Формирование казахской народности. Казахское ханство в ХV-ХVІ веках и в начале ХVІІ века

  1. Формирование казахской народности

В XV-XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие века.

Қазақ халқының шыққан тегі туралы көптеген аспектілері ішінен өзекті ретінде лингвистикалық және антропологиялық мәселелерін анықтап алған жөн. Орта Азия мен Қазақстан өңірінде осы екі процестің екеуі де катар дамып отырған. Қазақстанның ертедегі тарихын екі аумақты кезеңге: үнді-еуропалық және түріктік кезеңге бөлуге болады. Бірінші кезеңде, лингвистикалық тіл жағынан Қазақстан тұрғындары үнді-еуропалық топтың ежелгі иран тобына кіреді, яғни бұл кезең б.з. дейінгі ІІ-І мыңжылдықтарды қамтиды.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся в XV-XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы – от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, жалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.

Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н.э.  На землях Казахстана тюркские племена смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.

Важным этапом в этнических процессах явилась дальнейшая  консолидация тюркских племен. Государственное объединение кыпчакских племен, к примеру,  содействовало этнополитическим и хозяйственно-культурным контактам массы тюркских племен обширных территорий от Иртыша до Урала и Волги и далее на запад. В составе племен кыпчакской конфедерации были кимаки, баяндуры, баяуты, канглы, уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари), йета, буржоглы, анджоглы, дурут и многие другие.

В XII – начале XIII вв. кыпчаки, как и карлуки, были на пути сложения народности раннефеодального типа. Но события последующих столетий раздробили и эту крупную этнополитическую   общность,   сделали  восточных  кыпчаков   участниками   сложения казахской, а также киргизской, узбекской, каракалпакской, ногайской и целого ряда других народностей.

Дальнейшее поступательное развитие этнической консолидации населения было задержано монгольским нашествием. Отрицательных воздействий на этническую ситуацию в регионе было слишком много. Была истреблена, уведена в рабство, втянута в завоевательные походы чингизидов и перемещена за пределы Казахстана значительная часть населения. Оставшаяся часть тюркских племен Казахстана оказалась разъединенной между новыми политическими образованиями – улусами Жошы, Шагатая, Угедея, хотя при разграничении территорий между ними в определенной степени учитывались сложившиеся в прошлом этнические границы.

Добавился новый этнический компонент   монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана – жалаиры, конграты, мангыты, барласы, баарины и др. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел к вытеснению, перемещению местного населения. Феодальные войны и междоусобицы, политическое дробление улусов усилили процесс измельчания, разъединения, перемещения тюркских родов и племен. Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного тюркского населения, но сами монгольские этнические группы ввиду их относительной немногочисленности и распыленности на огромных территориях были постепенно поглощены, ассимилированы преобладающей тюркской средой.

Монгольское завоевание явилось важнейшим политическим фактором, качественно изменившим ход развития этносов в регионе, открыло пути к сложению новых этносоциальных общностей. Постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркского населения, приняли их язык и обычаи.

Часть кыпчаков под давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы Северного Казахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, кереиты. Это вело к уменьшению численности населения в их коренных землях, ослаблению хозяйственного потенциала.

Особенно сильно монгольское завоевание нарушило сложившуюся этнополитическую структуру в Семиречье. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в Восточном Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы разобщал этнически родственные группы.

Распределив местное население по «тысячам» и «туменам», раздробив кочевые племена между уделами и улусами, монголы смешали население, переместили крупные его массивы на новые места обитания. Замена близкородственных связей территориальными содействовала ускорению процесса консолидации кочевого населения в народность.

С установлением монгольского господства на территории Казахстана сложились особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительно неблагоприятных социально-экономических его последствий. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населения различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенных объединений, других этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей образования и укрепления государств Ак-Орды, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды, Могулистана. В рамках этих государств появились более благоприятные, чем в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья, взаимообщения и взаимодействия его во всех формах общественной жизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и владения, возникавшие в результате усобиц и войн в Золотой Орде и Чагатаидском государстве, упомянутые государства явили собой более прочную, этнически обособленную государственную организацию, обеспечившую входившим в него племенам и племенным объединениям территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения различных районов Казахстана.

В XIV – первой половине XV вв. в период Ак-Орды, государства кочевых узбеков стабилизируется этнический состав племен на территории Казахстана, сглаживаются различия множества местных и переместившихся тюркских, монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхаира (государства кочевых узбеков), Ногайской Орды был в основном идентичным. Их населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени под собирательным этнополитическим термином «узбек»: кыпчаки, уйсуны, конграты, кереиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источники называют племена и роды буркутов, киятов, утарчи, джатов, чимбаев, кенгересов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров, уйратов и др. Многие из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов.

Входя в разные государственные образования, население Казахстана в XIV-XV вв. пользовалось одним языком: в то же время исследователями отмечается преемственность языка у большинства племенных групп и племен в до – и послемонгольских государствах на этой территории. Антропологический материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве в основном антропологического типа населения, идентичного казахам последующего времени.

Теперь несколько по теории этногенеза казахов. Во второй половине XIX в. увеличилось число исследований по этногенезу казахов, но в удельном весе их возросло реакционное направление.  Некоторые ученые отрицали преемственность истории казахов с историей предшествующих им образований. Так, М. Красовский образование казахского народа относит к поздним послемонгольским временам и объясняет его объединением самостоятельных и разновременных орд-жузов, не имевших общей истории, но почему-то носивших одно название казах. Другой ученый – Н.А. Аристов старался обосновать родоплеменную теорию образования кочевых племен. По его мнению, роды не только пользовались всеобъемлющим значением в бытовых укладах, но и играли весьма важную роль в их политической жизни.

Данные работы можно считать первым этапом изучения вопроса, когда накапливался материал о жузах, их племенном составе, времени их возникновения.

Начало второму этапу было положено В.В. Бартольдом. Большинство ученых, вслед за этим выдающимся востоковедом, объясняли разделение казахов на три жуза тем, что оно диктовалось хозяйственно-экономическим районированием Казахстана, базирующимся на географо-климатических признаках.

На наш взгляд, понимание природы жузов может быть достигнуто только при рассмотрении системы традиционного мировоззрения казахов, в сравнении ее с системами других народов.

