Казахское ханство в XVIІ – начале XVIIІ вв

Казахское ханство в XVIІ – начале XVIIІ вв.

Цель: на конкретных исторических примерах примере познакомить студентов с одним из сложных периодов отечественной истории – социально-экономическим и политическим положением Казахского ханства в конце XVІІ-начале XVIII веков, раскрыть причины сдерживания предпосылок дальнейшего становления и развития его государственности на всей территории страны.

План:

  1. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в конце XVІІ-начале XVIII веков.
  2. 2. Социально-экономические отношения в обществе.
  3. Обострение казахско-джунгарских отношений в конце XVІІ-начале XVIII веков.
  4. Казахско – российские отношения в начале XVIIIв.

Тезисы лекции

 1. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в конце XVІІ-начале XVIII веков.

В рассматриваемый период производительные силы казахского общества развивались чрезвычайно медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными.   малопроизводительными.

Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство – в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития  государства на всей территории ханства. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами.

Страну раздирали межфеодальные усобицы, различные султанские группировки соперничали между собой, борясь за верховную власть и за захват лучших пастбищных угодий. Распри поддерживались и разжигались среднеазиатскими ханами и особенно подстрекались джунгарскими хунтайджи, в результате тенденция к объединению замедлялась.

В силу объективных причин, обусловленных самой природой кочевого общества, между казахскими жузами не сложилось политико-экономических связей, особенно слабы были связи Младшего и Среднего жузов со Старшим. Это объясняется не неприязнью первых к последнему, как пытались преподнести определённые круги как в прошлом, в период колониального режима, так и в наше время сторонники трайбализма (культурно-бытовой и общественно-политической родо-племенной обособленности).

Причина слабости связей заключалась в том, что каждый жуз имел определённый район кочевок, регулируемый на основе обычного права. Так, например, Младший жуз занимал территорию нынешнего Западного Казахстана, Средний – Центральный и Северный Казахстан, часть Восточного Казахстана, а Старший – Юго-Восточный и Южный Казахстан. Как и ранее, на обширной территории Казахстана существовали три типа скотоводства – осёдлое, кочевое и полукочевое. Казахские шаруа использовали пастбищные угодья путем кочевок в основном в широтном направлении.

В ряде районов казахи занимались и земледелием. Однако на большей части территории Казахстана земледелие было развито слабо.

В XVII-XVIIІ вв. на территории Казахстана продолжали существовать города, в отдельных случаях они даже расширялись. Развитие экономики, культуры городов, а также земледелия в округе поддерживалось связями с кочевыми и полукочевыми скотоводами.

Особенно быстро развивались города на юге Казахстана, они стали крупными торгово-ремесленными центрами. Например, Созак был не только городом-крепостью, но и представлял торговый центр, выдвинутый в степь.

Политическая система казахского общества XVII-XVIIІ вв. Политическая система казахов состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась только на авторитете правителя общины.

Следующий уровень представляется нам в виде сложной иерархии общин. Основное население в этой иерархии занимало места соответственно степени генеалогического родства, начиная от мелких родственных групп до крупных союзов племен. Эта структура, выраженная в категориях родства, привела к осознанию всех общественных связей через родственные отношения и тем самым способствовала зарождению целостного этнического самосознания. Особенность этого уровня состояла в том, что отношения властвования и отношения родства были тесно переплетены. Самый верхний уровень представлял собой собственно государство.

Составными элементами государства являются территория, население и власть.

Основными субъектами политических отношений в Казахском государстве были общины.  Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на вымышленной гнеосалогии. Общины объединялись в такие же жестко ранжированные ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на старший (Улы Жуз), средний (Орта Жуз) и младший (Киши Жуз).

Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти –  авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку основными критериями было не происхождение, а опыт и авторитет. Ярким примером этого типа власти является власть биев и родоначальников у казахов. Аристократическая власть опиралась на элиты закрытого типа, которые не допускали в свои ряды новых членов. Это власть чингизидов – торе.

Наибольшую степень консолидации кочевые государства получали при успешной экспансии на соседние земли или при необходимости обороны от внешней опасности.   Успешная экспансия в той или иной мере обеспечивала не только благосостояние аристократии, но и стабильность власти. Она приводила к смягчению или разрешению внутренних конфликтов в этом обществе.

С другой стороны, одним из условий нормального существования кочевых государств являлось наличие в нем оседло-земледельческих и городских окраин. В степи возникали политические центры – города, появлялись ремесленные и торговые поселения. В результате среди массы кочевников усиливалась тенденция к некоторой оседлости.

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII в. и при хане Тауке (1680-1718 гг.) нашла свое закрепление в своде законов «Жети Жаргы» (Семь Установлений). Он был разработан при участии известнейших биев и состоял из следующих основных разделов.

  • Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
  • Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
  • ВоенныйЗакон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
  • Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
  • Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
  • Закон о куне(выкупе), устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
  • Закон о вдовах (Жесир дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Кроме «Жети Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев – «Ереже», и «Билер сөзі» – рассказы, содержащие сведения о практике суда биев – судебном прецеденте.

Судопроизводство было основано на обычном праве – адете и мусульманском праве – шариате. Судебная функция была в руках биев – родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение – бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

Право на собственность – основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.

