Культура Казахстан в XVІІІ и  начале XІX вв

Культура Казахстан в XVІІІ и  начале XІX вв.

Культура казахского народа  в XVІІІ продолжала традиции передшествующих времен. Это выразилось прежде всего в развитии устного народного  (поэтического) творчества. В то время жил и творил известный жырау, поэт-импровизатор Бухар Калкаманулы (1693-1787 гг.). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

Он родился и вырос в Баянауле. Основной темой творчества Бухара-жырау были патриотизм, любовь к Родине, призыв к единству народа, к отваге и подвигам. В своем творчестве он прославлял героев национально-освободительной борьбы казахского народа против джунгарских захватчиков – батыров Богенбая, Кабанбая, Жанибека и других. Бухар жырау воспевал деятельность хана Аблая, который хотел объединить все три жуза в единое и могучее централизованное государство, он был советником Аблая, поддерживал его словом и делом. В своей поэме «Сабалақ» Бухар жырау описал торжество провозглашения Аблая ханом всех трех жузов, проницательно предвидел его гений и политический дар. Благодаря его жырам «Ой, Аблай, Аблай!», «Ей, заман-ай, заман-ай!», «Ашуланба, Аблай!» и другим мы узнаем об исторических событиях того времен. Бухар жырау в своих творениях  постоянно призывал своих соплеменников к благодным действиям: «Не ввергай себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю, ибо скот может погибнуть, а земля останется и после тебя. Довольствуйся посланным Богом, подумай о своем достоинстве».

Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768 гг.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. Похоронен Актамберды в Семи­палатинской области, в местности Журек Жота.

Умбетей Тулеулы (1706-1778 гг.) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известным является  произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру.

К концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Таттикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы, Актамберды жырау (1675-1768 гг), Котеш (1745-1818 гг.) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819 гг.) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах.

В народном творчестве того времени были увековечены события войн с джунгарами в песнях «Елим-ай» («О, народ мой!»), «Қап қағылған» («Вытряхивали мешки»), «Шаңды жорық» («Пыльный поход»).

Автором «Елим-ай» был знаменитый жырау Кожаберген Толыбайулы (1663-1763 жж.), который принимал непосредственное участие в подготовке свода законов «Жеті жарғы». Данному своду законов он затем посвящает свой одноименный дастан «Жеті жарғы». До наших дней дошли также его историческая песня «Ата тек» («Земля предков»), а также стихи «Қуаныш» («Радость»), «Ер Қойлыбай», «Жастық», «Кәрілік», «Өсиет» («Завещание»), «Наурыз батасы» («Благословение Наурыз»), «Насихат өлеңдері» и др.

В тот период развивалось и музыкальное творчество. Памяти о восстании Срыма Датова посвящен кюй «Сырым сазы» («Думы Срыма»). Выдающимся композитором Байжигитом были созданы кюи «Ақтабан шұбырынды», «Қайың сауған» («Доение березы», повествующий о том, что во время великого бедствия, спасаясь от голода народ пил березовый сок) и другие.

В музыкальной и поэтической культуре ХІХ века нашло отражение восстание под руководством И. Тайманова и его соратника поэта                                 М. Утемисова. Махамбет воспевал борьбу за свободу и любовь к Родине. В таких произведениях, как «Великая мечта», «Нарын-песни», «Обращение к султану Баймагамбету», «Обращение к Жангиру», «Птичка Чибис» и других он прославлял также бесстрашие повстанцев, героизим Исатая.

Восстанию И. Тайманова одно из первых своих произведений посвятил выдающийся композитор Курмангазы Сагырбаев (1806-1873 гг.). Это был кюй «Кішкентай» («Малый», имеется в виду, что мало было сил для победы).

Присоединение Казахстана  к России привело к тому, что с целью изучения географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии этого края сюда стали приезжать ученые, путешественники. В 1769 году одну из первых экспедиций возглавлял П.С. Паллас, результатом ее явился труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773г.). В 1772 году Н.Рычков опубликовал «Дневные записки путешествия капитана Н.Рычкова в киргиз-кайсацкие степи в 1771 году». Крупным этапом в изучении Казахстана русскими стал выход в свет в 1832 году книги       А.И. Левшина «Описание киргиз-кайсацких орд и степей». Одно из  центральных мест в числе представителей русской культуры внесших неоценимый вклад в изучение края, занимает В.И.Даль, который в 1833-1841 годах, будучи чиновником по особым поручениям при оренбургском губернаторе, изучал устное народное творчество, быт, обычаи казахов. В 1833 году с целью собрать материал о пугачевском восстании в Оренбурге и Уральске побывал А.С. Пушкин.

