Первые мыслители Казахстана

Первые мыслители Казахстана

Ярким свидетельством развития средневековой политической мысли и культуры Казахстана является деятельность гениального ученого-энциклопедиста Аль-Фараби (870-950 гг.).

Фараби родился на казахской земле, Сырдарье, в г. Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар), умер в Дамаске.

Полное имя Аль-Фараби – Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки. Причем слово «тархан» дает признак принадлежности к тюркам, обозначает, что он выходец из родовитых и богатых, близких к каганам сословий – «тархан» – принц.

Научное наследие Фараби, охватывает практически все отрасли знаний, средневекового мира – философию и логику, социологию и политику, математику и физику, музыку и астрономию, биологию и медицину, поэзию и лингвистику.

Фараби был выдающимся представителем исламской цивилизации, основателем исламской философии – «Вторым учителем». Он заслужил этой чести еще при жизни потому, что после древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) во всем мире в области философии и логики ему не было равных. Он дал толкование почти всем книгам Аристотеля. В этой связи важно привести признание Ибн-Сины, что в тот период своей жизни, когда он уже изучил медицину, философию, физику, логику, ему все еще не давалось понимание «Метафизики» Аристотеля до тех пор, пока он не проштудировал трактат аль-Фараби, разъясняющий это древнегреческое сочинение.

На протяжении 80-летней жизни, протекавшей от Фараба до Хорасана, от Хорасана до Багдада, Дамаска и Египта, Абу Наср занимался различными науками – философией, социологией и политикой, физикой, химией, геометрией, биологией, медициной, астрономией – и оставил более 160 трактатов, которые изданы или хранятся в библиотеках Ташкента, Каира, Бейрута, Стамбула, Тегерана, Хайдарабада, Лондона, Берлина, Мадрида.

В частности, ему принадлежат труды «О политике», «Гражданская политика», «О достижении счастья», «Об (искусстве) поэзии», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Отношение философии к религии», «Диалектика», «Метафизика». Энциклопедией средневековой науки назван его труд «Слово о классификации наук», переведенный на греческий и латинский языки еще в Х-ХП вв. В Европе в XV в. была популярна «Большая книга о музыке» – самое крупное произведение Абу Насра, впервые вышедшее на языке оригинала в Каире в 1967 г. с комментариями, общим объемом более 1200 страниц. Его книги начинаются с мусульманской заповеди «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!».

Научные взгляды Фараби намного опередили свое время. Мыслитель мирового уровня синтезировал и развил в своем творчестве достижения греческой, персидской, индийской, арабской и тюркской культур.

Первые исследования творчества Фараби появились в XI-XIII вв. на арабском языке. Наука о наследии Фараби в Казахстане оформилась в фарабиеведение. Институт философии Министерства образования и науки РК издал на государственном и русском языках «Философские трактаты» (1970), «Математические трактаты» (1972), «Социально-этические трактаты» (1973), «Логические трактаты» (1975), «Историко-философские трактаты» (1985), «Трактаты о музыке и поэзии» (1992).

В период государства Караханидов жили и творили создатели замечательных произведений тюркского языка и литературы, социологии и политической мысли Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.

Юсуф Баласагуни (1017-1075 жж.) родился в г. Баласагуне, от названия которого происходит имя поэта – Баласагуни.

Юсуф с малых лет воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, социологию, астрономию, геометрию. политику и другие науки.

В Кашгаре в 1069-1070 г. он написал одно из важнейших исторических и литературных произведений того времени – «Кудатгу билиг» (Благодатное знание).

Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание –  единственный источник для благополучия, как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф.

Среди политических мотивов создания поэмы – стремление научить среднеазиатскую династию Караханидов, еще не оторвавшуюся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами (Мавераннахр, Восточный Туркестан). О соединении элементов тюркского и исламского стиля правления свидетельствуют немало советов в деле государственного управления, изложенные в поэме. Например, «Есть право владыки: он  – людям глава, но есть и у подданных долг и права», «Счастье правителя – сделать народ счастливым», «Когда над собаками лев – голова, любая собака похожа на льва».

