Находясь в состоянии войны с Джунгарией, казахи были в крайне тяжелом положении. Активное сопротивление джунгарам, начавшееся в 1724 году, постепенно расширялось. В 1726 году в местности Ордабасы (Южно-Казахстанская область, недалеко от древней столицы Казахского ханства г. Туркестана) состоялось собрание представителей трех жузов, на котором главным предводителем войск был избран Абулхаир-хан. Новое объединение трех казахских жузов, формирование армии для защиты от джунгар и калмыков, только заложило основы для ведения освободительной борьбы, но не решило главную задачу – устранение опасности новых джунгарских нашествий.
Народные массы выдвинули из своей среды настоящих батыров, таких как Кабанбай, Богенбай, Райымбек, Олжабай, Шакшак, Жанибек, Малайсары и других. Но по степным обячаям главой государства мог быть только чингизид – торе. Ханы Абулмамбет и Абулхаир, сделавшие многое в организации защиты казахских земель, под эти рамки не подходили.
Таким человеком стал Абылай, происходивший из династической линии султана Жадика. Сын казахского султана Уали, внук знаменитого воина султана Абылая.
Абылай родился в 1711 году. При рождении ему было дано имя Абилмансур. Его дед, как писал Чокан Валиханов, «прославился такими воинскими доблестями, что получил грозное и почетное прозвищ Кан-Ичер (Кровопийца)».
Детские и отчасти юношеские годы Абилмансур провел в изгнании, лишившись в тринадцать лет своего отца, который был убит в междоусобной борьбе своими соперниками. Согласно казахским народным преданиям он в сопровождении верного слуги своих родителей Оразака-аталыка бежал в г. Туркестан, но был отвергнут своими знатными родственниками. Тогда, скрывая свое происхождение, Абилмансур поступает в услужение к богатым кочевникам. Сначала он работает пастухом у знатного бия Толе Алибекулы, а затем у Даулеткельды-бая табунщиком. Плохо одетого и отощавшего мальчика люди прозвали презрительным именем «Сабалак» — нищий. Но Абилмансур, по воспоминаниям современников, всегда держался с достоинством и любил одиночество.
Еще совсем юным Абилмансур-Сабалак принимает участие во всенародной борьбе с джунгарскими завоевателями. Особенно он прославился в 20-летнем возрасте, во время крупного сражения близ горы Улы-Тау. В традиционном единоборстве батыров, перед началом общей битвы, он убивает предводителя джунгар, наследника Галдан Цэрена Шарыша. Ойраты в этом бою терпят сокрушительное поражение. Во время сражения Абилмансур бросается на врага с кличем «Абылай», призывая на помощь дух своего деда, за что его и прозвали Абылай-батыр. «Участвуя во многих набегах, сначала как рядовой воин, — писал Ч. Валиханов, — он показывает подвиги необыкновенной храбрости и хитрости. Полезные его советы и стратегические соображения упрочивают за ним имя мудрого». Вскоре выяснилось, что он исчезнувший когда-то сын султана Уали. С тех пор Абилмансур- Сабалак становится Абылаем.
Благодаря своим выдающимся воинским способностям и организаторским талантам Абылай при поддержке некоторых влиятельных батыров, биев и троюродного дяди султана Абулмамбета был избран казахскими старшинами султаном в сильном и многочисленном роде атыгай, ставка которого располагалась у Кокшетауских гор. С этого момента началась активная не только военная, но и политическая деятельность султана Абылая, широко прославившая его имя среди казахского населения всех трех жузов.
С самого начала своей продолжительной политической деятельности внутри Степи и за ее пределами Абылай проявил себя умным, хитрым и гибким правителем. Он своевременно осознал, что в условиях завоевания Джунгарией важнейших торговых центров, караванных путей и земледельческих оазисов на юге региона казахам следует распространять свои кочевья на север и северо-восток Казахстана к границам с Россией.
В 40-х – начале 50-х годов XVIII века султан Абылай сумел значительно укрепить свои позиции в Среднем жузе и расширить сферу своего влияния среди кочевников. Этому в немалой степени способствовала его успешная полководческая деятельность в ходе самоотверженной борьбы казахов с очередной военной агрессией джунгар. В 1743 году Абылаю удалось заключить долгожданный мир между Джунгарией и Казахским ханством. Он сумел договориться со знаменитым Галдан Цэреном. А в 1756 году даже выступил во главе своих войск на стороне джунгар против Цинской империи. Когда же джунгары потерпели поражение в войне с китайцами, то их предводитель Амурсана некоторое время скрывался у Абылая.
