Возникновение государства Амира Темура

Возникновение государства Амира Темура явилось логическим следствием социально- политических событий, которые происходили в Мовароуннахре в XIV в. Обострились в противоречия между чагатайскими ханами: сторонниками оседлого образа жизни, прекращения междоусобных войн, упрочения связей с местной аристократией и военно-кочевой знатью, желавшей сохранить кочевые традиции. В результате в 40 годах XIV в. Чагатайский улус раскололся на 2 части: Моголистан (территория Семиречья и Восточного Туркестана) и Мовароуннахр, усилилась феодальная раздробленность. Согласно сведениям историка Хондамира, Мовароуннахр распался на 10 самостоятельных владений с независимыми правителями: в Самарканде-эмир Баги Сулдуз, в Кеше-эмир Ходжа Барлас, в Ходженте-эмир Баязид Желаир, в Балхе-Амир Хусайн и др., враждовавшие друг с другом. Внутренние распри, политическая нестабильность вели к экономическому разорению, ухудшению социального положения населения. С другой стороны, это усиливало стремление монгольских ханов к набегам на Мовароуннахр. что ухудшало и без того тяжелое положение народа и являлось причиной усиления народных движений, наиболее мощным из которых было движение сарбадаров.

             Страна нуждалась в появлении новой политической силы, которая обеспечила бы политическую стабильность и экономическое развитие.Ответом на эту апотребность и явился выход па политическую арену такой личности как Амир Темур. Как отмечает И.Муминов «Появление Темура в Средней Азии было чистой случайностью. Ну именно такая личность была потребностью времени, потребностью эпохи, она была необходима стране, раздробленной между феодальными удельными князьями улуса Чагатая, разоренной нашествиями монгольских ханов».

              Точкой отсчета политической деятельности Амира Темура можно считать 1360 г., когда в Мовароуннахр вторгаются войска монгольского хана Тоглук-Темура, которой не встретив сопротивления, стал грабить города Мовароуннахра. Проявив политическую дальновидность, Амир Темур выразил готовность служить Тоглук Темуру. В признательность за это Тоглук Темур назначает его правителем Кешского вилайета, а сам уходит в долину реки Или. Таким образом, поступив на службу к Тоглук Темуру, Амир Темур спас свой край от разграбления монголами.

               В марте 1361 г. Тоглук Темур приходит в Мовароуннахр вторично, на этот раз он назначает Амир Темура правителем Кеша и Нахшаба, а своего сына Ильяс Ходжу-правителем Мовароуннахра. Вскоре между Амиром Темуром и Ильяс Ходжой отношения обостряются и Амир Темур был вынужден покинуть Мовароуннахр. Женившись на сестре правителя Балха Султана Хусайна, Амир Темур, заключив с ним союз, начал борьбу с монголами и в 1364 г. изгоняет Ильяс Ходжу из Мовароуннара. В 1365 г. Ильяс Ходжа с новым войском вторгается в Мовароуннахр. Амир Темур и Султан Хусайн выступили против монголов. Произошла знаменитая битва между Ильяс Ходжой и эмирами. Эта битва известна в истории как «Лой жанги» (битва в грязи). Сражение закончилась поражением союзников. С остатками своих войск эмиры ушли в Балх. Дорога на Самарканд, центр Мовароуннахра была свободна. Но население Самарканда смогло защитить свой город. Во главе обороны города стояли сарбадары.

              Движение сарбадаров началось в 1337 г. в северо-восточном Иране. В западном Хорасане они создали свое государство с центром в городе Сабзавор. Оно просуществовало более 45 лет. В 60 г. XIV в. это движение распространилось и в Мовароуннахре, его центром и был Самарканд. Лозунгом сарбадаров был «Лучше видеть нам свои головы на виселице, чем умирать от страха». Они выступали против монгольских угнетателей, за социальное равенство. В Самарканде но движение возглавили студент медресе Мавлонзода, ремесленник Абу Бакр и стрелок Хурдаки Бухари. Ильяс Ходжа, не выдержав мощных ударов защитников города, вынужден был покинуть Мовароуннахр. Используя удобный момент, Амир Темур и Султан Хусайн подошли к городу и заманив к сеобе вождей сарбадаров, казнили их, оставив и живых по инициативе Амир Темура только Мавлонзаде. В 1366 г эмиры захватили Самарканд. Правителем Мовароуннахра стал Султан Хусайн. Но вскоре отношения между союзниками обострились. В течение 1366-1370 г. между ними не прекращалась борьба за власть, которая завершилась в 1370 г. взятием Амиром Темуром Балха и гибелью Султан Хусайна.