В ХІХ веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П.П. Семенов-Тяншанский (1827-1914), глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тяньшань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Под его руководством было составлено и издано многотомное исследование «Россия.Полное географическое  описание нашего Отечества». Два тома из них – «Киргизский край» и «Туркестанский край»  – посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Географию, флору, фауну казахстана, его природные ископаемые также изучали Н.А.Северцев и И.В.Мушкетов. Значителен вклад известного востоковеда, тюрколога, этнографа,  академика Петербургской академии В.В.Радова (1837-1918), исследовавшего обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, Семиречья. В его «Образцах народной литературы тюрских племен» содержатся и казахсике сказки, эпические произведения, лирика казахского народа. Немало сведений  о Казахстане можно обнаружить в книгах крупного ученого-востоковеда, археолога, лингвиста, академика В.В.Вельяминова-Зернова (1830-1904) «Исследование о касимосвких царях и царевичах», «Исторические сведения о киргизах-кайсаках» и других, где он осветил многие узловые вопросы истории Казахстана. Историю края изучали также А.И.Добромыслов, Н.Н.Аристов, М.Красовский и другие. Сбором данных по ситории, этнографии, географии также занимались офицеры  Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные.

В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине ХІХ века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868г.), в Омске (1877г.), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году- отдел в Туркестане. Они издавали сборники, в которых были представлены материалы по ситории, этнографии, географии. Сотрудничала с ними и казахская интеллигенция, например, членом-корресподентом Оренбургского отделения географического общества был И.алтынсарин, публиковавший в его сборниках свои исследования. Во второй половине ХІХ века в Каазахстане были созданы  областные статистические комитеты, которые публиковали «обзоры» областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Так, в работе Семипалатинского областного статистического комитета  принимал участие Абай. Изучением казахстана занимались и другие научные организации России – Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любитей естествознания, антропологии и востоковедения. В это время в казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медрессе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, осваивали азы грамотности в мусульманских мектебах.Учебные  заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: преводчиков, писарей. Таковыми были открытые в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1879 году Правительственная школа в Оренбурге, в них  обучались русские и казахские дети. В 1825 году начал функционировать кадетский корпус в Оренбурге , а в 1846 году – в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Казахская светская школа начала действовать в 1841 году в Букееском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге  –  при  Програничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах появились русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году, и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже стали рабртать учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили  … учителей-казахов. Также в ХІХ веке возникли сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.

  1. Развитие культуры и общественной мысли Казахстана во второй
    половине XIX в
    ока.

Вторая половина XIX и начало ХХ вв. отмечается ускоренным освоением вошедших в состав России новых национальных районов, в том числе и Казахстана. В край приезжают ученые и путешественники для изучения его географии, истории, экономики, этнографии,

Крупнейшие экспедиции в середине XIX в. возглавляли Осип Михайлович Ковалевский, Григорий Петрович Данилевский, Владимир Иванович  Даль. Эти путешественники изучали природу Казахстана, культуру и быт его народа, занимались географическими съемками и картографией.

Большую роль в изучении Казахстана сыграло Русское географическое общество, образованное в 1845 г. Крупный вклад внесли такие талантливые ученые-географы, как П.П.Семенов–Тяньшанский (1827-1914 гг.), Николай Александрович Северцов (1827-1885 гг.), Иван Васильевич Мушкетов (1850-1902 гг.). Ими составлены и изданы многотомные обобщающие исследования, посвященные описанию Казахстана и Средней Азии, которые служили своеобразным путеводителем в выявлении здешних минеральных ресурсов.

Большая работа велась русскими учеными в области изучения истории, быта, культуры и языка казахского народа. Важное место в этом принадлежит востоковеду Василий Васильевич Радлову (1837-1918 гг.). Он был одним из организаторов «Русского Комитета по изучению Средней Азии и Восточной Азии».