В период острого династического кризиса в Джунгарском ханстве, после кончины в 1745 году его могущественного правителя Галдан Цэрена и начала кровавых междоусобных «игр в ханы», султан Абылай принял самое деятельное участие в этих событиях и показал себя здесь тонким и умелым политиком. Включившись в 1752–1757 годах в междоусобные распри ойратских князей на стороне мятежных нойонов Даваци и Амурсаны, он получил возможность обессиливать воинственных ойратов руками их же соплеменников. По мере развития военных действий на северных рубежах Джунгарского ханства смог продвинуть кочевья подвластных ему родов и племен в долины верхнего течения Иртыша и Зайсанской котловины. В 1756 году, когда многотысячная армия маньчжуров нанесла сокрушительный удар по джунгарам, Абылай вывел свои войска из ойратских кочевий и перешел на сторону Цинов. Но, переменив союзников, Абылай не переменил своей цели. Он постарался и в новой ситуации распространить кочевья казахов Среднего и Старшего жузов в районы Тарбагатая и Северо-Западного Семиречья, прежде находившиеся под властью джунгарских ханов. В этой ситуации наиболее ярко и полно проявились не только военные таланты, но и большой ум, самообладание, выдержка и незаурядные дипломатические способности Абылая. Формально оставаясь верным своей присяге на вечное подданство российскому престолу, Абылай в то же время вступил в 1757 году под патронат китайского богдыхана. В дальнейшем он дипломатично использовал свой двойной статус подданного Российской и Цинской империй для успешного проведения собственной политики в казахских землях.
В 1771 году умирает хан Среднего жуза Абулмамбет. Несмотря на наличие у него прямых потомков, знать однозначно склонялась к тому, чтобы избрать ханом Абылая. В том же году при большом стечении народа и знати в г. Туркестане в мечети Ходжи Ахмеда Ясауи состоялось официальное избрание Абылая ханом Среднего жуза. В дальнейшем, несмотря на попытки Абылая заручиться поддержкой царской администрации в деле избрания его ханом всех трех жузов он, естественно, не встретил поддержки. Царское правительство не без оснований опасалось усиления позиций нового хана.
24 мая 1778 года императрица Екатерина II подписала указ об утверждении Абылая ханом Среднего жуза. Тем не менее, в последние годы своего правления Абылай сумел распространить свою власть не только на Средний, но и на значительную часть Старшего жуза. Помимо укрепления своего авторитета и власти с помощью силы и хитрости, он также заручился поддержкой известных в степи жырау и акынов – Бухар-жырау, Умбетея, Татикара. Признав за Абылаем статус хана Среднего жуза, императрица категорически отказалась прислать ему русские войска. У нуждавшегося в военной поддержке хана, этот отказ вызвал крайнее раздражение. Его личный писарь Ягуда Усманов, встретившись с капитаном русской службы Г. Лилиеншреном в летней ставке своего хозяина сказал: «Абылай-солтан поехал бы не только в Петропавловскую крепость, но и в Оренбург, если бы даны были просимые им войска, а без того не только присяги, но и знаков принять не хочет». Под разными благовидными предлогами Абылай отказывался приехать для подтверждения своей присяги российскому престолу и получения монархических символов. Через некоторое время он откочевал с большой группой подвластных ему кочевников на юг в присырдарьинские степи.
о внешней политике Абылай стремился сохранить (самостоятельность) независимость казахского ханства, укрепляя его обороноспособность, содержал многочисленную армию. Укрепил экономические связи, торговлю с соседними государствами. Россия, Китай, Джунгарское, Бухарское, Хивинское ханства во времена Абылая поддерживали тесные связи с казахским ханством. Абылай сыграл огромную роль в объединении всех трех казахских жузов для борьбы против Джунгарского ханства и Манжурско-Китайской империи, стремившихся в XVIII веке завоевать Казахстан. Он предлагал большие усилия для полного освобождения казахских земель, захваченных джунгарами в середине XVIII века.
В 1756-1758 годы 90-тысячная армия Маньчуро-Китайской империи разгромила джунгарское государство, захватив его земли, учинив массовое уничтожение мирного населения, пленив оставшихся в живых. В это время Абылаю удавалось дипломатично лавировать в отношениях с Россией и Китаем.
В 1755-1756 годы Абылай впервые вступает в контакт с Цинским двором. Это было вызвано тем, что китайские войска дважды в 1756 и 1757 годах совершили широкомасштабное вторжение. И Абылаю пришлось возглавить освободительную борьбу казахского народа с цинскими захватчиками.
После уничтожения в 1758 году Джунгарского ханства Цинским Китаем, Средний жуз оказался в исключительно сложных геополитических условиях. В этой ситуации наиболее ярко проявились не только военные таланты, но и большой ум, самообладание и незаурядные дипломатические способности Абылай хана.
Он заключает перемирие с Цинским командованием и направляет посольство в Пекин (Хун Ли).
