Культура эпохи Амира Тимура и Темуридов

Мавераннахр (араб., букв. – то, что за рекой) – ср. – век. назв. Областей по правому берегу Аму -Дарьи. Появилось во вр. араб. завоеваний 7 – 8 вв. Позднееэтим термином обозначались области ср. – азиат. Междуречья, лежащие между Аму -Дарьёй. Древнейшие и наиболее крупные города – Самарканд, Бухара, Ходжент.

Мюрид, мурид (араб. от рада – искать) – послушник, ученик, ищущий знаний и особых приемов религ. самосовершенствования в соответствии с методами избранного им учителя – мюршина.

Шариат (араб. шариа, букв. – правильный путь, прямая дорога, образ действия) – систематизированный свод религ. – этич. и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну и фикх.

Шейх (араб., букв. – старик, старец) – у арабских кочевников глава или предводитель рода, племени или союза племен. В странах распространения ислама термин «Шейх» приобрел значение почтенного человека вообще; чаще всего Шейхом называли руководителей мусульм. сект, видных богословов, мусульм. законоведов.

Мечеть (от араб. масджид – место поклонения) – культурное сооружение у мусульман. Первая мечеть, по преданию была построена в селении Куба близ Медины в конце 1 – й четверти 7 в. В Мечети мусульмане собираются для общей молитвы, слушания проповеди.

Джадидизм – (с араб.) «новый метод».
Творчество – это деятельность человека, созидающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и значения.

 

