У слияния Арыси с Сырдарьей лежат развалины средневекового города Отрара.
Среднее течение Сырдарьи, где расположен Отрар, издавна занимало в Южном Казахстане узловое положение. Отрар при впадении Арыси в Сырдарью – центр большого земледельческого района. Отрар вблизи предгорий Каратау – одна из опорных крепостей кочевников. От Отрара по Арыси шли дороги к Таразу. Баласагуну и далее в Восточный Туркестан; по Сырдарье вверх издревле проторенный путь ведет в Шаш, Согд и далее к Мерву и Нишапуру; вниз дорога направляется в Приаралье и на Урал; на запад через Кзыл-Кумы шел путь в Хорезм и далее в Поволжье, Причерноморье и на Кавказ. “Трудно, – как заметил известный советский археолог А.Н.Бертайн найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение”.
Возникновение населенного пункта на месте Отрара относится к первым векам н.э., то есть задолго до VIII в., когда в арабских источниках впервые упоминается название Отрар-Фараб. Есть, однако, данные, которые позволяют определить и большие города. В древнетюркских рунических надписях в качестве западной границы Каганата, в период его наибольшего могущества, достигнутого во время победоносных войн первых пятнадцати лет VIII века назван Кангу-Тарбан. Тарбан же в арабоязычных источниках известен как столица Шаша. Имелся и другой вариант этого названия – Турарбанд. У знаменитого средневекового географа Якута записано: “Турарбанд… город за Сейхуном (Сырдарьей), из самых отдаленных городов Шаша, примыкающих к Мавераннахру. Народ по разному произносит это имя, и они говорят Турар и Отрар”. Следовательно, Отрару предшествовал Тарбан.
- Древний город Отрар.
В источниках, описывающих завоевания арабов в Средней Азии и на юге Казахстана Отрар-Фараб назван в качестве столицы одноименной области.
Раскопки слоев Отрара VII-VIII вв. свидетельствуют о том, что это уже был сложившийся город. К этому времени относится группа анэпиграфных монет, собранных на Отраре и городищах оазиса. На лицевой стороне монет имеется родовая тамга тюрков в виде лука, а на обороте лев.
В IХ-Х вв, источники называют Отрар в числе городов Испиджаба. В источниках Фараб-Отрар по-прежнему характеризуется как центр округа Фараб, который занимал пространство около дня пути в длину и ширину.
Время IХ-Х вв. характеризуется на Сыр-Дарье этническими перемещениями. Кангары были частично вытеснены огузами и карлуками. Не случайно Ибн Хордадбех пишет: “А в городе Фарабе находятся одновременно отряды мусульман и тюрок карлуков”.
В конце IX – начале Х вв. происходит сложение державы сыр-дарьинских огузов, столицей которой стал город Янгикент. Огузы заняли среднее течение Сыр-Дарьи, долину Арыси и предгорья Каратау. Им подчинялись города Сауран, Сюткент, Арсубаникет, Карачук и Фараб. В этой связи небезинтересно отметить, что роль столичного города округа Фараб переходит к Кедеру. Это был крупный город, который мог выставить до 70 тысяч войска, он имел соборную мечеть в шахристане, базары в рабаде. “Кедер,- поясняет ал-Макдиси, – был новым городом, устройство в нем минбара вызвало междоусобные войны”.Видимо, Кедер являлся именно одной из резиденций огузов и поднялся в противовес старой столице – Отрару. Поиски развалин Кедера позволили отождествить город с городищем Куйрюк-тобе, находящимся неподалеку от Отрара.
Период IХ-ХII вв. был временем подъема городской жизни на юге Казахстана. Возникают новые города, растут старые. Расширение площади городов идет за счет рабадов – торгово-ремесленных предместий. Отрар в это время занимает территорию в 200 га.Наряду с Отраром развиваются города его округи. Одним из них был Весидж, где родился выдающийся ученый средневековья Абу Наср аль-Фараби. Город отождествляется с развалинами Оксыз-тобе.Анализ архитектуры позволил получить полное представление о жизни позднесредневекового Отрара.Основным застроечным компонентом города является квартал. Это комплекс домов, сгруппированных по две или по одну сторону внутриквартальной улочки.Определена ремесленная специализация некоторых кварталов. Квартал в восточной части Отрара принадлежал гончарам. Еще один квартал, расположенный вблизи западных ворот Отрара, идентифицированных с воротами Дарваза-и Cyфи, принадлежал хлебопекам.
