Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древнейшие орудия относятся к шелльской культуре и изготовлялись, видимо, еще австралопитеками. В более позднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Кроме того, появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Существовало два способа изготовления орудий: при первом от заготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превращались в необходимые орудия. Эта культура получила название ашельской. Кроме каменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева. Благодаря использованию огня он мог делать деревянные копья и колья с обожженным концом.
Ученым долгое время не удавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, что привело к ошибочному мнению о позднем заселении территории нашей страны человеком. Однако, по последним данным археологи установили появление человека у нас еще в ашельский период. Памятники этой эпохи, оставленные человеком прямоходящим, обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь.
В данный момент в Казахстане известны две зоны палеолитических культур: в Южном Казахстане и Сары-Арке. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий. В целом, в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии шла быстрее, чем на юге, где очень долго применялись архаичные орудия типа ручных рубил.
Страница 3 из 16
1.Памятники археологии эпохи камня на территории Казахстана
Казахские ученые до последнего времени пользовались для обозначения древнего периода развития человечества понятием “первобытно – общинный строй”, основанном на формационном подходе к истории и выделявшем в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе.
Историки современного периода (в частности, Кузембайулы А.) считают, что необходимо отличать периоды человеческой истории до возникновения письменности и – после. Первый из них ещё в 1851 г. Дэниэлом Уилсоном был обозначен термином “доистория” или “праистория”. Доистория – та часть истории человечества, в которой мы вынуждены прибегать к произвольным обозначениям вследствие отсутствия письменных источников. В доисторический период развитие идет по трем основным линиям:
Антропогенез (морфологические развития человека от обезьяноподобных форм к современному типу)
Техногинез (развитие техники обработки и применения орудий труда, что привело к привело к прогрессу материальной культуры)
Социогинез ( развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу)
Эти три линии в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.
Эпоха камня – это период формирования человека, т.е. антропогинез.
Эпоха камня подразделяются учеными на три периода: палеолит, мезолит и неолит.
Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит из трех этапов – олдувай, амель, мустьер ) и завершается 10 тыс. лет назад до н.э.
Неолит (ново-каменный век) датируется 7-5 тыс. лет до н.э.
Переходной от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (медно-каменным веком) и совпадает с 4-3 тыс. до н.э.
Затем наступает бронзы и раннежелезный век (2-1 тыс. до н.э.)
На территории Казахстана не найдено костных останков гоминид, но есть результаты деятельности – кремневая индустрия.
Первыми орудиями древнекаменного человека были универсальные ударно- рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древние орудия относятся к мельской культуре.
В более позднее время встречаются рубила более тщательной обработки.
Появляется дифференсация орудий, человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники.
Страница 4 из 16
Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня – мустьерская. На основе прежней, амельской, но орудия более специализировались, улучшалось качество обработки камня.
В период верхнего палеолита продолжают преобладать каменное орудия, но круг их расширился: ножи, наконечники копий, сверла, молотки, резцы.
Увеличилось количество орудий из кости – рыболовных крючков, гарпунов иголок с ушками.
Охота играет ведущую роль в хозяйстве эпохи палеолита. Фауна Казахстана в это время представлена такими животными как мамонт, шерстистый носорог, бык-тур, мелкий бизон, пещерный медведь и тигро-лев. В горных и степных лугах паслись сайгак, архар, олень-косуля и др.
В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей.
Человек занимался собиранием разнообразной растительной пищи: дикого орешника, ягод, дикой моркови, щавеля, луковиц и клубней некоторых растений.
Австралопитек (южная обезьяна) появился в Африке 4 млн. лет назад в нескольких видах. Около 2 млн. лет назад от одного из них появился вид рода – хомо (человек).
Первый известный вид рода хомо – хомо хабилис (homo habilis) – человек умелый. Рост его был не более 1,5 метров, лицо имело архаичную форму: развитый надбровный валик, плоский нос, выдающая вперед челюсть. Этот человек обладал более развитым мозгом, в котором уже выделялся речевой центр. Homo habilis занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.
Следующей ступенью развития человека был homo erectus – человек прямоходящий, живший около 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Он имел более
крупный мозг и тело. Череп сохраняет архаичные черты.