Казахи Старшего жуза традиционно занимали территорию Семиречья, в частности, бассейны реки Или и ее многочисленных притоков, предгорья Джунгарского, Заилийского и Киргизского Алатау, Каратау, междуречья Чу и Таласа, а также районы верхнего и отчасти среднего течения Сырдарьи. Примерная численность казахов Старшего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла 700 тыс. человек. Они подразделялись на группы: жалайыр (примерно 100-110 тыс. человек), ошақты (около 20 тыс.), канглы (совместно с группой шанышклы – около 50 тыс.), дулаты (около 250 тыс.), суаны (около 30 тыс.), албаны (100 тыс.), сары-уйсуни (10 тыс.), шапрашты (50-60 тыс.), сргели (40 тыс.), ысты (40-45 тыс.). Среди казахов Старшего жуза также проживали небольшие группы торе, кожа, толенгуты и др. общей численностью примерно 15 тыс. человек.

Казахи Среднего жуза традиционно занимали территорию Центрального, Северного, Восточного и отчасти Южного Казахстана –  по среднему течению Сырдарьи. Численность казахов Среднего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла примерно 1200-1300 тыс. человек, а с учетом казахов Китая и Монголии, главным образом найманов и кереев, – более 1500 тыс. Крупнейшей племенной группой казахов были аргыны – около 500 тыс. человек, за ними следуют найманы – более 400 тыс., кыпчаки – 140-150 тыс., кереи  – 65-70 тыс., уаки  – 55-60 тыс., конраты – только в пределах современной территории Казахстана – 40-45 тыс., а в Средней Азии – более 100 тыс., таракты – 10 тыс. Среди казахов Среднего жуза также проживали торе, толенгуты, киргизы, туркмены, бахтияры, шала-казахи и другие, численность которых составляла примерно 15 тыс. человек.

Казахи Младшего жуза традиционно занимали территорию Западного Казахстана от водораздела Иргиз – Тургай – Тобол и Мугоджарских гор до восточной оконечности Каспийского моря и низовьев Урала и от нижнего течения Амударьи и Сырдарьи до Урала и Тобола, захватывая п-ов Мангышлак, северную часть плато Устюрт, восточную часть Прикаспийской низменности и возвышенности Общий Сырт, Эмбенское и западную часть Тургайского плато, южную оконечность Приуралья, Мугоджары, северную часть Туранской низменности и северное побережье Аральского моря. Общая численность казахов Младшего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла примерно 1000 тыс. человек. Они подразделялись на три крупных объединения: алимулы, байулы и жетыру. Племенные группы алимулы насчитывали: шекты – 60-80 тыс., шомекей – более 100 тыс., торткара – 50-60 тыс., кете – 50-60 тыс., каракесек -20-25 тыс. и карасакал – 10-15 тыс.; группы байулы: адай – 80-90 тыс.,байбакты – 40 тыс., берш – 40 тыс., тазлар – 20 тыс., черкеш – 45 тыс., маскар – 20 тыс., тана – 25 тыс., кызылкурт – 40 тыс., жаппас – 50 тыс., алтын – 30 тыс., исык – 20 тыс., есентемир – 20 тыс., шихлар – 70 тыс. палаша – 40 тыс.; группы жетыру: табын – 80 тыс., жагалбайлы  – 70 тыс., кереит – 30-35 тыс., тама  – 40-50 тыс., толеу – 20 тыс., кердери – 20 тыс. и рамадан – 5 тыс. Среди казахов Младшего жуза также проживали небольшие группы торе, кожа, бахтияров и др. общей численностью примерно 10 тыс. человек.

Племена каждого из казахских жузов были связаны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию. Окончательное завершение процесса этнической консолидации казахской народности замедлялось разобщенностью отдельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV-XV вв. продолжались многочисленные миграции.

Государственное объединение во второй половине XV-XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народности. В отличие от Ханства Абулхаира и Ак-Орды, а также Моголистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу – уже сложившуюся казахскую народность.

На территории Южного Казахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных этнических узлов формирования казахской народности, двух крупных этнополитических общностей древнего Казахстана – Кыпчакского союза племен в Центральном, Северном и Южном Казахстане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жуза казахов. Их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней Сырдарьи и Каратау.

Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей и в письменных источниках, отражавших современные события, под именем «казахи» (қазақтар).

Сонымен, қорытып айтқанда, қазақ халқының этнос болып қалыптасуы өте ұзақ процесс. Ол 2,5-3 мьң жылды қамтитын күрделі және ұзақ даму жолынан өткен. Қазақ халқының халық болып калыптасуының басты алты кезеңін бөліп көрсетуге болады. Бірінші кезең –  сақ және сармат дәуірі, шамамен бес ғасырды камтиды /б.з.д. VІІ-П ғғ./. Екінші кезең – үйсін, қаңлы және ғұн дәуірі /б.з.д. ІІІ ғ. – б.з. IV ғ./. Үшінші кезең – түрік дәуірі /552-704 жж./. Төртінші – қыпшақ және қарлұқ дәуірі /ІХ-ХІІІ ғғ./. Бесінші – моңғол дәуірі /XIII ғ. басы – XIV ортасы/. Алтыншы – Алтын Орда тарағаннан кейінгі мемлекеттер дәуірі /XIV ғ. ортасы – 1465 ж./. Мұның барлығы әзірше алынып отырған бөлінулер кезеңі, бұл маңызды тарихи про-блема өзінің одан әрі қарай ғылыми тұрғыдан тереңірек зерттелуін талап етеді.

 

  1. Социальное и этническое содержание термина «қазақ». Происхождение этнонима «казах», правильное «қазақ» – тюркское слово, долгое время являлось предметом дискуссий исследователей и отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им относительно своего происхождения. В источниках этот термин употреблялся сначала в социальном смысле и означал «человека, отделившегося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» (В.В. Бартольд). По «Тарих-и Рашиди» М. Дулати и другим источникам термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Джанибеком и Кереем, откочевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи», затем «казахи». С этого момента значение слова «казак» начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, обозначая подданных Казахского ханства.

С укреплением ханства Джанибека и Керея казахами стало называться все подвластное им население. Ханство, основанное ими, получило название «Казахского». Постепенно термин “казахи” приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Одна из последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточных источников о термине казах и его социальной и этнической интерпретации представлена в книге С.Г. Кляшторного и Т.Н. Султанова «Казахстан – летопись трех тысячелетий».