Своими исследованиями русские ученые обогащали отечественное востоковедение, в частности, историческую литературу о Казахстане. Деятельность русских ученых положила начало развитию науки в крае и способствовала вовлечению в нее передовых представителей казахской интеллигенции.

Однако не все представители русской научной и художественной интеллигенции с благожелательных позиций излагали историю и культуру казахского народа. С шовинистических позиций к нему относились такие писатели, как Ф. Булгарин, И. Скобелев и некоторые другие, которые считали, что «кочевники не способны к учению».

Но наряду с такими апологетами колониальной системы была довольно значительная группа русской интеллигенции, которая в своих произведениях придерживалась демократически-реалистических взглядов (А.С. Пушкин, В.И. Даль, В.А. Ушаков и др.) на самобытную культуру казахского народа.

В Казахстане с 1847 по 1857 гг. отбывал ссылку великий украинский поэт Т.Г. Шевченко, который писал этюды степного пейзажа, в своих стихах воспевал дружбу народов, гостеприимство казахов.

В развитии культуры и общественной мысли Казахстана во второй половине XIX в., особенно в пореформенную эпоху, большую роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Сравнительно крупным научным обществом, возникшим на территории Казахстана, явился Оренбургский отдел Географического общества России, учрежденный в 1868 г. Его действительным членом были видные чиновники области, а также отдельные именитые султаны. С конца XIX в. во всех областных и многих уездных городах возникли общества, занимающиеся вопросами народного образования.

В развитии культуры большую роль играли города, которые становились не только центрами промышленности (Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Верный, Уральск, Акмолинск, Петропавловск), где складывалось ядро потомственных наемных рабочих, но и росло число интеллигенции – учителей, врачей, мелких служащих. Города постепенно стали занимать ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни края. В городах начали издаваться газеты, журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, читальни, народные дома и музеи. Общественные библиотеки открывались во всех областных и уездных центрах. В 1883 г. общественную библиотеку в г.Семипалатинске часто посещал Абай, где брал читать произведения классиков русской литературы, в том числе А.С. Пушкина.

С целью подготовки кадров для местной царской администрации из числа переселенческого населения были открыты в 1813 г. в Омске и в 1825 г. в Оренбурге военные училища, преобразованные в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус. В них учились и дети отдельных представителей феодальной аристократии.

 

  1. Казахские просветители-демократы второй половины Х1Х в. (Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев).

Почетное место в истории общественной мысли Казахстана занимает первый казахский ученый, выдающийся просветитель-демократ Шокан Чингисович Валиханов – настоящее имя Мухаммед Ханафия (1835 – 1865 гг.). Он всю свою жизнь посвятил борьбе против феодального гнета, отсталости, рутины, против религиозного дурмана и невежества.

Большое влияние на формирование мировоззрения Шокана оказали представители интеллигенции Ф.М.Достоевский, революционер-разночинец известный географ П.П.Семенов – Тянь-Шанский, литератор и ориенталист Н.Ф.Костылецкий, преподававший в Сибирском кадетском корпусе в Омске, где учился Шокан. После окончания кадетского корпуса в 1853 г сразу же начинается общественная и литературная деятельность Шокана. В 1855 г. он принимает участие в поездке генерала Гасфорта и совершает большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Это путешествие положило начало глубокому научному изучению им истории казахского народа и его быта.

Расцвет научной и просветительской деятельности Шокана относится к концу 50-х – началу 60-х годов XIX столетия, когда он в 1858-1859 гг. совершает свою знаменитую поездку в Восточный Туркестан – Кашгарию, где знакомится с политическим и экономическим устройством этого “закрытого” края, собирает материалы по истории и этнографии народов, населявших эту страну с древнейших времен.

В 1856-1857 гг. Ш. Валиханов принимает участие в экспедициях по Кыргызстану, где впервые записывает поэму «Манас». В 1857 году по рекомендации П.Семенова-Тянь-Шанского Ш.Валиханов был избран в члены Русского Географического общества.

Одним из главных результатов научной деятельности Ш.Валиханова явился его капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухары)». Это был первый научный труд, посвященный истории, географии, социальному строю народов Восточного Туркестана, написанный с учетом достижений современной ему науки.