              10 апреля 1370 г. в Балхе состоялся курултай местной знати и начальников войск, на котором Амир Темур был провозглашен правителем Мовароуннахра. Амир Темур не относился к роду чингизидов, поэтому он довольствовался титулом эмира и правил через подставных ханов (Суюргатмиш (1370-1388), Султан Махмуд (1388-1402)).

              Придя к власти, Темур приступил к решению первой и важнейшей задачи – преодолению раздробленности и объединению Мовароуннахра в единое государство. В течение 1370-1386 г. главными проблемами на пути объединения страны были Моголистан и Хорезм.

            Темур в течение 1371-1390 г. совершил 7 походов на Моголистан и, разгромив врага, обеспечил безопасность страны. В течении 1371-1388 он вел борьбу с Хорезмом и присоединил его к своему государству.

             С 1386 г. начинается новый период в деятельности Темура, связанный с военными походами, которые вошли в историю как: Трехлетний поход (1386-1388) (Иран, Закавказье, Ирак); Пятилетний поход (1392-1396) (Иран, Ирак, Закавказье); Семилетний поход (1399-1404) (Сирия, Египет, Турция). В 1398-1399 г. он совершил поход на Индию. Для обеспечения безопасности своих северных границ и поворота торговых путей с севера на юг, через Мовароуннахр, Темур в 1388, 1391, 1394-1395 гг. совершает походы против Золотой Орды во главе с Тохтамышханом. В 1395 году Амир Темур на реке Терек окончательно разгромил войска Тохтамыш хана. В результате этой победы Темура военная и экономическая мощь Золотой Орды была подорвана. Тем самым, Амир Темур объективно создал предпосылки освобождения русских княжеств от монгольского ига. В 1402 г. разгромив правителя Османской империи Баязида, Амир Темур обеспечил безопасность торговых путей на западе, и западных народов от вторжений османских войск. В 1405 г. был начат поход на Китай, но он не был завершен из-за смерти Амира Темура.

               Таким образом. Амир Темур создал мощную империю, границы которой простирались от Китая до Анкары, от России до Индии. Последствия военных походов Темура оказали большое влияние на судьбы многих народов и государств Востока и Запада. Эти походы обеспечили развитие Великого Шелкового пути, привели к ренессансу Средней  Азии.

               Амир Гемур вошел в историю не только как великий полководец, но и как мудрый, дальновидный государственный деятель. Созданное им централизованное государство, принципы управления им заложили основу узбекской государственности. Государственное устройство в державе Амира Темура основывалось на вековых традициях местной государственности, обогащенных опытом сопредельных стран Востока.

              Взгляды Амира Темура на общество, социально-политическую жизнь, роль государства, правителя в жизни народа нашло свое отражение в «Уложении» Темура.

              «Уложение» по своим функциональным характеристикам отвечает требованиям конституционного правового документа, в котором отражены принципы, организационные формы и система методов управления. В нем подробно изложен механизм управления, этические нормы поведения чиновников, вплоть до простого воина.

               Основным стержнем государственного управления были законность и мусульманское право. Амир Темур говорил, что «власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу». Законность являлась опорой в делах, обеспечивая справедливость и беспристрастность.

               Именно опора на законы и нормы шариата позволили Амиру Темуру, помимо помощи силы своего авторитета, повысить эффективность деятельности аппарата органов управления. Все учреждения действовали мобильно, отличались высокой дисциплиной исполнения. Примечательно то, что в государственную службу вносились элементы административного порядка, где правила, по своей значимости порой были выше воли Сахибкирана. Это проявилось в системе наказания, где целью виделось воспитание и предупреждение, нежели гнев и жажда возмездия. По мнению Темура даже при плохом монархе мудрый и честный министр в состоянии исправить несправедливость и не допустить беспорядка в стране.