В ходе раскопок позднесредневекового Отрара собрано много керамики, изделий из металла, монет и украшений, поделок из камня.
- Отрарская катастрофа.
Чингисхон направил свой взор на Среднюю Азию. Здесь существовало государство Хорезмшахов, которым правил Хорезмшах Мухаммед, войско которого составляло около 400 тысяч человек, Чингисхан же располагал всего 200 тысячами человек. Чингисхан отправил Мухаммеду караван из 500 нагруженных подарками верблюдов, а в сопроводительном письме назвал Мухаммеда «любимым сыном», при этом предлагая дружбу. Это оскорбило Хорезмшаха, поскольку в те времена назвать кого-либо «сыном» означало считать его своим вассалом. Хорезмшах же, являясь правителем крупного и мощного государства, не желал быть чьим-либо подданным. Тем не менее, он отправил такой же ответный караван, попросив Каир-хана проверить подарки Чингисхана.
Новый караван Чингисхана в составе 450 купцов и монгольских офицеров был отправлен в 1218 году. Посол, возглавлявший караван, потребовал, чтобы его приняли с почестями. Тогда Каир-хан высказал ему свои предположения относительно каравана и потребовал от монголов, чтобы они показали свой «товар». Те в ответ снова стали грубить, и тогда Каир-хан убил монгольского посла, а своим соратникам приказал, чтобы они перебили шпионов. По данным историка Рашид ад-дина дело обстояло следующим образом:
Когда послы и купцы прибыли в город Отрар, тамошним эмиром был некто, по имени Иналчук. Он принадлежал к родственникам Туркан-хатун, матери султана, и стал известен под прозвищем «Кайр-хан». В группе купцов был один индус, который в прошлые дни имел с ним знакомство; Иналчук по принятому [им] обычаю приглашал его к себе, тот же, возгордившись величием своего хана [Чингиз-хана], не проявлял к нему [должного] уважения. Кайр-хан на это сердился, да кроме того он позарился и на их [купцов] добро. Задержав их, он послал посла к султану в Ирак с уведомлением о [караване Чингиз-хана и о] положении [купцов]. Хорезмшах, не послушавшись наставлений Чингиз-хана и не вникнув глубоко, отдал приказ, допускающий пролитие их крови и захват их имущества. Он не понял того, что с разрешением их убийства [букв, крови] и [захвата их] имущества станет запретной жизнь [его собственная и жизнь его подданных]. Кайр-хан, согласно приказу [султана], умертвил их, но [тем самым] он разорил целый мир и обездолил целый народ.Одному из шпионов Чингис-хана удалось спастись. Через некоторое время Мухаммед получил от Чингисхана письмо, в котором тот потребовал, чтобы Хорезмшах привел в ставку монгольского хана виновных в смерти монгольских купцов, и дал понять, что если это требование не будет выполнено, начнется война. Мухаммед, считая, что Каир-хан сам в состоянии справиться с монголами, никак не отреагировал на это требование.
Нападение монголов и осада ОтрараВ сентябре 1219 монгольское войско, состоявшее из 150 тысяч человек, подошло к Отрару. Осадой города занялись Чагатай, Угэдэй, Субэдэй и другие военачальники. Каир-хан с 50-тысячным войском занялся обороной города. Город стойко держался 2 месяца. Чингисхан, не считая нужным держать все войско вокруг Отрара, отправил часть армии во главе с Джучи на захват присырдарьинских городов. Вскоре были взяты Самарканд и Бухара. Чагатаю и Угэдэю удалось найти подземную дорогу, ведущую к источнику воды и перекрыть ее, таким образом оставив без воды Отрар. Вскоре в городе закончились и запасы продовольствия. Не выдержав голода, часть войск (10 тысяч человек), во главе с Каража Кажып перешли на сторону монголов, а Мухаммед, имевший 400-тысячное войско, не спешил на помощь.
У Каир-хана, 5 месяцев находившегося в осажденном городе, осталось всего 20 тысяч воинов. В войне, продолжавшейся уже 7 месяцев, наравне с основным войском сражались даже старики и дети. Жители голодали 2 месяца. Враги подожгли город и перебили всех жителей. Каир-хана же, решившего убить себя, Чингисхан распорядился доставить живым. Когда Каир-хана доставили в Бухару к Чингисхану, «Сотрясатель Вселенной» спросил у правителя Отрара: «Это ты убил моего посла?», на что Каир-хан ответил: «Твой посол стал причиной этой войны. А монгольский хан много горя и слез принес людям. Его кровожадную душу не примет ни земля, ни небо, а кости будут съедены червями». Тогда, по преданию, Чингисхан залил ему в глотку расплавленный свинец.