Институты обязательного права включают в себя договоры купли – продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п.

Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многоженство).

В казахском обществе XV – XVII вв. еще не было разграничений между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка (жаман іс), греха (күнә). В уголовном праве существовал закон возмездия (кровная месть). В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые преступления налагались штрафы.

  1. 2. Социально-экономические отношения в обществе.

Социально – экономические отношения, существовавшие в кочевых обществах, были своеобразными.

Основной хозяйственной ячейкой казахского общества была кочевая община. Однако посезонный характер кочевого производства привел к формированию двух сосуществовавших типов общин –  минимальной и расширенной. Минимальная община существовала в зимний, ранневесенний и осенний периоды и включала в себя в среднем                 5 – 10 хозяйств. Размеры минимальной общины могли быть больше или меньше и зависели от количества скота, способного прокормиться на прилегающих к зимовке пастбищах. Таким образом, именно продуктивность пастбищных угодий, выделенных на зимний период, определяла размер минимальной общины.

В рамках минимальной общины совершались такие производственные операции, как выпас скота, обеспечение водопоя, расчистка пастбищ от снега, случка, окот и т. п. Ранней весной минимальные общины начинали перекочевку на весенние пастбища, располагавшиеся на территориях, раньше освободившихся от снега. При прибытии на летние пастбища несколько минимальных общин объединялись и составляли расширенную общину. Расширенные общины существовали в теплое время года и в их рамках решались все задачи, возникающие в производственном процессе именно в этом сезоне, в первую очередь, проблемы обеспечения скота водой. Размеры этого типа общин варьировали в зависимости от наличия, качества и типов источников водоснабжения.

Таким образом, община представляла собой объединение кочевых хозяйств, характеризующееся общностью трудовых усилий непосредственных производителей, коллективной организацией процесса производства и общей собственностью на зимние пастбища и водные источники.

В социальной организации казахов существовало также объединение более высокого уровня, регулировавшее взаимоотношения общин по поводу системы землепользования, распределения пастбищных угодий, водных источников и кочевых маршрутов. Эту общность можно назвать ассоциацией общин или ассоциативной группой. Ассоциации объединяли от 20 до 100 общин, размер их зависел в первую очередь от кормовой емкости пастбищ и наличия водных источников, причем в собственности ассоциации находилась вся территория кочевания составляющих ее общин, независимо от продуктивности пастбищ.

Важной функцией ассоциативной группы было регулирование внеэкономических отношений между общинами, в т.ч. арбитраж и контроль над выполнением норм обычного права. Именно на членов данной ассоциации распространялись обязательства родовой взаимопомощи, уплата штрафов, калыма и т.п. Кроме того, ассоциативная группа представляла интересы общин перед другими ассоциациями.

Социальная структура казахского общества. Отсутствие классового деления не означало социальной однородности общества. Казахское общество было строго иерархизировано и делилось на ряд сословий, различающихся по происхождению и правовому статусу. Выделяются три основные сословия –  белая кость, черная кость и рабы. Самым высоким статусом в казахской степи обладали представители ақ – сүйек (белая кость), в которую входили «торе» и «кожа». Торе – потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали звание «султана» и право занимать ханский престол. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе.

Права султанов, приобретаемые ими с рождения, были достаточно обширны. Как потомки Чингисхана они обладали преимущественным правом на осуществление управленческих функций в казахском обществе. Это выражалось в праве избираться на должность хана и праве получить в управление улус. Это право в конце XVIІ – начале XVIIІ веков значительно сужается в связи с фактической ликвидацией улусной системы. Тем не менее, султаны не занимались непосредственно производственной деятельностью, участвуя только в регулировании общественных отношений и военном деле. Основой их экономического благосостояния были общины толенгутов.

Сословная группа «кожа» сосредотачивала в своих руках функцию регулирования духовной жизни общества, причем, в отличие от традиционного мусульманского духовенства, выполнение этих функций зависело не от образования, а от происхождения.

Основное сословие казахского общества составляли қарасүйек (черная кость) – семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Они были основной силой объединений всех уровней, отстаивали их независимость и свободу, обеспечивали весь цикл производственной деятельности. Потребность сохранения военно – политической организации и нормального функционирования экономики, основанной на общинной структуре, вела к ограничению эксплуатации основной массы элитой.

Самую низшую сословную группу составляли құлы (рабы). В рабство попадали в основном военнопленные из других народов. В условиях господства общинных отношений и развитой системы взаимопомощи обратить в рабство казахов было практически невозможно. Дети рабов также становились рабами, однако в зависимости от притока новых военнопленных, число поколений, на которое распространялось состояние рабства, могло сокращаться. При ведении удачных внешних войн и большом количестве пленных, прежние рабы могли получить свободу. В этом случае они включались в состав общины на правах неравноправных членов.

К отдельным непривилегированным социальным группам относились                толенгуты  военные слуги султанов. Это была категория лично зависимых людей, добровольно отдавших себя под патронаж того или иного чингизида. Любой индивид, в силу разных обстоятельств лишившийся покровительства ассоциации общин, мог обратиться к султану и стать его толенгутом. В этом случае он был обязан служить султану в качестве «дружинника», а его семья обеспечивала султана продуктами материального производства. Вокруг каждого султана образовывалась толенгутская община, некоторые влиятельные султаны и ханы создавали целые толенгутекие ассоциации. Именно толенгуты составляли основную военную силу сословия «ақсүйек».