Мировоззрение Ш.Валиханова как просветителя-демократа сформировалось под воздействием демократической части русского общества в лице декабристов и петрашевцев, сосланных царским правительством в казахские степи, а также в результате влияния на него русских революционных демократов Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Однако Ш.Валиханов не смог подняться до понимания необходимости радикальных мер для коренного переустройства казахского общества, он ошибочно полагал, что зло заключается не в существующей системе в целом, а в отдельных представителях царской администрации.

И. Алтынсарин педагог и просветитель. В середине XIX в.                     в казахской степи не было светских школ для обучения детей коренного населения, только в Букеевской Орде такая начальная школа была открыта в 1841 г. Светская школа с семилетним сроком обучения казахских детей специально была открыта при Оренбургской Пограничной комиссии в 1850 г. для подготовки писарей и переводчиков в местных органах колониального аппарата. Из всего Оренбургского края в нее было принято 30 учеников, в том числе Ибрагим Алтынсарин. За 19 лет существования она выпустила 48 учеников. Подобная школа была открыта в 1865 г. при областном правлении Сибирских казахов в г. Омске, куда было принято 20 учеников. В школах изучали русский язык, арифметику, татарский (казахский) язык, закон магометанского вероисповедания.

Открытие начальных народных школ относится к 60-м годам XIX в., и оно связано с именем И. Алтынсарина. В 1868-1896 гг. в Уральской области работали 24 русско-казахских школы, из них 2 двухклассные,                           6 – сельских одноклассных, 14 – старшинских и 2 частных училища.

Первые школы в Сырдарьинской области для русских открылись в 1860 г. в Раимском (Казалинске) укреплении и в Перовске (Ак-Мечеть, ныне Кзылорда). В 1896 г. в области насчитывалось 78 учебных заведений, в том числе 7 русско-туземских школ.

Образование казахских детей находилось в зачаточном состоянии. В аулах школы начали открываться с середины 80-х годов. В волостях и аулах дети учились, обычно, в мусульманских школах-мектебах, реже – в медресе. Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы преградить путь к открытию мусульманских школ для обучения детей казахов, установив строгий контроль. Несмотря на все ограничения, мусульманские школы открывались повсеместно, особенно в южных областях, где было сильно влияние ислама.

И. Алтынсарин стоял у истоков казахской письменной литературы и литературного языка. Его просветительская деятельность развернулась с 1879 года, со времени назначения его инспектором школ Торгайской области: в 1881-1882 гг. он открыл во всех четырех уездах области по одному двухклассному русско-казахскому училищу.

Придавая исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития края, И.Алтынсарин способствовал открытию ремесленных и сельскохозяйственных училищ.

Великий просветитель положил начало женскому образованию, в конце октября 1888 г. им открыта в г. Иргизе первая в казахской степи школа с интернатом для обучения казашек.

Педагог-просветитель не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создавал учебные и методические пособия, главное место в преподавании он отводил естествознанию, русскому и казахскому языкам. Важное значение придавал нравственному воспитанию учащихся, стремился привить им чувства гуманности, честного отношения к труду, любви к Родине.

И Алтынсарину также принадлежит инициатива создания периодической печати в крае. Он был борцом за прогрессивное развитие родного народа, за распространение демократической культуры русского народа в Казахстане, за дружбу русского и казахского народов.

После полного присоединения Казахстана к России русские ученые и представители интеллигенции стали чаще совершать поездки в Степной край с целью изучения его природных богатств и истории народов, населяющих его. Они начали собирать сведения об акынах, певцах-импровизаторах, сказителях и даже стали записывать тексты их сочинений. Некоторые из акынов и сказителей сами записывали свои произведения, благодаря им сохранились подлинные тексты их песен. С середины XIX в. песни и сказания отдельных акынов начали публиковаться. Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества казахов.

Абай Кунанбайулы – великий поэт и просветитель. Во второй половине XIX в. устное творчество казахов сохраняло свои лучшие традиции и продолжало развиваться, яснее стала обозначаться творческая индивидуальность поэтов и певцов-импровизаторов, их поэтическая деятельность постепенно начала принимать профессиональный характер.

В этот период развивалась казахская письменная литература нового типа, главным представителем и основоположником ее был великий поэт и мыслитель Абай. Первоначальное образование он получил дома, у муллы, а затем в медресе. Нарушая суровый устав медресе, он самовольно посещал русскую школу. Еще в школьные годы увлекся поэзией, сам писал стихи.