  1. Второй этап Возрождения в Центральной Азии охватывает XIV – XVвв. Следует подчеркнуть, что в культуре данного периода наряду с научно – философскими исследовались и художественно – эстетические проблемы.  Такие выдающиеся ученые как Кази Зода Руми, Улугбек, Каши, Али Кушчи и другие занимались исключительно научной деятельностью, а в творчестве Саккоки, Лутфи, Абдурахмана Джами, Бехзода и других центральное место занимали художественно – эстетические идеи и мотивы.
    Этот этап, названный в науке зрелым периодом Возрождения в Центральной Азии, относится к эпохе Амира Темура и Темуридов. В наши дни в отечественной науке официально утверждено и применяется понятие «культура эпохи Темура и Темуридов». Однако в трудах западных исследователей, в этом вопросе пока что нет единого мнения. Отдельные ученые «пытаются представить Среднюю Азию как таинственный непроницаемый регион, а в эпоху Амира Темура – как темный век азиатской истории», а добросовестные исследователи, такие как Хильда Хукхем «представляют убедительные аргументы о великой азиатской цивилизации, которая создала непревзойденных художников, великих философов и мыслителей, ученых, поэтов и ремесленников, обогативших мировую цивилизацию …» ( Хильда Хукхем. Властитель семи созвездий Т., 1995г. С.3-4 ).
    По утверждению узбекского историка Б. Ахмедова, династия, названная Темуридами, господствовала в Маверауннахре, Афганистане, Иране, Азейрбайджане начиная с 70 годов XIV века до начала XVI века. В 40-е годы XIV в. в Чагатайском регионе резко усилилась феодальная раздробленность, которая способствовала приходу Амира Темура к власти. В результате чего после продолжительной борьбы, Амир Темур создал крупнейшую централизованную империю, столицей которой был Самарканд, ставшим красивейшим городом не только Востока, но и всего мира. В период правления Амира Темура и Темуридов в Туране в области культурного развития происходили очень большие перемены. Понятие «культура эпохи темуридов» имеет слишком обширное содержание и значение. В развитие данной культуры очень большой вклад внесли темуриды Улугбек, Хусейн Байкара, Захириддин Бабур. Наряду с ними творили в различных областях культуры и искусства знаменитые поэмы не только восточной, но и мировой литературы: Абдурахман Джами, Алишер Навои, выдающийся художник Камоллидин Бехзод, ученый историк Хондамир, математик Али Кушчи и многие другие.
    Нет ни одной области культуры этого периода, в которой бы не творили самые талантливые искусствоведы, музыканты, зодчие, ремесленники и ученые в разных областях науки. Их вклад в развитие мировой духовной культуры чрезвычайно значителен и занимает своеобразное место в истории мировой культуры. Общеизвестно, что темуриды были меценатами – они всегда заботились о культуре и её создателях. Следует отметить, что Темуриды прекрасно понимали, что духовность, духовная жизнь в развитии любого общества и государства имеют решающее значение.
    Сам Амир Темур – разносторонне одаренный человек, прекрасно понимал, что духовный фактор крайне необходим и без него невозможно существование самого общества и любой человеческой цивилизации.
    Духовный фундамент имеет в империи Амира Темура особое значение, на него опирается его мощь, сила, слава и величие.
    Патриотическое чувство, полководческая и воинская деятельность и созданная им своеобразная Восточная цивилизация – великолепное тому подтверждение. Деятели такого масштаба – редкость в истории человеческого общества.
    Амир Темур хорошо понимал значение совета, состоящего из мудрых людей в управлении государством. В своем «Уложении» он так писал об этом: «Десять долей государственных дел я решил с помощью совета и совещаний, и только одну долю – с помощью меча». В условиях строительства правового демократического государства и гражданского открытого общества эти высказывания мудрого государственного деятеля имеют большое практическое значение, и потому они своевременны и актуальны.
    В духовном наследии Амира Темура очень много полезного для современности. Изучение и использование его является одной из основных задач духовного обновления.
    Амир Темур считался мюридом, последователем суфийского тариката (Ордена) Накшбандия.  В философии суфизма, как выше отмечалось, особое место занимает гуманизм, смелость, трудолюбие, честность, с которыми, он познакомился с ранних лет, и которые оказали огромное влияние на его духовные качества. В философии суфизма существует основополагающий принцип, смысл которого заключается в том, что учитель и ученик должны быть связаны во всем. Иначе говоря, в развитии личности, в духовном росте каждого человека учитель играет ответственную роль, а ученик должен во всем подражать учителю и перенимать все, что имеется в духовном облике учителя. Ученик должен быть преданным своему учителю. В этом отношении Амир Темур показал пример, достойный подражания. Преданности, дружбе учителю, родным и друзьям Амиру Темуру не занимать. Все это убедительно доказывает, что философия суфизма оказала благотворное влияние на личность Амира Темура.
    В автобиографии Амир Темур оставил свое понимание человеческих качеств, нравственных поучений. «Духовность – это сила человека, народа, общества, государства» говорил президент Узбекистана И.А. Каримов. Это высказывание руководитель полностью подтверждается всей государственной, политической, социальной деятельностью Амира Темура.
    В автобиографии Амир Темур пишет о нравственных качествах человека как личности с огромным внутренним духовным богатством и красотой, которые сводятся к следующему:
    1) в основе нравственных качеств должна быть бескорыстность;
    2) беспрекословное соблюдение религиозных догматов, уважение людей, почитаемых по воле аллаха;
    3) всегда нужно делать больше пожертвований в пользу бедных, каждую ссору надо внимательно изучать и по мере возможности решать положительно;
    4) всю деятельность направлять к всеобщей выгоде и пользе. В этом деле без причины не обижать никого, оказывать посильную помощь тем, кто пришел к тебе
    за помощью;
    5) выше ставить религиозные вопросы над обыденными, жизненными и светскими делами;
    6) строго придерживаться справедливости;
    7) никогда не обещать, если не в состоянии выполнить обещания;
    8) никогда никому не вредить без причин;
    9) себя считать слугой и рабом аллаха;
    10) стремиться быть одинаковым и с простыми и с высшими слоями населения;
    11) никогда не надо завидовать другому;
    В духовном наследии великого правителя милосердие к своим гражданам занимает не маловажное место. Об этом он говорил при любом удобном случае, и сам строго придерживался этого духовного принципа человечности и гуманизма.
    Величие Амира Темура состоит так же в том, что он был требователен и беспощаден к себе и к другим в установлении правопорядка на территории огромной многонациональной империи, объединяющей различные народы со своеобразными традициями и историческим опытом. Он сумел найти силу способную объединить народы – справедливость.
    Не даром он провозгласил лозунг: «Сила в справедливости», ставшим основным жизненным принципом Амира Темура, которым он руководствовался в решении социальных, политических, экономических, межгосударственных, семейных проблем и задач. В своем «Уложении» он написал: « Справедливость и беспристрастие приобрел благосклонность созданий Божьих. Свои благодеяния распростирал и на виновного и на невиновного; мое великодушие обеспечило мне место в сердцах людей, правосудие управляло моими решениями. Мудрой политикой и строгой справедливостью я удерживал своих солдат и подданных между страхом и надеждой … я имел сострадание низшим и к самым несчастным классам государства» (Уложение Темура. Т., Чулпон. 1992, с.8.).
    Жизнедеятельность Амира Темура надо изучать, черпая необходимое для современности и для будущего. Амир Темур с огромным интересом изучал жизнь и деятельность правителей прошлого, великих мыслителей и знаменитых философов, что впоследствии помогло ему в управлении огромным государством. Объединение разных тюркских народностей, освобождение их от монгольского иго было смыслом всей жизни властелина.
    В управлении государством он исходил из того, что делил население на 12 классов, каждому из которых предписывалось посильное и благоразумное занятие.
    Он создал впервые в мире свод законов. В «Уложении» мы находили много сведений об общественно – политических, философских, социальных, мировоззренческих взглядах Амира Темура. Имеются правила, уставы правления государством, обязанности государственных чиновников. Все расписано до мельчайших подробностей. В целом, в нем нашли отражение все стороны жизни огромного многонационального государства с различными вероисповеданиями и уровнем развития. (см. Уложение Темура. С. 43, 45, 46, 50.).
    Мудрость и сила аналитического мышления дали великому правителю невиданные результаты. Изучая «Уложение» Амира Темура, еще раз убеждаешься в том, что он был мудрым политиком. Амир Темур обладал обширным кругозором и тонким аналитическим умом, способный решать сложные политические, военные, экономические проблемы, с которыми сталкивался ежедневно. Амир Темур родился и вырос в семье, принадлежавшей к господствующему классу, глава которой – Тарагай был убежденным последователем ислама. Более того, Тарагай был мюридом шейха Зайниддина Кулола, ставшего впоследствии учителем, духовным наставником (пиром) и Амира Темура. Его очень рано отдали в школу, в которой обучали религии, Корану, хадисам, шариату. Будущий рьяный проповедник и распространитель ислама Амир Темур в свои 16 лет знал священный Коран наизусть. За хорошее чтение Корана его назвали «Хафиз – ул – Кур’ан», что значит «Блестяще читающий Коран». Примечательно, что впоследствии перед началом больших дел и походов, военных действий, он обязательно созывал совет. После обсуждения вопросов он удалялся и уединялся, чтобы посоветоваться с Кораном, и действовал в соответствии с содержанием того аята, страница которого наугад была им открыта. И что примечательно, ему всегда сопутствовала удача и успех: «Во всех делах, требовавших обсуждения, я извлекал из Корана предзнаменовании, руководившее моим поведением», – читаем мы в «Уложении» Амира Темура. (Уложение Темура. С. 72.).  Он строго следует учению ислама, ратует за его все более широкое распространение на вновь завоеванных территориях. Когда он завладел арабскими странами, то воочию убедился, что тамошние народы несколько отошли от ислама, от религии. И будучи, к примеру, в Багдаде, Амир Темур восстановил там исламские традиции. Следует подчеркнуть, что он не только распространял, но и восстанавливал ислам, причем даже там, откуда происходила эта религия. Об отношении Амира Темура к исламу свидетельствует его «Уложение» где пишется: «Я заботился о распространении религии Бога и закона Мухаммада, этого избранного Богом сосуда; я поддерживал ислам во всякое время и во всяком месте» (Уложение Темура. С. 7.).