Однако в официальных кругах, вплоть до XX в., для обозначения казахского этноса пользовались термином «Алты-алаш», общим для ногаев и казахов.

 Сөйтіп, Қазақ этнонимінің туу тарихы ұзақ уакыт бойы зерттеушілердің қызу айтыстарының тақырыбына айналған. Ол халықтың өзінің шыққан тегі туралы туғызған көптеген аңыз-әңгімелерінде сөз болады. Кейбір деректерде бұл термин әлеуметтік мәнінде колданылған «қашақ» деген атаудан шықты деп есептейді. Немесе «қазақ» атауы Жәнібек пен Керей бастап Жетісуға бөлініп көшіп кеткен рулық одақтарды білдіру үшін бастапқы кезде «өзбек-қазақ», кейін «қазақ» түрінде пайдаланылған деп пайымдалады. «Қазақ» термині 1245 жылы Мамлюк мемлекетіндегі кыпшақтардың ортасында жазылған ерте қыпшақ жазба ескерткіштерінде /түрік-араб сөздігінде/ кездеседі. Мұнда «қазақ» деген сөз «басы бос-кезбе» деген мағына береді. Бұл семантикалық ұғым бойынша «қазақ» терминіне әлеуметтік мағына беріледі, яғни еншісі бөлек, үлкен ұлдардың ата шаңырақтан бөлініп уақытша ру, тайпалардан кетіп, күнкөріс үшін әскери жорықтарға қатысуын санаған.

Кейде бұл термин ертедегі екі тайпалық /Каспий және сақ/ одақтардың атынан шыққан деп жорамалдайды. Ал кейбір тарихшылар «хас» – нағыз және «сақ» деген сөзден құралған деп болжам жасайды. Қалай дегенде де «қазақ» этникалық терминнің ғылыми тұрғыдан дәлелденген, тұрақты бір шешімі әлі жоқ.

 

  1. Образование Казахского ханства

Один из важнейших вопросов истории Казахстана – это вопрос образования Казахского ханства. Возникновение казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов, протекавших на огромных степных просторах Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана в XIV- XV веках.

Укрепление экономических, культурных, общественно-политических связей  кочевого  и  оседлого  населения  способствовало  этническому единению казахских родов и племен, фактическому завершению длительного процесса сложения народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями формирования собственно казахской государственности.

Образование Казахского ханства связано с именами Джанибека и Керея (потомки правителя Ак-Орды Урус-хана). Их династийные интересы, борьба с другими чингизидами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп народа, как из родовой знати, так и рядовых скотоводов. Они объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию самостоятельной государственности.

Образование Казахского ханства связано с внутриполитическим состоянием двух государств на тсрритории Казахстана – ханства Абулхаира (государство кочевых узбеков) и Моголистана, исторические судьбы которых во второй половине XV века завершились упадком и развалом. Джанибек и Керей откочевали в Моголистан, где были радушно встречены Есен-Бугой-ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Таласа в местечке Козы-Баши. В лице султанов Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке М.Х.Дулати, время образования казахского ханства 1465-1466 гг.

Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства, были поддержаны верхушкой казахских родов и племен. Значительная её часть сплотилась вокруг Керея и Джаныбека ещё в 40-50-годах, в южных районах Казахстана – в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. К ним стекались многие недовольные Абулхаиром вожди родов и племен со своими подданными. В руках Джаныбека и Керея находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау и на Сырдарье – Сузак, Сыгнак, Сауран и др. менее крупные крепости.

Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей развития таких государств, как Ак-Орда и Моголистан. Отметим, что власть потомков наиболее видных ханов – Уруса и Барака – сохранялась в южных районах Ак-Орды и после 20-х гг. XV в., когда на остальной территории этого государства было образовано несколько феодальных улусов и наиболее крупный из них – ханство Абулхаира. Потомки ханов Ак-Орды на части территории Казахстана (в Приаралье и Присырдарьинских районах) правили после гибели Барак хана в 1428 г. и захвата Абулхаиром в том же году некоторых племен Дешт-и-Кыпчака. Борьба Абулхаир хана с потомками Жошы не прекращалась на протяжении всего времени его правления и власть его не распространялась на всю территорию Ак-Орды. Междоусобицы, беспрерывные войны, протест масс против растущего гнета феодалов ослабили государство Абулхаир хана.

Во второй половине 50-х гг. XV в. султаны Керей и Джанибек, объединив вокруг себя многих джучиидов из зависимых от них родоплеменных групп, увели их в Моголистан.

Откочевка казахов Керея и Джанибека явилась важным звеном в цепи политических событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Известие об этом появилось в «Тарих-и-Рашиди, откуда оно перешло во многие сочинения средневековых авторов. Мухаммед Хайдар в «Тарих-и-Рашиди» сообщает: «В то время в Дешт-и-Кыпчаке владычествовал Абулхаир хан. Он причинял много беспокойства султанам джучиидского происхождения. Султаны Джанибек и Керей бежали от него в Моголистан. Иса-Буга хан охотно принял их и предоставил им округ Шу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Моголистана. В то время как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абулхаир хана пришел в расстройство, в нем начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Керей хану и Джанибек хану, так что число собравшихся около них людей достигло двухсот тысяч. За ними утвердилось название узбеки-казахи». Пределы своего государства покидали не только отдельные лица с частью приближённых, но и целые аулы и племена, т. е. откочевка приобретала массовый характер.

Правители Моголистана не могли противостоять массовому переселению кочевников Дешт-и-Кыпчака и в создавшейся обстановке видели в них защиту своих западных границ от набегов кочевых узбеков и ойратов.

Следует отметить, что образование Казахского ханства не было связано только с откочевкой Керея и Джанибека, а обуславливалось всем хозяйственным, социальным, политическим развитием средневекового Казахстана и особенностями этнической истории казахов. Данная откочёвка является событийным отражением одного из важных этапов этих процессов. Именно тогда, в ходе исторических событий, имевших место во второй половине XV-начале XVI в., устанавилось современное название казахской народности.

Значительно возрос авторитет Керея и Джанибека после смерти в 1462 г. хана Моголистана Иса Буги. Обеспокоенный укреплением положения мятежных султанов Абулхаир хан в 1468 г. предпринимает против них военный поход, в ходе которого умирает от болезни.