300 тыс. лет назад homo erectus стал превращаться в человека современного типа. Этот вид homo sapiens – человек разумный: невысокого роста, плотного телосложения, развитый по сравнению с предшественниками мозг.Вполне современный человек – подвид homo sapiens – сформировался на огромной территории Евразии около 40 тыс. лет назад. Существуют две территории возникновения человека:
1) моноцентрическая – современный человек появился на одном континенте (в Африке), а потом расселился на другие вытиснив неандертальцев.
2) Ученные утверждают, что архаичные местные формы превратились в подвид homo sapiens независимо друг от друга.Реконструкция социогенеза, то есть развитие человеческого общества, является самым сложным в изучение доисторического человека.
Страница 5 из 16
Человеческое общество появилось не сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян – эпоха праобщества.
Основной формой организации в этот период была праобщина, называемая так же “первобытным человеческим стадом”.
Праобщина возникла с появлением австралопитеков и homо erectus и представляла собой необходимую черту, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, один мужчина и несколько женщин.
С появлением homo sapiens праобщина начинает превращаться в родовую общину, имевшую важнейшую отличительную черту – экзогамию (запрет на брачные отношения внутри общины). Основой было кровное родство между индивидами, которое устанавливалось между потомками одной матери (т.к. отцовство устанавливать было трудно). Поэтому первой формой этого общества была материнская община (матриархат).
Экзогамия вела к установлению прочных связей между соседними родами и образованию коллективов более высокого уровня – зародыша племени.
Появляются брак и семья, в начале дуально-родовой групповой брак, позже парный.
Первоначально два рода связывали только брачные отношения, но со временем контакт порождал и регулярное экономическое сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимопроникновение. Складываются группы родов – племена (эпоха мезолита).
В эпоху неолита материнский род заменяется отцовским. Непрочный парный брак вытесняется патриархальной семьёй.
В пределах Казахстана в настоящий момент известны две четко различающиеся зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и Северо-Казахстанская (Сары-Арка).
В Северо-Восточной части хребта – малый Каратау на площади радиусом 5-10км. обнаружена 12 палеолитических стоянок, собрано свыше 5 тыс. кремневых изделий. Наиболее интересные находки шельн-ашельского периода сделаны в Каратау в урочищах Жабакты, Танир-Казган, Боры-Казган, Ак-Коль-I, Казангап.
В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. В этот период выделяется 3 зона культуры – Восточный Казахстан, органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем.
Стоянки доисторического человека в центральном Казахстане: Карабас 3, Батпак 7, Ангресор 2; в Восточном: Новоникольское.
Страница 6 из 16
2.Памятники археологии эпохи бронзы на территории Казахстана.
Процесс овладения человеком навыками земледелия, переход от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия. Время выведения культурных злаков определяется учеными VIII-VII тыс. до н.э., и произошло это, скорее всего в горных районах Малой Азии. В VI-V тыс. до н.э. земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на, юге Туркменистана, в предгорьях Копетдага. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце III тыс. н.э. андроновский бронза эпоха ритуал
Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что возникло раньше – земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что-то и другое человек осваивал параллельно. Земледелие развивалось на плодородных почвах при достаточном количестве воды. В засушливых районах и на малоплодородных землях развивалось скотоводство. Там, где имелась вода, скотоводство сочеталось с земледелием.
На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия прочными. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья. Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б.В. Андриановым. В 1927 г. археолог М.П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что – памятники андроновской культуры распространены на обширной территории – от Минусинска на востоке до Урала на западе, позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии. Один из сложных вопросов в изучении андроновской культуры связан с хронологией, определением временных рамок. Большинство исследователей делят время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза – XVIII-XVI вв. до н. э., средняя – XV-XII вв. до н. э.; поздняя – XII – начало VIII вв. до н. э. Эти периоды по наименованию первых обследованных памятников получили названия федоровский, алакульский, замараевский. Считалось, что они отражают разные этапы развития андроновской культуры. Но выяснилось, что федоровские памятники датируются временем не ранней, а средней бронзы, и стройная картина развития андроновской культуры нарушилась. Удалось определить, что федоровские памятники распадаются на ранние и поздние. Первая группа относится к XV-XIV вв., а вторая к XIII-XII вв. до н. э. Если ранние
Страница 7 из 16
памятники найдены в Центральном Казахстане и на Урале, то поздние – на очень широкой территории: в Западной Сибири, на юге и юго-востоке Казахстана, в Средней Азии. Центром расселения федоровских племен, видимо, был Казахстан; они были вытеснены отсюда племенами алакульцев, которые пришли в Центральный Казахстан из какого-то западного центра.