              Система государственного управления представляла собой центральной управление со своей канцелярией – Девони бузрук, состоявшее из семи министерств.
Постоянный совет включал четырех визирей:

Первый визирь провинций и народа, был советником по административным, налоговым, бюджетным, торговым, культурным и правоохранительным вопросам. Второй визирь отвечал за порядок в армии. Третий визирь ведал вопросами имущества, финансов, взимания налогов с купцов. Четвертый визирь управлял всеми делами империи, следил за деятельностью и финансами всех учреждений.

               Кроме того, назначались еще три визиря, следивших за состоянием дел в провинциях и вассальных государствах. Они контролировали поступление средств в казну.

              При диванхане (кабинет министров) были учреждены должности духовного судьи по религиозным вопросам; гражданского судьи; а также арзбеги, по вопросам жалоб, садриаъзам (по делам вакуфного имушества); шейх ул-ислам (следил за исполнением законов шариата): мунши (секретарь, отвечающий за поступление и распределение денежных средств и их учет в государстве).

              В административном отношении государство делилось на улусы, вилояты и туманы, которыми управляли хаким, нойиб и туманбаши (т.е. правитель, наместник и тысячник). Город, область или округ имели свое финансовое управление, судью, муфтия, а также делопроизводителя.

При Амире Темуре широкое распространение получил суюргал, как форма условного землевладения. Владельцами суюргала назначались сыновья, внуки, родственники Амира Темура, а также военачальники, бывшие правители этих областей и все, кто верно служил правителю. В суюргал раздавались целые области и страны. Владелец суюргала имел право взимать налоги, назначать своих чиновников, осуществлять правосудие, иметь свое войско. Формально владелец суюргала подчинялся верховной власти, но фактически, проводил самостоятельную политику. Свое государство Амир Темур разделил на четыре части между своими сыновьями: Балх старшему сыну Жахонгиру; Иран-Умаршайху; Ирак, Закавказье – Мироншаху; Хорасан – Шахруху. Но Мовароуннахр оставался в руках Амир Темура. Таким образом, империя Амира Темура представляла собой совокупность феодальных владений, объединённых в единое государственное целое. Система раздачи отдельных частей государства в суюргал содействовали накоплению в стране скрытых, сепаратистских сил, которые могли разрушить целостность государства, что и произошло после смерти Амира Темура.

                Таким образом, создавая и укрепляя централизованное государство, Амир Темур одновременно создавал условия для его распада.

                 Разграничение функций и полномочий в системе власти характеризовало высокий уровень политико-правовой культуры. В частности, имела место независимость судей; казии назначались пожизненно, их жалование было неприкосновенным, приговоры должны были соответствовать шариату. «Уложению», судебные приговоры исполнялись государством. Кроме того, обеспечивалась система контроля судебной деятельности, объективность и справедливость судебного процесса. За состояние правосудия отвечал верховный судья-кази калон.

               Важную роль в управлении государством играл ислам и нормы шариата. Причем особенностью государства Амира Темура был синтез светского и религиозного в политико-правовом устройстве государства. Ислам был опорой в организации государственной власти, но не был самоцелью и не преобладал в качестве критерия принятия политических решений. Такой синтез стал особенностью национальной государственности у народов Средней Азии, и в частности, в Узбекистане на современном этапе, где светское и религиозное не противоречат друг Другу и имеют свои сферы приложения. Религия, по мнению И.А. Каримова, является формой сохранения  и  передачи  из поколения в поколение общечеловеческих и духовных ценностей.

               Большое значение Амир Темур придавал Советам (кенгаш), устраиваемых для решения важных государственных дел. По вопросам государственной важности Амир Темур советовался со специалистами в той или иной сфере.

              Таким образом, в государстве Амира Темура мы видим все признаки национальной государственности и исторические предпосылки ее развития в последующие эпохи:

              Во-первых,    была    создана    правовая    база    государственного управления в виде конституционных норм, изложенных в «Уложении».                                 Во-вторых, была создана стройная система государственной власти и управления с признаками правового регулирования.

