Первая русская революция и ее влияние на Казахстан
КАЗАХСТАН В ГОДЫ ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ПОДЪЕМА ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Первая русская революция и ее влияние на Казахстан. Накануне революции (1905 – 1907 гг.) в крае происходили отдельные стихийные выступления рабочих, крестьян и других слоев населения против произвола местных властей, баев и промышленников.
Начавшаяся русско-японская война, ее империалистический характер и поражение русских войск привели к еще большему росту недовольства и возмущения среди населения края царским режимом.
В начале революции и вплоть до осени 1905 г. в Казахстане крупных выступлений не было. Митинги протеста и демонстрации состоялись только в Ташкенте, Омске и Верном. Исключение составляли лишь железнодорожники, которые привлекли к общероссийской январско-февральской забастовке, носившей экономический характер, своих товарищей по работе. В этой забастовке активно участвовали рабочие железнодорожных мастерских и депо Уральска, Перовска, Туркестана, Челкара и др. станций. Во многих городах и железнодорожных узлах прошли сходки рабочих, посвященные 1 Мая.
В России натиск рабочего класса парализовал силы царского правительства. Напуганное ростом революции, оно пошло на уступки. 17 октября царь издал манифест, содержавший лживые обещания демократических свобод и парламентаризма (создание Государственной думы с законодательными правами). Оценивая положение, В. И. Ленин писал: «Старое самодержавие оказалось уже не в силах править страной. Народ еще не в силах добиться полноты власти, обеспечивающей полноту свободы. Манифест 17-го октября был юридическим выражением этого уравновешения сил»5. Значительный подъем революционного движения в Казахстане происходит в октябре-ноябре 1905 г., когда обнародование царского манифеста 17 октября во многих городах Казахстана сопровождалось многолюдными митингами, демонстрациями и другими выступлениями широких слоев населения. Начало им положили в степном крае митинг 19 октября и другие события в г. Омске, одним из организаторов которых являлся лидер национально-освободительного движения А. Букейханов. По его инициативе манифест перевели на казахский язык и распространили по казахским аулам. А. Букейханов писал: «Благодаря подвижности киргизов, в короткое время манифест сделался достоянием всей степи. Повсеместно киргизы съезжались на большие и малые съезды …читали манифест, комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Государственную Думу».
По всем городам Казахстана прокатилась волна политических демонстраций, митингов и собраний, посвященных манифесту от 17 октября. Наиболее крупными были манифестации в Перовске, Уральске, Каркаралинске, Павлодаре и др. В эти дни особую активность проявляли Б. Каратаев и Ж. Сейдалин в Уральске, А. Байтурынов, Бекметовы и Ж. Акпаев в Каркаралинске, Ж. Акпаев в Павлодаре и т. д.
А. Букейханов писал: «Поездка Ж. Акпаева из Павлодара в Каркаралы обратилась в агитационное турне. Он доехал до родного города Каркаралов в середине ноября. Немедленно на единственной площади перед лицом полицейского управления состоялся митинг». Так 15 ноября 1905 г. начались известные Каркаралинские события. На митинге присутствовали около 400 чел., в основном казахи, татары, русские и др.
Это свидетельствует о широкой социальной базе Каркаралинских событий, хотя их организаторами был передовые представители казахской интеллигенции: Ж. Акпаев, А. Байтурсынов, К. Тогусов, Е. Итбаев и др. Ж. Акпаев подчеркивал, что политическая «свобода по манифесту дана царем не добровольно, а вырвана из него насильно» и призывал народ не подчиняться колониальной администрации, а бороться против нее. Впоследствии руководители Каркаралинских событий подвергались преследованиям, некоторых чиновников уволили или перевели в другие мета, остальные бежали, а Ж. Акпаева сослали в Якутию.