Таким образом, алакульские и фёдоровские влемена существовали памятники смешанного типа. В Семиречье формируются памятники «семиреченского типа», на западе – «кожумбердинского». Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живших племен, поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей ряд близких культур.
Племена Центрального Казахстана. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки – петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.
Ранний этап – нуринский – характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения). Встречаются захоронения, совершенные по обряду трупоположенйч. Могильники, небольшие по размерам, состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представлявшая собой либо грунтовую прямоугольную яму, края которой обложены плитками (циста), либо каменный ящик. Сверху, после погребения, ямы перекрывались плитами.
Керамика представлена горшками, украшенными орнаментом, состоящим из сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Украшалась только верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы. В захоронениях рядом обнаружены кости домашних животных. На следующем этапе – атасуйском – наблюдается широкое освоение территории, в том числе и полупустынных районов. Резко возросли масштабы горных работ, о чем свидетельствуют многочисленные рудные разработки. Наиболее известные и исследованные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находится в долине р. Атасу. Внутри погребальных оград находились ямы, ящики, цисты. Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку. Поселения имеют своеобразную планировку: жилища, а их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. Одно из хорошо изученных поселений Атасу имело площадь 15000 кв. м. и состояло из 35 землянок и хозяйственных построек. На поселениях и в
Страница 8 из 16
могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений.
Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры – бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой – появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм.
К раннему этапу этой культуры относится могильник Аксу-Аюлы II южнее Караганды. Самый большой курган имеет высоту 2, диаметр 30 м. Под земляной насыпью находились три расположенных кольцами радиально каменных ограды.
В это время распространяются наземные жилища со стенами, сложенными из камня. В поселении Тагибай-Булак обнаружено шесть прямоугольных наземных жилищ. Стены домов сделаны из рядов параллельно вкопанных в землю плит, пространство между которыми забито мелкими камнями вперемешку с землей. В горных районах Центрального Казахстана в строительстве жилищ широко использовался лес. Стены землянок обшивались деревянными плахами, а перекрытие опиралось на систему деревянных столбов.
Огромную роль в развитии культуры играла добыча и выплавка металла. Центрально-Казахстанский палеометаллический центр оказывал влияние на культуру соседних районов – Алтая, Сибири, Зауралья. В Северном и Западном Казахстане открыты и обследованы многочисленные андроновские памятники, среди которых широко известное поселение Алексеевское и могильник Тасты-Бутак. Для лесостепной зоны характерны могильники, состоящие из курганов с земляными насыпями, круглыми и прямоугольными оградками. В западных районах распространены кольцеобразные каменные ограды и курганы. Всего в этом районе открыто более 80 поселений и около 90 могильников. К периоду ранней бронзы относятся грунтовые погребения с трупосожжением. При раскопках поселения Вишневка в районе г. Петропавловска было открыто прямоугольное наземное жилище площадью 126 кв. м, деревянное перекрытие которого опиралось на деревянные стойки-бревна. В то же время появляются поселения, которые можно считать предшественниками (прототипами) древних городов. Одно из них – Аркаим – находилось на границе Челябинской и Кустанайской областей. В период средней бронзы домостроительство, организация поселений, устройство погребений, погребальные обряды значительно изменились. Поселения уже не укрепляются, жилища-полуземлянки удлиненно-прямоугольной формы, площадью от 14 до 200 кв. м делятся на две части; на полу – от одного до восьми очагов. Такие жилища открыты на поселениях Явленка, Тасты-Бутак. В эпоху поздней бронзы, на первом этапе племена северного Казахстана испытывали сильное влияние срубной культуры При-аралья, Западного Казахстана – срубной культуры Поволжья. На поселениях эпохи поздней
Страница 9 из 16
бронзы преобладают полуземлянки – прямоугольной, овальной и восьмеркообразной в плане формы. Распространяются огромные землянки площадью до 300-400 кв. м, в которых зимой держали скот. В хозяйстве увеличивается роль скотоводства, особенно коневодства.
В Восточном Казахстане развитие андроновской культуры шло теми же путями. В богатых травостоем долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, степных районах Тарбагатая и Саура найдены десятки поселений и могильников эпохи бронзы, на развитие и сложение которых оказали влияние богатейшие месторождения меди, олова, золота.