В-третьих, создание централизованного государства, победа над врагами, установление правопорядка формировало в народе уверенность в будущности созданного государства, чувство гордости за него и своего лидера.

В-четвертых, государство Амира Темура обладало всеми необходимыми качествами для своего развития и роста национального самосознания.

              Обеспечение правопорядка и стабильности в государстве явилось важным фактором развития социально-экономической и культурной жизни народа. Экономическое развитие любого государства определяется разумной налоговой политикой. В «Уложении» были определены основные принципы этой политики. Главным принципом было «остерегаться обременять народ податями, потому что разорение народа ведет за собой обеднение государственной казны». Основным был поземельный налог -харадж, который собирался только после уборки урожая и составлял 33% урожая. С частных земель взимался ушр-1/10 часть урожая, с фруктовых садов-мол дарахт, зякат -с домашнего скота (1/40), кроме того население страны привлекалось на общественные работы (рытье каналов, строительство караван – сараев, оборонительных сооружений). Эта повинность называлась бегар. Формы земельной собственности были различны: мулки девоний – государственные земли; мулк – частные земли; 
вакуф – земли, принадлежащие мечетям, медресе; жамоа ер – общественные земли.

               При Амире Темуре быстро развивалось ремесленное производство и торговля. Центрами ремесла и торговли были Самарканд. Бухара, Ташкент, Термез, Кеш, Карши и другие. Развивалось ювелирное дело, стеклодувное, текстильное производство, производство оружия, бумаги. Особенно славилась самаркандская бумага.

                По свидетельству современников, Амир Темур был не только выдающимся полководцем, политическим деятелем, но и опытным дипломатом. В создании мощной империи важную роль играла его внешняя политика. Среди видных дипломатов были выходцы из Кеша, такие как Мавлоно Джалилиддин ал-Халидий, ал-Каший, Мавлоно Абдуллах Коший, Мухаммад ал Коший. Они были образованные и искусные в своем деле. Благодаря им и другим дипломатам, государство Амира Темура имело прочные дипломатические отношения со многими странами.

                Оживляется внутренняя и внешняя торговля, устанавливаются постоянные торговые отношения с Китаем, Индией, Русью, Испанией, Францией, Англией. Благодаря денежной реформе было обеспечено стабильное финансовое положение. Были введены в обращение серебряные монеты с именем Темура, которые чеканились более чем на 50 монетных дворах.

                При Амире Темуре происходит возрождение материальной и духовной культуры. Развернулось большое градостроительство. К строительству были привлечены лучшие зодчие Средней Азии и других стран. Особенно большое внимание Амир Темур придавал Самарканду, Шахрисабзу. Здесь были построены великолепные дворцы, мавзолеи, мечети – дворцы Кук Сарой, Бустон, мавзолеи Шохи-Зинда, Гур-Эмир, мечеть Бибиханум в Самарканде, Ок-Сарай в Шахрисабзе, Мавзолей Ходжа Ахмада Яссави в Туркестане.

               Чтобы подчеркнуть величие Самарканда, кишлакам в окрестностях города были даны названия столиц других государств: Дамаск, Миср, Багдад, Фариш, Шероз. Целью создания величественных зданий было показать мощь и величие самого государства, устрашить потенциальных противников, в частности, кочевников Дашти Кипчак.

                Большое внимание уделялось развитию науки и культуры. Амир Темур сам был довольно образованным человеком для своего времени, он знал тюркский и фарси, историю, Коран. В Самарканде были собраны лучшие ученые: философы, историки, математики. Получили развитие настенная живопись, миниатюра. Здесь трудились такие выдающиеся деятели тюркской литературы как Атоий. Саккокий, Лутфи.

              Таким образом, изучая историю узбекской государственности, мы видим   ее  истоки   в   государстве   Амира Темура.   Деятельность  Амира Темура имеет историческое значение, так как история возложила на него сразу несколько великих миссий: 1.    Объединение Средней Азии в единое централизованное государство.
2.     Разгром Золотой Орды, после чего Орда потеряла свою былую мощь.
3.    Победа над Баязидом  значительно  повлияла  на судьбы   народов Западной Европы.
4.    Создание централизованного государства обеспечило условия для развития культуры и науки.