Китайская дипломатия преследовала цель склонить Абылая на свою сторону, заручиться обещанием поддержки в случаи войны с Россией и добиться принятия подданства Богдыхану.
Формально, оставаясь верным своей присяги на вечное подданство российскому престолу, Абылай в тоже время вступил в 1757 году под патронат китайского Богдыхана.
В оценке внешнеполитического курса Аблая утвердилось, мнение, что его двойственная политика создавало весьма сложную и напряженную обстановку в местах соприкосновения российской империи с Цинской, что в своих взаимоотношениях с ними Абылай придерживался политики «лавирования» («вел двуличную политику»).
С таким мнением нельзя полностью согласиться. Свой внешнеполитический курс Абылай строил на реальных исторических моментах, когда еще был низок уровень развития государственности и общества, когда нет регулярной армии, нельзя было пойти на конфронтацию с обеими могучими соседями – с Россией на западе и Цинским Китаем на востоке.
Летом 1780 года после возвращения из победоносного похода на киргизов (1779г., Тянь-Шаньских киргизов, Присырдарьинские города в окрестностях Туркестана и Ташкента) состояние здоровья Абылая ухудшилось, и перед ним остро встал вопрос о престолонаследие в Казахском ханстве в случае его преждевременной кончины.
В отличие от Абулхаира, стремившегося закрепить этносоциальное единство и территориальную целостность Казахского ханства через передачу всей полноты власти только одному своему сыну, Абылай в решении этой чрезвычайно важной проблемы пошел традиционным путем и завещал ближайшим потомкам разделить власть между двумя старшими сыновьями по принципу старой улусной системы, основанной еще Чингисханом. Он разделил свои этнотерриториальные владения следующим образом: «Вся Средняя Орда досталась сыну его Уали-хану, а другой – Адиль султан – получил в свое владение великую часть Большой Орды, а прочие при них – по уделам».
В будущем Адиль-хан был вынужден уступить давлению более сильного южного соседа и весной 1814 году признал над собой патронат кокандского правителя Омар-хана (1809-1821), а умер Адиль в 1815 году.
Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане. Имя Абылая осталась в памяти казахского народа, и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возраждение казахского государство.
После смерти Абылая ханам Среднего жуза был избран его старший сын Уали, неспособность которого править огромными владениями своего отца привела к постепенному ослаблению внутренних связей в ставшем едином казахом государстве. Этим воспользовалась Российская администрация с целью присоединения края к империи.
В целом, во второй половине XVIII века в политическом и экономическом развитии Казахстана произошли серьезные перемены. Несмотря на колонизаторский характер земельной политики царизма казахско-русские торговые связи, а также взаимоотношения казахского ханства с соседними странами развивалось на взаимовыгодном направлении.
Заключение
XVIII в. в казахской истории занимает особое место. В течение нескольких десятилетий казахи боролись за независимость и государство. Это время связано с именем Абылая..
Джунгария всегда вела свою политическую, экономическую, идеологическую экспансию в казахской степи. Иногда между двумя государствами устанавливался мир. Но обычно между ними шла бескомпромиссная борьба, чем воспользовался Абылай. Его основная цель — ослабление джунгар; не ликвидация калмыков как нации, а уничтожение их завоевательской политики. Империя Цинь уничтожила калмыков в 50-х годах ХIХ в. Абылай предвидел это и вел активную дипломатическую политику с империей Цинь. Его стратегией было усилить и упрочить Казахское ханство.
Государство Абылая было особенным. Народ с огромными потерями все же пошел в будущее. Политика Абылая обезопасила восточные границы. С 30-х годов XVIII в. Абылай возглавил казахские войска и организовал сражения с джунгарами. Самый известный поход против джунгар — это когда ему исполнилось 22 или 23 года. Он в поединке убил сына Галдана-Церена Доржи. После этого неизвестный сабалак, малоизвестный Абильмансур стал знаменитым Абылаем.
В 1734 г. он правил несколькими племенами аргынов Среднего жуза, стал почетным ханом, но официально оставался султаном. После поединка о нем слагали песни, называли батыром. Его отвага решала исход сражения в пользу казахов. По Чокану, в конце 30-х годов он стал влиятельнейшим политиком, торе. В это время началась повторная военная агрессия джунгар. Их целью было уничтожить Средний жуз, сплотивший казахов. Основной удар пришелся на 1739 г. К походам джунгары подготовились основательно, количество воинов достигало десятков тысяч. Им помогло то, что казахи еще не оправились после “Великого бедствия”. Джунгары считали, что никто не может противостоять такой силе, но казахи дали отпор, чему способствовали сила и отвага Абылая. В те годы, по словам Чокана, в Среднем жузе не было более уважаемого и авторитетного правителя. В русских документах также высоко оценивали Абылая. Разумеется, он также привлекал внимание врага. Ойраты хотели поймать его и убить. Галдан-Церен не забывал о смерти сына Доржи. Для поимки Абылая был отправлен полководец Жалбы.