Махмуд Кашгари (1029-1101 гг.) – представитель высших слоев караханидской знати, создавший в 1072-1074 гг. бесценный памятник для изучения этнической истории, быта, нравов, исторической географии, социально-политической жизни тюркоязычных народов, а также естественнонаучных представлений того времени – «Диуани-лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Специалистами предлагается и другой перевод – «Словарь единого тюркского языка».

По мнению крупнейшего петербургского востоковеда, академика    А. Н. Кононова труд Кашгари является «… часто единственным источником информации о жизни тюрков XI века: о предметах их материальной и политической культуры, реалиях быта…об этнонимах и топонимах, родоплеменном делении, о терминах родства и свойства, о титулах и наименованиях различных должностных лиц, названиях пищи-пития, о домашних и диких животных и птицах, о терминах животноводства, о растениях и злаках, об астрономических терминах, о народном календаре, о географической терминологии, о металлах и минералах, о военной, спортивной, административной терминологии, об именах различных исторических и мифологических героев, о религиозной и этической терминологии, о детских играх и забавах и т.д.».

В политической и культурной жизни городского населения важное значение имели произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих поэтов наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави (1093-1157 гг.), проповедник ислама XI – XII вв.   Он написал сборник стихов религиозно – мистического содержания «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости). Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XI вв., большую часть жизни провел в г. Яссы (Туркестан). Отец Ахмета Ибрагим был степным музыкантом и поэтом и передал сыну свою любовь к поэтическому слову. В Испиджабе Ахмет учился у имама Арстан – баба, продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани, известного проповедника суфизма в Средней Азии.

Дивани Хикмет – сборник стихов, прежде всего, религиозно – мистического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма, выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию. Путь к истине, по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизм и смирение. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно – исторического,  этнографического и социально-политического характера. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографии племен того времени.

Суфизмом Ясави были проникнуты и поэзия, и политика, и искусство, и история, и экономика, а шире – весь менталитет тюркоязычного общества.

Ясави  оставил после себя двух дочерей – Джемаль-ханым и Гаухар-Хуштадж. Единственный сын Ибрагим умер еще при жизни отца. Шейха похоронили как национального святого. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 233 года спустя после его смерти над могилой по личному указанию эмира Тимура (1336-1405 гг.) в честь его победы над Тохтамышем в 1395 г. воздвигнут мавзолей «Хазрет султан». Соответственно была оформлена дарственная грамота «Вакуф-наме» – о передаче обрабатываемых земель в вакф.                                                                                         

Трехкратное посещение могилы Ясави приравнивалось к хаджу в Мекку. Эта ее роль подчеркивается и тем фактом, что столь значительное и почитаемое место со временем превратилось в пантеон выдающихся государственных деятелей, знаменитых ученых и поэтов. Внутри комплекса мавзолея похоронены Абулхаир хан, дочь Улугбека Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Аблай-хан, Каз дауысты Казбек би и многие другие знатные люди.

Как подчеркивают исследователи, геополитический выбор месторасположения столицы первого казахского государства в городе Туркестане был обусловлен, прежде всего, тем, что Туркестан был местонахождением священного праха мыслителя и гуманиста тюркского мира Ходжа Ахмеда Ясави.

Таким образом, в VI – XIII веках в результате симбиоза (взаимослияния) кочевой и оседло-земледельческой культур на территории Казахстана сложилась социально-политическая культура, создававшая прочный фундамент для дальнейшего развития цивилизации на территории Казахстана.

  1. Развитие политической мысли в период становления Казахского ханства и во второй половине 19 века.

В историю развития политической мысли внесли свой бесценный вклад выдающиеся государственные деятели Казахстана в 16-18 вв. ханы Касым, Есим, Тауке и Абылай.

В начале XVI в., при правлении хана Касыма (1512-1521 жж.) был разработан и принят кодекс законов, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь Касым хана). Он включает в себя пять основных разделов:

– Имущественный закон. В него входили положения о решении и споров о земле, скоте и имуществе.

– Уголовный закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.

– Военный закон. В нем оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.

– Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.

– Закон общественности (жұртшылық). Этот раздел был посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.

При Касым хане были приняты меры по совершенствованию структуры государственной власти, ее законодательной и исполнительной ветвей.

Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат – съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы – заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.

На следующем этапе развития казахской государственности при Есим хане (1595-1628 жж.) принимается  своеобразная конституция – «Есім ханның ескі жолы» (Древний путь Есим хана), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права.

Вместо улусной системы вначале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно – территориальными объединениями – жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

Как результат, Казахское ханство из унитарного государства превращается в федерацию со сложной внутренней структурой и широкой автономией входящих в нее субъектов всех уровней. Султаны, практически полностью отстраненные от управления государством и даже лишенные возможности участвовать в предвыборной борьбе за ханское место, должны были довольствоваться лишь сословными привилегиями – неподсудностью биям и освобождению от всех повинностей, кроме воинской.

Политическая система казахского общества XVII-XVIIІ вв. Политическая система казахов состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась только на авторитете правителя общины.

Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на вымышленной гнеосалогии. Общины объединялись в такие же жестко ранжированные ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на старший (Ұлы жүз), средний (Орта Жүз) и младший іші Жүз).

Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти –  авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку основными критериями было не происхождение, а опыт и авторитет. Ярким примером этого типа власти является власть биев и родоначальников у казахов. Аристократическая власть опиралась на элиту закрытого типа, которая не допускала в свои ряды новых членов. Это власть чингизидов – торе.

 Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII в. и при хане Тауке (1680-1718 жж.) нашла свое закрепление в своде законов «Жеті Жарғы» (Семь Установлений). Он был разработан при участии известнейших биев в начале XVII в. и об основных разделах данного свода законов мы с вами уже знаем из курса (истории Казахстана».

К ним относятся:

  • Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
  • Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
  • ВоенныйЗакон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
  • Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
  • Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
  • Закон о куне (стоимости выкупа), устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
  • Закон о вдовах (Жесир дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Кроме «Жети Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев – «Ереже», и «Билер сөзі» – рассказы, содержащие сведения о практике суда биев – судебном прецеденте.

Судопроизводство было основано на обычном праве – адете и мусульманском праве – шариате. Судебная функция была в руках биев – родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев.

Право на собственность – основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.

Институты обязательного права включают в себя договоры купли – продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, жұртшылық, асар и т.п.

Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многоженство).

Новое возрождение казахской государственности связано с именем султана, – а позже хана. – Абылая (1771-1781 жж.). Настоящее имя Абылая – Абильмансур. Он был сыном среднеазиатского правителя, казахского султана Коркем – Уали. Во время джунгарского нашествия Абильмансур двенадцатилетним мальчиком бежал в степь и, скрывая свое происхождение, некоторое время был простым пастухом. В конце 20 – 30 гг. Абильмансур принимает участие в боях с захватчиками вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров. Абильмансур принял имя Абылая. своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках.

Хан Абылай – последний, официально признанный на международной арене, казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Сохраняя политическую независимость, Абылай отказался от принятия царских подарков и принесения присяги в Петербурге. Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком, Сайрамом, Чимкентом и Ташкентом.

В целях сохранения целостности Казахского ханства Абылай еще будучи султаном 1757-1760 гг. принимает подданство Китая. А до этого казахами младшего и среднего жузов было принято подданство России.

Правление Абылая ознаменовалось радикальными мерами по изменению государственно – правовой системы Казахского ханства в сторону укрепления центральной власти, обеспечению реального суверинитета и сохранению целостности казахского государства.

Вторая половина XIX и начало ХХ вв. отмечается ускоренным освоением вошедших в состав России новых национальных районов, в том числе и Казахстана.

Почетное место в истории общественно-политической мысли Казахстана занимает первый казахский ученый, выдающийся просветитель-демократ Шокан Чингисович Валиханов – настоящее имя Мухаммед Ханафия (1835 – 1865 гг.). Он всю свою жизнь посвятил борьбе против феодального гнета, отсталости, рутины, против религиозного дурмана и невежества.

