Мустафа Шокай и Туркестанский легион

Ярким представителем казахской интеллигенции начала ХХ века, сыгравшим важную роль в становлении и развитии юридической мысли, был Мустафа Шокай, который являлся одним из основателей Туркестанской автономии. Он родился 25 декабря 1890 года в ауле Сулу тобе Кызылординской области.
Изучение наследия и процесс становления государственно-правовых идей и взглядов Мустафы Шокая можно разделить на три этапа.
Первый – это становление политико-правовых представлений М.Шокая, он начинается с рождения общественного деятеля и длится до 1916 года.

Второй этап — 1917-1920 годы – его активная государственно-правовая деятельность. В этот период М.Шокай является представителем Временного правительства в Туркестане, премьер-министром Туркестанской автономии. На всех этапах деятельности он продвигал идею о создании единой государственности тюркских народов.

Третий этап охватывает период с 1920 по 1940 годы – период эмиграции. В эти годы он выступает ярким критиком тоталитарного режима в Советском Союзе.

  1. Биография Мустафа Шокай

М.Шокай родился в знатной семье, его предки были степными аристократами, дед был правителем Сырдарьинской области Хивинского ханства, а отец — судьёй. В их семье была хорошая библиотека старинных рукописей, которые мальчик изучал самостоятельно. По воле старшего брата Алиша Мустафа пошёл учиться в русскую школу Перовска, так как знание русского языка было жизненно необходимым. В те годы в казахские степи стали прибывать безземельные крестьяне из России и селиться на землях коренного населения, что нередко становилось причиной конфликтов.

В 1902 году М. Шокай получает образование в Ташкентской гимназии, именно здесь он впервые услышал имя Александра Керенского. С интервалом в десять лет А. Керенский и М.Шокай окончили первую Ташкентскую мужскую гимназию, а позже оба с отличием закончили юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1899-1904 и 1910-1914 соответственно). В годы учебы М. Шокай продолжал защищать интересы не только земляков, но и всего народа Түркестанского края.

Когда в 1912 году умер отец Шокая, по просьбе земляков Мустафа на время вернулся домой и работал вместо отца судьей. Тогда в связи со столыпинской аграрной реформой в Казахстан стали массово переселять крестьян из России, землю для них отбирали у местных казахов, начались земельные споры. Требовался грамотный судья, который защищал бы интересы коренных жителей.

Становление государственно-правовых взглядов М.Шокая начинается с Февральской революции 1917 года. После отречения Николая II от престола началась борьба за власть по всей территории Российской империи. Шокай с соратниками уезжает из Петрограда домой в Туркестан. Охваченный свободолюбивыми идеями, весной 1917 г. начал издавать в Ташкенте газету «Бiрлiк туы — Знамя единства», где впервые провозгласил идею о независимости всех тюркоязычных народов. Он также начал издавать газету на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандировал демократические идеи.

В тот период М.Шокай принимает участие в Туркестанском съезде, где его избирают председателем созданного Постоянного исполкома Туркестанского национального совета. В июле 1917 года М.Шокай был делегатом первого Всекиргизского съезда в Оренбурге, где рассматривались такие вопросы, как форма государственного управления, автономия и земельный вопрос. На этом съезде впервые была создана казахская политическая партия «Алаш». В этом же году по рекомендации Туркестанского национального совета и предложению Керенского, ставшего председателем Временного правительства, Мустафа Шокай назначается членом Туркестанского комитета Временного правительства, в который входили бывшие депутаты первой и второй Государственной думы Алихан Букейханов и Мухамеджан Тынышпаев. Затем создается Туркестанская автономия во главе с Туркестанским временным советом, которым руководит М.Тынышпаев, а М.Шокай возглавляет Министерство иностранных дел. Однако вскоре с уходом М.Тынышпаева председателем становится М.Шокай. После разгрома Туркестанской автономии М.Шокай продолжал отстаивать свои идеи в Актюбинске, Челябинске, Закавказье, Баку и Тифлисе.
С 1920 года М.Шокай находится в эмиграции, где печатает публицистические материалы в различных изданиях. Очень скоро его имя становится популярным. С 1929 года в Берлине начинает издаваться журнал «Яш (молодой) Туркестан», главным редактором которого стал М. Шокай. Журнал просуществовал до начала Второй мировой войны в 1939 году, было выпущено 117 номеров. Он знал около десяти языков, нередко выступал с докладами в Париже, Лондоне, Стамбуле, Варшаве.

М.Шокай последние двадцать лет своей жизни прожил в эмиграции, но все его мысли и дела были направлены на создание независимого и единого Туркестана. Он верил, что родная страна обязательно будет свободной и независимой, внес большой вклад в разработку идейных основ национально-освободительной борьбы тюркских народов против советской империи.