Родоправители начинают преследовать Абая за прогрессивные убеждения и деятельность на благо народа, на него поступают в царские местные органы доносы и жалобы. В Семипалатинске он встречался со многими царскими чиновниками, адвокатами и толмачами. Это способствовало овладению им русским языком и русской литературой.

В эти же годы Абай знакомится с русскими ссыльными революционерами-демократами, которые сыграли немалую роль в формировании его мировоззрения. В общении с ними поэт расширил круг своих знаний и интересов, познал подлинные ценности духовной культуры русского народа. Абай читал в переводе произведения известных западных авторов Гете, Байрона, Мицкевича, Спинозы, Дарвина и др.

Разносторонняя поэтическая, просветительская, общественная деятельность Абая и его друзей всей силой своего воздействия была направлена против отсталых патриархально-феодальных устоев, конкретных носителей этого зла – родовых интриганов, невежественных угнетателей простых тружеников, против отражающихся на них порядков колониальной системы. Надломленный тягостной борьбой и горестной трудовой жизнью, Абай тяжело занемог. Отвергнув всякое лечение своего недуга, он умирает в родных степях на шестидесятом году жизни.

Человечность и правдолюбие, равнодушие к мирским благам и жажда знаний – именно эти человеческие достоинства неустанно воспевал Абай в своих глубоко философских стихотворениях.

Страстное стремление к лучшему будущему, непоколебимая верность гуманистическим идеалам и принципам, смелое поэтическое творчество – все эти черты лирики Абая обусловили ее непреходящую ценность, ее живое значение вплоть до сегодняшних дней.

В то же время просветительские идеи нередко выступали у Абая в религиозной оболочке. В этом сказывается известная непоследовательность и противоречивость его идейной позиции. Тем не менее, его замечательное прозаическое произведение  «Слова назидания», создававшееся на протяжении ряда лет, имело огромное прогрессивное значение для развития общественной мысли и художественной прозы в Казахской степи.

Особое место в истории Казахстана того периода занимает деятельность видного политика, ученого, публициста А.Н.Букейханова (1866-1937). Он родился в Каркалинском уезде Семипалатиской области,  будучи потомком султанов Среднего жуза. Образование получил сначала в Каркаралинской русско-казахской школе, затем в Омской гимназии и, наконец, в Петербургском лесотехническом институте. Учась на 3-м курсе института, в 1896 году он принял участие в экспедиции по обследованию Казахстана во главе с известным исследователем Ф.А.Щербиной. В ходе экспедиции А.Букейханов заложил основы  планомерного изучения экономики, этнографии,  культуры Казахстана. Неслучайно он вошел в состав редакционно-авторского коллектива издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», особенно значимой оказалось его роль в составлении ХVIII тома, посвященного Казахстану.

Назревание политического кризиса в Российской империи в начале ХХ века, усилившееся в результате поражения в русско-японской войне и вылившееся затем в события «кровавого воскресенья», подтолкнуло либерально-демократическую интеллигенцию в лице таких известных представителей российской науки и культуры, как П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, П.Н.Милюков, А.И.Гучков, В.И.Вернадский и других, создать партию российских либералов. 11-18 октября 1905 года в Москве состоялся учредительный съезд, где была создана Конституционно-демократическая партия. Делегатом этого съезда от Омска был А.Н.Букейханов. В декабре 1905 года по инициативе А.Букейханова в Уральске прошел съезд представителей пяти областей Казахстана, который решил создать казахский национальный филиал партии кадетов. Однако эта инициатива не нашла поддержки ни в ЦК партии, ни на ее II съезде, так как кадеты считали Россию «единой и неделимой», а создание национальных филиалов якобы противоречило этой концепции.  После того как был опубликован царский указ о выборах в I Госдума, А.Букейханов включился в избирательную кампании. И стал ее депутатом. Но 9 июля 1906 года указом Николая II Первая дума была распущена, а А.Букейханов оказался в числе подписавших Выборгский манифест протии роспуска Думы, за что был арестован. После освобождения из тюрьмы он поселился в Самаре, где работал статистом Донского земельного банка. В Самарский период своей жизни он активно сотрудничал с издателями энциклопедии Ф.А. Брокгаузом и И.А.Ефроном, участвовал в выпуске 4-21-го томов. Опубликовал статью «Киргизы» («Казахи») в сборнике «Формы национального движения в современных государствах»(СПб.1910), посвященную этногенезу, культуре казахов, вопросам формирования и развития их государства. Здесь он работал над историей Кенесары Касымова, опубликовал очерк о жизни Абая. Темами  научных публикаций А.Букейханова стали: переселенческая и аграрная жизнь казахов; вопросы будущего государственного устройства Казахстана; теоретические и правовые аспекты государственности. Публиковался он под псевдонимом «Қыр баласы» («Сын степей»).

