городской культуры, в корне изменили хозяйственную структуру региона.
Монгольское завоевание отрицательно сказалось не только на состоянии хозяйства, оно задержало и общественное развитие, более того, вызвало определенный регресс в социально-экономическом строе завоеванных стран, в том числе и Казахстана. В покоренных монголами областях широко распространился рабовладельческий уклад, в феодальных отношениях закрепились самые отсталые формы. Заторможенность процесса дальнейшего развития феодализма явилось следствием резкого упадка земледелия и городской культуры, увеличения удельного веса в хозяйстве экстенсивного кочевого скотоводства.
От завоевательных походов и покорения других стран не получил никакой выгоды сам монгольский народ. Бесконечные войны не приносили массе монгольских аратов ничего, кроме обнищания из-за дополнительных расходов на сборы в далекий путь, изнурительные тяготы и лишения походной жизни и смерть на чужбине. Монголия и
после завоеваний Чингис-хана и его потомков оставалась неразвитой, патриархально-феодальной страной.
После смерти Чингис-хана, последовавшей в 1227 г., на курултае монгольской знати в 1235 г. в Каракоруме – столице Монгольского государства – было принято решение о новом походе в Восточную Европу. Во главе монгольского войска стал внук Чингисхана сын Джучи Бату (Батый). Разгромив в 1236 году Волжскую Булгарию, Мордовию, в 1237 году войска Бату приступили к завоеванию русских княжеств. После ожесточенных сражений пали Рязань, Моква и Владимир. В течение семи недель мужественно, до последнего человека, сражались жители маленького городка Козельска.
В 1239 году монголы с берегов Волги отправились во второй поход на русские земли, они покорили города Переяславль и Чернигов, последний ими был сожжен дотла. Осенью 1240 года войска Бату после многомесячной осады взяли Киев. Здесь повторилась трагедия Отырара, почти все жители города погибли, а богатейшие памятники культуры были варварски уничтожены.
Разгромив в 1241-1242 гг. Венгрию, Чехию, Молдавию, Валахию и Трансильванию, Бату вернулся в низовье Волги, где основал новое государство – Золотую Орду.
Образование улусов. Огнем и мечом создав огромную империю, Чингис-хан выделил каждому из четырех сыновей уделы: младший сын Тулуй получил коренной юрт отца – собственно Монголию; между старшими сыновьями были поделены огромные территории, завоеванные к западу от Монголии. Улус старшего сына Джучи занимал обширные земли к западу от Иртыша: северную часть Жетысу и весь Восточный Дешт-и Кыпшак до Урала включительно. Ставка находилась в долине Иртыша. С середины XIII века он стал практически независимым от монгольского государства.
Владения второго сына Чагатая простирались от Южного Алтая до Амударьи и от границ области уйгуров до Самарканда и Бухары, т.е. включали Восточный Туркестан, большую часть Жетысу и Мавераннахр. Ставка размещалась в местности Куяш в долине р. Или.
Третьему сыну Угедею была выделена Западная Монголия, район Верхнего Иртыша и Тарбагатая. После провозглашения его великим ханом (1228 – 1241 гг.) он жил на Орхоне, в ставке – Каракоруме.
Таким образом, территория Казахстана вошла в состав трех улусов: большая (степная) часть – в состав улуса Джучи; Южный и Юго-Восточный Казахстан – в улус Чагатая; северовосточная часть Жетысу – в улус Угедея. При жизни Чингис-хана земли, отведенные сыновьям, служили для них не только источником дохода, но оставались подчиненными главе империи. После его смерти положение изменилось. Обширность территории монгольской державы, удаленность местопребывания улусных владетелей от общеимперского центра на Орхоне привели к тому, что каждый улус становился независимым владением. Постепенно в руки улусных правителей перешла вся полнота власти, империя распалась на несколько самостоятельных государств. Главными причинами распада явились: I) борьба народов завоеванных стран против монгольского ига; 2) непрочность империи, силой оружия вобравшей в себя многие страны и народы; 3) постоянные междоусобные войны; 4) отсутствие экономических связей, культурных, исторических традиций.
После распада Монгольской империи улусы стали самостоятельными государствами. Еще при жизни Чингис-хана старший сын Джучи стремился сделать свой улус независимым государством, но он погиб в 1227 г. Похоронен Джучи недалеко от Сарысу «в стране кыпчаков» на левом берегу реки Кенгир, в 45 км к северо-востоку от Жезказгана.
- Золотая Орда.