    Амир Темур почитал потомков пророка Мухаммада. Он с большим почтением относился к ним и всячески заботился о благополучии Саидов, назначил им хорошее жалование из государственной казни, что объяснял следующим образом: «Чтобы иметь более верных успех в величии числа прозелитов Мухаммада, я избирал из потомков этого пророка человека самого выдающегося, которого и облекал полную власть над мусульманами. Он … назначал отдельных управляющих мечетями. Он же в городах и местечках утверждал верховного судью, первого представителя религии (муфтия), назначал инспекторов рынков». (Уложение Темура. С. 11.).
    Амир Темур высоко почитал и культ святых. У него был непреложный принцип: куда бы он ни ездил, где бы ни находился, никогда не оставлял без внимания святые могилы знаменитых личностей и «святых». Прежде чем посетить то или иное святое место, он обязательно совершал ритуальное омовение и уже потом читал молитву. И только после этого позволял себе заняться государственными и личными делами. На территории своей большой многонациональной державы он создал необходимые условия для воспитания людей в духе исламских традиций. Повсюду он велел строить мечети и молельни с тем, чтобы обучить людей религиозной грамоте. Храмы содержались за счет государственной казни.
    Говоря об отношении Амира Темура к исламу и его знании в деятельности великого мыслителя, полководца, уместно будет привести признание самого властелина: «Опыт доказал мне, что власть не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Она подобна нагому человеку, который заставляет других при встречи с ним опускать глаза, не внушая никакого уважения к себе. Можно так же сравнить ее с домом, не имеющим ни крыши, ни двери, ни ограды, в который может проникнуть самый презренный человек.
    Вот почему я основал здание моего величия на исламе, с прибавлением к нему правил и законов, которые точно соблюдал в продолжении моего царствования» (Уложение Темура. С. 10.). Великая роль и заслуга Амира Темура в укреплении позиций ислама и влияния этой религии на духовную культуру народов мира.
    Он объединил народы с различными историческими традициями и обрядами, верованиями, взглядами, религиями. Со всеми этими народами и странами находил общий язык и умело руководил огромной империей, достиг упрочения и единства различный рас, наций и народов.
    Имеются сведения о том, что Амир Темур был глубоким знатоком литературы. Порою он сам в свое свободное время занимался литературой и упражнялся в стихосложении. О его литературно – эстетических вкусах свидетельствует великий узбекский поэт А. Навои.
    Как видно, Амир Темур был разносторонне одаренным человеком, и каждая грань его деятельности составляет целую гамму духовности, которую надо специально исследовать и изучать. Амир Темур и Темуриды придавали большое значение нравственности, нравственной чистоте общества и государства.
    Амир Темур вошел в историю как властелин, построивший новые города, великолепные мечети, ханака, каналы, мосты, дороги – вошел как созидатель, творец, а не разрушитель – как многие государи до и после него. Он почти заново отстроил город Самарканд, восстановил народное хозяйство, которое было разрушено в следствии междоусобных войн и феодальной раздробленности.
    В 1371 – 1372 годах были восстановлены шесть знаменитых ворот Шахристана, крепость Самарканда и его стены. Заново построены два здания: Кок – сарай и Бустон – сарай. В Кок – сарае были размещены казна, тюрьма, а Бустон – сарай служил резиденцией властелина. О размерах строительства в столице писал посол Испании Квалихо: «В Самарканде ежегодно продаются товары, привезенные из Китая, Индии, Татарстана и других мест, а также из самого богатого царства  Самарканда. Так как в городе не было специальных рядов, где бы удобно было торговать, Темурбек приказал проложить через город улицу, по обеим сторонам которой были бы лавки и палатки для продажи товаров».
    Изучение богатого наследия Амира Темура показывает, что он как поборник ислама и защитник религии придавал особое внимание благоустройству, так называемых, священных мест, которые очень дороги каждому последователю ислама, хотя, согласно положениям ислама, лишь Мекка и Медина считаются святыми местами.
    Следует отметить, что благодаря Амиру Темуру и его старшей жене Сараймулкханум (Бибиханум), женщины умной, дальновидной и решительной, игравшей  значительную роль в жизни Амира Темура, в Самарканде возведено очень много величественных зданий, демонстрирующих мощь и славу Амира Темура и Темуридов. Одним из таких памятником является Шахи – Зинда.
    В период правления Амира Темура и Темуридов были построены многие города, здания, караван – сараи, бани, медресе. В Самарканде Амиром Темуром были возведены улицы и микрорайоны: Мирс, Дамашк, Багдад, Султани, Шираз, смысл которых состоит в том, что Самарканд  является как бы основным городом, а они, то есть вышеназванные, входят в состав Самарканда.
    Амир Темур и его потоки возвели новые городки – сады, Багитахти и другие. Это были городки с большими многоэтажными дворцами, фонтанами, цветниками.
    О внутренней отделки возведенных зданий и храмов свидетельствует знаменитый историк Ибн Арабшах: «На них (стенах дворцов) были изображены его (Амира Темура) собрания, нарисованы портреты его в разных позах – картины его в сражениях, где он изображен на официальных торжествах, на совещаниях с царями, эмирами, сайддинами, улемами и великими людьми, на некоторых же султаны стоят перед ним, скрестив руки; есть картины отображающие его пиршества».
    Величественные сооружения в Карши, Бухаре и Яссе говорят о том, на сколько много Амир Темур и Темуриды уделяли внимание строительству. В период правления Амира Темура развивалось декоративно – прикладное искусство, образцы которого сохранились в городах Самарканде, Бухаре и Яссе. Блестящие рисунки, нарисованные на стенах гробницы Ширинбекаага, Туманага, Шахизиды – убедительно доказывают, что мастера кисти той эпохи по изяществу и мастерству никому не уступали.
    Для архитектуры эпохи Темуридов характерны огромные размеры зданий, рассчитанные на то, чтобы поражать зрителя: грандиозные порталы, величественные купола, поставленные на высокие декоративные барабаны, вздымающиеся ввысь минареты, господствующие над всеми другими постройками города. Исключительно разнообразны декоративные приемы – глазурованные кирпичи, майоликовые плитки, резная терракота на фасадах зданий, интерьеры украшались росписями, нижние части стен облицовывались изразцовыми плитками или мрамором. Деревянные двери покрывались резьбой, окна украшались панджарой (декоративные алебастровые решетки).
    Многие строения эпохи Темуридов до нас не сохранились или сохранились лишь величественные развалины. Одной из причин является, что при возведении зданий строительные материалы обрабатывались с излишней поспешностью и воздвигались за короткое время.
    Но благодаря работе специалистов со всего исламского мира, взаимодействию различных направлений и стилей, техники и традиций, был создан единый для всего Среднего Востока синтетический стиль. В нем отложилось искусство и традиции разных народов, приведенных в русло одного течения. Это различные типы и формы архитектуры – гражданской: жилые дома, дворцы, караван – сараи, базары, бани. Культовые здания мечети, медресе, хонако(сооружения для проживания дервишей), мавзолеи. Культурные традиции, заложенные Амиром Темуром получили дальнейшее развитие в правлении его потомков – Темуридов- Улугбека, Шахруха, Хусейна Байкары, чьим сподвижником был великий гуманист, крупный государственный деятель, основоположник классической узбекской литературы Мира Алишера Навои (1441 – 1501).
    В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями. Например, существовал легендарный путь «из варяг в греки», довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и соляной торговый путь, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основном через пустыню Сахару.
    Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великий шелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до берегов Тихого, пересевший весь Азиатский континент и соединявший страны Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейший культурно-экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.
    Возникновение Великого шелкового пути относится ко II веку до н.э. А сам термин «Великий шелковый путь» был введен в историческую науку учеными XIX столетия, после того как в 1877 году немецкий путешественник и историк К. Рихтгофен написал свою работу «Китай», в которой он впервые и определил этот торговый путь по восточным странам названием «шелковый путь».
    Являясь условным названием, ВШП представлял собой сеть дорог, по которым в древности и средневековье осуществлялись торгово-экономические цивилизациями – Римской (Византийской) и Ханьской (Китайской) империями.
    Охватив практически весь Евразийский континент, включая нынешнюю территорию России, Закавказья и Центральной Азии, широко разветвленная сеть ВШП разносила по свету мировые религии, письменности и культуры. Этот путь, действовавший полторы тысячи лет, сыграл огромную роль в сближении двух континентов, во взаимном культурном обогащении многих европейских и азиатских народов. Протяженность этой первой мировой трансконтинентальной торговой трассы превышала 7000 км.
    Значение Великого шелкового пути не исчерпывалось торговым обменом и оседанием вдоль его магистралей тех или иных изделий в качестве посольских даров или предметов рынка. Шелковый путь в огромной мере способствовал ретрансляции технологических достижений. Так, шелководство и шелкоткачество, которые долгое время были монополией Китая, в V-VI веках, продвинулись в Среднюю Азию, Иран и Византию. И, наоборот, техника изготовления стекла, поступавшего из стран Средиземноморья, проникла в Иран и Среднюю Азию, а в V  веке ее освоили в Китае.
    Одним из непременных условий развития общества является активный обмен информацией между народами и цивилизациями. Достижения культуры распространялись благодаря контактам между народами – через торговлю, завоевание, переселение. На благодатную почву пересаживались целые культурные пласты. Великий шелковый путь стал каналом, по которому шел постоянный обмен культурными достижениями – новыми товарами, знаниями и идеями.