Особое место в социальной структуре казахского общества играли группы биев и батыров. Бии осуществляли функции судебной власти и в силу особой общественной значимости правового регулирования обладали огромным авторитетом у казахов. Бием мог стать любой представитель черной кости, знающий нормы обычного права, обладающий красноречием и достаточным авторитетом. Очень часто в степи возникали целые династии биев, однако это звание ни в коем случае не было наследственным. В XVII – начале XVIII веков ряд влиятельных биев осуществляли также властные функции, входя в состав совета биев и возглавляя жузы и отдельные                 военно-потестарные объединения.

Батыры составляли в казахском обществе группу профессиональных военных, возглавляя ополчения своих объединений в случае войны. Это звание не было наследственным, а приобреталось только благодаря личным качествам  храбрости, знанию военного дела, таланту военачальника. При сборе ополчения батыры составляли его командный состав, в мирное время выполняли различные функции – могли быть руководителями общин и объединений разных уровней, вести хозяйство как рядовые общинники и т.п.

Внутри общины, вследствие специфики кочевого хозяйства в процессе производства, также происходило выделение профессиональных групп, приобретавших кастовый характер. Наиболее престижной была группа жылқышы – коневодов. Это было связано с особой значимостью лошадей в хозяйстве казахов и особенностями выпаса этого вида скота. Наименее престижный была работа қойшы или шопан  чабана, овцевода. К непрестижным группам относились так же жатаки  земледельцы. Это были общинники, лишившиеся скота и не имеющие возможности кочевать. Они оставались на зимовках и в течение лета занимались обработкой земли, ремонтом землянок и загонов для скота, заготовкой топлива. При первой возможности жатаки старались приобрести скот и вновь начать кочевать. Очень часто правители казахов и отдельные богатые скотоводы использовали в качестве земледельцев своих толенгутов и рабов. Особенно большие группы жатаков возникали в местностях, наиболее благоприятных для поливного земледелия – в поймах крупных рек, на берегах озер и т.п.

В целом, социальная структура казахского общества характеризовалась крайне низким влиянием внеэкономических рычагов формирования социальных отношений. Вся иерархия общества была обусловлена, прежде всего, необходимостью нормального функционирования системы материального производства и только по мере необходимости – социального, правового и политического регулирования. Господство двух типов элит – закрытой, в лице султанов и кожа и открытой, в лице биев, батыров и старшин при слабой имущественной дифференциации  обусловили относительную стабильность казахского общества и отсутствие каких-нибудь значительных социальных конфликтов в XV-XVII веках.

  1. Обострение казахско-джунгарских отношений конце           XVІІ-начале XVIII веков.

С самого   начала   XVIII   в. казахское ханство переживало глубокие потрясения, вызванные дальнейшим обострением внешнеполитического положения. Хану Тауке на время удалось преодолеть межфеодальные усобицы, восстановить спокойствие в жузах с помощью усиления влияния биев, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений.

Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре после его смерти нарушили единство казахского народа, чем незамедлительно воспользовались соседи. С юга казахов теснили среднеазиатские ханства –  Бухара, Хива; с юго-запада совершали набеги волжские калмыки, поддерживаемые яицкими казаками; с севера теснили сибирские казаки; на кочевья за Яиком претендовали башкиры.

Но наибольшую угрозу для казахского народа представляло военно-феодальное Джунгарское ханство. Борьба между казахскими и джунгарскими владетелями продолжалось более столетия. В основе её лежало соперничество из-за пастбищ. По мере роста численности поголовья скота монгольские кочевники вынуждены были расширять необходимые для скотоводческого хозяйства территории.

После падения империи Чингисхана монголы, в течение полутора веков жившие в условиях мира, обогащенные и численно выросшие, решили возродить былую славу своей империи. С этой целью они решили расширить ее границы от Алтая до Атырау, от Урала до границы Индии. Создавая видимость, что они между собой ведут борьбу за пастбища, вторгались в пределы соседних стран.

В 1635 г. на западе Монголии или в северо-восточной части Центральной Азии сформировалось огромное кочевое государство  Джунгарское ханство, оно состояло из монголо-ойратских племён. Основу его экономики составляло экстенсивное скотоводство, как и у соседних казахов, хакасов, алтайцев.

Эпизодические вторжения джунгар на казахские земли начались еще в XV в. В конце XVI в. небольшая часть ойратских племён   после неудачных набегов на казахов попала в зависимость от казахского хана Тауекеля.

В 1640 г. в горах Тарбагатая в Джунгарской империи под руководством тайши Батура утверждается план дальнейших действий, названный «Степным походом», в котором внутренний государственный строй ханства, его хозяйственная культура, внутренняя и внешняя политика принимает милитаристский характер.

С конца XVII в. джунгарская угроза стала превращаться в серьёзную опасность для существования самостоятельного Казахстана.