Это случилось в 1741 г. Около 30 тыс. калмыков под предводительством преемника Галдан-Церена Ламадоржи были отправлены схватить Абылая и покорить Средний жуз. Пойманный Абылай был “почетным пленником” и, несмотря на угрозы, вел себя гордо и надменно, что понравилось Галдан-Церену. В плену Абылай провел 1,5 года. В разговорах с Галданом он проявил находчивость, интеллект, мудрость и, оставшись в живых, вернулся домой с ценными подарками. Он расположил свою ставку в Кокчетаве. Как ни старались калмыки, Абылай всю свою политику проводил против них. Часто использовал двустороннюю политику: во-первых, вооруженная борьба; во-вторых, умение вести переговоры. В эту политику свой вклад внесли все — султаны, батыры, жырау, бии, простой народ.
Конечно, мастерство Абылая было уникальным. Мирное соглашение с калмыками и сохранение кочевых аулов принесли ему бесконечное уважение и признание. Дипломатия, послы, аманаты, умелое ведение переговоров не были похожи на действия “диких кочевников”. Потому и В. Татищев и И. Челнов признавали огромное значение Абылая.
В политике он учитывал несколько вещей. Главное — казахские воины не выдерживают длительной войны. Джунгария обладала невероятной мощью, к тому же казахи были вынуждены вести войну на нескольких фронтах. Ведение переговоров было тактической уловкой Абылая. Потому постепенно упрочилось положение ханства. Иногда и Абылай ошибался. Его суровость и ошибки верно подмечал Бухар жырау, и все же его политика была лучшей, правильной для того времени.
Победы Абылая ослабили Джунгарию. После ряда поражений империя начала раздробляться, причиной чего стала смерть Галдан-Церена в 1745 г. Несколько джунгар, боровшихся за трон, пришли к Абылаю за помощью. Абылай в 50-х годах вел себя как хозяин Джунгарии. Для понимания читателей полнее раскроем предпосылки этого.
В 1741—1742 гг. Джунгария вела себя агрессивно. Казахи платили непосильные налоги джунгарским феодалам. По словам переводчика И. Лапина, к 1744 г. каждая семья за карсак платила лошадью. В 1745 г. после смерти Галдан-Церена началась смута. За власть боролись Давади, Ламадоржи и Амирсана. Абылай поддерживал Амирсану. Во-первых, Ламадоржи вел агрессию против казахов. По легенде, Амирсана — названный брат Абылая. А в реальности Амирсана был правителем, не проявлявшим агрессию по отношению к казахам. Это было в 1751 г. Джунгарские феодалы убили Ламадоржи. Амирсана вышел против Давади. Абылай помог ему материально и оказал военную помощь. В 1754 г. Амирсана потерпел поражение и бежал в Китай.
По документам, казахские феодалы поддерживали Амирсану. Абылай всегда держал слово, потому и поддержал названого брата. С другой стороны, он использовал силу против империи Цинь. Армия Цинь пришла в Джунгарию в 1755 г. Через несколько лет не существовало на земле Джунгарского государства.
В 50-х годах Абылай и приближенные к нему феодалы попытались сделать зависимыми джунгаров; к примеру, от 10 тысяч калмыцких семей на реке Емель осталось всего 7—8 тысяч. Тогда Абылай не убивал калмыков, а переселял их и женил с казахами, и сам использовал ту же политику — женился на Топшы ханум.
Подобные примеры свидетельствуют о любви казахов к родной земле. В 50-х годах усилилась мощь казахского государства. Джунгары заключали союзы с казахами. Например, в одном документе написано: “Батма-Церен с казахами напал на селения Давади”.
Боявшаяся усиления Абылая империя Цинь отправила в Джунгарию армию. Летом 1755 г. китайцы схватили Давади и отправили первую делегацию к Абылаю. Их главная цель — схватить Амирсану, который заключил союз с казахами, киргизами, некоторыми ойратскими племенами, даже с русскими, и вел борьбу за независимость Джунгарии. Китайцы понимали, что основная помощь идет от Абылая и в марте 1756 г. с делегацией направили требование поймать Амирсану.
Абылай не выполнил их требования. Казахи правили в Джунгарии. Абылай понимал, что китайская агрессия усиливается. Китай начал войну против Казахского ханства. Летом 1757 г. китайцы перешли Тарбагатай, напали на аулы. Абылай дал отпор Цинской армии, что разозлило Цинь, и Китай решает стереть с лица земли Джунгарию. В 1759 г. было уничтожено великое кочевое государство. Джунгарию уничтожил не Абылай. Он дал отпор джунгарскому нашествию и остановил экспансию Китая.