Распространение товаров и технологий

Функционирование Великого шелкового пути привело к знакомству разных народов с новыми потребительскими товарами. От распространения новых товаров как формы культурных контактов в наибольшей степени выигрывала Западная Европа. Шелковые ткани повышали личную гигиену европейцев, избавляя их от вшей. Пряности широко использовались для изготовления лекарств и для консервации продуктов длительного хранения. Бумага, изготовленная по рецептам из Китая и Средней Азии, начала вытеснять пергамент и папирус, удешевляя тиражирование рукописных книг. По Шелковому пути распространялись не только сами товары, но и информация об их производстве и существовании. Первоначально шелк производили только в Китае, но уже в 1-2 вв. н.э. шелководство проникло в Восточный Туркестан, в 5 в. – в Иран. В 6 в. император Византии смог организовать шелководство в Греции, уговорив, согласно легенде, монахов-путешественников тайно привезти ему в полом посохе яйца тутового шелкопряда. Покупая сначала бумагу у купцов с востока, европейцы также стали с 13 в. изготавливать ее самостоятельно. Некоторые новые товары возникли в результате своего рода “коллективного творчества” разных народов Шелкового пути. Так, порох открыли в Китае в 9 в. В 14 вв. было изобретено оружие, стреляющее при помощи пороха, – пушки. Место и время их изобретения точно неизвестны – специалисты называют и Китай, и арабские страны, и Западную Европу. Информация о новом виде оружия быстро прошла по Шелковому пути, и уже в 15 в., до эпохи Великих географических открытий, артиллерию применяли во всех странах Евразии, от Европы до Китая. Со многими новыми товарами познакомились в процессе функционирования Великого шелкового пути и страны Востока. Когда китайский путешественник Чжан Цянь вернулся из Средней Азии, он привез информацию о ферганских аргамаках – невиданных в Китае высоких лошадях. На начальном этапе развития Шелкового пути китайцы получили из Средней Азии, помимо коней, также семена люцерны (кормовой травы для лошадей) и культуру винограда (ранее в Китае не знали ни винограда, ни виноградного вина). Позже китайцы освоили за счет караванной торговли еще несколько сельскохозяйственных культур – фасоль, лук, огурцы, морковь и др. Таким образом, если Запад в ходе культурных контактов по Шелковому пути заимствовал в основном промышленные “новинки” то Восток – сельскохозяйственные. Это демонстрирует существовавшее ранее технологическое превосходство Востока над Западом, которое сохранялось до 18-19 вв. Некоторые технические секреты восточных ремесленников (булатное оружие, фарфоровая посуда) европейцам в эпоху функционирования Шелкового пути перенять так и не удалось.