К периоду поздней бронзы относится большинство захоронений из могильника Канай и расположенного рядом поселения. На поселении, на правом берегу Иртыша, раскопана полуземлянка прямоугольной формы площадью 50 кв. м и примыкающие к ней хозяйственные постройки. Стены дома обложены камышом и обмазаны глиной.
Южный Казахстан и Семиречье были освоены и «плотно» заселены уже в эпоху бронзы. В Семиречье существовал своеобразный (семиреченский) вариант андроновской культуры. Именно в Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие скопления наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау.
Для Семиречья характерно смешение элементов культуры федоровских и алакульских племен. Могилы в виде прямоугольных и круглых оград характерны для федоровских традиций. Грунтовые могилы и ящики, а в горных районах срубы, сочетаются с трупоположением и трупосожжением.
Средняя бронза Семиречья представлена могильниками Тамгалы, Каракудук. На юге Казахстана, в Каратау, раскопан могильник Туатары. В низовьях Сырдарьи, в Приаралье открыты уникальные памятники эпохи бронзы – мавзолеи Тегискена. Наиболее ранние мавзолеи Тегискена выстроены из сырцового кирпича, основой планировки является круг, вписанный в квадрат внешних стен. Внутрь от него, по кругу стоят 8 или 12 прямоугольных кирпичных колонн, сохранившихся на высоте двух метров. Далее внутрь – опять 8 или 12 таких же колонн, но стоящих по прямоугольнику. Наряду с кирпичными колоннами, как бы дублируя их, стояли деревянные столбы, от которых сохранились ямы в полу. Таким образом, внутри мавзолея образовывалась система обходных коридоров. В расположенной в центре комнате и в коридорах стояла керамика, лежало оружие из бронзы, золотые украшения. Покойника, положенного в центральном помещении, сжигали вместе с мавзолеем. Определить культурную принадлежность Тагискенских могильников сложно. С одной стороны, здесь прослеживается традиция андроновской культуры (планировка мавзолеев, близкая центрально-казахстанским мавзолеям Бегазы и Дандыбая, андроновские формы и украшения лепной посуды), с другой – сильное влияние южных культур (сырцовый кирпич, стандарт которого близок к южно-туркменским культурам эпохи Намазга VI и более поздних
Страница 10 из 16
памятников Теккем-тепе и Яз). Мавзолеи Тегискена свидетельствуют о начальном взаимодействии и взаимовлиянии степных и оседлых культур.
Хозяйство андроновцев. Большинство андроновских поселений располагалось на берегах маленьких степных рек или ручьев, стекавших с гор. Рядом с ними в поймах рек находились поля и огороды.
При раскопках поселений были найдены горшки с остатками пригоревшей каши из проса. В Алексеевском поселении, в северном Казахстане, в жертвенных ямах найдены принесенные в жертву богам стебли и зерна пшеницы. Отпечатки злаков сохранились на лезвиях серпов с поселения Мало-Красноярска в Восточном Казахстане. На всех поселениях обычными находками были зернотерки, прямоугольные и круглые песты для дробления и растирания зерна на муку, серпы, каменные мотыги.
Более существенную роль играло в жизни андроновцев скотоводство. Животные давали пищу, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей андроновцев было молоко. Из него изготавливали творог и сыр о чем свидетельствуют находки сосудов с дырочками для отцеживания сыворотки. Мясо было деликатесом, его ели в праздничные дни, приносили и в жертву богам. Основными животными были овцы, коровы, лошади. В пищу в основном шли молодые животные, в возрасте двух-трех лет, породистых особей оставляли на племя. Такая система позволяла поддерживать численность скота и его высокую продуктивность.