Потерпев поражение в войне с Цинской империей, джунгарские феодалы пытались возместить потери за счёт завоевания Казахстана и Средней Азии. В 1698 г. джунгарские полчища вторглись в кочевья Старшего жуза, что явилось началом новой полосы вооружённых столкновений между агрессивными ойратскими и казахскими феодалами. Борьба становилась все более ожесточенной и кровопролитной, джунгарские феодалы наносили казахам одно поражение за другим, угоняя скот и пленных, отнимая пастбища и имущество, истребляя подчас целые аулы и роды. Раздробленный и обессиленный беспрерывными внешними столкновения и внутренними раздорами казахский народ испытывал в этот период своей сложной истории величайшие бедствия и лишения.

Крупное вторжение джунгарсих войск в пределы Казахстана произошло в 1710 – 1711 гг. Но успеха оно не имело, объединённые силы казахских жузов дали отпор, джунгары отступили, но не отказались от своего плана захвата казахских земель.

Казахско-джунгарские войны ярко показали все противоречия, которые накопились в казахском обществе в XVII – начале XVIII веков. Обострение внешнеполитической ситуации привело к усилению роли батыров и султанов, в силу своего социального статуса специализировавшихся на военном деле. В то же время в политической жизни казахского общества главенствующую роль продолжали играть бии. К началу XVIII века начало расти противоречие между принципом автономии жузов и необходимостью усиления центральной власти для более действенного противостояния джунгарской агрессии. Уже при жизни Тауке хана в пограничных регионах Казахского ханства усиливаются султаны, выдвинувшиеся в ходе казахско – джунгарских столкновений.  Появляются условия для возрождения улусной системы.

В северо-западных регионах укрепляется молодой энергичный султан Абулхаир, участвовавший в 1709-1710 гг. в восстании башкир против России, неоднократно возглавлявший походы против уральских казаков и волжских калмыков. Часть воинских объединений Среднего и Младшего жузов тогда же подчиняется султану Каипу.

После смерти хана Тауке в 1715 г. султанские группировки начали ожесточенную борьбу за место верховного правителя. После долгих споров ханом был избран Каип (1715-1718).

Вскоре джунгары возобновили свои походы. В 1716 г. главная часть их войска начала свой поход от реки Или по направлению к Аягузу. Сражение на р. Аягуз, происшедшее весной 1718 г., закончилось поражением казахов. Несогласованность действий казахских военачальников Абулхаира и Каипа, враждовавших между собой, а также внезапный удар джунгар с тыла разрешил исход боя.  В том же году джунгарские войска разбили на р. Арыси другие отряды казахов.

В 1718 г. хан Каип умер, и борьба султанов за верховную власть возобновилась. Подходящей кандидатурой был молодой энергичный Абулхаир, но бийская верхушка, не желавшая усиления чингизидов, выбрала слабого и безвольного Болата (1718-1729). Однако ставка на общинную демократию в условиях войны не оправдала себя, и Болат перестал контролировать ситуацию в ханстве. В условиях слабой центральной власти часть общин Младшего и Среднего жузов пошла на расширение своего суверенитета и выбрала ханом  Абулхаира (1718 – 1748). Так начался процесс распада Казахского ханства. В Ташкенте был поднят на белой кошме Жолбарыс, а часть Среднего жуза признала ханом Шахмухамбета (Семеке). Эти правители могли реально организовать отпор джунгарам, однако для осознания этого казахам пришлось пережить ужасный разгром.

Джунгарские феодалы, заключив мир с Цинской империей, развязали себе руки,  и весной 1723 г. всей своей мощью обрушились на Казахстан и Среднюю Азию. Казахи кочевых районов, занятые подготовкой к переходу с зимних пастбищ на летние, были застигнуты врасплох. Сметая на своем пути заслоны из разрозненных и немногочисленных казахских отрядов, джунгарские регулярные войска быстро продвигались вглубь территории Казахстана, оставляя после себя груды мертвых тел невинных людей, пепел пожарищ, угоняя в Джунгарию десятки тысяч пленных, караваны награбленных богатств.

В ожесточенных схватках казахи, изматывая силы противника, отступали. Не выдерживая натиск превосходящих сил врага, спасая людей, бросив скот и имущество, казахи уходили в Среднюю Азию, дальше на Запад. Роды Старшего жуза, переправившись через Сырдарью, откочевали к Ходженту. Большинство родов Среднего жуза отошли к Самарканду, а Младшего, обогнув Сауран, ушли к Хиве и Бухаре, Волге и Астрахани.

Перемещение значительных масс кочевников и беженцев из казахстанских земледельческих и ремесленных центров в города и селения Средней Азии вызвало обострение межнациональных противоречий, голод, разруху, вытеснение жителей этих оазисов в глухие, безводные районы. Узбекский историк Мухаммед Якут Бухари писал: «… в Бухаре наступил такой голод, что даже человеческое мясо пошло в пищу людям, мертвых не хоронили, а съедали. Наступило полное смятение. В Бухаре осталось два гузара (квартала) жителей, в Самарканде ни одной живой души не осталось».

То страшное время вошло в историю казахского народа, как годы «Великого бедствия», в устных казахских преданиях именуемых «Актабан шубырынды, Алкакол – сулама», что означает «в полном изнеможении от голода и усталости бросились на землю и пластом залегли у озера Алкакол», что находится на левом берегу Сырдарьи.