А.Н.Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так, решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания им своей роли. 5 января 1913 года генерал-губернатор Сухомлинов уведомил военного губернатора Уральской области, что «под редакторством» А.Байтурсынова «разрешено издавать в г.Оренбурге еженедельную газету на киргизском языке под названием «Қазақ» («Киргиз»). В программе издания газеты говорилось, что она включает в себя публикацию указаний и правительственных распоряжений, освещение работы Государственной думы, «внешние и внутренние известия», публикацию статей «по истории и быту киргиз», истории, этнографии, культуре казахского народа, освещение вопросов экономики, образования,  просвещения в области медицины, гигиены, вопросов ветеринарии. Также была заявлена в программе издания публикация корреспонденций и телеграмм, местной хроники. Таким образом, ставя перед собой широкие культурно-просветительские задачи, редакция газеты выделила стержневой вопрос – это судьба и будущее казахов, была четко поставлена цель –«осуществлять пропаганду среди казахов – киргизов». Издатели газеты считали, что для сохранения самостоятельности народа «нам необходимо всеми силами и средствами стремиться  к просвещению и общей культуре; для этого мы обязаны первым делом заняться развитием литературы на родном языке». У газеты «Қазақ» была большая читательская аудитория, ее читали во всех областях Казахстана, в частности в Тургайской, Семипалатинской, Уральской, Сырдарьинской , Семиреченской, Акмолинской. Кроме того, газета поступала в Фергану, Самарканд, Закаспийскую область, Уфу, Казань, Томск, а также в Москву и Петербург.

Итак, местом издания газеты был выбран Оренбург. Газета имела название «Қазақ» (1913-1918), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Прежде всего это известный поэт и прозаик М.Дулатов (1885-1935), издавший в 1909 году сборник стихов «Оян, Қазақ!»(«Пробудись, казах!»). Стихотворение, давшее название этой книге, стало манифестом угнетенного народа и вызвало панику царских властей, конфисковавших весь ее тираж. М.Дулатову принадлежит роман «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), вышедший в 1910 году и повествующий о тяжкой судьбе угнетенной казахской женщины. Изданы также сборники его стихов «Азамат» (1913) и «Терме» (1915).

Редактором газеты «Қазақ» был поэт, переводчик, лингвист, педагог А.Байтурсынов.

Вместе с А. Букейхановым  инициатором созыва Казахского съезда в Уральске и создания национального филиала кадетской партии был потомок Абулхаира Б.Каратаев (1860-1934). Б. Каратаев получил блестящее образование, окончив в 1890 году юридический факультет Петербургского университета. Будучи депутатом II Государственной думы от Уральской области, Каратаев получил возможность выступить в Госдуме 16 мая 1907 года, которое он начал так: «От имени киргиз-кайсацкого народа с этой  трибуны не говорил, между тем, в нашем государстве обострившийся аграрный вопрос хотят разрешить переселением крестьян на территорию степных областей…». В своем выступлении он со всей остротой поднял аграрный и национальный вопросы, показал антинародность  столыпинских планов переселения русских и украинских крестьян в Казахстан. Закончил свое выступление Б.Каратаев следующими словами: « Я говорю – пусть помнит Государственная дума, что киргиз-кайсаки, которых обижают путем переселения на их земли крестьян ради защиты помещичьих интересов внутри России, пусть она имеет в виду, что киргиз-кайсаки всегда сочувствуют всем оппозиционным фракциям. Но имейте в виду то, что в настоящее время выселяют киргизов не с земли, а из жилых их домов, для того , чтобы освободить их места для крестьян, для того, чтобы спасти помещиков»(17,с45).