Большое влияние на формирование мировоззрения Шокана оказали представители интеллигенции Ф.М.Достоевский, революционер-разночинец известный географ П.П.Семенов – Тянь-Шанский, литератор и ориенталист Н.Ф.Костылецкий, преподававший в Сибирском кадетском корпусе в Омске, где учился Шокан. После окончания кадетского корпуса в 1853 г сразу же начинается общественная и литературная деятельность Шокана. В 1855 г. он принимает участие в поездке генерала Гасфорта и совершает большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Это путешествие положило начало глубокому научному изучению им истории казахского народа и его быта.

Расцвет научной и просветительской деятельности Шокана относится к концу 50-х – началу 60-х годов XIX столетия, когда он в 1858-1859 гг. совершает свою знаменитую поездку в Восточный Туркестан – Кашгарию, где знакомится с политическим и экономическим устройством этого “закрытого” края, собирает материалы по истории и этнографии народов, населявших эту страну с древнейших времен.

В 1856-1857 гг. Ш. Валиханов принимает участие в экспедициях по Кыргызстану, где впервые записывает поэму «Манас». В 1857 году по рекомендации П.Семенова-Тянь-Шанского Ш.Валиханов был избран в члены Русского Географического общества.

Одним из главных результатов научной деятельности Ш.Валиханова явился его капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухары)». Это был первый научный труд, посвященный истории, географии, социальному строю народов Восточного Туркестана, написанный с учетом достижений современной ему науки.

Мировоззрение Ш.Валиханова как просветителя-демократа сформировалось под воздействием демократической части русского общества в лице декабристов и петрашевцев, сосланных царским правительством в казахские степи, а также в результате влияния на него русских революционных демократов Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова.

В своей работе  «Письмо относительно судебной реформы» он пишет о необходимости проведения в казахской степи  не только судебной, но и  экономической и политической реформ, направленных на коренное улушение жизни и быта местного населения.

И. Алтынсарин педагог и просветитель.

И. Алтынсарин стоял у истоков казахской письменной литературы и литературного языка. Его просветительская деятельность развернулась с 1879 года, со времени назначения его инспектором школ Торгайской области: в 1881-1882 гг. он открыл во всех четырех уездах области по одному двухклассному русско-казахскому училищу.

Придавая исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития края, И.Алтынсарин способствовал открытию ремесленных и сельскохозяйственных училищ.

Великий просветитель положил начало женскому образованию, в конце октября 1888 г. им открыта в г. Иргизе первая в казахской степи школа с интернатом для обучения казашек.

Педагог-просветитель не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создавал учебные и методические пособия, главное место в преподавании он отводил естествознанию, русскому и казахскому языкам. Важное значение придавал нравственному воспитанию учащихся, стремился привить им чувства гуманности, честного отношения к труду, любви к Родине.

И Алтынсарину также принадлежит инициатива создания периодической печати в крае. Он был борцом за прогрессивное развитие родного народа, за распространение демократической культуры русского народа в Казахстане, за дружбу русского и казахского народов.

Абай Кунанбайулы – великий поэт и просветитель. Во второй половине XIX в. устное творчество казахов сохраняло свои лучшие традиции и продолжало развиваться, яснее стала обозначаться творческая индивидуальность поэтов и певцов-импровизаторов, их поэтическая деятельность постепенно начала принимать профессиональный характер.

В этот период развивалась казахская письменная литература нового типа, главным представителем и основоположником ее был великий поэт и мыслитель Абай. Первоначальное образование он получил дома, у муллы, а затем в медресе. Нарушая суровый устав медресе, он самовольно посещал русскую школу. Еще в школьные годы увлекся поэзией, сам писал стихи.

Родоправители начинают преследовать Абая за прогрессивные убеждения и деятельность на благо народа, на него поступают в царские местные органы доносы и жалобы. В Семипалатинске он встречался со многими царскими чиновниками, адвокатами и толмачами. Это способствовало овладению им русским языком и русской литературой.

В эти же годы Абай знакомится с русскими ссыльными революционерами-демократами, которые сыграли немалую роль в формировании его мировоззрения. В общении с ними поэт расширил круг своих знаний и интересов, познал подлинные ценности духовной культуры русского народа. Абай читал в переводе произведения известных западных авторов Гете, Байрона, Мицкевича, Спинозы, Дарвина и др.