Преемником Джучи стал его сын Бату. Походы Бату на Запад превратили улус Джучи в обширное государство с центром на Нижней Волге, простиравшееся от Алтая до Дуная. За этим государством в исторической литературе утвердилось название Золотая Орда.
Основанное Бату ханом государство «Золотая Орда» в восточных источниках называлось Улусом Джучи, а также по именам ханов-джучидов (Улусом Бату, Улусом Берке и т.д.). Золотая Орда входила в Монгольскую империю. Однако уже хан Бату (1242-1256 гг.) вел себя как независимый правитель. При его поддержке Великим ханом стал Мунке, не вмешивавшийся во внутренние дела Улуса. Бату, которого кыпчаки называли Саин хан (мудрый хан), заложил основы государственности, опираясь на кочевые традиции и положения Ясы Чингисхана (свод законов, принятый в 1206 г.).
В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения с завоеванными землями и народами. Ко времени Бату относится деление Улуса Джучи, т.е. Золотой Орды на две части – правое и левое крыло, фактически на две различные государственные единицы. Во главе правого крыла стоял сам Бату и его преемники.
Во главе левого крыла находился старший сын Джучи – Орда-Ежен. Будучи лишь номинальными вассалами потомков Бату, потомки Орды-Еджена свели эту зависимость к минимуму. Улусы Бату и Орды-Еджена делились, в свою очередь, на улусы других сыновей Джучи. Все они были полузависимыми правителями, подчинявшимися верховной власти Золотой Орды.
В улус Орда-Ежена входили земли северовосточной части Жетысу, обширный район бассейна Иртыша, степи Улытау и Каратау. Территория улуса постепенно расширилась, уже во второй половине XIII в. место пребывания ханства перемещается в нижнее течение Сырдарьи, в пределы Дженда и Узгенда.
К западу от его улуса лежали владения брата Шайбани. Кочевья этого улуса летом пролегали на обширном пространстве между предгорьями Урала и реками Тобол, Яик, Иргиз, а зимой – в бассейне Аральского моря, по рекам Шу, Сарысу и в низовьях Сырдарьи. В дальнейшем отношения между братьями обостряются, наступает междоусобица.
После смерти Бату законным наследником должен был стать его сын Сартак, который находился в это время в Монголии, при дворе Мунке хана. Однако по пути домой новый хан неожиданно скончался. Вскоре умирает и провозглашенный ханом малолетний сын Бату – Улагчи.
Расцвет Золотой Орды. В результате правителем Золотой Орды стал брат Бату – Берке (1257-1266 гг.), при котором Золотая Орда окончательно отделилась от монгольской империи.
Новый хан еще в юности принял ислам и поэтому сразу же провозгласил его государственной религией. При нем активизировалось градостроительство, новой столицей стал Сарай-Берке, недалеко от современного Волгограда (старая столица Сарай-Бату, находилась ниже по течению Едиля). Хан приглашает из Ирана и Египта ученых, богословов, поэтов, из Хорезма – ремесленников и купцов. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Востока. Государство стало приобретать черты стран мусульманского Востока.
(Алтын Орданы билеген хандар – Батый 1241-1256 ж., Берке 1257-1266 ж., Мөңке-Темір 1266-1280 ж., Төде Мөңке 1280-1287 ж., Төле-Бұқа 1287-1291 ж., Тоқа-Темір 1291-1312 ж., Өзбек 1312-1342 ж., Жәнібек 1342-1357 ж. тұсында қуатты кемеліне келіп, билігі мейлінше күшейе түсті.)
После Берке ханом стал Монке-Темир (1266-1280 гг.). Период его правления прошел спокойно, однако после его смерти в стране начался политический кризис, связанный с именем Ногая, одного из потомков Чингисхана, занимавшего при Бату и Берке пост беклербека, второго по значению в государстве. Его личный улус находился на территории современной Молдовы. Ногай поставил своей целью образование собственного государства и в период правления Туда-Монке (1280 – 1287 гг.) и Толе-Буки (1287-1291 гг.) ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю, Днестру и Днепру. При прямой поддержке Ногая на сарайский престол был посажен Тока-Темир (1291-1312 гг.). В начале новый правитель во всем слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1300 г. поражением Ногая и единство Золотой Орды было вновь восстановлено.
Во времена правления Озбек хана (1312-342 гг.) и его сына Жанибека (1342-1357 гг.) Золотая Орда достигла своего наивысшего расцвета. Озбек вторично провозгласил ислам государственной религией, достроил Сарай-Берке, получивший новое имя – Сарай Ал-Жедид (Новый Дворец), много внимания уделял развитию караванной торговли.
Золотая Орда вела оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными.