Вскоре после смерти Абулхаир хана верховную власть унаследовал его сын Шайх-Хайдар хан, и сразу все старые противники Абулхаир хана объединились и повели активную борьбу против Шайх-Хайдара. Правление его было недолгим. Во время смут, наступивших в ханстве после смерти Абулхаир хана, все большее число людей примыкало к казахам, численность последних непрерывно росла и, одновременно, расширялся район кочевий казахов, власть Керея и Джанибека распространилась на весь Дешт-и-Кыпшак.

Таким образом, государственность казахов, возникшая в ХV веке имела глубокие исторические корни, она была подготовлена всем своим многовековым, сложным, но в то же время весьма интересным поцесссом развития.

Как было уже сказано, еще  при царствовании хана Абулхаира                         (1428-1468 гг.) зна­чительная часть народа была отделена сепаратистки настроенными султанами Жанибеком и Кереем и образовала самостоятельное Ка­захское ханство на территории гораздо шире современного. В него входили Астраханская (Аштархан) область, весь Алтайский край, нижнее течение Волги (Едиль), Орск (Ор), Саратов (Сарытау), Тюмень (Төмен), Челябинск (Селебе), часть Омской (Омбы) области и некото­рые районы современного Узбекистана с городом Ташкентом.

В научной литературе нет единого мнения, как по поводу откочевки казахов во главе с Кереем и Жанибеком, так и по вопросам места и времени возникновения Казахского ханства.

Ряд исследователей откочевку Керея и Жанибека рассматривают как начало возникновения Казахского ханства, другие считают, что Ка­захское ханство образовалось на рубеже XV-XVI вв. Некоторые ав­торы относят оформление самостоятельного государства казахов к еще более позднему времени – 30-40 годам XVI в. Есть ученые, утверждающие, что собственно Казахское ханство было основано в 1465-1466 годы.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что весь спектр мнений, существующих ныне по определению времени возникновения ка­захской государственности, имеет право на существование.

На этот счет интересна версия об образовании казахской государственности, отстаиваемая писателем-публицистом Мухтаром Магауиным.

В XV веке на основе различных причин распалась Золотая Орда, самое могущественное государство в Евразии. В результате этого образуются несколько самостоятельных частей. В частности, Казанское хан­ство, Крымское ханство, Ногайская Орда, Сибирское ханство, Хаджы-Тарханское ханство и Казахская Орда или ханство, занимающее примерно современную территорию Казахстана.

После распада Золотой Орды на ее исконной территории под на­званием казахское одновременно образуются три ханства. Первое – собственно Казахская Орда, о которой мы уже говорили. Второе – Казахское ханство, образованное на Кавказе на территории совре­менного Казахского района Азербайджана и сопредельных ему регионов. Третье – Хан-Керменское или Касимовское ханство, занимавщее территорию Рязанской области России.

Поскольку о Казахском ханстве достаточно материалов на стра­ницах периодической печати и специальных исследований, думается, есть смысл вкратце охарактеризовать два последних казахских ханства.

Как известно из русских источников, предводитель кыпчакских тюрков Хан Атырак ещё в X веке прочно обосновался в верхнем те­чении реки Кура, между Арменией и Грузией. Он установил сватов­ские отношения с великим князем грузин Давидом Куропалатом и добился с ним военного союза. В результате этого им общими уси­лиями удается усмирить гордую Византию и отразить арабское на­шествие. В дальнейшем кавказские кыпчаки установили добрые и мирные отношения со своими восточными соседями –  огузскими тюрками. Одновременно, не прерывая связи с Дешт-и-Кыпчаком, они некоторое время были в составе Золотой Орды. В 1550 году они образуют самостоятельное Казахское ханство на Кавказе. Ве­роятно, это стало возможным благодаря «смутному времени», ко­гда окончательно пала Золотая Орда и на Кавказ переселилась значи­тельная группа кыпчакских тюрков. Вновь прибывшая волна кыпчаков, объединившись с местным населением, добилась образования самостоятельного Казахского ханства.

Казахское ханство на Кавказе в постоянной борьбе с врагами сумело сохранить самостоятельность в течение ста пятидесяти лет. Особенно ожесточенная борьба шла с грузинами. Несмотря на малочисленность, казахи в жестоких боях неоднократно добивались по­беды над царством, грузинов-картли. Но позднее Казахское ханство было сметено армией Ирана, завоевавшей весь Кавказский хребет. Потеряв самостоятельность, казахи постепенно ассимилировались среди огузских тюрков, имеющих единый язык, религию, обычаи и традиции. Сейчас этот район называется Казахским, и жители себя считают азербайджанцами. Но в духовной жизни, в быту, орнаменте прослеживаются глубокие корни родства с казахами.

Рассмотрим вкратце историю Хан-Керменского ханства, образованного в составе России. Хан-Кермен – это ханство кыпчакских тюрков, образованное в середине XV века в среднем течении реки Ока, приграничных районах Рязанского княжества России, имевшее относительно самостоятельную систему управления.

По имени первого правителя русские называют его – Касимовским­
царством (Касим хан – сын казанского хана Улу Мухаммеда). Вся двухсотлетняя история этого царства подробно записана
российскими учеными. Сохранились также исторические документы, характеризующие постоянные связи Касимовского царства с Казахским хан­ствомством, собственно казахским государством. Самые серьезные и                         глубокие исследования истории Хан-Кермена – Касимовского царства
принадлежат перу известного русского историка В.В. Вельяминова-
Зернова. Он специально изучает десятилетний период правления
Ораз-Мухаммедом Хан-Керменским царством.