Разносторонняя поэтическая, просветительская, общественная деятельность Абая и его друзей всей силой своего воздействия была направлена против отсталых патриархально-феодальных устоев, конкретных носителей этого зла – родовых интриганов, невежественных угнетателей простых тружеников, против отражающихся на них порядков колониальной системы. Надломленный тягостной борьбой и горестной трудовой жизнью, Абай тяжело занемог. Отвергнув всякое лечение своего недуга, он умирает в родных степях на шестидесятом году жизни.

Человечность и правдолюбие, равнодушие к мирским благам и жажда знаний – именно эти человеческие достоинства неустанно воспевал Абай в своих глубоко философских стихотворениях.

Страстное стремление к лучшему будущему, непоколебимая верность гуманистическим идеалам и принципам, смелое поэтическое творчество – все эти черты лирики Абая обусловили ее непреходящую ценность, ее живое значение вплоть до сегодняшних дней.

  1. 3. Развитие политической мысли в Казахстане в начале 20 века.

          Массовый протест против политики царизма в Центральной России, доходивший летом и осенью 1905 года до вооруженных столкновений, заставил царя пойти на уступки народу и начать реформирование системы управления.

Важнейшим новшеством стало объявление о выборах в Государственную Думу, представительный орган, который должен был обсуждать и одобрять принимаемые царем законы.

I Дума настаивала на отчуждении помещичьих земель, поэтому, озлобленный ее упрямством царь подписал 9 июля 1906 года Манифест о ее роспуске. С конца декабря 1906 года началась выборная компания во II Думу, однако, ее работа была не более продуктивной, чем первой. Казахские депутаты А.Бокейханов, Ш.Кожагулулы, Б.Каратаев активно использовали думскую трибуну для попытки проведения аграрного закона, позволяющего остановить переселение русских и украинских крестьян в Казахстан и изъятие земель у казахского населения. По аграрному вопросу начались ожесточенные дискуссии, причем большинство депутатов вновь настаивало на отчуждении помещичьих земель. На заседании 2 Думы 16 мая 1907 г. Б. Каратаев сделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов. Когда председательствующий прервал депутата, Каратаев сделал знаменитое заявление о том, что казахи поддерживают любое российское оппозиционное движение, выступающее за конфискацию «частновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голода».

Не желающий идти на уступки демократической оппозиции царь, 3 июня 1907 года распустил II Думу и издал «Положение» о выборах в III  Государственную Думу.

Новый избирательный закон еще более усугублял существующее  неравенство в избирательном праве граждан. Теперь один голос помещика приравнивался четырем голосам состоятельных горожан, 68 голосам городских обывателей, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Коренное население Центральной Азии,  в том числе казахи, были вообще лишены избирательных прав и права быть избранными в Думу.

Политическая активность казахского населения и крестьян – переселенцев в 1905 – 1907 годах привела к тому, что правительство начало применять в Казахстане «Положение о мерах к сохранению государ- ственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года. Оно предусматривало приостановление действия законов, введе ния особого режима трех типов: усиленной охраны, чрезвычайной охраны и военного положения. Именно военное положение было объявлено в Казахстане в 1905 году, что означало применение чрезвычайных законов военного времени и жестоких уголовных репрессий, направленных на подавление освободительного движения.

В конце 1905 г. в г. Уральске состоялся Первый общеказахский съездпоставивший задачу создания казахской национальной политической  партии. Казахская партия должна была стать филиалом кадетской партии, однако, более радикальной и отражающей интересы коренного населения края. Во главе национально освободительного движения встали лучшие представители казахской интеллигенции: Алихан Бокейханов, Миржакып Дулатов, Бакытжан Каратаев, Мухаметжан Тынышпаев, МустафаЧокаев, Ахмет Байтурсынов и др.

Царское правительство, обеспокоенное консолидацией казахской оппозиции, начало репрессии против ее руководителей. В январе 1906 г. был арестован А. Бокейханов, направлявшийся в Семипалатинск для подготовки второго общеказахского съезда. Съезд, тем не менее, состоялся в феврале того года, на нем присутствовало 150 делегатов. На съезде была одобрена программа российских кадетов. В этой программе содержались и требования признания всех земель Казахстана собственностью казахского народа, принятия закона об открытии школ, медресе и университета, прекращения переселения крестьян.