Исследованиями установлено, что в табунах, пасшихся в ковыльных степях и на разнотравьях альпийских лугов, были три разные породы: кони малорослые, высотой в холке до 128-136 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислобрюхие. Они были похожи на современных монгольских лошадей. Наиболее многочисленными в табунах были средние и рослые лошади высотой в холке 136-152 см и весом до 350 кг. И, наконец, элитная порода высотой в холке 152-160 см, поджарая, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Они использовались для колесничной запряжки – наиболее грозной и мобильной военной силы того времени. Андроновцы были прекрасными скотоводами. Они первыми в мировой практике ввели стойловое содержание скота зимой. В морозное время молодняк помещали в отапливаемое жилище, отгораживая специальный отсек. К домам пристраивались загоны. Андроновцы разводили двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносились на скалы, в одном случае, на поселении Ушкатты была найдена глиняная статуэтка верблюда. Можно утверждать, что период ранней и средней бронзы, то есть до начала I тыс. до н.э., андроновцы были оседлыми; вели смешанное хозяйство, занимались земледелием и скотоводством. Последнее было придомным. При такой форме животноводства пастбища быстро скудели. Для сохранения продуктивности ското¬водства и увеличения стада нужны были новые формы содержания животных. У андроновцев был яйлажный (полукочевой)
Страница 11 из 16
тип скотоводства, когда женщины и дети жили в селе, занимаясь земледелием, а мужчины и подростки вместе со стадом весной и летом уходили на дальние пастбища, а поздней осенью возвращались домой.
Расстояния сезонных перекочевок были различны. В Семиречье и Восточном Казахстане они составляли от 50 до 80 км., в Западном Казахстане – путь от летних пастбищ тянулся на сотни километров, пересекая степи и пустыни. Так, постепенно из придомного выросло яйлажное, или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, позволявшее использовать и степные и пустынные пастбища.
По мере перехода к кочевому и полукочевому скотоводству менялся состав стада: сокращалось количество крупного рогатого скота и увеличивалось число баранов и лошадей.
Смысл и многие детали религиозных представлений андроновцев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений.
Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад, или юго-запад. Это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.
Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника, его связывали веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле – это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.
Наряду с захоронениями покойников андроновцы использовали кремацию – сожжение трупов, связанное с культом огня. Однако остатки костей, золы и углей в могилах различаются по своему назначению. В ранний период зола и угли – это остатки огненных ритуалов сожжения трупа. Зола и кости в позднее время – сожженное деревянное перекрытие – следы очистительных костров. Иногда археологи встречают при раскопках остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Считалось, что женщины были убиты и положены в могилу вместе с мужчинами. Но это не так, из древних текстов стало известно, что женщина, обычно жена, сама выбирала оставаться ей жить, или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения и выполнялся символически – жена на миг ложилась рядом
Страница 12 из 16
с умершим мужем в могилу, а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.
Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.
С жертвоприношения начиналось и строительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища – возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дни украшали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а в обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользовался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разрушение очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специальные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.
Рисунки на камнях. Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов делались с большим реализмом и художественным вкусом. Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Казахстан – один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков – петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы – весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние совершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире. Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалах выбивали и вырезали рисунки не
Страница 13 из 16
только люди эпохи неолита и бронзы, но позже – вплоть до XIX в. Поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определенными методиками, выделяют разные по времени группы или пласты.
Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев – дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами. Первые изображения их появились еще в эпоху неолита.
Кроме тура встречается изображение домашнего быка. Он изображен в упряжке в сценах пахоты или показан впряженным в повозку. Исходя из того, что андроновцы – индоиранцы, можно, опираясь на мифы и религиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторых петроглифов. В мифах о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод – это символ солнца, а движение участников – имитация вращения светила на небе. Изображение быка связано с идеей плодородия, могущества и силы.
Излюбленный сюжет в наскальном искусстве – двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме и нередко занимал во многих сценах ритуальное место. У древних иранцев он был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов – Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспевается мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «наибольшей силой обладает, наибольшей мощью». Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 гравировок колесниц, есть они в Тамгалы, горах Ешкиольмес. На большинстве из них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. Все они изображены в единой манере, как бы в плане, напоминая повозку с разобранными и положенными по сторонам кузовка колесами. Упряжные животные – лошади, реже верблюды. С конем и колесницей у иранцев был связан миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах считали они, разъезжают по небу все высшие боги. Встречаются среди рисунков сцены пахоты, на которых изображены впряженные в плуг быки, лошади и козлы. За плугом идет человек. Видимо, эти сцены связаны с празднованием Нового года, с весенним солнцестоянием, праздником обновления природы, с плодородием. Важной частью праздника являлось проведение первой борозды. Этот акт должен
Страница 14 из 16
был гарантировать богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, поэтому в «Авесте» говорится о том, что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царю иранцев Йиме «Золотой плуг», чтобы он распахал землю. Представление о золотом плуге и первой борозде характерно для многих народов. Следует отметить, что отголоски древних представлений, зачастую в измененном виде, сохранились у казахов и других населяющих Казахстан народов.