Мустафа Шокай всесторонне анализировал все происходящие процессы и изменения, подвергал беспощадной критике национальную политику Советской власти. В своих работах он писал, что целью его деятельности является создание неделимого единого Туркестана. То есть он представлял Туркестан как цельное, единое национальное государство, признаками которого являлись бы этнический фактор, территориально-географическая среда, фактор историко-духовной и культурной общности, единое языковое пространство.
В 1933 году в сотрудничестве с представителями эмигрантских национальных движений тюркского мира, Кавказа и Украины, М. Шокай создает «Комитет дружбы народов Кавказа, Туркестана и Украины». Главной задачей членов Комитета становится требование отделения своих стран от СССР и создания независимых государств. Его авторитет в эмиграции был очень высок. Профессор А. Шульгин, бывший соратником М. Шокая по эмиграции, в своей речи, произнесенной 8 февраля 1942 года в Париже на торжественном собрании, посвященном памяти Шокая, сказал: «…Он был воплощением деятельности… Чокай обладал каким-то исключительным обаянием, он один находил в себе силу и настоящую страсть в отстаивании своих взглядов, в особенности, когда дело касалось его Туркестана…».

В день нападения 22 июня 1941 года нацисты в Париже арестовали всех заметных русских эмигрантов и заключили в замок Компьен. Там же оказался и Шокай. Через три недели его вывезли в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион, который планировалось набрать из пленных советских тюрков, заключенных в концлагерях. Немцы рассчитывали на авторитет Шокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск. Шокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был потрясен нечеловеческими условиями жизни азиатов за колючей проволокой.

Поняв, что использовать М. Шокая не удастся, немецкое руководство решает убрать его. 22 декабря 1941 года Гитлер подписал указ о создании Туркестанского и других национальных легионов. Так что к их созданию Мустафа Шокай не имеет никакого отношения. Он в это время лежал в берлинском госпитале «Виктория». 27 декабря 1941 года его не стало. В официальном заключении написано, что он «умер от заражения крови на фоне развивающегося сыпного тифа», которым он мог заразиться при посещении концлагерей. Но такие же симптомы могли быть и при отравлении. К тому же в своих воспоминаниях его жена Мария Горина-Шокай упоминала, что Мустафа уже переболел тифом в Туркестане и у него должен был быть иммунитет. В отравлении М. Шокая подозревают его сподвижника, узбека Вели Каюма, который и возглавил созданный в марте 1942 года Туркестанский легион.

Мустафа Шокай похоронен на турецком мусульманском кладбище (Османидов) в Берлине. На надгробном памятнике чуть ниже даты кончины по воле супруги М. Шокая, Марии Яковлевны, проставлены три латинские буквы и четыре цифры: JOH.15.13. Они указывают на тринадцатый стих пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна, который гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих».

Гуманист-мыслитель, демократ, энциклопедист, просветитель Мустафа Шокай освещал проблемы истории и культуры народов Средней Азии и Казахстана, свободно владел английским, французским, немецким, турецким и арабским языками. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за правду, защите чести народов Средней Азии и Казахстана. До самой смерти сердце Мустафы Шокая билось вместе с родным народом.

  1. Туркестанский легион.

 Любая историческая действительность заслуживает того, чтобы о ней узнали. Таким заметным событием в истории Центральной Азии и Казахстана в годы Великой Отечественной войны стал Туркестанский легион. В начале войны сотни тысяч советских солдат оказались в плену. Очень много среди них было казахов, узбеков, кыргызов и представителей других восточных народов. Около 80% тюркоязычных солдат погибло в нечеловеческих условиях фашистских концлагерей. Из остальных гитлеровцы пытались сформировать воинские части для борьбы против Советской Армии. Из выходцев из Казахстана и Средней Азии был образован Туркестанский легион из нескольких батальонов. Туркестанский легион – воинское подразделение, находившееся на стороне гитлеровской Германии.

Туркестанский легион— подразделение Вермахта, состоящее из представителей тюркских народов CCCР и Центральной Азии (казахи, узбеки, туркмены, киргизы, уйгуры, татары и т. д.), основатель — Мустафа Шокай. Мустафа Чокай

Движущей идеей объединения туркестанцев (тюрков Туркестана) и их борьбы против СССР заключались в общности цели освобождения Туркестана от русского гнёта. Источником пополнения Туркестанского легиона являлись военнопленные Советской Армии, а также эмигранты и беженцы, осевшие в европейских странах и в Турции, в том числе потомки из интеллигентских семей.

Участие в военных действиях

Туркестанский легион создан 15 ноября 1941 г. при 444-й охранной дивизии в форме т. н. «Туркестанского полка». «Туркестанский полк» состоял из четырех рот. Зимой 1941/42 он нёс охранную службу в Северной Таврии. В феврале 1942 года в Легионове (Польша) был создан учебный лагерь Туркестанского легиона. Организационно подчинялся Штабу командования восточными легионами (нем. Kommando der Ostlegionen) Весной 1942 года на фронт были отправлены два первых туркестанских батальона (450-й и 452-й), за ними — четыре (781—784-й), а весной 1943-го — 8 батальонов (785—792-й). Всего на территории Польши было сформировано 14 туркестанских батальона. К началу 1944 г. на фронте действовало 24 туркестанских батальона.