               Амир Темур был исторической личностно, сложной и противоречивой. Как Петр I, Людовик XIV, он обладал политической прозорливостью. Его внешняя политика была настолько мудрой и гибкой, что в ней трудно выделить основную линию. Его аналитический ум позволял выйти, наиболее удачно, из самых критических ситуаций и даже извлечь из этого определенную    выгоду.

               С 1388-1404 г. Амир Темур покорил многие страны Азии, разгромил Османского империю, Золотую Орду. Но если бы Амир Темур был только лишь великим полководцем, он не стал бы настолько интересным для истории. Амир Темур, чьи предки – кочевники считали городские стены убежищем для трусов, был неутомимым строителем. Впервые в Средней Азии была создана государственность нового типа, победа над Тохтамышем способствовала избавлению Руси от монгольского ига; победа над Баязидом спасла европейские народы от османских вторжений. Суровый аскет, отважный воин, осторожный и мудрый политик, покровитель людей искусства, науки – таким был Амир Темур.

             Кончина Амира Темура явилась катализатором начала междоусобных войн. Смерть сильного правителя привела к вооруженной борьбе за наследство. Сыновья и внуки Темура, борясь за власть, оказались втянутыми в долгую, кровавую и разрушительную войну. Участники этой войны были представлены различными политическими силами:
1.   Темуриды.
2.   Сподвижники Амира Темура и их наследники.
3.   Местные правители краев, областей.

           Хотя были живы 2 сына Амира Темура, Мироншах (1366-1408) и  Шахрух, (1397-1447) официальным наследником Амира Темура был назначен правитель Индии и Кабула, сын Джахонгира, Пир-Мухаммад. Но сын Мироншаха, Халил Султан, нарушив завещание Амира Темура захватил власть в Самарканде. Используя момент, против него выступили эмиры: хокимы Ферганы и Туркестана. Худайдод и Нуриддин. Пирмухаммад, прибыв в Балх из Кабула, вступил в союз с Шахрухом. Он начал войну с Халил Султаном, но потерпел поражение и был убит. В 1408 г в боях с предводителем туркменских племён Кораюсуфом погиб Мироншах. В 1409 г. обстановка в Мовароуннахре обострилась. Эмир Худайдод, захватив Уратюбе и Шахрухию, овладел Самаркандом и взял в плен Халил Султана. В этот период Шахрух подавил восстание эмиров в Хорасане и, укрепив свою власть, захватил Самарканд. 5-летняя война ухудшила экономическое положение народа, поэтому политика Шахруха, направленная на ликвидацию междоусобных войн и установление мира, встретила поддержку разных слоев населения Мовароуннахра. Подчинив себе Мовароуннахр, Шахрух восстановил, в основном, государство своего отца (за исключением Ближнего Востока и Азейбарджана). На место местных правителей он поставил своих сыновей, внуков и ближайших родственников. Но это не гарантировало укрепления его власти: один из его внуков, правитель Ирана, Султан Мухаммад, выступил против Шахруха, что заставило его направить против Султан Мухаммада свои войска. Хотя формально Шахрух восстановил единство государства, но фактически оно раскололось на 2 части: государство Шахруха, со столицей Герат, и государство к северу от Амударьи, со столицей Самарканд, которым правил сын Шахруха, Мирзо Улугбек (1394-1449).

               Мирзо Улугбек Мухаммад Тарагай считался правителем Мовароуннахра и Туркестана, но первоначально под его реальной властью была лишь центральная часть Мовароуннахра. В Фергане правил Амирак Ахмад, в Туркестане Шайх Нуриддин. В 1410 г. шайх Нуриддин, в союзе с царевичем Белой Орды Оглоном, поднял мятеж против Улугбека. В борьбе с ними Улугбек потерпел поражение и только помощь Шахруха сохранила ему престол в Самарканде. В 1414-1415г. Улугбек присоединил Фергану, в 1413-Хорезм, в 1425 г он одержал победу над монгольскими ханами. Но, в 1427г. в войне с правителем Белой Орды Барак ханом Улугбек потерпел сокрушительное поражение. Смерть Шахруха, в 1447 г, положила начало новой войне за престол в Герате между Улугбеком и его племянниками, сыновьями его брата Байсункура, Алаудавл и Абдулкосимом.