 

  1. Становление и развитие Казахского ханства в ХV и в начале ХVІ века

После Керея власть наследовал Бурундык. По этому поводу Рузбихан в «Михман-наме-и Бухара» сообщает: «И в улусе казахов султаны претендовали на ханскую власть. После того, как этот сан некоторое время принадлежал нескольким лицам, очередность ханствовать досталась Бурундык хану». В источниках, повествующих о событиях в Дешт-и-Кыпчаке, упоминаются имена еще нескольких казахских султанов, из которых особенно выделены Касым султан, сын Джанибека, кочевавший в районе оз. Балхаш и р. Каратал Джаныш султан и его брат Таныш султан, кочевавшие в местности Кара-Абдал и Ахмад султан, сын Джаныш султана. Рузбихан в своем труде упоминает о существовании еще ряда казахских султанов, не называя их по именам. Султаны возглавляли отдельные казахские племена, составлявшие улусы, и владели их юртами -территориями – на правах удельных пожалований со стороны верховного хана, которому они подчинялись. Бурундык в военной силе уступал не только Касыму, но и Джаныш султану. В связи с этим в «Михман-наме-и Бухара» сообщается: «Люди улуса Джаныш султана собрались в одном месте. Число их превышало тридцать тысяч человек, из которых у каждого было много слуг и подчиненных, так как число их (всех) достигало до ста тысяч». В сражениях с Мухаммад Шайбани ханом, который пытался захватить южные районы Дешт-и-Кыпчака, отличался Касым, командовавший казахскими войсками. Хотя главным и старшим ханом продолжал еще считаться Бурундык, но, как сообщает Мухаммад Хайдар, власть Касыма была так велика, что никто и не думал о Бурундыке. Количество подчиненного Касыму населения, по свидетельству Мухаммада Хайдара, достигало почти миллиона человек. Казахские султаны и другие представители знати поддерживали Касыма постольку, поскольку ему сопутствовала удача в военных походах и он захватывал для знати богатую добычу. С каждым походом влияние Касыма усиливалось, и в результате авторитет его возрос настолько, что, не имея ханского титула, он фактически был признан ханом всех казахов, тогда как законный хан не пользовался никакой популярностью. Мухаммад Хайдар Дулати в Тарих-и-Рашиди» отмечал, что «в это время около 1509 – 1510 гг.        н.э., хотя Бурундык и являлся ханом, однако управление ханством и полнота власти находилась в руках Касым хана».

Между Бурындыком и Касымом шла острая борьба за власть, которая завершилась к началу второго десятилетия XVI в. победой Касыма.

В 1511 г. Бурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жанибек хана.

Первое десятилетие XVI в. было временем ожесточенной борьбы с Мухаммедом Шайбани, ставшим правителем Мавераннахра. Он предпринял несколько походов на казахские земли (1503 – 1504, 1505 – 1506, 1509 – 1510 гг.). Однако всякий раз ему приходилось отступать на юг. В конце 1510 г. Мухаммед Шайбани был убит в сражении с иранским шахом и Касым поспешил воспользоваться этим случаем.

В 1513 г. казахские войска подошли к Сайраму. Правитель города Катабек перешел на сторону Касыма и сдал ему город без боя. Так, за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города.

Следующей целью Касыма стало возвращение в состав Казахского ханства Западного Казахстана. Правившие здесь мангытские бии после смерти в 1502 г. бия Мусы вновь признали власть казахских ханов и даже участвовали в их военных походах, но при каждом удобном случае пытались выйти из подчинения. В 1519 г. Касым решил окончательно закрепить свою власть в Западном Казахстане и начал крупный поход против мангытов. В июне 1519 г. основные силы мангытов были разбиты под Хаджи – Тарханом, и западной границей Казахского ханства стал Едиль.

Удачно складывались отношения Касым хана с могульскими правителями. Основные районы Могулистана – Жетысу и Притяньшанье были уже давно для них потеряны, так как входили в состав Казахского ханства. Могульские ханы фактически имели власть только в Юго – Западном Могулистане и постоянно искали союза с казахским ханом.

Таким образом, во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердился, распространив свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. На юге границы ханства выходили на правобережье Сырдарьи, включая часть городов Туркестана. На юго-востоке они охватывали предгорья и долины значительной части Жетысу. На северо- востоке проходили в районе гор Упытау и озера Балхаш, доходя до отрогов Каркаралы, и на северо-западе достигали низовьев Едиля.

Число подданных хана Касыма современники определяют миллионом человек. Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство. При Касым хане казахи, как самостоятельный этнос, стали известны и в Западной Европе. Возвышение ханства в первой четверти XVI века нельзя, конечно, объяснить лишь личными качествами хана Касыма. Оно происходило, прежде всего, в результате внутренних социально- экономических и этнических процессов, этому способствовала и политическая обстановка в регионе в целом.

Органы власти. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат – съезд султанов и представителей общин. Мас- лихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы – заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.

Кроме того, маслихат выбирал и смещал ханов, исходя из принципа меритократии – выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия. Полноправными членами этого органа были только мужчины.

Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался маслихатом из сословия торе – потомков Чингисхана и исполнял свои обязанности пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись. Хан выполнял следующие функции:

  • Организация вооруженной охраны государства от внешних врагов.
  • Определение внешнеполитического курса государства.
  • Функции высшей судебной власти.
  • Охрана существующего порядка и общественного устройства.

В XV-XVI вв. казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающими из исполняемых ими функций. Так, хан, как верховный главнокомандующий, мог объявить войну, заключить мир, распоряжаться всей территорией ханства, назначать глав улусов и правителей подвластных городов. Кроме того, хану принадлежало право выносить смертный приговор своим подданным и издавать законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства.

Процедура возведения нового хана на престол заключалась в поднятии провозглашаемого на белой кошме. Только при выполнении этого древнего обряда хан считался юридически избранным.

Совет биев собирался ханом для решения наиболее важных политических и юридических вопросов и имел совещательные функции. В XV – XVI вв. значение этого органа было невелико. В него входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциаций общин. Один из биев был фактически советником хана. Русские источники называют его ордынским бием.

Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канцелярия – дуан. Весь центральный аппарат ханства в XV – XVI вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханом и его аулом. Только Бурындык и Касым на короткое время обосновались в г. Сарайшык в низовьях Урала, постоянной же столицы государство не имело.

Административное устройство. Территория и население ханства делились на уделы во главе с султанами – родственниками хана. В составе каждого удела было 50 – 60 тысяч семей, он в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей в среднем. Во главе улусов стояли также султаны, назначаемые ханом. Они исполняли гражданскую, судебную и военную власть на всей территории улуса и подчинялись непосредственно хану.