Туркестанский легион из-за своей малочисленности как и многие другие национальные легионы вермахта не часто привлекалась к активным боевым действиям и чаще была занята во вспомогательных и тыловых военных операциях а также на охране стратегических объектов. Большинство туркестанских батальонов было приписано к 6-й армии генерал-полковника Ф.Паулюса. С сентября 1942 г. по январь 1943 г. на астраханском направлении в подчинении 16-й мотодивизии находились 450, 782 и 811-й туркестанские батальоны. В приказе командования 16-й мотодивизии от 7 января 1943 г. отмечались заслуги этих батальонов. В мае 1943 г. в Нойхаммере была сформирована экспериментальная 162-я туркестанская пехотная дивизия под командованием генерал-майора фон Нидермайера. В сентябре 1943 г. дивизия была отправлена в Словению, а за тем — в Италию, где несла охранную службу и боролась с партизанами. В конце войны Туркестанский легион влился в состав Восточно-тюркское соединение СС.

Для более активного привлечения военнопленных в ряды создаваемого формирования требовались особая идеологическая работа и авторитетные вожди. Для этих этих целей был привлечен эмигрант, один из руководителей партии «Алаш», бывший глава Кокандской автономии Мустафа Шокай. Нацисты вывезли М. Шокая в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион. Немцы рассчитывали на авторитет Шокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск.

Шокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был потрясен нечеловеческими условиями жизни за колючей проволокой. Шокай написал письмо главе МИДа Третьего рейха: «…видя как представители нации, воспитавшей таких гениев, как Гёте, Фейербах, Бах, Бетховен, Шопенгауэр, обращаются с военнопленными… я не могу принять предложение… возглавить Туркестанский легион и отказываюсь от дальнейшего сотрудничества. Все последствия моего решения я осознаю». 27 декабря 1941 г. М. Шокай скончался. Существует предположение, что он был отравлен. Объявление о создании Туркестанского легиона последовало в апреле 1942 г., т. е. почти четыре месяца спустя после смерти М. Шокая.

Использовать легион в боях фашисты не смогли. Многие легионеры, получив оружие, переходили линию фронта и возвращались в ряды Советской Армии, часть ушла к партизанам. В итоге легион был расформирован. И тем не менее, Туркестанский легион прошел очень сложный и драматический путь, его история ждет исследований и оценки. Судьбы военнопленных казахстанцев также требуют дальнейшего изучения.

 

  1. Заключение

 

Таким образом, изучая правовые взгляды М.Шокая можно утверждать, что современное понятие государственности с его признаками были определены еще в те годы. Нынешнее определение независимости предполагает независимость государства как внутри страны, так и в международных отношениях. То есть каждое государство имеет право само решать свои внутренние вопросы и не допускать вмешательства извне. Признаками государства являются территориальная целостность, единство всего народа и самого государства. Нужно отметить, что еще тогда М.Шокай выдвигал идею развития полиязычия, которое является актуальным и сегодня.
В настоящее время имя Мустафы Шокая называют в числе первых, кто стал символом борьбы за независимость Казахстана. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев в своих выступлениях не раз отмечал, что без восстановления исторической памяти немыслимо понять себя как народ, выяснить, кто мы и откуда, начертить план будущего. После обретения независимости Глава государства дал поручение собрать сведения о ключевых исторических личностях казахского народа. Так было возвращено на родину остававшееся за рубежом наследие М.Шокая. Были опубликованы воспоминания его супруги и политических соратников. Имя Мустафы Шокая было внесено в учебники истории, о нем сняли ряд фильмов. Его именем были названы улицы и школы в Кызылорде и Астане.

В настоящее время много внимания уделяется воспитанию молодежи в духе казахстанского патриотизма. Это правильно. Хотелось бы добавить, что в этой связи в учебных программах высших и средних учебных заведений необходимо предусмотреть отдельные курсы по изучению идей тех личностей, которые были первыми борцами за независимость Казахстана. В этом направлении во многих вузах предусмотрено изучение отдельных дисциплин. Например, в Кызылординском государственном университете имени Коркыта ата преподается дисциплина «Шокайтану», создан центр «Шокаеведение».
Сегодня еще немало неизученных архивных документов, касающихся жизни и деятельности М.Шокая.
Исследователям вместе с профессиональными переводчиками предстоит перевести на казахский и русский языки многочисленные документы и статьи Шокая, опубликованные в газетах Закавказья, Турции и Западной Европы на турецком, французском, английском, немецком языках. Все это имеет важное значение для независимого Казахстана.