- Отрар В XIII-XIV вв.К середине ХШ столетия Отрар превращается в крупный торговый центр. Отрар известен как центр чеканки монет, которые имели широкое хождение в Средней Азии и на юге Казахстана. В XIII-XIV вв. в городе ведется строительство крупных общественных сооружений. При хане Ерзене здесь были построены медресе, ханака и мечеть.
Раскопки слоев Отрара XIII-XIV веков дали материал, свидетельствующий об известном подъеме города, об оживлении городской жизни.Во второй половине XIV в. Южный Казахстан был включен в державу Тимура. В Отраре, Сауране, Сыгнаке и Сузаке были размещены военные гарнизоны. Именно в Отраре готовилась армия Тимура к его последнему походу на Китай. В феврале 1405 года Тимур простудился и умер в одном из дворцов Отрара. Эпоха Тимура знаменовалась некоторой стабилизацией обстановки в бывших монгольских владениях, при нем был построен грандиозный мавзолей Ахмеда Ясеви в Туркестане. В Отраре с именем Тимура связывается постройка мавзолея над могилой учителя Ахмеда Ясеви святого Арслан-Баба. От старого мавзолея сохранились две резные колонны из стволов могучего карагача.
Интереснейшим сооружением Отрара конца XIV – начала XV вв. является соборная мечеть. Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный ансамбль, каким является комплекс мечети в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые. Согласно историку Шараф ад-дину Иезди, “отправившись от берегов Сейхуна, Тимур остановился в среду 12 раджаба в Отрарском дворце Бердибека; все царевичи, эмиры и близкие из придворных заняли каждый отдельную комнату”. Дворец правителя пока еще не раскопан, это дело будущего, но известно, что в нем был зал приемов – “куриншихана”. О нем можно судить из следующих строк того же историка: “В это время прибыл к Тимуру от Тохтамыша, который уже давно скитался бесприютным бродягой в степях Дешти Кыпчака. В тот же день Тимур торжественно вошел в приемный зал и уселся на высоком троне”.
- Период ХVI-ХVII ввПериод ХVI-ХVII вв. представляет непрерывную борьбу за политическое господство в казахских степях и на Сыр-Дарье. После смерти одного из наиболее ярких представителей узбекской верхушки Мухаммеда Шейбани в 1510 году власть переходит к казахским ханам. Материалы раскопок Отрара дают яркое представление о жизни города в ХVI-ХVIII вв.Медный чекан ХVI века представлен монетами Туркестана и Ташкента, Бухары и Самарканда. Однако находка клада монет вместе с заготовками позволяет предположить о наличии монетного двора в самом Отраре.Нумизматические находки доказывают, что Отрар переживает подъем в период с середины XV – первой половины XVII вв., в период Казахского ханства.
Город пострадал в ходе джунгарских нашествий и окончательно запустел в середине XVIII в.
Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Этот своеобразный музей под открытым небом “говорит” нам о жизни наших далеких предков. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Раскапывались городища Отрар, Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. На Отраре вскрывались городские кварталы XVI-XVIII вв., XIV-XV и XI-XII вв; квартал гончаров XIII-XIV BB; баня XIII-XV вв; кирпичеобжигательная мастерская XIII-XIV в.; мечеть и дворец конца XIV-XV вв.
Заключение.
Город Отрар просуществовал почти 2 тысячи лет. В XIX веки из-за засухи люди покинули его, и город постепенно опустел и стал разрушаться. Руины города долго находились в забвении, пока в 1969 году здесь не начались археологические раскопки. Многие постройки были безвозвратно утеряны, но археологам удалось раскопать некоторые городские кварталы, мечети, дворец и баню.
Сегодня в древнем городе проводятся работы по сохранению и консервации памятников. Огромную помощь Казахстану в этой работе оказывает ЮНЕСКО. Кроме того, Отрар имеет культовое значение, так как недалеко от него находится мусульманская святыня – мавзолей Арыстан-баба. Сам мавзолей был разрушен в ходе землетрясения в XVIII веке, но по приказу правителя области его восстановили. Потом еще несколько раз мавзолей реставрировался, так что от первоначальной постройки XIV века остались лишь деревянные колонны террас.
Отрар – это не просто древний город. Сам воздух здесь пропитан историей. Археологи до сих пор продолжают вести раскопки, надеясь, что однажды смогут открыть все тайны, сокрытые песками в недрах земли.