О последствиях джунгарского нашествия и об основных этапах казахско-джунгарских войн в в ХVІІІ веке мы подробно расскажем в специальной лекции, посвященной раскрытию следущего раздела истории Казахстана.

  1. Казахско – российскиеотношения в начале XVIII в. В конце XVII в. Россия продолжала завоевательную политику. В 50-х годах XVI в. были ликвидированы Казанское и Астраханское ханства, и юго-восточные границы России подошли вплотную к землям казахских ханств. В конце XVI в. на российско-казахской границе началось строительство российских городов, крепостей, форпостов, казачьих станиц, редутов и маяков. Некоторые военные сооружения были построены непосредственно на территории  Казахстана.  В 1620 г. был заложен Яицкий городок (Уральск), в 1645 г. Гурьев (Атырау).

Казахский хан Тауке посылает в 90-х г. несколько посольств в Россию. Основные задачи, которые ставились перед посланниками – добиться прекращения набегов уральских казаков и башкир и заключить торговые соглашения с русскими купцами. Однако российская сторона, не видевшая выгоды в сближении с казахами, затянула переговоры, арестовав ханских послов, что заставило Тауке хана сдержанно относиться к перспективам казахско- российского союза.

В 1694 г. Тауке хан вновь посылает послов в Москву с письмом к Петру I, в котором выражал надежду на упрочение торговых отношений. Петр I оценил значение Казахского ханства во внешней политике России: «Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией быть».

Российское правительство начало практическое осуществление задачи присоединения Казахстана.  В 1714 г. в Восточный Казахстан направляется экспедиция полковника Бухгольца для строительства крепостей в долине Иртыша. В 1716 г.  была заложена крепость  Омская, 1717 г.  – Железинская, 1719 г. – Семипалатинская, а в 1720 г. – Усть-Каменогорская. В это же время экспедиция Бековича – Черкасского исследовала восточное побережье Каспийского моря и составила карту Приаралья. Петр I поручает                             И. Кириллову (обер-секретаря Сената, затем – начальник Оренбургской экспедиции) и А.И. Тевкелеву (Кутлу-Мухамед Маметев – российский дипломат и военный деятель, основатель Челябинска, Орска и 20-ти других крепостей) разработать проект приведения казахов в Российское  подданство. Однако смерть Петра I помешала его внедрению в жизнь.  Казахская сторона в начале XVIII в. направляет несколько посольств в Россию с требованием прекратить набеги российских подданных –  казаков, башкир, калмыков на казахские кочевья и предложением заключить военный союз против Джунгарии. Российское правительство, с одной стороны, обещало казахам помощь, с другой, предписывало сибирской администрации не ссориться с джунгарами и даже пытаться наладить с ними торговые отношения.

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Что явилось основной хозяйственной ячейкой казахского общества?
  2. Основные уровни политической системы казахского общества в конце XVІІ-начале XVIII веков.
  3. Особенности государственного правления Тауке хана.
  4. Основные разделы свода законов «Жеті жарғы».
  5. Разделение казахского общества  ХVП-ХVПІ вв. на классы и социальные группы .

 

Материалы к лекционным занятиям по курсу «История Казахстана»

(подготовлены к.и.н., доцентом Аминовым Т.М.)

 

Тема  6-а.  Культура казахов в ХV – XVIII вв.

 

Цель: на конкретных исторических примерах примере познакомить студентов с традиционной кочевой культурой казахов в ХІV-XV веках, материальной и духовной культурой Казахстана в XV- нач.XVIII вв.,  дать характеристику жузов и социальной организации общества того периода.

План:

1.. Экономика и культура Казахстана в XV-XVIII вв.

  1. 2. Социальная организация. Жузы.
  2. Духовная культура.

 

Тезисы лекции (краткое содержание)

 

1.Экономика и культура Казахстана в XV-XVIII вв.

С XV в. происходит развитие самобытной материальной культуры уже сформировавшейся казахской нации. Кочевой образ жизни обусловил специфику предметов хозяйства и быта.

 Хозяйство. Кочевое скотоводство продолжало оставаться основной отраслью хозяйства, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арысь было широко распространено оседлое скотоводство.

Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах   –  крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими ногами, которые обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей.

Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XVIII вв. казахи разводили одногорбых верблюдов (нар), но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили для них специальные укрытия.

Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана.

В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие – нерегулярное и регулярное. Для посевов при нерегулярном орошении казахи использовали участки речных долин, обильно заливаемые паводковыми водами. Такой тип земледелия существовал в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая, Иргиза, других рек и озер.

Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков, по которым вода самотеком поступала на поля.

На казахских пашнях практиковалось в основном три способа полива – напуском (редко), затоплением и по бороздам. Орошение напуском, при котором поле заливалось струей воды из источника (арыка или просто ручья), требовало обилия воды, и было нерациональным. Зна­чительно шире было распространено затопление. Поле разбивалось на небольшие участки  – атыз, разделение валами. Сначала водой заливали один участок и только после основательного орошения его, вода пускалась на следующий участок.

К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами.

  1. Социальная организация. Жузы. С начала XVII в. важнейшей характерной чертой казахского общества становится его разделение на жузы. Жуз – это хозяйственный и географически относительно обособленный район, населенный группой общин. Само слово жуз означает «часть», «сторона».