Распространение знаний и идей

Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии географических знаний. Только после образования этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы впервые узнали о существовании друг друга и получили хотя бы приблизительное представление о всех цивилизациях Евразии. Если в конце 3 в. до н.э. греческий географ Эратосфен считал Индию самой крайней восточной страной, то во 2 в. н.э. в Географическом руководстве римского географа Клавдия Птолемея уже описан путь в Серику (от римского serica – шелк), как называли тогда Китай. Относительно точные знания о размерах Евразии и об особенностях различных стран Востока Западная Европа получила лишь в конце 13 – начале 14 в., после того как некоторые европейские купцы и миссионеры (в том числе знаменитый Марко Поло) смогли пройти Шелковый путь из конца в конец и написать об этом книги, которые пользовались в Европе огромным интересом. Велика роль Великого шелкового пути враспространении мировых религий. Наиболее успешной была экспансия буддизма в первые века н.э. Буддизм являлся государственной религией Кушанской империи. Вместе с купеческими караванами буддийские монахи шли из Индии в Среднюю Азию и в Китай, распространяя новую религию. Во 2-3 вв. буддизм проник в государства Средней Азии и Восточного Туркестана. В 4-7 вв., когда буддизм активно распространялся в Китае, индийские миссионеры ездили в Китай, а многие китайские монахи совершали по маршрутам Шелкового пути паломничество в Индию. Регулярные путешествия буддистов из Индии в Китай и обратно продолжались до первой половины 11 в. В результате в странах Дальнего Востока буддизм нашел буквально вторую родину, став одним из элементов традиционного китайского религиозного синкретизма. Большое влияние на цивилизации Центральной Азии оказал также ислам, активно распространявшийся в 8-14 вв. Если первоначально он насаждался силой армий Арабского халифата, то затем его распространение шло по Шелковому пути главным образом мирным путем. В 14 в. ислам дошел до границ Китая, вытеснив буддизм из Восточного Туркестана (ныне китайский Синьзян-Уйгурский район). Правители-монголы первоначально рассматривали ислам лишь как одно из равнозначных вероучений, но в 14 в. все монгольские государства, кроме китайской империи Юань, приняли мусульманскую веру как государственную религию. Лишь в Китае ислам не получил распространения, хотя и в этой стране существовали крупные общины купцов-мусульман. Менее всего на Восток проникло христианство. Первая волна распространения христианства связана с деятельностью несториан. После осуждения учения Нестория как ереси на Эфесском соборе в 431, его последователи начали мигрировать на Восток – в Иран и Центральную Азию. В 635 сирийский миссионер-несторианин Рабань (Алобэнь) после аудиенции у китайского императора добился того, что христианство было официально разрешено в Китае. В 13 в. по Шелковому пути прошла новая волна распространения христианского учения, связанная с деятельностью католических миссий, которые воспользовались высокой веротерпимостью правителей-монголов. По поручению римского папы францисканец Джованни Монтекорвино в 1290-е основал в Ханбалыке, столице Китая при монголах, постоянную миссию, которая функционировала несколько десятков лет. Однако падение государств монголов-чингизидов привело в середине 14 в. к фактическому закрытию Азии для христиан. Результаты проповеди христианства на средневековом Востоке оказались в итоге очень скромными. Немногочисленные несторианские общины сохранились только в странах Ближнего Востока. Вдоль Великого шелкового пути шло распространение и других вероучений – иудаизма (принятого в 8-10 вв. государственной религией в Хазарии), манихейства (принятого в 8 в. государственной религией в Уйгурском каганате), зороастризма. Ни одно из них, однако, не смогло надолго стать популярным среди азиатских народов. В результате функционирования Великого шелкового пути впервые в истории проявилась тенденция к сближению культур в процессе интенсивных и регулярных мирохозяйственных связей. Вдоль всего маршрута Великого шелкового пути происходила постепенная унификация культурных компонентов. Исследователи отмечают, что в торговых городах Азии даже выработались общие черты планировки храмов, хотя они и принадлежали разным конфессиям. Это сближение, однако, оставалось только тенденцией. Заимствование культурных достижений было ограниченным. Например, такие изобретения китайцев, как книгопечатание и бумажные деньги, не стали объектом заимствования даже в близких к Китаю азиатских странах Шелкового пути. Совершенно не перенимались инновации в социально-экономической сфере. Европейцы проявляли к изучению стран Востока гораздо более активный интерес, чем жители стран Востока – к Европе.
Развитие и закат Великого Шелкового пути зависели как от экономических, так и от политических факторов. В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. Покупательская способность европейцев была нестабильной. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь в период зрелого феодализма, с 11 в., в Западной Европы снова стали активно покупать восточные товары. Поскольку на Великом шелковом пути потребителями товаров были также страны Ближнего Востока и Индии, этот путь не замирал даже в раннее средневековье. После арабских завоеваний восточные товары стали потреблять на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании. Развитие Великого шелкового пути сильно зависело от геополитического противоборства разных стран за контроль над караванными путями. Для его успешного функционирования была необходима политическая стабильность на всем протяжении пути, от восточного Средиземноморья до Китая. Этого можно было добиться двояко – либо созданием огромной империи, контролирующей все важнейшие евразийские караванные пути, либо “разделом мира” между крупными региональными державами, способными обеспечить безопасность торговли. Взимание пошлин с купеческих караванов давало высокий доход правителям государств Азии, по которым пролегали караванные маршруты. Поэтому они стремились, с одной стороны, обеспечить купцам безопасность, а, с другой, завоевать контроль над как можно большим участком пути. Междоусобные войны и упадок центральной власти приводили к разорению городов, узловых пунктов на торговых путях, и грабежу караванов. Это вело к разрушению отдельных участков или даже всего Великого шелкового пути. В истории этого пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в последней трети 6 в., империей Чингисхана во второй четверти 13 в. и империей Тимура (Тамерлана) в последней трети 14 в. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался “раздел мира” между несколькими крупными странами. Во второй половине 14 в. Великий шелковый путь вошел в состояние упадка. Попытка Тимура (Тамерлана) вновь объединить основные евразийские торговые маршруты в рамках своего государства дала лишь временный эффект. В сложившейся в 1370-1380-е империи Тимура купцы, следующие по южной дороге, вновь получили надежную защиту. Однако во время походов против Золотой Орды в 1389-1395 Тимур практически стер с лица земли все торговые города Прикаспия и Причерноморья, в результате чего северная дорога была заброшена. Потомки Тимура не смогли впоследствии сохранить централизованное среднеазиатское государство, поэтому южная дорога также почти перестала функционировать. Закат Великого шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В 14-15 вв. морская торговля стала привлекательнее ставших опасными сухопутных караванных путей: морской путь из Персидского залива в Китай занимал примерно 150 дней, в то время как караванный путь из Таны (Азов) в Ханбалык (Пекин) – около 300; один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тыс. вьючных животных. В результате этих геополитических и геоэкономических факторов к 16 в. Великий шелковый путь окончательно прекратил свое существование. Распад Великого шелкового пути привел к практической ликвидации опыта мирных торгово-культурных контактов, которые сменились колониальной агрессией европейских стран. Впрочем, локальные сегменты Шелкового пути продолжали еще долго функционировать (например, караванная торговля между Средней Азией и Китаем прекратилась лишь в 18 в.).
Учитывая уникальную в истории цивилизации роль Великого шелкового пути, международная организация ЮНЕСКО приняла в 1987 году программу «Шелковый путь».
Основная идея программы – показать, как наряду с войнами на протяжении многих столетий протекали процессы общения между странами и народами, а главными факторами этого процесса служили торговые отношения и культурный взаимообмен, осуществлявшиеся по трассам Великого шелкового пути. За ее исполнение взялись международные группы, составленные из самых разных специалистов. Важнейшее место в реализации программы отводится республикам Центральной Азии, в памятниках, культуры которых сплелись воедино как местные, так и иноземные традиции.
Откликом ученых Узбекистана на программу ЮНЕСКО стал сборник «На Среднеазиатских трассах Великого шелкового пути. Очерки истории и культуры», вышедший в свет в 1990 году.
Итоговая конференция программы «Великий шелковый путь» прошла в Париже в 1997 году. Там же состоялась уникальная выставка, которая показала культурные достижения азиатских народов разных столетий.
История Великого шелкового пути – это история широкого культурного взаимодействия и взаимообмена между народами Востока и Запада. Она доказывает, что только тесное сотрудничество и взаимообогащение культур являются основой мира и прогресса для всего человечества.