Государственное устройство носило полувоенный характер. Военные и административные должности не разделялись. Правой рукой хана был беклербек, отвечавший за все государственные дела, являвшийся главнокомандующим войсками и главой внешнеполитического ведомства. Финансами государства ведал великий визир. Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти – диуан, в который входили дамиры – секретари, битакчи – писцы, салыкчи – налоговые чиновники, казначи – чиновники финансового ведомства и их помощники – таткаулы, бакаулы и есаулы.
Кроме левого и правого крыла в стране были улусы – Крым, Сарай, Дешт-и-Кыпчак, Хорезм, Булгар, управлявшиеся улусбеками. В Сибири правила местная династия – тайбугинцы, подчинявшиеся ханам Золотой Орды.
На территории Казахстана монголы ввели правовые нормы – «Джасак» или «Яса» Чингисхана, в которых определялись права и привилегии кочевой знати. Вместе с тем среди кыпчакской знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право – шариат.
Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правое и левое крыло. Командовали ими туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбазы (сотники), онбасы (десятники).
В Золотой Орде существовала четкая система сбора налогов. Кочевники-скотоводы обязаны были платить «копчур» – одну голову со ста голов скота, «тагар» – налог для снабжения войск, делившийся на две части – «азук» – сбор продовольствия и «алык» – сбор фуража. Земледельцы платили налог «харджи-хараждат».
Кроме прямых налогов, население несло повинности: «коналга» – содержание войск на постое, «джамалга» – обеспечение гонцов и административных лиц, уртонную повинность – содержание почтовых станций. Купцы оплачивали пошлины с товаров – тамга.
Учет велся по специальным реестрам – дафтари. Русские княжества платили «выход» – дань с каждого хозяйства. Сбор налогов осуществлялся баскаками, а с XIV в. – через откупщиков и местную знать. Этим воспользовались, в частности, московские князья, в казне которых оседала большая часть «Ордынского выхода» – налога, для уплаты же требуемой суммы местные правители ужесточали налоговый гнет своего народа.
Население Золотой Орды было полиэтничным. Собственно монголов было незначительно, основная их масса оставалась в Монголии. Оказавшиеся на территории Казахстана были полностью ассимилированы тюркоязычным населением.
В оседлых областях обитали волжские и камские булгары (предки современных казанских татар), мордва, русские, греки, казары, аланы, городские кыпчаки. Большую часть кочевого населения составляли казахские племена – найманы, кереи, уаки, конраты, кыпчаки, аргыны, канглы, мангыты, кияты и др.
Социальное устройство. Монгольское завоевание хотя и не изменило в целом социально-экономического строя народностей покоренных стран, но внесло существенные изменения в их общественно-политическую жизнь и быт. Духовенство, купцы, крупные феодалы в оседло-земледельческих областях и кочевая знать тюрков
превратились в опору монгольских ханов и феодалов, а шаруа попали под двойной гнет: экономический и политический.
Монгольская империя считалась владением всего ханского рода чингизидов, каждый представитель правящего дома получал определенное число ремесленников и земледельческий район из общей территории империи, доходы с которых служили для удовлетворения потребностей двора и войска.
Высшее сословие в государствах, образованных монголами, составляла тюрко-монгольская кочевая знать во главе с чингизидами. Военная власть была первоначально отделена от гражданской власти. Гражданская власть в улусах находилась, как правило, в руках представителей местной знати.
В системе внутреннего управления Золотой Ордой важное место занимал административно-чиновничий аппарат, представленный служилыми людьми, а также военно-кочевой знатью. Появление чиновничьего аппарата, приобщение военно-кочевой знати к государственном и административным делам содействовали оттеснению некоторых потерявших свое значение в новых условиях кочевничьих обычаев и традиций, но не изменили в целом военно-кочевого характера золотоордынского государства, соответствовавшего все более укреплявшимся феодальным отношениям.
В силу установившейся традиции ханом мог быть только потомок Чингис-хана, представитель т.н. «Золотой Орды». Султаном – владыкой, господином, властелином – называли каждого члена династии. Они сохраняли за собой право власти над народами даже после распада Золотой Орды и возникновения новых государственных образований.
Политический распад Золотой Орды в конце XIV – начале XV вв. совпал с утверждением на Востоке новой мировой державы Тимура с центром в Средней Азии. Об этих событиях подробно рассказывают современные им историки – летописцы, восточные и западные хроники, а также казахские эпические сказания. В последнем особое место занимает цикл сказаний об Едиге.