Переход рабочих от мелких и стихийных к более крупным и организованным выступлениям в Казахстане происходил в период октября-декабря 1905 г., который является периодом высшего подъема первой Российской революции. Именно в эти месяцы рабочее движение в крае характеризуется крупными забастовками и стачками на горных заводах, рудниках, шахтах, железных дорогах и городских предприятиях, которые были тесно связаны с общим ходом революционных событий в России.
Железнодорожники Казахстана активно участвовали во всеобщей политической стачке в октябре 1905 г., охватившей почти все железные дороги России, основными требованиями которой были: немедленное объявление политических гарантий и свобод, созыв Учредительного собрания и т. д. Железнодорожники Казахстана выдвигали и экономические требования.
В декабре 1905 г. бастовали рабочие-речники в Павлодаре, которые, избрав комитет, предъявили администрации свои требования: повышение зарплаты, увеличение пенсионного фонда, оказание бесплатной медицинской помощи, предоставление оплаченного отпуска и т. д.
Стачечное движение охватило и другие категории местных рабочих, в особенности горной и горнозаводской промышленности. Наиболее крупная и организованная забастовка горнорабочих края произошла в декабре 1905 г. на Успенском руднике, который вместе с другими месторождениями, Карагандинскими угольными копями и Спасским медеплавильным заводом в это время принадлежал французскому капиталисту к. А. Карно.
Рабочие рудника 6 декабря 1906 г. на митинге выработали и предъявили свои требования администрации, они носили в основном экономический характер (снижение цен на все продукты, отпускаемые рабочим; повышение зарплаты; снабжение рабочих непромокаемой одеждой и обувью и т.д.). Был создан «Русско-киргизский союз». В связи с неудовлетворением их требований, 11 декабря проходила забастовка под лозунгом «Русско-киргизского союза против капитализма».
После поражения декабрьского вооружения восстания в Москве началось отступление революции, реакция перешла в наступление, что немедленно нашло отклик и в Казахстане. По указу царя с 23 декабря 1905 г. военное положение распространилось на Петропавловский и Омский уезды Акмолинской области, а с 6 января 1906г. по специальному царскому указу военное положение вводилось по всей территории Акмолинской и Семипалатинской областей. В Сибирь, Северный Казахстан была переброшена карательная экспедиция. Начались массовые аресты, высылки и увольнения, и, в первую очередь, активистов рабочего движения, организаторов забастовок и стачек и др.
В июне 1906 г. бастовали рабочие почти всех предприятий г. Семипалатинска. Бастующие добивались не только экономических уступок, но и права на свободу проведения собраний и сходок.
В марте 1907 г. состоялись кратковременные забастовки и волнения рабочих завода и мельницы Мусина в г. Семипалатинске, полиграфистов г. Уральска, которые требовали 8-часового рабочего дня, повышения зарплаты и т. д.
С весны 1906 г. на железнодорожных линиях вновь начинается подъем рабочего движения, устраиваются коллективные сходки, кратковременные забастовки, маевки и т. д. Рабочие депо Казалинск и других станций Оренбургско-Ташкентской железной дороги добивались введения 8-часового рабочего дня. Осенью 1906 г. состоялись две забастовки рабочих депо ст. Петропавловск, рабочие добились принятия на работу вернувшихся из ссылки своих товарищей – участников октябрьских забастовок 1905 г.
Летом и осенью 1906 г., а также в начале 1907 г. на железнодорожных станциях края происходили отдельные политические акции. Одним из крупных выступлений железнодорожников в 1907 г. была Омско-Петропавловская забастовка, парализовавшая работу Сибирской железной дороги более чем на месяц, с 8 февраля до 19 марта. Но эта забастовка не была поддержана другими мастерскими и депо Сибирской магистрали. Воспользовавшись этим, местные власти жестоко подавили выступление ее участников.
28 мая 1907 г. в мастерских депо ст. Перовск вспыхнула забастовка рабочих, вызванная систематическим снижением сдельной оплаты за ремонтные работы, увольнением рабочих по произволу администрации. Забастовка, продолжавшаяся несколько дней, завершилась поражением.