  1. Амир Темур и Темуриды уделяли особое внимание развитию гуманитарных наук. Сам Амир Темур очень хорошо знал историю и потому велел историкам и писцам создать историю своих походов такой, какая она была в действительности, ибо он не любил ложь, хвастовство. И здесь он непоколебим в своем главном достоинстве – справедливости.
    Историческая наука как бы главенствует в системе гуманитарных дисциплин. Труды историков с мировым именем до сих пор является основными достоверными источниками изучения социально – экономического развития эпохи Амира Темура и его потомков.
    Исторические труды Низамиддина Шами «Зафарнома», Х. Абру «Зубдат ат – тавохир», Шарафиддин Али Язди «Зафарнома»,  Абдураззака Самарканди «Матла ус – саъдайн», Хондамира «Хабибас – сияр», Ибн Арабшаха «Аджойиб ул – Макдур фи тарихи Темур» («Чудеса предопределенной истории Темура»), Руи Гансалес де Клавихо «Дневники» и другие составляют достоверные источники изучения истории Амира Темура и его потомков. Особо значимой является «Зафарнома» Шарафиддина Али Язди, в которой содержатся ценные сведения об истории Амира Темура. В основном исторические труды об Амире Темуре и Темуридов написаны на персидском, арабском, тюркском языках. На этот период приходится научная деятельность Мирхонда, который написал семитомный труд, последний том, которого закончен внуком Мирхонда Хондамиром. Знаменитый историк  Хондамир был близок А. Навои и под его покровительством стал ученым – историком мирового значения.
    Хондамир был главным библиотекарем А. Навои. Поэт направлял его научную деятельность, давал ценные советы, однако после смерти А. Навои уехал в Индию к Бабуру, после смерти которого был на службе у Хумаюна и создал труд «Хумаюннома». За свои заслуги он получил звание «Амир ал – муаррихин» («Эмир историков»). Свой жизненный путь Хондамир закончил в Индии.
    В развитии исторической науки в Узбекистане научная и общественная деятельность Хомандамира играют большую роль. Его труды содержат сведения о различных областях социально – экономической жизни нашей страны. Многие его произведения еще не найдены и не изучены, что является непростительным перед памятью этого человека. Он был не только историком и ученным, но и поэтом. Имеются сведения о том, что он писал стихи под псевдонимом «Наки». 22 марта 1394 года в военном обозе во время походов Темура у его третьего сына Шахруха родился мальчик. Ребенку дали имя Мухаммад – Тарагай. Впоследствии, еще при жизни Темура, мальчика стали называть «великим князем», т.е. Улугбеком. Титул превратили в его собственное имя. Маленький Улугбек скитался вместе с военными обозами деда по разным странам: побывал в Армении, Афганистане, Индии. Темур видел в Улугбеке своего достойного приемника, очень любил его и заботился о нем. Летописец пишет; «Темуру трудно было расстаться с любимым внуком, но он боялся, что жаркий климат Индии будет вреден для мальчика».
    По установившейся традиции двора внук Темура принимает участие в торжественных приемах иностранных послов. Темур, когда ему было уже 68 лет, десятилетнему Улугбеку назначает удел  – Ташкент, Сайрам, Яна (Джамбул), Ясы (Туркестан), Ашпара и Моголистан. Так постепенно готовился будущий эмир – правитель, завоеватель мира. Но Улугбек не пошел по стопам деда. В 1405 году во время одного из походов Темур ансамбль «Шахи Зинда» в Самарканде заболел и умер в городе Отраре. Среди Темуридов началась борьба за власть. Наконец, в 1409 году отец Улугбека Шахрух победил соперников. В результате было образованно два государства: Хорасанское и Мавераннахорское. Правление вторым государством с центром в Самарканде было доверено 15 – летнему Улугбеку. В 1414 – 1416 годах к владениям Улугбека присоединяются Фергана и Кашкадарья. В начале государством управлял его опекун. Но через 2 года Улугбек начинает управлять государством самостоятельно.
    Однако Улугбек не долго интересовался военными походами. Он предпринимал поход или в целях обороны страны, или для предупреждения опасности. Исключительное внимание он уделяет строительству научно – культурных учреждений. В целях развития науки и просвещения строится 3 медресе (высшие школы) в Бухара, Гиждуване и  Самарканде и благотворительные учреждения в разных городах государства. Кроме этого, заканчивается строительство мечети «Биби ханым», мавзолея «Гур – Эмир», завершается ансамбль «Шахи Зинда» и др.
    Улугбек привлек в свою столицу – Самарканд выдающихся ученных (Кази – заде Руми, Гийас ад – дина Джмшида Кашани, Ала ад – дина Али Кушчи и других), построил близ Самарканда крупную астрономическую обсерваторию, где ученные во главе с Улугбеком вели научные наблюдения. Улугбек составил весьма точные астрономические таблицы.
    Одной из главных научных заслуг Улугбека является создание большой астрономической школы при обсерватории. В те времена в Средней Азии было немало людей, которые разделяли убеждение Навои о том, что

Всего, чего достиг человек,
Достиг он усилием мысли.
Когда работает человеческая мысль,
Нет непреодолимых препятствий.