Казахский эпос упадок Золотой Орды связывает с борьбой чингизидов с представителями родовой аристократии. Вместе с тем нельзя отрицать губительные последствия походов Тимура в Дешт – и – Кыпчак.
Сильная Золотая Орда была постоянной политической угрозой, и, в особенности, экономическим интересам Мауераннахра. Тимур был заинтересован в перемещении политического центра и международных транзитных торговых путей на юг. Именно поэтому Тимур неизменно поддерживает оппозицию против собственных ставленников, как только они проявляют признаки сепаратизма. Подобно тому, как он вначале поддерживал молодого Токтамыша против Урус-хана и Мамая, в дальнейшем будет поддерживать Тимур-Кутлуга и Едиге против Токтамыша и в конце своей жизни того же Токтамыша против Едиге, ставшего полновластным правителем Золотой Орды.
Всего состоялось три военных похода Тимура против Золотой Орды – в 1389, 1391 и в 1395-96 гг. В результате последнего его похода беспощадному разгрому были подвергнуты все улусы, с наиболее развитой системой городов и торговых путей. Основная цель заключалась в уничтожении экономического и военного потенциала последней мировой державы кочевников.
Во всей истории золотоордынского периода были сильны позиции кочевых племен, как основного компонента государства. Несмотря на развитие оседлости, торговли и строительства городов, уклад жизни был патриархально-родовым. Кочевая община была связана с родоплеменным устройством общества.
- Значение Золотой Орды в мировой истории. Целая плеяда историков (В. Бартольд, Л. Гумилев, Э. Хара-Даван др.) пришла к совершенно иным выводам относительно значения монголов в истории. В. Бартольд писал: «Доказано, что, несмотря на произведенные монголами опустошения, первое время существования монгольской империи было временем экономического и культурного расцвета для всех областей, которые могли воспользоваться последствиями широко развившейся при монголах караванной торговли и более тесного, чем когда-либо прежде и после, культурного общения между западной и восточной Азией». Известный ученый историк Эренжен Хара-Даван писал, что монгольские завоевания не были нашествием диких орд, и монголы не были «дикарями», «варварами», иначе они не могли бы одержать победу над народами старых культур двух континентов и создать небывалую в мировой истории империю».
Действительно, образование монгольской империи от Китая до Европы и сыграло огромную положительную роль.
Во-первых, на долгое время на территории Казахстана прекратились воины и усобицы, появление Золотой Орды сыграло огромную централизующую роль.
Во-вторых, образование сильного государства стимулировало развитие торговли и градостроительства. Были восстановлены разрушенные во время завоеваний города.
Так, вновь крупными ремесленными и торговыми центрами стали Сыганак и Отрар, были заново отстроены Барчынлыкент, Джент, Хорезм. Кроме того, в период XIII-XIV вв. возникло 100 новых городов, в основном в степной зоне. Крупнейшими из них были Сарай-Бату, Сарай Ал-Жедид, Сарайчик на Жаике, Азау, Бахшасарай, Укек, Маджар на северном Кавказе, Хаджитархан в дельте Едиля, Мохши в Мордовии, Чимги-Тура в Сибири.
Золотая Орда с момента своего образования стала противником европейского крестоносного движения. Существовал союз Золотой Орды с Египетским государством мамлюков, направленный против Иерусалимского королевства. Ханы Золотой Орды активно поддерживали русских князей в их борьбе с прибалтийскими орденами. Александр Невский, который был приемным сыном Бату и побратимом Сартака, часто пользовался степными отрядами в борьбе с крестоносцами.
Степняки построили несколько крепостей, которые впоследствии стали крупными городами – Тула, Елец, Калуга.
Особо хочется отметить исторические судьбы Золотой Орды в Монгольской империи. Любая империя, построенная на завоеваниях и державшаяся на военной силе, обречена на гибель. Собственно Монголия и ее столица Каракорум в результате завоевательных и междоусобных войн пришли в упадок, полное духовное и материальное обнищание.
Иное дело, Золотая Орда, ставшая крупнейшим и богатым государством мира, она сыграла огромную роль в истории не только Казахстана, но и всей Евразии. В истории Казахстана особое место занимают XIV-XV вв., когда завершался процесс сложения собственно казахской народности из различных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп, восстанавливалась государственность на местной этнической основе. Постепенно преодолевались тяжелые экономические последствия монгольского завоевания: на юго-востоке возрождалось земледелие, городская жизнь, ремесленное производство на юге Казахстана; росло поголовье скота; восстанавливались торговые связи степных районов Центрального Казахстана и Жетысу с оазисами юга Казахстана и Средней Азии. Происходили определенные сдвиги в развитии общественных отношений.