Весной 1907 г. происходили волнения учащихся учебных заведений Уральска, других городов края. В апреле 1907 г. в г. Верном состоялась многонациональная демонстрация с участием не только рабочих, но и ремесленников, учителей и учащихся, мелких служащих и приехавших в город крестьян, всего около 4 тыс. чел., с красными флагами, пением революционных песен и т. д.
В развитии рабочего движения и других форм революционной борьбы важную роль сыграли местные организации и группы социал-демократов, на деятельность которых большое влияние имели Оренбургский, Ташкентский, Сибирский, Астраханский, Самарский, Саратовский комитеты РСДРП, действовавшие в непосредственной близости к Казахстану. Особое значение имел «Сибирский социал-демократический Союз», возникший в 1904 г.
Первым марксистским кружком самообразования в Казахстане считается кружок в Атбасаре, организованный ссыльным рабочим из Урала А. Д. Ушаковым в 1896 г. В начале ХХ в. марксистские кружки возникли в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае, Семипалатинске, верном и других городах края. В 1904 г. молодой В. В. Куйбышев, обучавшийся в Омском кадетском корпусе, организовал марксистский кружок в Кокчетаве.
В первые месяцы революции на базе ранее существовавших марксистских кружков оформились организации РСДРП в Петропавловске и Уральске, социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске и Туркестане, а несколько позднее – в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других городах края. В 1906 г. оформилась организация РСДРП и в Семипалатинске. В Петропавловской организации состояло 147 человек, в Уральске – 150. Всего в Казахстане, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции было около 500 социал-демократов. Большинство социал-демократических групп и организаций края возникло в городах, расположенных на железнодорожных линиях и на станциях с железнодорожными мастерскими и депо.
С событиями революции 1905 – 1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске (ноябрь, 1905 г.). В Уральске действовал также ряд профсоюзных организаций, среди которых наиболее сплоченным и боевым после железнодорожников являлся профсоюз типографских рабочих. Наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги, который в 1906 г. объединял 6 тыс. человек, т. е. 40,8% всех рабочих и служащих линии.
Профессиональный союз железнодорожников Петропавловска, находившийся в составе профсоюза Сибирской магистрали, входил в «Профессиональный союз», возникший в Москве в июле 1906 г. под руководством РСДРП и насчитывал в своих рядах 210 человек. В Семипалатинске образовалась единая профессиональная организация рабочих – «Рабочий союз». Своеобразной профсоюзной организацией горняков Казахстана считается «Русско-киргизский союз» на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции действовало 20 – 25 профсоюзов рабочих и служащих, без железнодорожников, объединявших примерно 3,5% от их общей численности.
Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях первой русской революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянских выступлений. Но масштабы этих стихийных выступлений расширялись, в особенности среди казахских шаруа. Волнения происходили почти во всех областях, так крестьяне Арганатинской волости Семиреченской области, численностью более 200 человек, убили управителя, избили сопровождавших его стражников и баев. В Павлодарском уезде Семипалатинской области казахские шаруа напали не аул Чорманова и угнали его табуны. Выступления крестьян происходили летом 1905 г. и в Чимкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской области, Иргизском уезде Тургайской области, Акмолинском уезде и т. д. Казахские шаруа выступали против крупных землевладельцев, узурпировавших общинные земли, требовали пересмотра невыгодных условий аренды земли у Сибирского казачьего войска и Алтайского горного округа и т. д. На волне этих выступлений зародилась «петиционная» кампания, начало которой положил съезд казахов, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Куяндинской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска). В принятой петиции на имя царя содержались требования об организации в Казахстане особого мусульманского духовного управления, строительства мечетей, открытия духовных школ, выдачи заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т. д.
Отдельные крестьянские выступления происходили и в уйгурских и дунганских кишлаках Жетысу, беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами общинного землевладения, а также против царских чиновников.
Источник: Жумашев Р.М. История Казахстана с древнейших времен до наших дней, Караганда, 2003