Основной социальной и политической ячейкой казахского общества была община, в силу специфики кочевого хозяйства, принимавшей форму коллектива кровных родственников. Объединение нескольких общин составляло ассоциацию с генеалогией и иерархией общин. Несколько таких ассоциаций и составляло улус. Во главе ассоциаций и отдельных общин стояли бии и старшины. Биям принадлежала вся полнота военной, административной и судебной власти в пределах данного коллектива, власть их основывалась наличном авторитете.

Войско ханства формировалось из постоянной дружины хана, дружин султанов и ополчений улусов. Воины, набранные в одной общине, ассоциации или улусе, составляли отдельные подразделения со своим знаменем и боевым кличем – ураном. В мирное время ханская и султанская дружины служили для поддержания внутреннего порядка и выполнения различных поручений хана – сбора налогов, дипломатических миссий и т.п.

Для содержания аппарата и ханской дружины в XV – XVI вв. ханы собирали налоги с подвластного населения. Известны также виды налоговых платежей как баджпошлины и харадж – поземельный налог с оседлого населения. Кочевники платили в казну ушур в размере 5 % от поголовья скота. Сбор налогов поручался местным властям, зачастую сумма и регулярность определялась самими биями и старшинами добровольно. Известно о чеканке монет казахскими ханами в при – Сырдарьинских городах.

  1. Роль и значение кодекса законов, известного как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь Касым хана).

        В начале XVI в., при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь Касым хана).  Он включает в себя пять основных разделов:

-Имущественный закон. В него входили положения о решении и споров о земле, скоте и имуществе.

-Уголовный закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.

-Военный закон. В нем оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.

-Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.

-Закон общественности (жұртшылық). Этот раздел был посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.

После смерти Касым хана в Казахском ханстве начались распри между султанами. Ханом стал сын Касыма, Мамаш, который вскоре умер от удушья в одном из сражений. После его смерти, как сообщает Мухаммед Хайдар, на ханский престол взошел Тахир хан, сын Адик султана. При Тахире могущество Казахского ханства заметно пошатнулось.

Политическое устройство Казахского ханства XV-XVI вв. Функциями законодательной инициативы в Казахском ханстве обладал маслихат – съезд султанов и представителей общин. Он собирался раз в год для решения наиболее важных государственных вопросов, как вопросы войны и мира, территориальные проблемы, маршруты кочевий, выборы ханов.

Исполнительная власть сосредоточивалась в руках хана, который избирался маслихатом из потомков Чингис хана (сословие торе). Выборы и смещение ханов осуществлялось по принципу меритократии, то есть выбора наиболее достойного. Хан выполнял функции: обеспечение защиты государства, определял курс внутренней и внешней политики, осуществлял высшую судебную власть.

Процедура возведения нового хана на престол заключалась в поднятии провозглашаемого на белой кошме. Только при выполнении этого древнего обряда хан считался юридически избранным.

При хане существовал совет биев – совещательный орган, в которой входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциации общин. Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канцелярия. Весь центральный аппарат ханства в XV-XVI вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханским аулом. Только Бурундык и Касым хан на короткое время устраивали ставку в г. Сарайшыке, постоянной же столицы государство не имело. В условиях кочевания в районе Улытау располагалась укрепленная, обнесенная искусственным рвом ставка ханов на летний период. Лишь с XVII в. постоянным политическим центром Казахского ханства становится г. Туркестан.

Административное устройство. Вся территория и население ханства делились на уделы во главе с султанами-родственниками хана. В составе каждого удела было 50-60 тысяч семей.

Основной социальной политической ячейкой казахского общества была община, в силу специфики кочевого хозяйства, принимавшей форму коллектива кровных родственников. Объединение нескольких общин составляло ассоциацию с вымышленной генеалогией и иерархией общин. Несколько таких ассоциаций и составляли улус. Во главе ассоциации и отдельных общин стояли бии и старшины. Биям принадлежала вся полнота военной, административной и судебной власти в пределах данного коллектива, власть их основывалась на личном авторитете.

Существовавшая в то время политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя, а не силе института ханской власти. Это с яркой силой проявилось в стремлении многих султанов во второй трети XVI в. провозгласить себя ханами.

  1. Казахское ханство в 30х гг. XVIв. Усиление Казахского ханства оказалось временным.  После смерти Касым хана среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть, приведшая к образованию нескольких конкурирующих ханств.

Мангытские бии решили воспользоваться ситуацией и восстановить свою власть. В 1521 – 24 гг. они совершили несколько походов против преемника Касыма Тахир – хана и вынудили его отступить в Жетысу. Несколько казахских султанов погибли в сражениях, а сын Касыма Хакназар попал в плен. Под властью казахов остались лишь Семиречье и часть долины Сырдарьи, остальные земли оказались под властью мангытских биев и среднеазиатских правителей. В 1537 г. объединенные силы мангытов, Бухары и Хорезма разгромили казахов, были убиты хан Тогым и тридцать семь султанов. Весь Казахстан оказался в руках мангытов.

Несмотря на убедительные победы, мангыты не стали править самостоятельно, а пошли на соглашение с казахами и в 1537 г. провозгласили Хакназара казахско – мангытским ханом, надеясь таким образом закрепить свою власть в Дешт – и – Кыпчаке. Придя к власти, Хакназар на первых порах полностью подчинялся мангытским биям, но вместе с этим начал активную деятельность по объединению казахских родов. В 50-х годах начались междоусобицы среди мангытских биев. Пользуясь этим, Хакназар начал проводить самостоятельную политику и очень быстро восстановил былое могущество Казахского ханства. В итоге большая группа ногайских родов приняла казахское подданство. Значительно усилившись, Хакназар в 1557 г. совершил поход против Мангытского Йурта и закрепил за собой земли Северного Приаралья. Полному разгрому Мангытского Йурта помешало вмешательство России, которая направила из Астрахани войска, остановившие казахов. Осенью 1568 г. казахи вновь разгромили мангытов, и вновь на выручку последним пришли астраханские стрельцы. Подобные же события произошли и в 1570 г. Хакназар прямо заявлял о намерении восстановить Казахское ханство в границах 1521 г., т.е. времен Касым  хана.

Весной 1577 г. Хакназар начал новую войну с мангытами и завладел всеми землями восточнее Жаика. Одновременно велась упорная борьба с ханом Сибири – Кошимом. После ряда походов Хакназару удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Жаика. Кроме того, под его власть перешла большая часть башкирских родов, входивших ранее в Сибирское и Казанское ханства.