Однако эти требования не получили поддержки в руководстве партии кадетов, хотя А. Бокейханов входил в состав центрального комитета этой партии. После этого начались новые репрессии против лидеров освободительного движения казахов. В 1908 г. вторично был арестован А. Бокейханов, а в июле 1909 г. – А. Байтурсынов. В 1910 г. он был освобожден, но выслан из пределов казахских областей.

Казахская политическая пресса. Полицейский террор, начавшийся в 1908 г. не смог полностью ликвидировать освободительное движение казахов.

Однако теперь оно развивалось в основном по линии политической прессы. Так, в 1911 г. были созданы сразу два печатных органа. В январе в типографии «Энергия» в Троицке появился ежемесячный журнал «Айкап», издаваемый Мухаметжаном Сералиулы и Еркемом Алимулы. Журнал был модернистского толка, испытывал на себе влияние революционного панисламизма и пантюркизма, открыто и резко выступал против царизма и русского присутствия в степи.

В марте 1911 г. вначале в Ханской ставке, затем в Уральске начала издаваться газета «Казахстан», редакторами которой были Батырша Каирнияз, Мухаммед Кураш и Омар Караши (Карашин). Возглавлял редакцию Султан Сагинкерей Бокей (Букеев). Газета была революционного и панисламистского направления, русская цензура запретила ее выпуск после 4 номера. Вновь «Казахстан» появился только в 1913 г.

Политический характер имели и многие литературные произведения, увидевшие свет в этот период. В 1909 г. в г. Уфе был опубликован сборник стихов Миржакыпа Дулатулы «Оян, қазақ!». Стихи были направлены на пробуждение самосознания казахского народа, акцентировалось внимание на колониальной политике России и угнетенном положении казахов.

С 1913 г. начинается новый этап освободительного движения, связанный с деятельностью газеты «Қазақ». Она издавалась в Оренбурге на средства Мустафы Оразаева и с самого начала достигла значительного по тем временам тиража – 3 тыс. экземпляров. Редактором был Ахмет Байтурсынов, окруженный целой плеядой талантливых казахских журналистов и писателей: Алихан Бокейханов, Миржакип Дулатов, Халел Досмухамедов, Магжан Жумабаев, Жусипбек Аймауытуов и др. «Қазақ» противостоял колониальной политике царизма, воздерживаясь, однако от призывов к вооруженной борьбе. Вокруг этой газеты на протяжении 1913 – 1916 гг. сложились актив и сторонники будущей партии «Алаш». Газета раздражала царскую охрану антиколониальным характером публикаций, ее на протяжении 1913-1916 гг. закрывали 26 раз, и сам А. Байтурсынов неоднократно арестовывался.

Несмотря на репрессии со стороны властей, национально- освободительное движение в начале XX в. все более крепло, консолидировалось, приобретало черты политической оппозиции режиму. Период 1905-1914 гг. подготовил появление казахской политической партии «Алаш» и новый подъем освободительной борьбы.

Одной из политических теорий, зародившихся относительно духовного наследия Казахстана и Росии является Евразийская идея. Основу этой идеи заложили 3 июня 1921 года в Софии русские ученые-эмигранты Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий.  Эта идея получила свое развитие в трудах известного русского ученого, академика Л.Н. Гумилева. На основе этой идеи признаются особенности права и духовной культуры каждого народа, населющего Евразийский континент. По мнению вышеназванных ученых основой многонациональной евразийкой культуры является «материальная база», а также  не преклонение перед государством, а верховенство духа народа.

Впервые идея о создании Евразийского сообщества была выдвинута Н.А. Назарбаевым 28 марта 1994 года в своем выступлении перед преподавателями и студентами МГУ. Она была реализована 10 октября в г. Астане, где было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС),  членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикстан. Позже в него вошел и Узбекистан.

В настоящее время на основе существовавшего  Таможенного союза, куда входили Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Беларусь,  с 1 января 2015 года работает Евразийский экономический союз – ЕАЭС. В данный Экономический союз дополнительно вошла и четвертая страна – Армения. С мая 2015 года в него вступила и Кыргызская Республика.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!