В Казахстане еще в раннем средневековье определились три основных хозяйственных района, в значительной мере обособленных друг от друга: Жетысу, Северный, Восточный и Центральный Казахстан, Западный Казахстан. Каждый из них включал в себя определенные кыстау и жайлау, обеспечивавшие при содержании скота на сезонных пастбищах кочевой кругооборот в течение всего года.

С древних времен Жетысу являлось одним из главных центров этногенеза складывавшейся казахской народности. В XVI в. эта обособленность Жетысу сохранилась, как и многие пережитки и традиции прошлого. Казахские роды, кочевавшие здесь, получили название Улы жуза, то есть Старшего (или Большого) жуза. Старший жуз населяли усуни, шапрашты, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры, сиргели, ошакты и др. объединения, большая часть которых по своему происхождению была связана с древнейшими насельниками Жетысу. В русских источниках Старший жуз назывался иногда Уйсуньской Ордой и Большой Уйсуньской Ордой.

Другой обособленный район кочевания находился к северу и западу от Жетысу. Здесь основные зимовки располагались в районах Сырдарьи, Каратау и Моюнкум, а летовки – по притокам рек Тобыла, Есиля, Нуры, Сарысу, в районах Центрального Казахстана.

На этих обширных землях обитали основные объединения Среднего жуза: аргыны, найманы, кыпчаки, кереиты, конраты, уаки. В образовании казахского народа наиболее важна роль кыпчаков, имя которых носили многие века племена, кочевавшие на территории от Иртыша до Тена (Дешт-и-Кыпчак). Однако синонимом Среднего жуза стало наименование союза Аргын. Уже в XVII в., как и сейчас, аргыны составляли значительное число жителей Среднего жуза. В начале XIX в. объединение конрат отделилось от Среднего жуза и попало под влияние Бухары и Коканда.

В Западном Казахстане также был свой, относительно замкнутый район зимовок и летовок. Зимние пастбища находились в низовьях Сырдарьи, Жаика, в районе слияния Иргиза и Торгая, и в других местах, а летние – по притокам Жаика, в верховьях Тобола, по Иргизу, в Мугоджарских горах. Здесь сложился Киши Жуз, т.е. Младший жуз. Кочевое население Младшего жуза было связано с оседлыми районами Едиля и Жаика.

Большинство населения Младшего жуза составляли общины, входившие ранее в состав Ногайского государства, как, например, алшин. Не случайно, поэтому Младший жуз сначала назывался Алшын.

Язык населения всех трех жузов являлся общим, прослеживаются некоторые различия в говоре. Были также некоторые отличия в бытовом укладе, в одежде, утвари, фольклоре.

Таким образом, обособленность отдельных районов Казахстана, проявившаяся в образовании жузов, основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов Казахстана с определенными оседло-земледельческими центрами, что, в свою очередь, приводило к объединению кочевавших общин.

Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения (ру), ассоциации (ата) и общины (аул), которые составляли часть жузов и возглавлялись, как правило, собственными правителями (биями, батырами, т.е. выходцами из этих групп). Объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической общности ее членов. “Родовые” кличи (ураны) и знаки (тамги), а также традиции, сказания и общие места погребения предков являлись атрибутами обособленности, относительной автономности объединений. Во главе жузов стояли бии.

Социально-экономические отношения, существовавшие в кочевых обществах, были своеобразными.   В традиционном казахском обществе сосуществовали три большие социальные группы. Определяющим фактором служило не имущественное положение, а социальный статус. Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие ак-суйек (белая кость), в которое входили торе и кожа, не интегрированные в систему жузов. Торе  –  потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Султаны были освобождены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе.

Среднее сословие – кара-суйек (черная кость) было наиболее многочисленным – это семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Они были основной силой объединения, отстаивали его независимость и свободу. Потребность сохранения военно-политической организации, основанной на общинной структуре, вела к регулированию ограничения эксплуатации основной массы элитой.

В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профессионально-административный характер. Это – бии и батыры. Бии – наиболее авторитетные люди в степи, исполнявшие административные и судебные функции в своей общине. Биями могли стать только люди, хорошо знающие обычное право и пользующиеся авторитетом среди народа, поэтому должность бия не была наследственной. Батыры-военачальники выдвигались обычно во время военных столкновений и возглавляли ополчения объединений.

Самую низшую сословную группу составляли кулы – рабы. В рабство попадали в основном военнопленные из других народов. Казахов нельзя было обращать в рабство. Кулы входили в состав общины, занимались самой тяжелой и грязной работой. Права рядового общинника на них не распространялись. В целом, институт рабства не был сильно развит.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что казахское общество в большинстве своем было социально однородно (ак-суйек и кулы составляли незначительный процент населения). Классовой дифференциации не было, отсутствовала классовая борьба, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Эта стабильность стала нарушаться только в конце XVIII-начале XIX в. в связи с колониальной политикой России.

  1. Духовная культура.

Период XV-XVIII вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, устная и письменная литература, оригинальное музыкальное искусство.

Устная и письменная литература. XV-XVIII вв. – время расцвета казахской литературы   –  известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен – толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Волги в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Юрта. Его песни – образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.

Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета – поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под Астраханью в 1523 г.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз жырау Тиленшиулы (1465-1560 гг.). Во время войны в Мангытском Юрте между Жусупом и Смаилом Шалкииз встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалкииза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.). Маргаска был не только поэтом, но и воином, участвовал в боях против Турсын хана, является автором героической поэмы «Есим». Жиембет происходил из рода алшын, он был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана.

Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768 гг.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. Похоронен Актамберды в Семи­палатинской области, в местности Журек Жота.

Умбетей Тулеулы (1706-1778 гг.) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар жырау Калкаманулы (1668-1781 гг.). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

К концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Татикара (1705-1780 гг.), Котеш (1745-1818 гг.), Шал (1748-1819 гг.). Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш и Шал (Тилеуке Кулекеулы) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах.

Письменная литература. Основными жанрами письменных литературных произведений были религиозные и исторические труды.

До нас дошли некоторые  исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Среди них книга «Тарих-и-Рашиди» на персидском языке, посвященная истории Могулистана, в ней содержатся сведения о Казахском ханстве. Ее автор Мухаммед Хайдари из племени дулат. Его же перу принадлежит поэма «Жахан-Наме».

Наиболее важный памятник исторической прозы казахов  – «Жами ат-тауарих», автором которой является влиятельный бий при хане Тауекеле Кадыргали Касымулы из рода жалаир. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве,  где  и  создал  свое  сочинение.  Книга  посвящена  истории  казахов  XV-XVI   вв.,   насыщена  поговорками  и  пословицами.  Книга  написана   на литературном кипчакском или староказахском языке. В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд «Чингиз-наме». Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах,  их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Золотой орде и Казахском ханстве.

Устное народное творчество. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату.

Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было «терме» – короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.

Если терме, за редким исключением, по своему музыкальному содержанию не имело развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построений куплетных форм.

Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни.

Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии.

Сказки и эпос. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказочные жанры: животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Алтын сака», «Кара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Кайгы» рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.

Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.

Казахский эпос – один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как «Кара-бек», «Ер Кокше», «Кобланды», «Камбар» относятся в XIII-XIV вв. В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках одины от набегов чужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события.

Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Кулше кыз», «Назымбек», «Сулу шаш», «Макпал кыз».

Существенное влияние на сложение казахских лирических поэм оказала классическая поэзия народов Востока. Лирические песни о любви «Жусуп и Злиха», «Лейли и Мажнун», «Боз жигит», «Сейфуль Малик», «Тахир и Зухра» пелись и в казахских аулах.

Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендік сөздер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п.

Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества – все это находило свое отражение в музыке.

Повсеместно распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра – щипковый инструмент. Распространен был и кобыз – смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя – затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос.

Прочно входила в быт игра на народных инструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюев музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, а затем исполнял его на домбре.

Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли связанные с музыкой замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого.

Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди – акыны, жырау, певцы, импровизаторы. Понятия акын, жырау, жыршы, оленши – во многом различны.

Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV-XVI вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши (песенники). Многие из них были профессионалами.

Обычаи и обряды. Материальную и духовную жизнь казахов отражают исторические традиции и обычаи народа. Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях.

Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале – «кудалык салт». Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или родственников невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило название «калындык ойнау».

В XV-XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов и еще не существовал обряд венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы (жубайлык) креплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-жар», исполнявшихся на свадебном торжестве. «Жар-жар» – песня-состязание, ее поют обычно две группы молодежи, мужская, возглавляемая женихом и женская  – невестой.

Песня рассказывает о положении женщин в патриархальной семье, выражает грусть и жалобу девушки в связи с переходом в другой аул, разлукой с родными, удалением от родных. Переживания невесты, часто отягощенные сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, давали повод возникновению искренних и волнующих песен-плачей («сынсу», «кыз танысу»), в которых она, прощаясь с родными и аулом, выражала свою печаль.

Традиция требовала, чтобы девушка в сопровождении подруг с прощальной песней посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки с родными у казахов называлось «кыз танысу».

В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением, носившем название «бет ашар» (открывание лица невесты). «Бет ашар» имел свой канонический текст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки матери – сүт ақысы (за молоко матери), отцу -той малы (свадебные расходы), братьям невесты – тарту (седла, пояса и т.п), близким родственникам невесты  – кәде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый «каргы бау» – залог верности сговора, «кит» – подарки сватающим. Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем (отау тiгin беру) со всем его о борудованием.

Погребальные обряды XV-XVIII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа «тәңірге табыну». У казахов существовала вера в загробную жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье.

В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов хоронили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Ясави.

Надгробные сооружения казахов строго дифференцированы в зависимости от социального положения умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича в XV-XVII вв. еще существовала древняя традиция насыпного холма из камня.

По древнему обычаю покойника долго оплакивали, в знак выражения скорби женщины царапали себе лицо (бет жырту). Жена, соблюдая траур по умершему мужу в течение года, носила черный головной убор (кара салу). Лошадь покойника, на которой он ездил при жизни (если это был богатый человек), покрывали траурной попоной. По истечении года траур снимался, сооружался надгробный памятник, и справлялись поминки. У лошади подрезали хвост, а затем закалывали ее. Голову, копыта и шкуру коня клали на могилу хозяина.

Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни – свадьбе, рождению ребенка и др. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздниках устраивались различные игры: скачки (байга), борьба джигитов-силачей (курес), борьба всадников, которые должны свалить с седла друг друга (сайыс) или вырвать друг у друга тушу козла (кокпар) и др. Для участников игр назначались ценные призы.

День нового года (Наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов – импровизаторов (айтыс). Каждому большому празднику сопутствовали спортивные народные игры.

Религия.   Господствующей   религией   в   Казахстане   был   ислам.   Основными   центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и по-прежнему выполняли обряды древней религии, основанной на культе «танир» (поклонение небу). Уже в древнетюркское время она приобрела характер единобожия (6ip танир) В XV-XVIII вв. культ «танир» еще соперничал с исламом. Вопреки предписаниям ислама казахи почитали культ предков, имели изображения своих отцов, которых они называли бут-тенгри. Рузбихан писал: «Среди казахов распространены некоторые обычаи неверия, у них существует образ идола, которого они почитают и совершают ему поклонение».

Проявления язычества преследовались мусульманским духовенством, разжигавшим фанатизм. Бухарские шейхи и казии, вдохновленные ханом Мухаммедом Шайбани (XVI в.), приняли фетву, по которой казахи считались идолопоклонниками, а значит, отступниками от ислама. Они рекомендовали хану объявить газават (священную войну) против казахов и уничтожить человеческие изображения.

В мировоззрении народных масс в XV-XVII вв. господствовали анимистические представления и культ силы природы, сохранившие черты древней мифологии, в частности, признание борьбы двух начал: доброго (кие) и враждебного (кecip). Сущность анемизма заключалась в одухотворении природных явлений, представление о том, что за каждым явлением природы скрывается дух, который якобы управляет им. Казахская мифология запрещала рвать весеннюю зеленую траву, ибо в ней люди видели непрерывность жизни. Казахи почитали дух земли (жер ана) и воды (су ана). Большое значение имел культ огня (от ана). Сохранилось и древнейшее название священного огня  – алас. По казахскому поверью огонь – покровитель жилища, домашнего очага. Невеста при вступлении в новую семью должна была поклониться огню в большом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отқа май қую).

У казахов сохранился древний обряд очищения огнем (аластау, от древнего слова «алас»  – ночной свет, священный огонь). Этот обряд совершался при перекочевке с зимовки на жайлау. С древних времен у казахов сложилось поверье, что на зимних стойбищах люди часто грешат, так как в жилищах водятся «нечистые силы», приносящие вред человеку. А жайлау чист, беспорочен и туда следует явиться очищенным, поэтому у начала кочевой дороги, ведущей на жайлау, разводили два больших костра, между которыми пропускали людей и отары овен. Лошади считались «чистыми животными» и не подлежали очищению.

Календарь. Основу казахского народного календаря составляли астрономические представления и некоторые знания звездного неба, накопленные многолетним народным опытом.

Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичности явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.

В XVI-XVII вв. среди народа существовали профессионалы-вычислители, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени есепши (счетчик). Их ремесло было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепши обладали опытом многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды, определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на жайлау и обратно, устанавливали високосные года казахского народного календаря и т.д. Особый интерес есепши проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основные планеты, воспевали их в своих песнях, слагали о них легенды. Карту звездного неба казахи обычно открывают Полярной звездой, игравшей важную роль в их жизни. Передвигаясь в ночное время, казахи ориентировались по ней. Созвездие Большой Медведицы в разные исторические эпохи носило разные названия: «Жетчген» (семерка), «Жеты карт» (семь старцев), «Жеты каракшы» (семь разбойников), Малой Медведицы – «Акбоз ат», «Кокбоз ат» (белый мерин, серый мерин). Названия этих созвездий связаны с пастушеским бытом, ночной охраной стада.

Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские   есепши   постоянно   наблюдали   за  движением   луны.   Их   наблюдения   дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц – на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны.

Казахи определяли времена года и по положению солнца относительно Плеяд. Астрономические месяцы солнечного года они называли «жулдыз», имея, в данном случае, в виду число зодиакальных созвездий, которых было 12, соответственно 12 лунным фазам. Стороны света устанавливали по дневному положению солнца. Юг называли «оң түстік» (правая полуденная сторона), север – «сол түстік» (левая полуденная сторона), восток – «күн шығыс» (сторона восхода солнца), запад – «күн батыс» (сторона захода солнца).

Большую роль в жизни народа играл циклический календарь, унаследованный ими от предшествующей эпохи. Казахи считали время циклами в 12 лет, носившими название «мүшел», где каждый год назывался именем животного.

Начало года, соответствовало весеннему равноденствию (күн тоғыс) и начиналось с праздника «Наурыз» (21 марта). Персидское слово «Наурыз» означает «новый день», оно вошло в казахский язык давно. В этот день мужчины группами ходили из аула в аул, женщины занимались приготовлением традиционного наурыз коже (пшеничной похлебки) –символа изобилия и урожая. Старикам в праздники подавали отваренную голову быка, и они произносили традиционные пожелания о росте поголовья скота, изобилии молочных продуктов.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!