Продолжалась борьба с могульскими ханами. В 1560 г. хану Абд – ар – Рашиду удалось нанести поражение Хакназару в Жетысу, но вскоре объединенное казахско – кыргызское войско нанесло могулам поражение, в бою погиб и сын Абд – ар – Рашида. Следующая битва состоялась на Емиле, казахи были разбиты и отступили из Жетысу.

Неспокойными были и южные границы Казахского ханства.  Вынужденный вести войну одновременно на западе, севере и в Жетысу Хакназар заключает в 70 – х союз с бухарским ханом Абдаллахом II. В 1579 г. Хакназару удалось присоединить к Казахскому ханству округа Туркестана и Саурана.

В народных легендах имя Хакназара овеяно славой. Ему удалось объединить распавшееся после смерти Касыма Казахское ханство, к концу его правления границы ханства на западе проходили по Жаику, на севере – по Есилю и Нуре, на востоке – по Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения вплотную подходили к Ташкенту. Кроме собственно казахов, Хакназару подчинялись часть башкир и кыргызов.

В 1580 г. Хакназар и два его сына погибли в сражении с ташкентцами, что сразу же привело к временному ослаблению Казахского ханства.

  1. Казахское ханство в конце XVIвека.После смерти Хакназара на съезде родовой знати – маслихате было решено избрать ханом сына Жадика – Шыгай султана, прославившегося в войнах с мангытами. Шыгаю в год избрания было за 80 лет, но, несмотря на это, он считался самым авторитетным среди казахов. После избрания хан Шыгай (1580-1582) заключает новый союз с Бухарой, направленный против Ташкентского владения. Фактически власть в ханстве находилась в руках сына Шыгая Тауекеля, и именно он повел решительную борьбу с ташкентским правителем, которая увенчалась полной победой казахов.

В июне 1582 г. Тауекель вместе с бухарцами разбил войско ташкентцев около г. Яссы (Туркестан). В 1583 г. он порвал отношения с правителем Бухары и вернулся в Дешт – и – Кыпчак. Тауекелю (1586 – 1598 гг.) после возвращения на родину пришлось с оружием в руках утверждать свое право на ханский престол. Только после трехлетней борьбы с сепаратистскими силами им в 1586 г. был принят ханский титул. Тем временем международное положение Казахского ханства ухудшилось.

Перед Тауекель ханом в конце XVI в. стояли две важные внешнеполитические задачи – овладение Ташкентом и борьба с сибирским ханом Кошимом. В поисках внешней поддержки Тауекель стал искать союзников. Переговоры с Москвой к успеху не привели. Россия хотела, чтобы с Бухарой и Сибирским ханством Тауекель воевал самостоятельно, взамен на «огнестрельный снаряд».

Благоприятная обстановка на юге возникла для казахов только в 1597 г. В Бухарском ханстве начались раздоры. В 1598 г. войска Тауекеля, овладев Ташкентом, у стен Самарканда разбили армию бухарцев. Все города Средней Азии, в том числе Туркестанский оазис, Ташкент, Самарканд были подчинены казахским султанам. Тауекель решился на захват Бухары. В одном из штурмов Тауекель был ранен и в скором времени скончался. Его преемник Есим хан заключил с Бухарой мир. Самарканд был возвращен бухарским эмирам, а Ташкент, Сайрам и Андижан вошли в состав Казахского ханства. 

В конце XVI – начале XVII в. завершается процесс объединения казахских племен вокруг Казахского ханства. Гибель Ногайского и Сибирского государств вызвала отток казахского населения из междуречья Едиля и Жаика, из среднего течения Тобыла, Есиля и Ертиса. Эти земли попадают к началу XVII в. под власть калмыков и Москвы.

В 80-х  г. XVI в. казахские отряды совместно с бухарцами активизировали свои действия против мангытских биев. В 1598 г. для защиты от них по просьбе Ормамбет бия, был построен русскими Яицкий городок. Тогда же началось массовое переселение волжских и донских казаков на Урал, где образовалось Яицкое казачье войско.

Ожесточенная борьба мангытских биев за власть закончилась перекочевкой большинства ногайских родов на восточную сторону Жаика в подданство калмыков и казахского хана. Это произошло в начале XVII в. Часть ногаев перешла на русскую службу и обосновалась на Северном Кавказе. Так закончилась история независимого Мангытского Йурта. Большинство мангытских родов составило позже Младший казахский жуз.

После распада Мангытского Йурта русское правительство начало колонизацию долины р. Жаик. Здесь были заложены крепости Гурьев. Кулагинская, Яицкий городок, все земли по побережью реки были выделены казачьему войску, которое должно было стать основным орудием колониальной политики в Западном Казахстане. В 20 – х годах XVII в. сюда переселились калмыки из Северного Казахстана и долины Иртыша.

Калмыки в Казахстане. Западномонгольские племена ойратов или калмыков в XV – XVI вв. расселялись в предгорьях Алтая, Тарбагатая и верховьях Ертиса.

В конце XVI в. калмыки переходят от тактики набегов к переселению на территорию Казахстана, где ослабленные Сибирское и Мангытское государства не могли им противостоять.  В 1628 году казахи нанесли поражение ойратским племенам на Ертисе, притоку ойратских племен на запад Казахстана. В 30 – х годах XVII века ойраты покорили мангытов и включили земли Западного Казахстана в состав нового государства с центром в низовьях Волги – Калмыкского ханства. Часть мангытов стала подданными ойратов, часть вошла в состав Казахского ханства. Во второй половине XVII века Калмыкское ханство приняло протекторат России.

Таким образом, в результате экспансионистской политики России, ее границы в начале XVII в. вплотную подошли к Казахскому ханству на огромном протяжении – от Каспийского побережья до Ертиса, что оказало огромное влияние на дальнейшую политическую жизнь Казахстана.

Казахское ханство при Есим хане. Время правления Есим хана (1598 – 1628 гг.) было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов.

Осложнились отношения казахов с каракалпаками. В конце XVI в. Еще при Тауекель хане представители 40 каракалпакских родов обратились к казахам с просьбой выделить для них землю в Центральном Казахстане и Приаралье. Эта просьба была выполнена, а во главе новых подданных хан поставил своего сына. Через несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и в 1613 г. вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи.