Выразителями различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции были уже названная газета«Қазақ» и журнал « Айқап» (1911-1915). Издателем и редактором «Айқап»  был М. Сералин, в журнале сотрудничали Ж.Сейдалин, Б.Каратаев, С. Торайгыров, С.Сейфуллин, Б. Майлин. Объединяло эти издания то, что они выражали общенациональные идеи, отстаивали интересы казахского народа в условиях его колониального положения.

После революции 1905-1907 годов процесс переселения в Казахстан значительно активизировался, что привело к резкому обострению аграрного вопроса, усилению колониализма, и уже начало второго десятилетия ХХ века вновь ознаменовалось выступлениями трудящихся против национального и социального гнета. В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества «Атбасарские медные рудники». 1912 год стал периодом нового подъема демократического движения: состоялась стачка угольщиков Байконура, забастовки и митинги прошли в Семипалатинске, в Тургайском уезде, в Омске, Оренбурге, Петропавловске, Усть-Каменогорске, на промыслах Доссора и Эмбы.

 

  1. 4. Искусство и музыкальная культура

Во второй половине XIX в. единственно доступной формой изобразительного искусства продолжало оставаться народное прикладное искусство. Изделия казахских мастеров-кузнецов и ювелиров экспонировались на выставках в Кокшетау, Петропавловске (1876г.), на Всероссийской выставке в Нижнем-Новгороде (1896 г.).

Казахское народное прикладное искусство этого периода отличается сложившимся художественным стилем, позволяющим определить его локальность в общем круге прикладного творчества народов Средней Азии. Художественные ценности казахской материальной культуры стали входить в сокровищницу всех народов России. Так, на Парижской Всемирной выставке в 1863 г. в числе экспонатов из России были и образцы казахского прикладного искусства (ювелирные и ковровые изделия, одежда). На политехнической выставке в Москве в 1872 г. казахские музыкальные инструменты являлись частью коллекции музыкальных инструментов народов Центральной Азии.

Вторая половина XIX – начала ХХ вв. была периодом расцвета музыкальной культуры казахов. В музыкальных произведениях остро отражалось недовольство народа социальным угнетением, феодально-байской эксплуатацией. Плодотворное влияние на развитие музыкального искусства оказала большая группа певцов и музыкантов: Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шигайбайулы, Таттимбет Казангахтулы и многих других. Высшую ступень развития классических образцов получила песенная культура в творческом и исполнительском мастерстве Биржана Кожамкулулы, Мухита Мералиулы, Ахана-сере Корамсаулы, Жаяу-Мусы Байжанулы и многих других.

Неоценимое значение для изучения музыкального быта казахского народа того периода, а также в выявлении содержания и особенностей казахской музыки имеют труды русских ученых и путешественников. С.Г.Рыбаков собрал более 100 казахских песен, в них сохранены основные черты народной музыки, характерные для прошлого, являющиеся достоверной основой для понимания развития музыкального языка на разных этапах истории казахского народа.

Работы русских ученых и путешественников о музыкальной культуре казахского народа свидетельствуют о демократических традициях российской науки, ее передовые деятели всегда с вниманием, чуткостью и объективностью оценивали духовные богатства нерусских.

Казахская народная музыка не только обогащалась благодаря связям с русской музыкой, но и сама вместе с фольклором других народов являлась одним из источников творчества некоторых русских композиторов. Мелодия казахской степи из записей П.И.Паншина была отобрана М.П.Мусоргским (1839-1881 гг.) для задуманной им оперы «Пугачевщина» по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». А.Л. Бородин, работая над оперой «Князь Игорь», вероятно, располагал записью казахских мелодий, о чем свидетельствует сходство хора половецких воинов (из второго действия) с мелодиями «Ой, айнам» и «Газиз-ай».

Таким образом, еще в дооктябрьское время начался процесс взаимообогащения музыкальных культур народов России. Это, несомненно, было частью тех тенденций, которые всем ходом общественной жизни вели к сближению всех наций между собой.

Сайттағы материалды алғыңыз келе ме?

ОСЫНДА БАСЫҢЫЗ

Бұл терезе 3 рет ашылған соң кетеді. Қолайсыздық үшін кешірім сұраймыз!