Улугбек был именно таким человеком. Будучи сам ученым,  он высоко ценил своих коллег и их труды, покровительствовал им.
Из виднейших представителей школы Улугбека в первую очередь следует назвать Джамшида Каши. Он первоначально был учителем Улугбека, а затем одним из инициаторов  создания обсерватории в Самарканде. Джамшид Каши вместе со своим земляком Низамед – дином Каши (оба из города Кашана) руководили строительством обсерватории и конструированием астрономических приборов.
Другим учителем Улугбека был упомянутый Казы – Заде Руми, который первым из ученных – астрономов переселился в Самарканд. Слава о нем, как о прекрасном лекторе, распространилась на столько, что послушать ученного специально приезжал  поэт Джами. Главной заслугой Казы – Заде Руми следует считать то, что он сумел зажечь в Улугбеке страсть к науке. Ему принадлежат «Трактат по арифметике», «Комментарии к сущности астрономии», «Комментарии к основам фигур», «Трактат о синусе» и другие научные труды по астрономии и математике. После смерти Джамшида Каши Казы – Заде Руми руководил всей научной работой обсерватории.
К молодым представителям астрономической школы следует отнести Алаеддина Кушчи. Он так же около 20- ти лет возглавлял научную работу обсерватории, а после смерти Улугбека, переехав в Стамбул, спасает остальные результаты астрономической школы.
Таким образом, вокруг обсерватории Улугбека сплотилась большая группа способных ученых. Главной своей задачей они считали генеральную проверку всех данных, накопленных от Птолемея до Насреддина Туей. «Надо вести наблюдения так, чтобы в определении угловых расстояний светил не оставались бы незамечена минута и даже секунда дуги» – каков был девиз астрономов Улугбекской школы.
В обсерватории имелись самые современные для того времени инструменты. Эти приборы поражали гигантскими размерами, что требовалось для увеличения точности наблюдений. Диаметр горизонтального круга достигал 48 метров, а высота квадрата, если учесть подземную и надземную часть, достигала около 50 метров. Поскольку телескоп был изобретен только в начале XVII века, то, разумеется, астрономам времени Улугбека пришлось вести наблюдения невооруженным глазом.
Важнейшим итогом научных работ школы является так называемые «Новые гураганские астрономические таблицы». Этот труд был закончен в 1437 году, но исследования по уточнению полученных результатов велись до убийства Улугбека. К таблицам предпослано обширное введение, первый раздел которого посвящается календарям арабов, Греко – сирийцев, персов, китайцев и уйгуров. Здесь дается объяснение того, что понимается под эрами, годами, месяцами и т.д., а также сравняются данные о различных календарях. Уже в этом разделе чувствуется большая осведомленность составителей в астрономических работах, проводившихся в течении многих поколений на огромной территории от Средиземного моря до Тихого океана.
Второй раздел введения посвящен вопросам практической астрономии. Он состоит из 22 глав, в которых приводится методика астрономических наблюдений и вычислений.
В третьем разделе содержатся материалы, касающиеся движения Солнца и планет. Этот раздел состоит из 13 глав, две из которых посвящены определениям времени затмений Солнца и Луны. Авторы излагают методы своих предшественников и современников.
В четвертом разделе говорится о различных сочетаний небесных светил и об их влияния на судьбы людей. Этот раздел содержит лишь две главы.
Рассмотрим некоторые из результатов, полученных в обсерватории. В астрономии уделяется большое влияние определения угла наклонения земного экватора к плоскости эклиптики (плоскость земной орбиты). Известно, что угол наклонения медленно но все время уменьшается. По данным обсерватории Улугбека величина этого угла равна 23 часа 30 мин. 17 сек. Вычисления, проведенные по современному методу, дают для того времени соответственно  23 часа 30 мин. 49 сек. Следовательно, погрешность, допущенная обсерваторий Улугбека, составляет 32 сек., что очень незначительно, если учесть астрономическое оборудование этой эпохи.
О точности работы на обсерватории Улугбека свидетельствует также определение длины звездного года. По таблице Улугбека звездный год составляет 365 дней 6 часов 10 мин 8 сек, а истинная его длина равна 365 дням 6 часам 9 минутам 10 секундам. Ошибка, допущенная обсерваторией Улугбека, менее 1 минуты.
В области изучения движений планет в обсерватории Улугбека также были получены замечательные результаты, что видно из следующей таблицы годового движения планет:

  

По Улугбеку

 По современным данным
 Сатурн 12часов 13мин 39сек 12часов 13мин 36сек
 Юпитер 30часов 20мин 34сек 30часов 20мин 31сек
 Марс 191часов 17мин 15сек 191часов 17мин 10сек
 Венера 224часов 17мин 32сек 224часов 17мин 32сек
 Меркурий 53часов 43мин 13сек 53часов 43мин 03сек


Как видим результаты по Улугбеку очень близки к современным.
Следует особо сказать о звездном каталоге, составленном школой Улугбека. Один из первых каталогов, содержит 1022 звезды, был составлен греческим астрономом Гиппархом (130г. до н.э.). Составление таких каталогов, т.е. измерение небесных координат звезд (долготы и широты) очень трудоемкая, кропотливая работа. Эти каталоги имеют чрезвычайно научную ценность, т.к. они дают картину распределения звезд в различные эпохи и являются хорошим материалом при изучении движения небесных светил.
Одним из крупных представителей художественной культуры был Камоллидин Бехзод. Европейцы по праву называли его «Рафаэлем Востока». Родился он в 1455 году в Герате, рано осиротел. Его приютил известный живописец Амир Рухилло, где Бехзод обучался в частной академии искусств, причем отличался особым трудолюбием и большой внимательностью.
Обладатель большого таланта, Камоллидин под покровительством Алишера Навои вырос в крупного мастера миниатюрной живописи. По рекомендации Навои Бехзод был определен на службу при дворе правителя Байкары, ему были созданы необходимые условия для творчества. Великий художник в искусстве миниатюры создал свою особую «Бехзодскую школу». Он подготовил десятки мастеров, прославившихся в последующие годы своим художественным искусством. Высоко оцениваются его миниатюры на исторический труд Али Язди «Зафарнома», рисунки на поэму Джами «Соломон и Ибсол», миниатюры на «Хамсу» Дехлеви, на поэмы Саъди «Бустон и Гулистон», портреты Абдурахмана Хотифи и др. По свидетельству специалистов, в наше время во многих странах Востока и Запада при изучении истории искусства опыт «Школы Бехзода» специально анализируется.
Завоевание Средней Азии в VII – VIII вв. арабами, принятие ислама, становление в качестве официального языка документов и науки арабского: жестокая борьба местного населения против поработителей, утверждение государства Саманидов (IX-XIIвв.) и расцвет государства Чингисхана (XIIIвек); создание мощной империи Амира Темура и Темуридов (XIV – XV вв.) со столицами в Самарканде и Герате, ставшими «Сияющими точками земного шара», выделение казахских жузов и включение Средней Азии в состав узбекских государств Шейбанидов (XVI век) и Аштарханидов (XVII век), распад Средней Азии на отдельные ханства – таковы крупные вехи в истории среднеазиатского региона. Становление и развитие государственности как таковой неразрывно связанной со многими глобальными процессами, в частности, с эволюцией культуры. Определенной стадией развития государственности соответствует определенный тип культуры.
Среднеазиатский регион дает блестящий взлет развития научного знания и философии.
Всемирно известны имена таких выдающихся  ученых – энциклопедистов, как Абу Мусса ал – Хорезми, Мухаммад ал – Хорезми, ал – Фараби, Ахмад ал – Фаргони, Абу Райхан Беруни, Ибн – Сино и многие другие. Их энциклопедические труды и по своему содержанию и по своей направленности, отличаются широкоохватностью, универсализмом, синтетичностью.