                Положение осложнилось выступлением против Улугбека его сына Абдулатифа, который опираясь на поддержку мятежных эмиров, нанёс поражение Улугбеку. В ходе сражения под Самаркандом в октябре 1449 года Улугбек потерпел поражение и сдался в плен. По пути в хадж, 27 октября [449 года по прикачу Абдулатифа Улугбек был убит. Но власть Абдулатифа не была продолжительной. Уже в мае 1450 г., в ходе восстания  в Самарканде он был убит. Это послужило началом нового витка междоусобной войны между темуридами. В результате, государство Амира Темура окончательно раскололось на 2 части: Мовароуннахр и Хорасан.

              В     период     правления     темуридов,          особенно     Улугбека,
Мовароуннахр переживал период культурного подъема. Огромные средства   государства Улугбек использовал на развитие науки и культуры.   По   приказу   Улугбека   было   построено     три   медресе:   в Самарканде (1417-1420); Бухаре (1417); Гиждуване (1433)-

                Особенного расцвета в период его правления достигла астрономия. Сам, будучи великим ученым в этой области Улугбек привлек к себе виднейших ученых того времени: Кази-Заде Руми; Гиясиддина Джамшид ибн Маъсуда, Али Кушчи. В 1424-1426 г. в Самарканде, по приказу Улугбека, была построена обсерватория (окружность 47 м, высота 37 м). Улугбеком был и составлены астрономические таблицы, в которых описывалось местоположение 1018 звезд – «Зиджи Гургани» (Звёздные таблицы). Они были переведены на многие языки мира.

               Получила свое развитие и  литература. Выдающимися литераторами этого периода были Мавлоно Лутфй (1366-1465); Абдурахман Джами (1414-1492), классик таджикско-персидской литературы. После смерти Улугбека наблюдается упадок в культурной жизни Мовароуннахра. Центром культуры стал Герат, где правил Султан Хусайн Байкаро (1469-1506), сам превосходный Поэт, любитель живописи, музыки. В Герате жил и творил великий узбекский поэт Алишер Навои (1441-1501), автор около тридцати сборников стихов, поэм и научных трактатов. А. Навои является основоположником узбекской литературы.

             В Герате жил и творил прославленный художник – миниатюрист К.Бекзод (1455-1536). Европейцы называли его «Рафаэлем Востока». В этот период трудились известные историки: Самарканда Мирхонд, Хондамир, Арабшах и др. Мирхонд создал семитомную историю Мовароуннахра, а седьмую часть-историю Хусайна Байкары и его наследников, завершил его внук Хондамир.

            Абдураззак Самарканди многие годы служил при дворе Шахруха и ведал дипломатической работой. Им написана 2-х томная книга, раскрывающая политические события эпохи А.Темура и темуридов. Большой след в культурной жизни оставило творчество Захириддина Бабура (1483-1530). Это был выдающийся государственным деятель, основатель династии Бабуридов, создавшей в Индии мощную державу. Большой вклад Захириддин Бабур внёс в развитие узбекского языка. Им написан историко-литературный труд–«Бабурнома». Книга носит автобиографический характер и отражает историю народов Средней Азии, Афганистана и Индии в ХУ-ХУ1в. Таким образом, вторая половина XIV в – XV в стал периодом политического, экономического,  культурного и научного развития Средней Азии. В основе процветания лежит историческая деятельность выдающегося сына узбекского народа Амира Темура, освободившего народы Мовароуннахра от монгольских завоевателей, создавшего мощную централизованную державу, оставившего глубокий след в истории. Его потомки, темуриды, продолжили эту политику. При них мы наблюдаем расцвет культуры и науки. Но, в тоже время, постоянная борьба за власть, междоусобицы подрывали основу государства. Логическим следствием этого явился раскол государства, его ослабление и завоевание Мовароуннахра Шайбани-ханом.

error: Материал көшіруге болмайды!