В то же время участились попытки бухарского хана овладеть Ташкентом. Осенью 1603 г. бухарцы выступили из Самарканда в направлении Ташкента. Объединенное казахско-кыргызское войско в местности Айгыржар полностью разгромило бухарцев и осадило Самарканд. Осада результата не дала, и союзники вернулись в Ташкент. В 1607 г. бухарцы захватили Ташкент, но были выбиты Есим ханом.

В 1612 г. бухарский Имамкули хан напал на казахов и дошел до Каратау, разграбив по пути несколько городов и сел, а в захваченном Ташкенте посадил наместником своего сына. Как только бухарское войско покинуло город, ташкентцы подняли восстание и убили царевича. В 1613 г. казахи совершили ответный поход и разгромили объединенную армию Бухары и Балха. После военных неудач Имамкули хан решил способствовать приходу к власти в районе Ташкента своего ставленника из казахов. Такая возможность вскоре ему представилась.

В 1613 г. правитель Ташкента Турсын султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил города Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрухия. Одновременно начались набеги ойратских племен. В 1604 г. ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти Турсыном совершили новый поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан.

Окрепнув, Турсын хан начал войну против Бухары. В 1621 г. казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не сумели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 г. ойратские войска. В 1624 г. Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора у него не хватило сил. Временно установилось равновесие между противниками. Есим хан заключил мир с ойратами и даже организовал совместный с Турсыном поход на Андижан, пытавшийся отделиться от Казахского ханства. Однако их отношения все более обострялись. В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов – Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве ташкентцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими же приближенными.

Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 г. Он похоронен в Туркестане возле мечети Ходжа Ахмета Яссави. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти.

Реформы XVІІ в. Включение в состав одного государства районов с различным политическим устройством при общей слабости межрегиональных экономических связей неизбежно привело к росту сепаратистских настроений. Это ярко проявилось после смерти в 1582 г. Шыгай хана, когда четыре года продолжались смута и споры за право обладания верховной властью между западноказахскими биями – едигеидами и султанами – чингизидами. Во внутриполитической борьбе одержали победу султаны, во главе с Тауекелем, однако ему пришлось пойти на ряд уступок общинной знати.

Преемнику Тауекеля – Есиму пришлось выдержать еще более тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть ее заключалась в том, что главенство закрытой элиты – торе – заменялось главенством элиты открытого типа – биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей.

Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции – «Есім ханның  ескі  жолы» (Древний путь Есим хана), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права.

По – прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны.   Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, Туркестане или под Ташкентом.

Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII в. В связи с изменением административного устройства хан потерял право распоряжения всей территорией ханства, которое перешло к биям.

Вместо улусной системы вначале XVII в., как было уже отмечено, была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями – жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

Как результат, Казахское ханство из унитарного государства превращается в федерацию со сложной внутренней структурой и широкой автономией входящих в нее субъектов всех уровней. Султаны, практически полностью отстраненные от управления государством и даже лишенные возможности участвовать в предвыборной борьбе за ханское место, должны были довольствоваться лишь сословными привилегиями – неподсудностью биям и освобождению от всех повинностей, кроме воинской.

В XVII в. была определена и постоянная столица Казахского ханства – г. Туркестан, где хан находился в зимнее время.

Борьба казахов с джупгарским нашествием. После смерти Есим хана в Казахском ханстве начались усобицы, продолжавшиеся несколько лет. Согласно письменным источникам, в 30 – х гг. XVII в. ханский престол занимал Жанибек, старший сын Есима, однако уже в это время выдвигается талантливый военачальник, второй сын Есим – хана Жангир, его жизнь связана с борьбой против джунгарской агрессии.

При правлении брата он был командующим казахскими войсками, а после 1643 г. стал ханом.

В конце 20 – х годов XVII в. Ойратский союз распался. Племена                              хошоутов откочевали на Тибет, торгауты через Северный Казахстан переселились в низовья Едиля. Оставшиеся ойраты объединились и создали в Восточном Казахстане в 1635 г. Джунгарское ханство. Началась изнурительная борьба с казахами за кочевья Жетысу и Северного Казахстана.

Первое сражение состоялось в 1635 г., но было неудачным для казахов. Руководитель казахского ополчения султан Жангир попал в плен и смог освободиться только через год, на всю жизнь оставшись непримиримым противником джунгаров. Для борьбы с ними он заключил союз с кыргызами. В 1643 г. 50-тысячное джунгарское войско вторглось в казахские кочевья. Жангир, ставший к этому времени ханом, не успел собрать войско и выступил против джунгаров с небольшой дружиной – менее тысячи казахских и кыргызских батыров. Оба войска встретились в местности Кызылкия. Не имея шансов одержать победу в открытом бою, Жангир приказал вырыть ров и насыпать вал, чтобы не пропустить врагов через ущелье. Здесь казахи впервые массово применили огнестрельное оружие. Несмотря на все это, казахско – кыргызский отряд был обречен на уничтожение превосходящими силами джунгар, но в самый разгар боя в тыл им ударила подоспевшая на помощь самаркандская армия во главе с Жалантос батыром из казахского рода торткара. Джунгары были разбиты и в беспорядке отступили.

В 1652 г. джунгары, закупив оружие и военное снаряжение у России, вновь выступили против казахов и кыргызов. Кыргызы были вынуждены признать свою зависимость от джунгарского хунтайши. В одной из битв был тяжело ранен  и Жангир хан. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть предгорья Алатау, занятые джунгарскими кочевьями.

В 60-х годах казахско – джунгарские столкновения ограничивались мелкими стычками, но при хунтайши Галдане – Бошокту крупномасштабные военные действия возобновились. Сын Жангира – Тауке хан (1680 – 1715) не смог остановить джунгаров, и в 1681 г. войска Галдана перешли реку Шу. В результате походов 1683 – 84 гг. был взят и разрушен г. Сайрам, и джунгары вторглись в Ферганскую долину. Особенно обострились казахско – джунгарские отношения в 90 – х годах XVII в., когда Джунгарией правил хунтайши Цеван – Раптан. Изнурительная, шедшая на истребление, война с сильным противником за пастбища ослабила Казахское ханство. Несмотря на отдельные победы в крупных сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертису, Тарбагатаю, и в Жетысу, все дальше отступая на восток

error: Материал көшіруге болмайды!