3.Велики среднеазиатские мыслители и творцы не создали специальных трудов по вопросам культуры, по этике, которую они еще не выделяли в особую, самостоятельную науку. Однако в их произведениях мы встречаем не только общие философские концепции, но и отдельные положения по поводу художественного творчества.
Одним из ранних теоретиков искусства, труды которого сохранились до нашего времени, является Абу Наср аль – Фараби (870 – 950 гг.) – выдающийся энциклопедист средневековья.
Фараби оставил след почти во всех средневековых сферах знания. Фараби по праву считается основоположником музыкальной науки  на Востоке. Среди дошедших до нас трудов выделяется «Большая книга о музыке». В сочинении охвачены все стороны и явления музыкальной культуры народов Ближнего и Среднего Востока современной Фараби эпохи.
Одним из первых Фараби внес существенный вклад разработки эстетической категории прекрасного. Он рассматривал совершеннейшие и прекрасное внутри самой практики, как критерии ее развития.
С именем ал – Фараби связаны высшие достижения в философии. Фараби писал о высшей красоте, присущей Богу. Фараби объединял науки, искусства и нравы, как «формы в душе», «что приобретает по желанию и по привычке» и противопоставлял им «природные формы» – «естественные знания, заложенные в человеке от рождения». Фараби принадлежит возрождение наследия Аристотеля.
В истории Среднеазиатской цивилизации есть личность, чья выдающаяся деятельность выходит за пределы не только локального культурного региона, но и, раздвигает границе государства и времени, и становится частью общественного процесса и общечеловеческой ценностью.
Такова личность Абу Али Ибн Сино (980 – 1037) – крупнейший мыслитель, научные интересы которого развивались в двух направлениях: медицине и философии.
Яркую страницу в истории культуры Средней Азии открывает эпоха Амира Темура и  Темуридов.
В эпоху Амира Темура и Темуридов во многих областях науки, в частности, в медицине, математики, астрономии, логике, литературе, педагогике, философии, этике, литературоведении были сделаны крупнейшие открытия, которые внесли весомый вклад в развитие мировой науки и культуры. В этом отношении особо следует отметить роль естественных наук, получивших широкое развитие и давших много ученных мирового уровня.
Развитие экономики и строительства поставило перед естественными науками многочисленные задачи, решение которых должно было способствовать развитию этих отраслей. Поэтому развитие естественных наук стало приоритетным направлением в научных исследованиях той эпохи. (Подробнее рассматривалось выше). Поэт и ученый, музыкант и художник, один из культурнейших людей своего времени, Алишер Навои, подобно своим западным современникам типа Леонардо да Винчи, выступает как универсальная личность, объединяющая в своей целостности науки и искусство, философскую теорию и общественную практику.
Личность Навои исторически неотделима от широкого круга его современников, друзей почитателей и учеников. Среди знаменитых современников поэта прежде всего его учитель Абдурахман Джами, поэт Бинаи, историки Хондамир и Мирхонд, историк Давлят – Шах, художник – миниатюрист Бехзад, каллиграф Султан Али и многие другие, определившие своей деятельностью культурный расцвет «эпохи Навои».
Навои является создателем классической поэзии на древнеузбекском языке. В сочинение Алишера Навои «Суждение о двух языках» (т.е. о персидском, принятом в классической поэзии, и о тюркском как о языке народа), он пишет: «Если хорошо подумать в этом языке найдется так много богатства и тонкостей, что поистине легче будет на этом языке словотворчество, словесное художество, стихосложение и писание повестей. В этом языке имеется множество изумительных редких слов и выражений».
Одной из величайших достижений культуры Востока является – рукописная книга. Она существовала и в средневековой Европе до изобретения книгопечатания Гуттенбергом в 1445 г.
Рукописная книга – коллективное творение, над ней работало множество людей – одни изготовляли бумагу, другие, занимались написанием текста книги – каллиграфией, третьи – оформлением самой книги – создавая иллюстрации и переплет.
Сведения о миниатюрной живописи Средней Азии восходят к эпохи Амира Темура и Темуридов. Искусство миниатюры является утверждением поэзии жизни, воплощением реальной жизни и судя по образному выражению Кази – Ахмада автора Трактата о художниках и каллиграфах»:
Страсть к искусству дошла до такой степени, что если бы то не было признаком неверия,
Я поклонился бы тебе – искусству и говорил: «это мой Бог!»
В последующие эпохи культура Средней Азии не поднималась до высот Темуридского времени. При этом, художественная культура «эпохи Улугбека» и «эпохи Навои» остается неоценимым вкладом Среднеазиатской цивилизации в широкую полосу гуманистических течений мировой культуры.
Следующие периоды (XVI – XIX вв.) в культуре Средней Азии отмечены заметными достижениями в отдельных областях творческой деятельности народов региона. Исследователи указывают на расцвет мавераннахрской школы миниатюры XVI – XVII вв.; расширяется социальный базис литературно – поэтического творчества; развивается музыкальное искусство, градостроительство.
Вторая половина  XIX-го и XX век внесли в жизнь региона и населяющих его народов глобальные потрясения и перемены, которые привели к коренным изменениям в традиционном укладе жизни, духовной и художественной культуре. Сегодня мы можем констатировать, что в культуре было много приобретено, но многое и утрачено.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!